НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

Статья "Поиск «Чайки»" (о школьном заводе "ЧАЙКА"), опубликованная на сайте журнала «Смена» в номере №1128, Май 1974.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Коммунарское Макаренковское содружество

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Школьный завод "Чайка"
Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез увлекся трудами А.С.Макаренко.
Мечтая продолжить дело Макаренко, Карманов ставит целью тщательно разобраться во всех вопросах, связанных с организацией детского труда.
Он получает три высших образования: инженерное, экономическое и педагогическое.
Завод «Чайка» создается по решению Моссовета, как экспериментальная площадка для работы с несколькими школами.

Статья "Поиск «Чайки»", опубликованная на сайте журнала «Смена» в номере №1128, Май 1974.

 



Поиск «Чайки»
« - Ну, Ляксей, не медаль ты мне на шее. По - шел - ка в люди. И пошел я в люди». Все!
К дальнейшему устройству судьбы миллионов Ляксеев государство имело то же касательство, что дед Каширин.
 
Не принято было тратить нервные клетки на такие мелочи. Первейшей заботой социализма было решение проблемы детей, выкинутых прежним обществом «в люди» - чаще всего в бродяги, воры, проститутки, нищие, беспризорники.
 
Я, например, храню два убедительных свидетельства того, как в стране решилась проблема беспризорничества: бессмертную книгу Антона Макаренко и старенький ФЭД № 37914 с надписью: «Трудкоммуна НКВД УССР им. ф. Э. Дзержинского. Харьков».

Нынче у родителей, государства, школы заботы уже другого порядка. С одной стороны, надо бы уважить запросы молодого поколения по части транзисторов, магнитофонов, электрогитар, кримплена, каракуля, модных сапожек. С другой, как дать понять юношеству, что тот же кримплен или магнитофон достаются не так: «Мама, что тебе, жалко?», - а иначе. Трудом. И не только таким, что всегда радость и наслаждение, а чаще необходимость, обязанность, довольно суровая. Что, если, как теперь, девять десятых выпускников будут только связывать свои представления о счастье исключительно с дипломом, а не с высоким рабочим разрядом, то это чревато как раз несчастьем для многих из них и - связь тут прямая - потерями для страны.

Объясняя все это лишь на словах, легко превратить их в антислова. Надо, чтобы юные потребители кримплена, транзисторов и прочих благ сами в чем - то убеждались. И пораньше! Наука, школа, комсомол искали и ищут разные методы для этого.

С одним из весьма интересных методов можно познакомиться, опустив пятак и доехав в метро до «Каховской». Там рядом увидите корпуса с надписью «Экспериментальный школьный завод «Чайка».

«Чайка» означает, что предприятие названо в честь В. Николаевой - Терешковой. Экспериментальный - что здесь ищут, пробуют и что опыт «Чайки» (десятилетний!) пока еще не стал нормой. Школьный - что здесь работают школьники. За год на «Чайке» успевают поработать три с половиной тысячи старшеклассников двадцати девяти московских школ. Специально для ребят создано 376 рабочих мест. Остальные 355 мест принадлежат взрослым. Девятиклассники работают в течение всего учебного года по одному дню в неделю. Он, включая изучение теории, лабораторные занятия, длится шесть часов. Десятиклассники трудятся здесь только первое полугодие. Их рабочий день еще короче - три часа.

Грубо говоря, «Чайка» взяла на себя централизованное проведение школьных уроков труда.
«Бирюльки», - слышу я в этом месте убежденное мнение скептика. Честно говоря, я и сам так думал, пока, посмотрев и послушав, не убедился: на «Чайке» - и это самое главное - пошли дальше, чем на обычных уроках труда. На таких уроках в школе ребята учатся что - то делать. Здесь же, научившись, делают. Работают бригадами, по нормам. Выпускают продукцию, утвержденную Госпланом. Их труд, его качество и количество оцениваются, во - первых, по школьной пятибалльной системе, и итоговая оценка идет в аттестат, во - вторых - это тоже существенно - в деньгах, в рублях и копейках. Предприятие на хозрасчете. Какие же это бирюльки?

Посмотрим поближе. Пройдем сначала на четвертый этаж. Здесь цех радиодеталей. Это не «как настоящий» цех, а самый настоящий, где весь процесс разбит на операции - от простейших до окончательного укомплектования радионабора «Мальчиш». Мальчишки, которым папы купят этот набор за семь целковых, получат удовольствие: соберут настоящий транзисторный приемник. Для них это отличная игра. Для одетых в белые халаты шестнадцатилетних трудящихся игра уже позади. Есть работа. Есть необходимость получить не игрушечный - реальный разряд. (Было время, когда на других заводах разряд, выданный «Чайкой», не желали принять всерьез, но это позади.) Есть не игрушечные, а реальные контроль за качеством, себестоимость, рентабельность, встречный план. Есть, наконец, честь фирмы, продукция которой идет в сто с лишним городов страны и за рубеж.
На третьем этаже цех электротехнических изделий. Его продукция - электромоторчик, идущий, согласно договорам, на заводы, где делают детские электротехнические игрушки. Кстати, когда «Чайка» выделялась в самостоятельное предприятие, рижане пожелали иметь ее своим постоянным поставщиком: в этом виде продукции школьники допускают меньше брака, чем взрослые.

И опять же очевидная истина: одно дело «проходить» в школе правила левой и правой руки, принцип работы трехфазного двигателя. Совсем другое - самому собрать не одну сотню двигателей, досконально изучить каждую деталь, операцию.

На сборке я познакомился с девятиклассником 546 - й школы Володей Поликашиным. Он откровенно признался, что работа его уже не удовлетворяет: примелькалось, наскучило. И работает Володя по настроению. Но вот его план:
- Хочу после школы пойти на завод. Но не по этой специальности, - кивнул на свое рабочее место, а нужна ему такая, где надо «больше головой работать». Отец у Володи рабочий, мать часто болеет. Старший брат - студент университета. Вот и надо помогать семье. Правда, специальность Володя не выбрал: - Успею еще...
Речь, положим, еще не вполне мужа. Но уже и не того мальчика,
который связывает неясные мечты с «каким - нибудь» вузом, с непыльной должностью, с тем, что - об этом некоторые сверстники Володи прямо говорят - папа или мама устроят их в КБ, НИИ, и потому работа на «Чайке» для них - отбытие номера.

- Ну, мне пора, - буднично вздохнул Володя и занял место за столом.
В другом конце цеха я говорил с мастером производственного обучения А. Ф. Скрипкой. Ему опять - таки в порядке пробы поручили заниматься с особой группой ребят - восьмиклассников, которые, согласно новому порядку, окончив восьмилетку, будут поступать в профтехучилища и техникумы. Большей частью это «трудные» ребята. Вот и решили их послать на «Чайку».

Александр Федорович как раз подводил итоги их работы за первое полугодие в рублях и в баллах. И выходило, что изготовлением контактной колодки его питомцы занимаются с большим прилежанием, чем школьной наукой.
- Конечно, - сдвинув очки на лоб, усмехнулся мастер, - мне было бы легче с ребятами, будь мне не шестьдесят, а сорок, ну, пятьдесят лет. Учителя предостерегали: «Они вам все перевернут», - а ребята работают. Иногда даже просят разрешения остаться сверхурочно.

Директор завода В. Ф. Карманов объясняет этот парадокс так:
- В школе ребята только учатся думать. Здесь думают, решают проблему, недаром сейчас в школе переходят на проблемное обучение: проблема дисциплинирует!

На втором этаже швейный цех. Его изделия - гарнитур для кукол - можно купить в «Детском мире». За разработку и освоение этой продукции цех получил премию Всесоюзной торговой палаты.

Стоит деловой гул машин. В своем сочинении о работе на «Чайке» одна девушка про этот самый гул написала так: «Очень раздражает. Я стала нервозной». На вопрос, помогла ли работа на «Чайке» расширить кругозор, она написала: «Вопрос по своему существу к делу не относится».

 

В ответе на третий вопрос, повлияла ли работа на заводе на отношения в коллективе класса, девушка тоже не склонилась к сантиментам: «Труд на заводе как таковой отношения к школе не имеет и только отвлекает от учебы».

Не берусь рассуждать, что ждет эту девушку в жизни. Вместо этого хочу сопоставить ее ответы с другими.
«Когда видишь готовый комплект, то радуешься, что он сделан твоими руками и что какой - то ребенок, одевая куклу в этот костюм, будет радоваться. Я выбрала профессию врача. Хочу везде внедрять такую же чистоту, как в нашем цехе» (Чуткина Наташа, 9 - й класс 549 - й школы).

«Я стала понимать, что труд швеи нелегкий, но он приносит радость. Я стала больше уважать труд других. Дома помогаю бабушке - шью» (Самойленко Люба, школа № 549).

«Как - то по - другому стала смотреть на людей. Находить в них больше хорошего. Стала более выдержанной, терпеливой» (Машина Татьяна, школа № 549).

«Я стал уважать свою мать, стал понимать, как она устает на работе», - написал выпускник школы № 516 Бумаков А.
«Нравится серьезность поставленного дела», - отвечал выпускник 855 - й школы Молявкин А.
Буринцов Виктор из 1161 - й был столь же краток: «Рад, что делаю полезное дело». «Здесь я впервые увидел токарный станок и полюбил токарное дело» - признание Антонова Анатолия, выпускника 563 - й школы.
Или обратимся к пожеланиям. Надя Махоткина, школа № 535: «Хотелось бы, чтобы учащиеся могли соревноваться не только с собой, но и с большим заводом, чтобы не оставались в стороне от трудовых починов...» «Надо, чтобы ребятам больше доверяли работу на станках», - вторит ей выпускник школы № 538 Борис Макаров.

Вот какой разный резонанс от гула машин на «Чайке»: кто - то благодаря этому гулу легче преодолевает барьер при вступлении в большую жизнь, а у кого - то - и тут трудно ждать от «Чайки» сверхъестественного - гул этот усиливает предубеждение против «черной» работы.

Так это же, чего доброго, скажут, социальная и профессиональная дезориентация, а не ориентация. Нет, уважаемые, дезориентация - это когда знакомство молодежи с ее будущим делом носит рекламно - зазыв - ной характер, когда молодому человеку показывают лишь приятные стороны предлагаемой специальности, не соотнося ее с его способностями. Тогда и к выбору профессии он относится потребительски.
На «Чайке» же его не завлекают, а стараются показать истинные и естественные трудности работы на производстве. Это помогает в сочетании с профориентацией выбрать или отвергнуть профессию более осознанно, пусть путем ошибок, но еще пока не столь опасных, как в возрасте более зрелом.

Но спустимся ниже - на первый этаж. Здесь печатный цех, самый маленький. Ребята работают наборщиками, брошюровщиками, стоят у печатных станков. Печатная продукция «Чайки» - не только собственные рекламные проспекты, но и заказы других предприятий. И пусть не все рабочие этого цеха выберут профессию печатника. Умение печатать учебник, журнал, газету их не обеднит.

Если в пройденных нами цехах - ученических - взрослые работают мастерами, начальниками цехов, их заместителями по воспитанию, то остальная часть завода исключительно взрослая. Это прежде всего цех, где сосредоточены участки экспериментальный, токарный, литья под давлением, слесарный и другие, на которых положено работать только взрослым.

- Совсем без их подстраховки все - таки нельзя, - объяснили мне. Тогда я спросил:
- Что значит подстраховка? Уж не приходится ли взрослым во время каникул брать на себя дополнительные нагрузки?

- Не приходится. Просто на лето «Чайка» в плановом порядке снижает выпуск продукции. Наши снежники об этом предупреждены.

И еще сказали: за прошлый год «Чайка» отчислила в бюджет государства полмиллиона чистой прибыли. Так что у «большой промышленности» она не сидит в долгу и ее директору не приходится краснеть на балансовых комиссиях.
Разумеется, чистая прибыль могла быть больше, если бы в структуре «Чайки» не было звеньев, которых нет на других предприятиях.

Ведь, помимо обычных заводских служб, «Чайке» нужно содержать больший, чем на обычном заводе, штат мастеров производственного обучения. Да еще немалый штат воспитателей. На балансе завода находится Дом юных техников, в котором занимаются до 500 школьников средних и младших классов и который с его штатом, оборудованием, ежегодными выставками творчества ребят обходится «Чайке» ежегодно в двести тысяч рублей.

 

Плюс расходы на подшефный детсад - 50 - 60 тысяч в год. Сюда же прибавьте ежегодно производимые из фонда предприятия затраты на организацию поездок в Прибалтику, на Кавказ, Украину, за рубеж. Какая школа за свой счет может позволить себе такое?

Понятно: редко кого из ребят заставляет работать на «Чайке» материальная нужда. И уж конечно, никто из них не в силах сам скопить средства для таких поездок. Так вот, организуя поездки, «Чайка» исподволь подводит ребят к мысли: таков закон социалистического предприятия - заботиться о своих рабочих.

 

У предприятия в этом смысле возможностей даже больше, чем у самых высокооплачиваемых пап и мам. Но его забота о тебе, в отличие от маминой и папиной, не даровая, а зависит от твоего трудового вклада.
Как возникла «Чайка»?

В конце пятидесятых годов теперешний директор «Чайки» В. Ф. Карманов, человек с высшим педагогическим и юридическим образованием, с богатым и разнообразным жизненным опытом, руководил заводом микроэлектродвигателей, где тогда заплечным методом проходили практику группы московских школьников.

 

Порочность этого метода, когда рабочие не могли как следует ни выполнять план, ни заниматься со школьниками, казалась ему настолько очевидной, что он стал официально добиваться его упразднения и создания примерно того, что мы сегодня видим на «Чайке». К его ходатайству присоединились некоторые видные ученые. В конце 1963 года «Чайка» была создана.

Было, было: передавали «Чайку» из ведомства в ведомство, отказывали в оборудовании, оплате дополнительного штата мастеров, в заказах. В пору ее закрывать.

Тщетно Карманов и его заместитель по воспитанию Л. И. Рогаль доказывали, что сотрудничество педагогики с экономикой возможно и необходимо...

В самый трудный момент «Чайку» поддержал ЦК комсомола. Ее передали в распоряжение управления кадров Мосгорисполкома. В этой системе она по сей день.

Теперь «Чайке» жаловаться особенно не на что. Система отлажена, сформировался стабильный коллектив рабочих, инженеров, воспитателей - энтузиастов своего завода и дела, которое он делает. Экономика предприятия крепкая, тонус высокий.

Каждый год 17 марта на «Чайке» проходит соревнование на звание лучшего по профессиям. К нему приурочен день открытых дверей. На него приглашают родителей. И из них многие только теперь узнают, что это за «Чайка» такая. И начинается: «Нет таких слов в русском языке, чтобы выразить благодарность!...»

К стыду своему, я узнал о «Чайке» тоже с немалым опозданием. А знакомясь с ней, вспоминал, как приучались к труду школьники лет двадцать назад. Нас, девятиклассников, на целый месяц возили убирать картошку.

Честно говоря, не так уж нам нравилось выкапывать «второй хлеб» из - под снега, мокнуть под дождем, тесниться на нарах в сыром вагончике. Но вот прошло уже немало лет, а я ни разу не пожалел о том, что испытал тогда. И, думаю, никто не пожалел.

Тогда еще не пришло время таких предприятий, как «Чайка».

 

------------------------------------------

ПРНИМЕЧАНИЯ:

1. с августа 1974 года автору ланного сайта довелось быть председателем оргкомитета по подготовке 11-го слёта КМС (Коммунарского-макаренковского содружества)Ю который состоялся в августе 1975 гола и проходил 20 дней на бору заводского теплохода "Евгений Преображенский". Во время круиза по Волге все 70 его участников работали над созданием стендов первого в Москве музея А.С.Макаренко, который был торжественно открыт на "Чайке" сразу же в день возвращения теплохода в Москву.

 

Кинозал слёты педотрядов

 

2. Автору данного сайта Соколову Р.В. довелось в 1981 году несколько месяцев поработать на заводе "ЧАЙКА".