НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ САМЫЙ ЖЕЛАННЫЙ ГОСТЬ (Р.Соколов об И.П.Иванове в 1972г.) Просмотров 328.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Статьи о И.П.Иванове

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

--------------------------------------------------------------------

Р.В.Соколов

Самый желанный гость

(газета МГПИ им. В.И. Ленина «Ленинец» от 25 мая 1972 г.)

 

 

К 50-летию пионерской организации имени В. И. Ленина

 

САМЫЙ ЖЕЛАННЫЙ ГОСТЬ

 

В те дни, когда пионерия встречает свой полувековой юбилей — самые желанные гости на любом пионерском сборе — участники первых пионерских отрядов.

Жизнь и дела первых пионерских объединений были не только интересны их участникам, но были еще и значитель­ны как опыт общежития, как интереснейший опыт коллективной организаторской деятельности.

Хочется рассказать об одном из тех людей с пионерским сердцем, которому мы обязаны сегодняшним праздником.

Игорь Петрович Иванов — преподаватель ЛГПИ...

имени А. И. Герцена. Работает над докторской диссертацией. Каза­лось бы, его отношение к пио­нерии «постольку поскольку» Но нет. Те, кто учится в ленин­градском пединституте, добавят, что Игорь Петрович восемь лет руководит студенческой Коммуной имени Макаренко. Члены КиМа сообщат вам, что Иванов в 1959 году создал знаменитую Коммуну юных фрунзенцев. Те, кто следит за педагогической литературой, вспом­нят, что И. П. Иванов — автор интересной книжки «Формирование юных общественников и организаторов». Да уже поэтому становится ясно, что И. П. Иванов далеко не чужой для пионерии человек.

Но есть в деятельности Игоря Петровича нечто такое, что не укладывается по своей значительности ни в «доцента», ни в «автора», ни в «руководителя». Среди преподавателей институтов можно найти и хороших ученых и настоящих старших друзей студенчества, но таких, которых можно было бы назвать основателями юношеского движения, встретишь, не часто.

Если бы в 1957 году первым участникам Союза энтузиастов (СЭНа), в который входило несколько ленинградских учителей и вожатых, кто-нибудь бы сказал, что через 15 лет на первом Всесоюзном макаренковском симпозиуме будет продемонстрирована своеобразная диаграмма, показывающая «сэновское» происхождение полутора сотен детских, юношеских и молодежных объединений, главным содержанием деятельности которых является моделирование коммунистических общественных отношений на принципах коллективной организаторской деятельности и творческого содружества старших и младших, то в это, наверное бы, не поверили ни «сэновцы», ни их руководитель И. П. Иванов. А между тем так оно действи­тельно было.

Кроме диаграмм, была еще на симпозиуме и целая выстав­ка, многочисленные материалы которой — яркое доказательство того, что найденная под руководством И. П. Иванова методика коллективной организаторской деятельности вызвала к жизни целое движение (похожее на тимуровское), движение юных коммунаров.

Если Иванова сравнить с вожатым, то в отряде воспитанников Игоря Петровича не десятки, не сотни, а тысячи энтузиастов. Вот что такое быть настоящим пионерским вожатым.

О деле, которое начал Игорь Петрович,— сотни сообщений в местных газетах, десятки в центральных. На материалах коммунарских объединений пишутся книги и защищаются диссертации. О самом же Игоре Петровиче — только несколько упоминаний. Скромных. Как и сам Игорь Петрович.

Пройдут годы, и красные следопыты будут • разыскивать тех, кто был зачинателем пионерского движения. На сборы будут приглашать коммунаров КЮФа, КиМа, «Ориона», энту­зиастов ЭСПО...

И не окажется ли тогда, что многое из того, что найдено, оказалось нами забыто или утеряно?

Нужно очень внимательно присмотреться и изучить опыт многочисленных объединений, выросших от того корня, что посадил И. П. Иванов.

Эта очень важная и очень интересная работа уже начата. Несколько первых исследова­ний помещены в выпуске альманаха «Макаренковские среды», с «которым может познакомиться любой в читальном зале института. Кстати, альманах в этом году был удостоен диплома первой степени на институтском конкурсе студенческих научных работ.

Если вы хотите стать пионером современной педагогической работы, или ищите тему для курсовой работы по педагогике, вам поможет знакомство с выпуском альманаха.

А еще больше вам поможет знакомство с энтузиастами первого экспериментального педагогического отряда института.

Давайте работать вместе, ведь от нас с вами зависят завтрашние успехи пионерии.

 

Р. СОКОЛОВ.

 

Послесловие от автора статьи, написанное через 40 лет.

 

В тот год летом я с группой членов нашего педагогического отряда побывал под Лугой на 61 съезде ленинградского КИМа (одном из первых слётов Коммунарского-макаренковского содружества). Я привёз туда пачку вырезок из «Ленинца» с этой моей статьёй и подарил И.П. Иванову. Статья ему явно понравилась, и он охотно раздавал вырезки со статьёй и его автографами на полях участникам слёта.