НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___Наша "МАКАРЕНКОВСКАЯ БИОГРАФИЯ" (какое мы имеем отношение к макаренковскому сообществу). Просмотров 510.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КРАТКАЯ "КОММУРСКАЯ-МАКАРЕНКОВСКАЯ" АВТОБИОГРАФИЯ Р.В.СОКОЛОВА
(приложение к визитной карточке Р.В.Соколова и сборнику его публикаций
об С.Т.Шацком, А.С.Макаренко и И.П.Иванове, об их роли и значении в общественно-педагогическом д
вижении) Помещённый ниже текст написан 26 октября 2008г.
и требует очень существенного дополнения (как и перечень публикаций).

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На международной конференции, и конкурсе посвящённых 120-летию А.С.Макаренко международная Макаренковская ассоциация и журнал Народное образование» наградили исследователя и пропагандиста наследия А.С.Макаренко Ричарда Валентиновича Соколова медалью «А.С.Макаренко. За педагогическую доблесть*»
Позже такой же медалью была награждена и Наталья Валентиновна Соколова

( В Толковом словаре В.Даля: «Доблесть ж. Высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва» Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. – М, 1994, т.1 с. 1098).

=========================================================================

 

 

Ещё, будучи школьником, как-то в споре с матерью (она несколько лет до этого работала педагогом, а я только начал работать в летние каникулы в пионерских лагерях) я сказал: «А вот Макаренко…»


Она не на шутку разозлилась и закричала, что Макаренко ничего в воспитании не понимал – у него, мол, не было своих детей, а вот у неё есть, и даже четверо…

Тогда я знал о Макаренко только по фильму «Педагогическая поэма», и спорить было трудно. Не знал я, что он воспитывал племянницу Олимпиаду Витальевну и сына жены от её первого брака Льва Салько.

Читать работы Макаренко я стал лишь в двадцать один год.

После того, как оказался случайно (если такое может быть случайным) на Всесоюзном сборе клубов юных коммунаров в далёком сибирском городе на Ангаре – Братске.

Было это летом 1964 г. Увиденное на том сборе ошеломило, потрясло и влюбило меня с первого взгляда в тех, кто называл себя юными коммунарами.

Да так, что повернуло всю мою дальнейшую судьбу градусов на 90.

Мать посчитала, что я тогда совершенно потерял голову и сбился с истинного своего пути. (В это время я готовился к первой своей персональной художественной выставке).

Вернувшись из Сибири, я всё-таки провёл свою выставку и, попрощавшись с поклонниками моего таланта, закопал его поглубже в землю, чтобы родиться совершенно в ином качестве.

Прежде всего, я пошёл работать учителем в школу и принялся с упоением читать Макаренко. Надо сказать, что уже за три года до этого я работал в школе учителем рисования, но тогда эта деятельность меня не увлекла.

Вскоре оказался в Клубе юных коммунаров при «Алом парусе» «Комсомольской правды», где познакомился с В.И.Максаковой и другими замечательными макаренковцами.

Несколько позже я заинтересовался и своеобразным последователем Макаренко и, конечно же, тоже «подвижником соцвоса» Игорем Петровичем Ивановым, которого называли и называют до сих пор основателем коммунарского движения.

Постригшись, но не в монахи, а в коммунары (постриг голову почти наголо и стал похожим на десятиклассника), я уже в декабре 1964г. оказался на сборе (слёте) клубов ЮК в Архангельске. В январе 65-го – в Петрозаводске.

В феврале создал в «своей школе» невиданное в педагогике (ни до, ни после) чудо-юдо – «Коммунарский университет юных марксистов» (КУЮМ)…

В марте 65-го – на сборе в Свердловске.

В июле – в летнем коммунарском лагере труда и отдыха «Факел» в Карелии.

На этот раз - в качестве волонтёра (одного из «старших друзей» коммунаров).

И был удостоен почётной грамоты Обкома ВЛКСМ.

Именно в том лагере организовал просмотр и обсуждение фильма «Педагогическая поэма», где и родился как пропагандист (может быть, даже, как проповедник) всего «макаренковского»…

 

Тем временем школу-одиннадцатилетку, в которой я работал, закрыли в связи со школьной реформой.
В конце лета 1965г. я уехал в «Орлёнок» (Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ) работать вожатым.

В ноябре меня и студентку философского факультетета МГУ Н.Кузнецову пригласили в 607 московскую школу организовать работу с семиклассниками и мы (на общественных началах) организовали «Фантастическое легендарное общество космических собратьев» (ФЛОКС).

Флокс оказался похожим скорее на коммунаров и скаутов, нежели на пионеров и так быстро развивался, что напугал даже председателя городского совета пионерской организации И.И.Митину.

Пришлось ретироваться.

Но вскоре мы с Наташей Кузнецовой создали другой клуб.

В детской туберкулёзной больнице.

Клуб «Альтаир» был построен на ролевой игре в космонавтов.

Мы были как бы космическим кораблём.

Но и на этот раз не повезло.

В связи со столетием больницу закрыли на ремонт, а наших «космонавтов» «раскидали по разным другим больницам».

. В это время я продолжал ездить по коммунарским сборам.

Например, в январе 1966г. я с группой ребят из кружка юных корреспондентов Московского городского Дворца пионеров ездил участвовать вместе с юными коммунарами Перми в лыжном агитпробеге по сельским клубам, а в весенние каникулы с теми же московскими ребятами ездил участвовать в весеннем сборе пермских юных коммунаров.

Летом 1967г. (в качестве методиста пионерского лагеря одного из «почтовых ящиков») создал с ребятами что-то вроде разновозрастного «партизанского» отряда, жившего в лесу коммуной (официально названного лагерем-спутником) «Космическая экспедиция Циалковского» (КЭЦ).
Там, кроме ролевой игры, полнейшего самообслуживания, съёмок фантастического кинофильма был и самый поправдашний труд (по 4 часа в день) на полях колхоза.

Впрочем, не совсем поправдашний – заработанные деньги дети не получили (их сами ребята решили отправить... во Вьетнам для детей, потерпевших от американских бомбардировок,..).

В январе 68-го я инициировал и был участником создания проекта «Вернер» на Всесоюзном коммунарском сборе в Свердловске.


Позже некоторые учёные станут утверждать в своих публикациях, что именно этот проект оказался «виновником» нового взлёта в движении юных коммунаров и зарождения в недрах «коммунарского движения» норвого движения «движения юных культармейцев» («культармейского движения»), из которого позже выросли и «движение студенческих педагогических отрядов», и «движение макаренковских комсомольских педагогических отрядов».

Речь идёт не о об отряде, который ездило в детдом к С.А.Калабалину в Егорьевск, и не тех отрядах студентов, что были направлены по разнарядке в качестве -шефов к стоящим на учёте в милиции лоботрясам.

Мы говорим о тех отрядах, которые шли во дворы и создавали там ребячьи «Форпосты культуры» и другие «ребячьи республики»…

Это движение «засветилось» и проведением 17- Всероссийских слётов, «коммунарского-макаренковского содружества» (КМС), на которых, минимум на десять дней, (!) и дважды в году (!!) собирались делегации из десятков городов (!!!).

А оказалось всё это возможным по тому, что,:

Во-первых, проект «Вернер» (упомянутый выше) был успешно реализован мною в подмосковном г. Щёлково (где мне в 1968-70гг.) довелось работать заведующим детским сектором Районного Дворца культуры.

Работать, по сути – детоводцем.

Главная моя работа заключалась в создании на базе ДК городского подросткового клуба юных культармейцев «Орион» («Отряд романтиков, искателей, остроумных, неунывак.

В первый же месяц мы провели в клубе встречу с воспитанником А.С.Макаренко А.С.Соловьёвым и сотрудником АПН СССР макаренковедом Ольгой Сергеевной Кель.

Что «из Макаренко» мы применили за три года?

Об этом надо бы написать большую книгу.

Вот самые «поверхностные» «совпадения».

Воспитанники Макаренко начинали в колонии с сельскохозяйственного труда и мы летом провели на базе совхоза летний лагерь труда и отдыха «Коммунар – 68».

Причём лагерь не имел никаких дотаций.

Деньги и инвентарь для лагеря не дал никто. Ни Школы, ни государство.

И с родителей денег не брали.

Даже на материал для палаток и спальных мешков деньги зарабатывали весной своим трудом.

Для этого два раза в неделю устраивали «трудовые десанты» на Листопрокатный завод и в Межколхозстрой, где выполняли посильные погрузочно-разгрузочные работы.

Палатки и спальные мешки и подушки сшили сами.

Питались в лагере исключительно на деньги, заработанные своим трудом на полях совхоза. Еду готовили тоже сами.

В лагере не было абсолютно никакого оплачиваемого персонала.

Я был единственным взрослым, который в это время получал свою зарплату ( как зав. детским сектором -70 рублей).

Но без каких-либо доплат.

Известно, что воспитанники А.С.Макаренко (коммунары) путешествовали по стране на заработанные ими деньги.

И наши орионовцы ездили летом 1968г. на Урал, а летом 1969 г. путешествовали по Волге и Кавказу тоже исключительно на деньги, заработанные собственным трудом.

В августе 1968 г. поехали на Урал на прибыль, оставшуюся после лагеря «Коммунар-68».

А для путешествия летом 1969г. мы сдали государству весной 69 тонн чёрного металла («пионерский металлолом»).

И целый месяц путешествовали по Волге и Кавказу, выбирая где и на какое время делать остановки.

Лагеря подобные лагерю «Коммунар-68» мы устраивали и позже, например «Коммунар-72», «Коммунар-76»…

Разумеется, были у нас и «общий сбор» (в лагерях и экспедициях ежедневно - по вечерам), и «разновозрастные отряды», и «сводные отряды» и «дежурные командиры».

Конечно же, - и своя форма, и своё знамя.

Была и своя «страничка» в Районной газете. 19 газетных «полос» и множество статей наших было напечатано за три года.

И многое-многое другое.

Коммунарское-макаренковское движение 70-х началось с события, о котором мало, кто знал даже тогда.

Осенью 1970 г. мне удалось собрать в московском детском кинотеатре «Баррикады» (где я работал тогда педагогом) своего рода «тайную вечерю».

Участвовали представители (старшие друзья) клубов юных коммунаров ряда городов и несколько человек из ленинградской студенческой (созданной И.П.Ивановым в ЛГПИ им. А.И.Герцена) коммуны им. Макаренко (КИМ).


Суть встречи состояла в том, что в ней принимала участие Э.С.Кузнецова - создатель и бессменный председатель (до самой её кончины) «Секции по изучению, применению и пропаганде наследия А.С.Макаренко» при Центральном совете Педагогического общества РСФСР.

 

Присмотревшись внимательно к юным и уже не совсем юным коммунарам, Э.С.Кузнецова круто переориентировала макаренковскую секцию.

Если до этого она «делала ставку» на ветеранов-макаренкоедов, то теперь она стала опираться преимущественно на «племя младое».

Она пригласила старших «орионовцев» к участию в еженедельных «Макаренковских средах» (которые проходили у неё на квартире).

Потом она начинает «переманивать» наш клуб «Орион», соблазняя нас «завоевать, как когда-то Макаренко Куряж», «московские дворы и подворотни».

«Завоевать» МГПИ им. В.И.Ленина, т.е. обещая поддержку в работе педагогических отрядов и их «коммунарского-макаренковского содружества» со стороны кафедры педагогики, комитета комсомола и парткома МГПИ и со стороны Педагогического общества РСФСР.

Она предложила вместе создавать новую науку – «дворовую педагогику» и через неё «как в троянском коне» (Э.С.Кузнецова часто вспоминала о троянском коне…) утвердить педагогику макаренковскую.

«Десант» «орионовских» «юных культармейцев» высадился почти незаметно (без парашютов) в одном из дворов близ стадиона им. Ленина в Лужниках (ул. Доватора, д.14).

И, надо сказать, что он «держит эту высоту» вот уже свыше 40 лет.

Другое дело, что за 30 лишним лет после моего перехода в другие места (для создания «Форпоста культуры им. А.С.Макаренко» (1975-78 гг.) и других «форпостов», за время «перестроек» и «катастроек» многое там изменилось…

С конца 1970г. (лет семь) я был комиссаром первого форпоста, а он носил (по моей инициативе и с согласия комитета комсомола МГПИ с 1972 г.) имя С.Т.Шацкого.

В комитете комсомола МГПИ, райкоме и даже в ЦК ВЛКСМ (разумеется, и в многочисленных СМИ), я значился как рабочий – комиссар Форпоста).

Тогда рабочих ещё не совсем «опустили», хотя процесс уничтожения величия недавнего «гегемона» уже шёл полным ходом.

 

С 1972г. я, ( уже как заместитель Председателя Макаренковской секции Э.С.Кузнецовой) выступал На Первом Всесоюзном макаренковском симпозиуме (1972г.), был составителем машинописного альманаха «Макаренковские среды» (1971-1976гг.), за который в конкурсе студенческих научных работ МГПИ получил первое место и диплом (не будучи студентом МГПИ!).

Довелось быть и редактором тематической страницы (органа нашего педотряда) «Ребячий комиссар» в многотиражке МГПИ «Ленинец».
Тогда нами было подготовлено 29 выпусков страницы «РК».

Был и председателем оргкомитетов двух слётов КМС (1973г и 1975 гг.) Слёт 1973 г. проходил в Москве 10 дней, а слёт 1975 г. проходил 20 (!) дней на борту теплохода (!!!) «Евгений преображенский».

Не постесняюсь заявить, что это был лучший из всех слётов КМС и самый продуктивный.

Там «сообща и целеустремлённо», в «творческом содружестве поколений» (студентами и преподавателями ВУЗов Москвы, Тюмени, Казани… был создан макаренковский музей для школьного завода «Чайка».

Этот музей был торжественно открыт в тот же день, как теплоход вернулся в Москву (!).

Там же на слёте был впервые принят Устав КМС.

Удивительнейший документ эпохи (объёмом в 18 страниц).

И был принят не «большинством голосов», а «единогласно» (!).

Это едва ли не самый интересный документ подобного жанра после знаменитой макаренковской «Конституции страны ФЭД».

К сожалению, этим «бурным всплеском» «макаренковщины» были напуганы не только функционеры ЦК ВЛКСМ, но и «сам» ИП.Иванов (основатель коммунарского движения).

Он, много лет терпевший обвинения в том, что создаёт альтернативные пионерии и комсомолу детскую и молодёжную организации, был и сам не на шутку напуган нашей общественной активностью. 

Ведь это именно он в 1956г. на пьянящей волне «хрущёвской оттепели» «выпустил из бутылки» этого «джина».

Все знали, что именно он был инициатором и главным организатором самодеятельной детской неформальной организации «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ), положившей начало «Движению юных коммунаров».

Но мог ли он тогда предположить, что его «Буратино» так оживёт, так вырастет и так заявит о себе?…

Увы, но в стремлении «загнать джина обратно в бутылку» функционерам комсомола помог И.П.Иванов.

Кто без греха, пусть бросит в него камень…

Увы, но осенью 1975-г Устав КМС не был «ратифицирован» (как о том договорились участники слёта) ивановским КИМов, заколебались его аспиранты, а за ними и некоторые другие «подписанты» Устава КМС.

А пока они колебались и колебались, ЦК ВЛКСМ приняло специальное Постановление и «Примерное положение о комсомольском педагогическом отряде», после чего Устав КМС оказывался уже уставом как бы «супротив»…

Опомнившись, «кмсята» на слёте 1976-го года в Перми, создают некий палеатив Устава КМС (по принципу «и вашим и нашим»).

Было создано «Положение о Творческом содружестве макаренковских комсомольских педагогических отрядов» (ТС МКПО).

Но время было упущено, инициативу перехватил ЦК ВЛКСМ и, если ещё следующий слёт (1977г. в Калуге) прошёл ещё как бы самодеятельно (ещё под эгидой ЦСПО РСФСР), то после скоропостижной смерти Э.С.Кузнецовой (осенью 1977г.)

Педагогическое общество РСФСР радостно «отдаёт», надоевшее ему движение педотрядов комсомолу.

А в 1981 году и вообще закрывает «макаренковскую секцию» при Центральном Совете ПО, заявив, что для Макаренко это слишком много чести (персональная секция), что наследие его будет изучаться, как и наследие других педагогов, в некоем Институте истории педагогики этого общества (который так и не начал работать).

Впрочем, секцию по изучению Н.К.Крупской ни тогда, ни потом никто так и не тронул…

Ещё бы! Ею руководил не кто-нибудь, а Л.К.Балясная! (заместитель Министра просвещения).

За те годы прошло ещё несколько горьких для макаренколюбов страны событий.

У завода «Чайка» отобрали одно из двух зданий, и завод вынужден был закрыть свой «Дом юных техников».

И макаренковский музей, который мы подарили заводу, т.к. он имел помещение именно в здании «дома юных техников».

Я попытался сохранить музей, и, забрав стенды музея в наш Форпост культуры, где в марте 1976г. (в самом большом из восьми помещений) мы открыли его под названием «Макаренковский методический центр» (ММЦ).

В нём проводились экскурсии и ежемесячные «Пленарные Макаренковские среды».

Р.В.Соколову (как общественному директору ММЦ) даже как-то довелось прочитать в ММЦ для «целого автобуса» секретарей (по учащейся молодёжи) ЦК, ОК и ГК ВЛКСМ лекцию о Макаренко и макаренковском движении.

Нельзя сказать, что эти наши потуги были совсем безуспешными.

Именно в то время (после трёхчасового (!) визита в кабинет к секретарю ЦЦ ВЛКСМ З.Г.Новожиловой), меня наградили (теперь уже второй) грамотой ЦК ВЛКСМ.

А вскоре - и грамотой Министерства просвещения…

Но комсомолу (да и вообще нашему родненькому государству) Макаренковские отряды были нужны не как «форпосты культуры», которые борются с отчуждением (или пусть даже просто занимаются лишь профилактикой отчуждения).

Это, мол, не их ума дело.

Пусть как бесплатная рабочая сила занимаются надзором за безнадзорной дворовой шпаной и перевоспитывают «трудных подростков», попавших на учёт в милиции.

А по-существу - проблемы увеличивающейся детской безнадзорщины и детской преступности.

Государство пыталось латать (социальные дыры, «протёртые» его же безалаберностью, тупым нежеланием понять макаренковские пророчества и принять его конструктивные предложения).

Оно пыталось решать сложнейшие социальные проблемами «голыми руками» энтузиастов, работающих «на голом энтузиазме».

Секретарь ЦК ВЛКСМ с восторгом говорила на съезде Педагогического общества о том, что Соколов ночью, работая в котельной, чтобы заработать на хлеб, днём работает с детьми, руководит педагогическим отрядом. «Ленинский комсомол стремится как можно больше иметь таких энтузиастов в своих рядах» . Очень лестно…

Замечу, что пока была жива Э.С.Кузнецова, проводились не только слёты, но и макаренковские семинары, конференции, издавались сборники.

Я и некоторые бойцы моего отряда печатались в этих сборниках.

Даже после кончины Э.С.Кузнецовой был выпущен сборник, в котором мне довелось быть не только автором, но и составителем.

…После кончины Э.С.Кузнецовой комсомол, будучи неспособным повторить наш опыт, расколол наш форпост на несколько частей (на несколько микрорайонов) и, отчитавшись перед «верхами» (РК КПСС), «за успешное распространение опыта» быстро кинул на произвол судьбы все свои (им же изуродованные, четвертованные в самом прямом смысле слова» детища…

Социальное сиротство это не только про отдельных «ребёнков,» это и про «социальные организмы», про коллективы…

И даже про те коллективы, по поводу которых центральные советские СМИ чуть ли не каждые 10 дней пускали слюни идеологических восторгов…

Замечу, что в это время обсуждался проект новой Конституции к письмам макаренковцев с просьбой разрешить детский труд к тем, кто сочинял Конституцию присоединилось и моё письмо…

В 1977г. после кончины Э.С.Кузнецовой в 1977 г.мне пришлось перевести ММЦ в созданный мною в соседнем микрорайоне «Форпост культуры им. А.С.Макаренко».
В это время вышел на экраны большой телевизионный документальный фильм (первый в сериале «Ребячьи комиссары»), который рассказывал о моей работе в Форпостах культуры.

Фильм назывался «У нас во дворе». (сценарист И.И.Зюзюкин, режиссёр С.М.Зеликин, консультант зам. министра просвещения Л.К.Балясная).

В это время в новый форпост пришла и первокурсница педагогического факультета МГПИ Н.В.Харламова, которая и стала со временем другом, женой и соратником.

И соавтором этого сайта. С этого места этот текст и «макаренковская биография» Н.В.Соколовой (во многом).

После фильма, с триумфом показанного несколько раз по Центральному телевидению (и с волной восторженных рецензий прокатившемуся по газетам и журналам) состоялось своего рода чествования на расширенном заседании кафедры педагогики МГПИ им. В.И.Ленина (ею руководила Т.Мальковская).

Я представил план дальнейшего развития нашей работы на несколько лет. Это (по сути) был план развития в направлении к опытной станции С.Т.Шацкого.

Соединение «под одной крышей» деятельности научной практической, подготовки кадров и пропаганды достигнутого.

По сути, мы с 1970г. и были уже подобным комплексом.

Но это было всё как бы подспудно.

Но кафедру интересовала лишь практическая сторон нашей работы с детьми.

Кафедра не решилась одобрить мой проект, в котором говорилось о необходимости закрепить (юридически и материально) деятельность Форпоста культуры по подготовке кадров, по научному обобщению и опыту и по распространению этого опыта (т.е. «лабораторию», «школу педагогов-организаторов» (в статусе одного из отделений институтского «факультета общественнеых профессий»и «консультационно-методический пункт».

А у меня первый раз в жизни случился ночью … сердечный приступ.

Вскоре подвальное помещение Форпоста им. Макаренко чуть ли на половину метра от пола залили фекальные воды испорченной канализации этого жилого дома и от ММЦ остались жалкие останки.

Практически все стенды отсырели и покрылись зелёной плесенью… Спасать их было поздно, да и некуда…

Мы уже добились выделения для нашей работы первого этажа жилого дома (над нами), но для выселения жильцов и ремонта помещений требовались годы…

Эти две беды не только тормозили нашу работу на долгое время, но и (в лучшем случае) давали работать без перспектив, о которых сказано выше…

А тут новый юбилей Макаренко. И мы с Натальей Валентиновной решаем сделать передвижной музей Макаренко. По принципу детской книжки-раскладушки. И сделали.

В фойе Института общих проблем воспитания во время конференции (1978г.) развернули нашу выставку, но никто даже так и не узнал имён тех «тимуровцев», которые привезли выставку.

Те, кто успел (хотя бы мельком, искоса) посмотреть на выставку изрекали: «Академия педнаук могла бы и лучше сделать выставку».

Конечно, могла бы! Но она вовсе и не собиралась делать какую-то выставку…

Но всё-таки нас пригласили продолжить свою работу в Бабушкинском районе.

Это были сотрудники НИИ общей педагогики АПН.

Это давало какую-то надежду.

Тем, более, что сразу предложили для вновь создаваемого «Дома педагогической культуры» хорошее помещение на первом этаже жилого дома. Это был когда-то детский сад.

В нашей работе был заинтересован и райисполком.

И вот в конце 1979 начал действовать созданный нами семейно-педагогический клуб «Дом друзей» (как «первая очередь» структур ДПК).

Я был оформлен на должность заведующего детским сектором соседнего Дома культуры «Содружество».

Среди энтузиастов, которые перешли работать в новый район, была и Наталья Валентиновна, которую удалось устроить на должность методиста этого же ДК.

«Дом педагогической культуры» (ДПК), прожил (теперь уже «под крылом» Института общей педагогики АПН СССР) не долго.

После восторженных публикаций в «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде» в один день (!) и публикации в журнале «Культурно-просветительная работа»… пришлось в очередной раз «сматывать удочки». Почему?

Журналисты «рассекретили» тот факт, что работу вели не сотрудники НИИ ОП, а «подсадные утки». Теперь «дружить» с нами НИИ ОП стало не интересно…

Но вскоре мы с нашей передвижной макаренковской выставкой и фондами (коллекцией материалов ММЦ) оказались на улице Макаренко.

Нам предоставил большую комнату на первом этаже детский клуб «Радуга».

Это было поблизости от Министерства просвещения РСФСР.

Теперь мы искали «крышу» (поддержку) в парткоме Минпроса РСФСР.

Благо дело, там (в Минпросе) меня и наградила в своё время (в 1976г.) почётной грамотой зам. Министра Л.К.Балясная, которая не раз хвалила меня с трибун.

И в газете «Известия».

Справедливости ради надо сказать, что и на ул. Макаренко Р.В.Соколов получил ещё одну грамоту Минпроса.

Это совпало с получением удостоверения от государственного музея Макаренко в Кременчуге (дир. П.Г.Лысенко), подтверждающим моё право быть «лектором-макаренковцем».

И с получением другого подобного удостоверение (от Университета педагогических знаний при АПН СССР), которое давало мне право быть лектором «по вопросам воспитания»).

Это, конечно, не диплом о высшем образовании, но хоть что-то…

Теперь наш НМЦ продолжил эстафету, принятую от Э.С.Кузнецовой – стали еженедельно проводить «Макаренковские среды», почти еженедельно – трёхчасовые учебные семинары для актива педагогических отрядов Московской области.

Теперь, казалось бы, можно было бы спокойно нести свой «макаренковский крест»…

Но не тут-то было. Именно Педагогическое общество начинает добиваться закрытия ММЦ и, наконец, под его нажимом жилищное хозяйство отбирает помещение (якобы на время и якобы для проведения ремонта).

Любопытно, что через 20 лет на Бланке Педагогического общества России за подписью Первого заместителя председателя его Центрального совета Т.С.Кисаровой Р.В.Соколов получил письмо:

«Глубокоуважаемый Ричард Валентинович!

От всей души поздравляем Вас и Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию со славным юбилеем.

Этот юбилей - синтезирование итогов долгого и упорного труда по социализации и воспитанию молодёжи, сохранению детства у тех, у кого настойчиво пытаются его отнять.

Этот опыт – страницы увлекательных походов и встреч рассветов, эстафет и конкурсов, всего того, что заставляет светиться радостью юные глаза. Желаем Вам и вашему коллективу творческого долголетия, оптимизма,

юного задора и энергии в противостоянии всему тому, чему вы уже с успехом противостоите.

Пусть новые молодые сердца, зажигаемые Вами, бьются гордо и горячо, стремясь во всём походить на наставников-педагогов».

Видимо за 20 лет много сменилось начальников в этом Обществе, если они забыли, как выдавливали нас из помещения, к которому сами никакого отношения не имели и как изгоняли из самого этого общества…

А тогда письма в защиту ММЦ, подписанные двумя-тремя десятками воспитанников Макаренко в МГК КПСС и другие «компетентные органы» в конце концов приводят к тому, что Педагогическое общество Москвы получает указание «свыше» создать в Доме пионеров Киевского района Москвы Педагогический музей А.С.Макаренко.

Но … без Соколова…

И вот в течение нескольких лет Соколов наблюдает, как устраивается экспозиция музея «по-арабски» (справа-налево), как в этой экспозиции материалы размещаются… Как пропагандировался там образ советского и в конец «забронзовевшего Макаренко»…

Будучи отлучённым, казалось бы от всякой возможности пропагандировать Макаренко, я «ушёл от мира в пустынь " - стал студентом-заочником Рязанского филиала Московского института культуры (МГИК), где организовал студенческий клуб «Энтузиаст», где успел провести для студентов и преподавателей вечера, посвящённые С.Т.Шацкому и А.С.Макаренко.

Тогда-то руководство филиала и начало меня агитировать, чтобы я после окончания института остался в нём преподавателем.

Но вдруг студенческая команда в игре «Что? Где? Когда?» «разделала под орех» команду педагогов (а я, увы, был капитаном студенческой команды).

Пришлось спешно бежать - переводиться в «московкую метрополию» этого института.

Там я уже остерегался что-либо организовывать и во что-либо играть с преподавателями, кроме… защиты диплома.

Дело в том, что я был единственный, кто тогда защищал там диплом.

Все остальные ограничивались (и это тогда там считалось достаточным) сдачей «госов».

До этого я работал оператором газовой котельной, но в институте стали требовать работы по специальности.

Увидев однажды на заборе объявление, что Центральному Дому культуры железнодорожников (ЦДКЖ) требуется методист для работы в условиях длительных командировок «на сети дорог» Советского союза, я на несколько лет пустился проповедовать о Макаренко, его предшественнике С.Т.Шацком и последователе И.П.Иванове на широких просторах Родины от Баку до Бама.

В 1986г. великовозрастный студент (43 года), защитив «на отлично» дипломную работу и получив «красный диплом», наконец, родился как дипломированный специалист, не только имеющий настоящее право, но даже как бы и обязанный быть просветителем.

И надеялся, что вот теперь-то можно будет пропагандировать Макаренко без излишних препон.

В стране началась «перестройка» и я обольстился мыслью, что и в Москве, может быть, теперь можно будет говорить о Макаренко…

Обольстился и надеждой, что можно и практически ещё раз попробовать реально (с детьми) что-то «макаренковское» делать.

Например, реализовать свой дипломный проект. Красный, как-никак.

И оказалосчь, что более 21-го года занимался этим в районе Марьина роща. Кое-что удалось…

Но об этом надо было писать книги.

Одна из них была написана в 1991 году, издана тиражом 1000 экземпляров. Переиздана тиражом 2000 экземпляров в 1993г. под названием «Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства».

Её текст есть на этом сайте.

На этом материале в 1995 г. мною была защищена диссертация «Условия участия населения в социализации детей по месту жительства» (защищена в Российском институте культурологии.)

В опыте работы в Марьиной роще с весны 1986г. по середину 2007г. больше всего мы опирались на опыт С.Т.Шацкого и И.П.Иванова.

Наш многопрофильный разновозрастный клуб «Ровесник» стал инициатором, а затем и центром микрорайоннного социально-педагогического комплекса (СПК) Содружества, а затем и центром этого комплекса.

У нас были заключены договора о сотрудничестве между всеми партнёрами. Между клубом и Центральным домом культуры железнодорожников (где в это время я работал старшим методистом).

В договорных отношениях с нами были школа 242, соседний детский парк «Фестивальный», педагогическое и художественное училища.

За четыре года к 1990г. мы достигли уровня, когда стало возможным стать общественным учреждением с юридическим лицом.

И осуществлять то, о чём мечтали в 1977г. т.е. стать Опытной станцией. Решение о создании Станции было принято Межрегиональной ассоциацией «Воспитание», которая вместе с внедренческой фирмой «Социнновация» и двумя гражданскими лицами (Р.В.и Н.В.Соколовыми) стали учредителями Станции.

Среди ходатайств об учреждении Станции было и от председателя творческого союза учителей Ш.А.Амонашвили. «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию» была официально зарегистрирована в Минюсте в июне 1990г.

Её спонсорами стала фирма «Социнновация» и ряд других учреждений.

В августе 1990г. директор Станции Р.В.Соколов стал одновременно и научным сотрудником в отделе культурно-просветительной работы НИИ культуры Министерства культуры и АН СССР.

Позже в структуре НИИ культуры Р.В.Соколов создал научное подразделение (научно-методический центр по проблемам социальной педагогики»), а Станция стала опытно-экспериментальной площадкой НИИ.

Таким образом «научный блок» Станции обрёл государственный статус и постоянное финансирование. Блок практической деятельности действовал как межведомственный.

В соответствии с Постановлением о кооперировании средств для работы клубов Станция оплачивала работу педагогов через жилищно-эксплуатационную контору (педагог-организатор), через школу и Дом пионеров (руководители кружков), через Детский парк (тренер).

А кроме того всегда работали и волонтёры (старшеклассники, студенту, пенсионеры).

Так, например, дочка Соколовых Антонина будучи школьницей вела кружки прикладного творчества для малышей, став учащейся педагогического училища, организовала детское коммунарское объединение «Алые паруса», .которое и стало а став студенткой педагогического ВУЗа, возглавила педагогический отряд.

Деятельность Станции подробно описана в наших статьях и книгах (указанных выше) и здесь нет необходимости подробно на этом останавливаться.

Следует сказать, что, начиная с 1990 г. мне довелось быть преподавателем (почасовиком) в Высшей комсомольской школе, в Центральном институте повышения квалификации работников культуры. Где, разумеется, я подробно рассказывал об С.Т.Шацком, А.С.Макаренко, И.П.Иванове и своей работе. Большие авторские курсы были прочитаны в Магнитогорске, Тюмени и Ижевске. В качестве преподавателя Университета им. А.С.Пушкина прочитал свой спецкурс (42 ч.) дважды в 3-х филиалах этого университета (В Екатеринбурге, в Перми и Нижнем Тагиле).

В музей Макаренко я попал только после прихода нового директора – воспитанника А.С.Макаренко В.В.Морозова. Двери музея начали приоткрываться и для Соколовых. Теперь я получил возможность проводить экскурсии по музею в качестве штатного экскурсовода, а Н.В.Соколова – стала хранителем его фондов. Некоторые экспонаты перекочевали сюда из создававшегося нами когда-то музея Макаренко на заводе «Чайка». Это и бюст Макаренко, и переданное нами знамя КМС, и кое-что другое…
в этот период мною было сделано около двух десятков учебников на компакт-дисках, в том числе и «по Макаренко» («Макаренко и современность», «Международный конкурс имени А.С.Макаренко», «С.А.Калабалин и современность»). Диск «И.П.Иванов и современность» (несколько версий в разные годы) посвящён последователю А.С.Макаренко И.П.Иванову. А кроме того – «И.Н.Жуков и современность», «Пионерия на экране», «70 лет Дворца пимонеров» и другие.

20 ноября 2001 г. «Учительская газета» сообщила, что на Всероссийской конференции в Архангельске я был объявлен «официальным «летописцем» коммунарства», создаю «Коммунарскую энциклопедию» - виртуальный музей коммунарства», а вскоре газета «Первое сентября» сообщила, что у меня на квартире создан «главный музей коммунарского движения». Что касается сообщения в «Учительской газете», то так оно и было, а вот на квартире у меня был лишь только личный архив и личная коллекция материалов по общественно-педагогическому движению (а не только по коммунарскому). Но да, что взять с прессы… Любят они приврать.

На Макаренковской конференции 2003г. я был удостоен чести один день вести пленарные заседания. На конкурсе 2004г. – был членом жюри.

На конкурсе 2005г. выступал с докладом на пленарном заседании. В 2007г. вёл один из «мастер-классов». Вести один из «мастер-классов» было доверено и на Междунарной макаренковской конференции 2008г. в Егорьевске.

Осенью 2007г., участвуя в конференции по проблемам православной школы (на базе православной классической гимназии в Свято-Алексеевской пустыни (Ярославская область) я сделал доклад «Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко». Тогда же мне было предложено написать статью по этой теме, подготовить к 120-летию А.С.Макаренко выставку и провести вечер для педагогов гимназии, кадетского корпуса и других насельников пустыни.

9 марта 2008 г. такой вечер состоялся, и на собрании насельников было принято решение о создании на базе гимназии педагогического музея (постоянной экспозиции) А.С.Макаренко в тот же день было подписано обращение к макаренковским музеям России и Украины поделиться материалами для экспозиции новорожденного макаренковского музея. Это обращение уже поступило в музеи России и Украины и кое-какие материалы уже переданы для второго в России макаренковского музея.

На открытии юбилейной выставки А.С.Макаренко в Москвском музее педагогики мне была оказана честь в проведении экскурсии для министра образования Москвы О.Н.Ларионовой, других педагогических деятелей и прессы рассказывать о жизни и деятельности А.С.Макаренко до 1920 года, а затем, о коммуне им. Дзержинского. Эту экскурсию провели, чередуясь, пять экскурсоводов: Р.В.Соколов, В.В.Морозов, А.С.Калабалин, Р.В.Соколов, В.В.Морозов, Т.Ф.Кораблёва, А.М.Кушнир).

13 марта 2007 г. я выступил на пленарном заседании в Полтавском педагогическом университете (там же к макаренковской конферегнции напечатали и мою (в соавторстве с Н.В.Соколовой) статью «Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко». Кстати, более полная версия (30 страниц) этой статьи была помещена в день рождения Макаренко в 04 часа на сайте «Православие и мир» (pravmir.ru). И в тот же день же поступили первые (преимущественно очень положительные) отзывы. И в этот же день другой сайт «Русская линия» поместил со ссылкой на «Правмир» эту же нашу статью. Позже она оказалась – на профсоюзном сайте, на официальном сайте Латвийской православной церкви, на сайте “Православный форум”…

К макаренковской конференции в бывшем МГПИ (на психологопедагогическом факультете) Международной академией наук высшего образования (МАНПО) была опубликована моя статья о трёх «подвижниках соцвоса» (С.Т.Шацком, А.С.Макаренко и И.П.Иванове). По этой теме выступил на одном из «круглых столов» той конференции в МПГУ.

Через несколько дней на пленарном заседании макаренковской конференции в РГСУ состоялось моё выступление «Феномен Макаренко в культурологической ретроспективе».

На пленарном заседании АПСН сделал доклад «Типологические составляющие личности «подвижника соцвоса» (по фактам биографии А.С.Макаренко». Текст опубликован.

В апреле на 6-ом Международном конкурсе им. Макаренко провел шесть часов своего мастер-класса, а на закрытии конкурса был награждён медалью «А.С.Макаренко. За педагогическую доблесть». (Медаль учреждена в 2003 г. Международной ассоциацией А.С.Макаренко и Издательским домом «Народное образование»).

В начале мая выступил с рассказом об А.С.Макаренко на слёте педотрядов в Питере. Прочитал две лекции в РГПУ и одну в Академии постдипломного образования Питера.

В октябре был приглашён прочитать лекцию о Макаренко в кадетском корпусе при классической гимназии Свято-Алексеевской пустыни (в Ярославской области).

23 октября выступил опять в РГСУ. На этот раз на конференции, посвящённой 130-летию С.Т.Шацкого.

В июле в 6-й раз выступил в Сергиевом Посаде на секции «Воспитание патриота и гражданина» Международного образовательного форума «Глинские чтения», проходившего на базе Московской духовной академии. Выступил, в основном, на тему «Толераненная Русь». Напомнил и о макаренковском «иммунитете к порче».

В октябре выступил на двух конференциях, посвящённых 130-летию С.Т.Шацкого – в РГСУ и на Форуме малой (детской) академии наук. В РГСУ помянул А.С.Макаренко, а вот на Форуме МАН был доклад «Звенья одной цепи», посвящённый трём «подвижникам соцвоса» (Шацкий, Макаренко, Иванов). Позже текст был опубликован. Выступления в Санкт-Петербурге в октябре, ноябре и декабре.

С лекциями в РГПИ им. А.И.Герцена (на историческом факультете и факультете технологии и предпринимательства в октябре 2008 г.), в Политехническом университете (для студентов разных факультетов в октябре 2008г.); Выступление с лекцией в Нахимовском училище (для офицеров-педагогов) в ноябре 2008г.;

Состоялись выступления на мероприятиях Форума, посвящённого 85-летия академика И.П.Иванова в ноябре 2008г.: в Академии постдипломного образования); на студенческом Форуме (на секции семьи); на слёте старшеклассников в Ленинградском областном Доме детского творчества (выступление перед педагогами-руководителями детских объединений);

Выступления в Академии постдипломного педагогического образования (АППО) на «Знаменских чтениях» в декабре 2008 г. на секции «От педагогики общей радости к педагогике общей заботы».

7 января в классической гимназии Свято-Алексеевской пустыни (в Ярославской области) были выделены помещения для православного педагогического музея А.С.Макаренко.

Вскоре перевёз из московского музея несколько витрин и стульев. Из дома перевёз собственную коллекцию книг, альбомов, дисков, компьютер… Начал оформление экспозиции.

В программе Международных рождественских чтений три раза значилось моё имя. В программах трёх секций. Имя Макаренко значилось лишь в названии одного моего выступления: «Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко: воспитание ответственности и мужественности».

На самом деле имя Макаренко прозвучало во всех трёх моих выступлениях, в том числе – в Доме учителя.

Выступление на одной из секций продолжалось минут сорок. Там подробно рассказал о том, как Макаренко отметил в 1912 году 100-летие Бородинского сражения.

Вечером в последний день чтений провели в Московском музее Макаренко, ставшую уже традиционной встречу для участников чтений.

На этой встрече был сюрприз – музею была подарена дипломная работа по социальной педагогике (дипломный проект) о применении наследия Макаренко в православных сиротских учреждениях.

Работа защищена на «отлично» в Свято-Тихоновском православном университете. Нас эта своего рода «первая ласточка» весьма вдохновила.

В январе и феврале взял интервью о Макаренко у Ирзабекова и Тростникова. Последнее, прямо в открытом эфире (дозвонившись на Народное радио во время выступления Тростникова по радио).

К 121-й годовщине дополнил статью о провославных истоках до сорока страниц (включив тексты Ирзабекова, Тростникова и другие материалы, найденные в произведениях Макаренко и о нём).

Позже статья выросла в книгу, изданную в издательстве «Народное образование» (под грифом Института школьных технологий и ЦВР им. А.С.Макаренко), а ещё позже текст нашей книги был перепечатан в научно-популярном альманахе «Православная гимназия» (выпуск №3).

Вот такова была (на октябрь 2008г) и, конечно, с большими сокращениями моя «коммунарская-макаренковская биография» (а отчасти и -Н.В.Соколовой).

Это пока первая из двух десятков моих биографий, намеченных к изложению на бумаге и в интернете…

26 октября 2008 г.

Соколов. Р.В.

==========================================================

ПРИМЕЧАНИЕ:

С тех пор прошло пять лет.

Каждый год участие в мероприятиях, проводимых учениками и последователями И.П.Иванова в Санкт-Петербурге (регулярно на осенних коммунарских сборах «Звёзды дарят Надежду»)

Каждый год выступления на Межународном конкурсе им. А.С.Макаренко Регулярные экскурсии в Педагогическом музее А.С.Макаренко.

В конце 2009г. Р.В.Соколов создал личный сайт, где самым большим разделом стал раздел «Правда о Макаренко».

В 2013г. (год 125-летия А.С.Макаренко) целый веер выступлений.

Из них наиболее значимые: в Москве (в Литературном музее, в РГСУ, на Конкурсе им. Макаренко, на юбилейном вечере в ЦВР им. А.С.Макаренко); в Подмосковье (в Московском областном университете, на Форуме МАН «Интеллект будущего»); в Нижнем Новгороде; в Екатеринбурге.

В конце 2011г. московский Педагогический музей А.С.Макаренко переехал в новое здание ( Ул. Екатерины Будановой, д. 18 ), где Р.В.Соколов и Н.В.Соколова создали принципиально новую экспозицию музея (в двух залах). Н.В.Соколова была так же награждена медалью А.С.Макаренко.

Состоялись выступления Р.В.Соколова о Макаренко по каналу «НТВ», по каналу «Звезда», по каналу «ТВЦ» (в передаче «Народ хочет знать»),
по кабельному телевидению и в радиопрограмме «Пока все дома».

В 2012 и 2013 годах Р.В.Соколов прочитал лекции об А.С.Макаренко для студентов третьих курсов Николо-Угрешской семинарии.

В год 125-летия А.С.Макаренко РВ. и  Н.В. Соколовы опубликовали ряд
 статей об А.С.Макаренко, его предшественниках и последователях
 выступили на макаренковских конференциях в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

03. октября 2013г. Р.В. и Н.В.Соколовы открыли новый сайт «Правда об А.С.Макаренко".

 В начале 2014 г. Р.В. Соколов в третий раз прочитал трёхчасовую лекцию об А.С.Макаренко в Николо-Угрешской семиарии.

------------------------------------------------------------------------

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ Р.В.СОКОЛОВА О МАКАРЕНКО,

ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЯХ
(список по 2008г. включительно)

 

1. 1. Самый желанный гость (о руководителе студенческой коммуны им. А.С.Макаренко и председателе секции по изучению наследия А.С.Макаренко г.Ленинграда И.П.Иванове). // г-та МГПИ «Ленинец», май 1972г.

 

2. Главы «Движение юных коммунаров» и «Движение педагогически отрядов» в книге Соколова Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства». М., 1993 г. (второе издание) с.75 –85.

2. Эти же главы были опубликованы в рубрике «Истоки», которую Р.В.Соколов вёл на страницах бюллетеня Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы в первой половине 90-х годов.

1. 2. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии // «Наследие А.С.Макаренко и современность» – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. - практ. конф. (10-12 марта 1993г.) / Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы им.А.С.Макаренко.

2. 3. Исповедь водолея в преддверии 75-летия И.П.Иванова. // Педагогический калейдоскоп (еженедельная газета) октябрь-ноябрь 1998 г. №№ 41,42,43.

4. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена// Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях. –М., 2000. -Ч. 2., с. 69 – 108.

5. Судьба коммунарства // Журнал «На путях к новой школе», 2002г., №5.

6. Шацкий – предшественник Макаренко (с. 18-45)\\ Опыт С.Т.Шацкого (к 125-летию со дня рождения). Обнинск, 2003, -124 с.

7. Интерес к наследию А.С.Макаренко в общественно-педагогическом движении // Народное образование, 2003, №5.

8. Раздумья в юбилейный год двух корифеев российского воспитания С.Т. Шацкий (1878- 1934)А.С. Макаренко (1888-1939) \\ Народное образование, 2003, № 9, с. 135 – 143.

1. 9. Р.В.Соколов Размышления о феномене И.П.Иванова \\ И.П.Иванов. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб, 2003. –504 с.).

2. 10. Р.В.Соколов Как воспитывать человека, чтобы он был счастливым // Народное образование, 2004, №6.

11. Макаренко и Калабалин: Кто они для нас? \\ Школа жизни – школа воспитания, Москва – Коломна-Егорьевск, 2005г., с. 24 –30.

12. Макаренко и Калабалин: Кто они для нас? \\ Беспризорник, 2004, №6.

13. К юбилею трёх «подвижников соцвоса» (130-летию С.Т.Шацкого, 120-летию А.С.Макаренко и 85-летию И.П.Иванова) \\ Педагогическое образование. –М., 2008, с. 22-25.

14.Типологические составляющие личности «подвижника соцвоса» по фактам биографии А.С.Макаренко // Изд. АПСН «Известия Академии педагогических и социальных наук». М., 2008, т. ХП, ч.1, с. 359 - 365.

15. Феномен А.С.Макарекнко в культурологической ретроспектве // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы. Материалы Всероссийских макаренковских социально-педагогических чтений, 27-28 марта 2008г. Ч.1., с. 109-120.

16. Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко опубликована в кн. Истоки педагогического мастерства. Сборник научных работ Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г.Короленко. – Выпуск 4. – Полтава, 2008. – Серия «Педагогические науки». С. 64-71.

Текст этой статьи размещён в интернете 13.03.08 на сайте Pravmir.ru , а 14.03.08 - на сайте “Русская линия”. Позже – на профсоюзном сайте, на официальном сайте Латвийской православной церкви, на сайте “Православный форум”…

17. Мысли по итогам юбилея С.Т.Шацкого и его последователей: А.С.Макаренко (120 лет) и И.П.Иванова (85 лет) // Социально-педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого (к 130-летию со дня рождения): Материалы научно-практической конференции, г. Москва, 23 октября 2008 г.\ под ред. Л.В.Мардахаева и А.К.Быкова. –М. Изд-во РГСУ, 2008г., с.31 - 39.

18. Звенья в бесконечной цепи //Образование: взгляд в будущее: Сборник материалов VI Российской научно-практической конференции "Образование: взгляд в будущее", посвященной С.Т.Шацкому. - Обнинск, МАН «Интеллект будущего», 2008. – С. 48

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

http://3.sokolovrv.z8.ru/ [22:22:38]  http://3.sokolovrv.z8.ru/