НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

____ Соколов Р.В. Подготовка волонтёров для социально-педагогической р-ты в свете современной социально-культурной ситуации // Разв. социальной педагогики в России и подготовка кадров (Мат. XIII Всеросс. соц-пед. чтений.-М,, РГСУ, ч1, с.22-28.Пр. 63

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Соколов Р.В. Подготовка волонтёров для социально-педагогической работы 
в свете современной социально-культурной ситуации
// Развитие  социальной педагогики в России и подготовка кадров 
(Материалы XIII  Всероссийсих социально-педагогических чтений, 
посвящённых 15-летию подготовки социальных педагогов 26 марта 2010г
в 2-х частях). -М., изд-во РГСУ 2010г., ч.1, с.22-28.
  Соколов Р.В.

 ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЁРОВ
ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Есть ли такие страны, где существует избыток социальных педагогов для внешкольной работы, для работы «по месту жительства»?

Если и есть, то это не наша страна. Во время кризиса – тем более.

Излишне в данной статье говорить об актуальности потребности в социальных педагогах-волонтёрах. Это было в моей диссертации ещё в 1995 г. (8).

Но, как ни странно, и опыт реальной подготовки таких волонтёров мало кого интересует. Считаю, что и это утверждение в доказательствах не нуждается.

А есть ли такой опыт. Есть.

И у нас в Москве. И ему уже почти 40 лет. И о нём в «советские времена» СМИ шумели, почти не умолкая…

А вот сейчас автору данной статьи легче было опубликовать десять статей  и книгу об А.С.Макаренко, чем книгу о своём опыте.

Шесть лет, как опубликована 1-я часть (теоретическая) учебного пособия «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства» и помещена в Интернете (14), а вот остальные три четверти книги (методическая часть) оказались доступны «пользователям» лишь после того, как в этом году у меня появился собственный сайт.

А ведь, сколько было самых замечательных и солидных рецензий, рекомендующих книгу к изданию! (Среди них и доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.И.Слободчиков, доктора философских и педагогических наук…)

Так в чём же дело?

Может быть, кто-то боится, что появление бесплатных и умелых волонтёров приведёт к ликвидации социальных педагогов оплачиваемых и неумелых?..

Из пятидесяти лет своей педагогической деятельности 45 я занимался «внешкольной работой» и «дворовой педагогикой» (4,5,6).

Так это называлось, когда термином «социальная педагогика» ругали «буржуазные» направления в педагогической науке и практике.

За это время я создал  12 «организационных моделей досуговых центров социализации детей и подростков».

Так были названы в моей диссертации разные «формирования» («узкопрофильные» и «разнопрофильные», «одновозрастные» и «разновозрастные»), создававшиеся «на базе» учреждений образования, культуры, жилищных хозяйств и др. (8).

На социологическом языке такая деятельность называется «созидательным социальным экспериментом по проектированию и моделированию средств и способов приобщения к культуре подрастающего поколения» (4) .

В  «проектном замысле» предполагалось, что такие организационные «средства» (социальные структуры) и способы их жизнедеятельности должны создаваться «населением».

И «из самого населения» готовить тех, кто эти «оргмодели» будет поддерживать, развивать и «тиражировать». Т.е. добровольцы (называемые на Западе волонтёрами) готовят других  добровольцев-волонтёров. Так оно и было в нашей многолетней практике.

И это можно назвать тем, что на Западе (а теперь иногда и у  нас) учёные, называют «социальным участием» (10,11.12).

Надо сказать, что разработка проблемы «социального участия» в отечественной науке ещё столь мало разработана, что ни опоры на эту теорию, ни, тем более, поддержки со стороны «власть имущих», которые бы владели этой теорией, нам не пришлось встретить ни в «советское время», ни теперь.

Тем не менее, кое-что удалось сделать. И даже на практике.

Из 12-ти «организационных моделей» считаем наиболее значительными три. Это опыт 3-х лет (1968-1970) в Подмосковном районном центре Щёлково, опыт 8-лет (1971-1978) в нынешнем Хамовническом р-не Москвы и опыт 22-х лет (1986-2007) в московском районе «Марьина роща» (1 - 6, 13, 14) .

Первый из них осуществлялся мною на базе детского сектора Щёлковского районного Дворца культуры.

Второй - на базе двух жилищных хозяйств (тогда Ленинского района).

Третий – начался на базе жилищного хозяйства (до середины 1992г.), а потом продолжился (в тех же помещениях), переданных, в созданной мною (с несколькими другими учредителями)  НКО (некоммерческой организации) «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию». (Удостоенной позже имени С.Т.Шацкого).

Эти три созидательных социально-педагогических эксперимента, осуществлённых в единой серии последовательно усложняющейся опытно-экспериментальной социально-педагогической деятельности, выбраны (из 12-ти) для данной статьи по двум причинам.

Первая. Это три наиболее продолжительных опыта.

Вторая. В каждом из них в качестве волонтёров готовились разные категории добровольцев.

В опыте 1968-1970гг. - волонтёры из старшеклассников.

В опыте 1970-1978гг. - волонтёры из старшеклассников и студентов

В опыте 1976-2007гг. – из тех же, а,  кроме того, - из жителей микрорайона среднего возраста и пенсионеров.

Что дала работа по подготовке волонтёров?

В первом опыте при одном оплачиваемом работнике (заведующем детским сектором ДК) удалось не только обеспечить интенсивную (6 дней в неделю) жизнедеятельность городского многопрофильного подросткового клуба «Орион», но и создание (на 3-ем году) силами юных волонтёров 4-х филиалов в соседних микрорайонах с общим охватом до 170 детей и подростков. Позже некоторые из юных волонтёров «пошли в педагогику». Шестиклассник Серёжа Фролов оказался через 20 лет директором школы.

Во втором опыте удалось повторить предыдущий опыт и при одном оплачиваемом педагоге-организаторе (благодаря изобретению «методики приохочивания» студентов к безвозмездной социально-педагогической деятельности) создать первый экспериментальный студенческий отряд (ЭСПО), «приписанный» к МГПИ им. В.И.Ленина, создать новый тип внешкольного общественного воспитательного учреждения «Форпост коллективного освоения культуры». Удалось «охватить» до 500 детей и подростков.

Одному оплачиваемому работнику (педагогу-организатору) помогало 50 волонтёров (кроме меня и моих друзей это, в основном, были старшеклассники и студенты) (5,6).

К ожидаемым результатам следует добавить и то, что ЭСПО послужил примером для создания других педагогических отрядов и возникновения целого Всесоюзного движения студенческих педагогических отрядов (СПО). Первым последователем нашего ЭСПО был калужский ЭПОСС (экспериментальный педагогический отряд студентов и старшеклассников), «приписанный» к КГПИ.

Позже мы узнали, что наша воспитанница Лена Борисова, ставшая командиром педагогического отряда на третьем курсе, потом оказалась социологом, преподавателем ВУЗа…

В третьем опыте, который приходится на 5 лет «советского периода» и на 17 – «постсоветского», удалось «обратить в  волонтёров» (подготовить их для добровольной и бесплатной социально-педагогической деятельности) несколько десятков человек (в том числе школьников, студентов, взрослых и пенсионеров).

Благодаря этому при одном педагоге-организаторе удавалось «охватить» до 400 детей и подростков, занимавшихся в помещениях, находящихся в двух разных (и довольно удалённых друг от друга) зданиях.

При этом несколько лет работа велась в обоих помещениях без перерывов все семь дней недели. «Ассортимент» постоянных объединений (кружков художественного, прикладного и технического творчества, спортивных секций, объединений по интересам и игротек) достигал (на рубеже 1991-1992гг.) тридцати наименований (5,6,13,14).

И не случайно в течение нескольких «перестроечных и постперестроечных» лет мы имели на ВДНХ  9 постоянных стендов и свой консультационный пункт. Тогда двое «зачинщиков» создания Опытной станции были отмечены дипломами «Социальный инноватор СССР.

«Напримеры» наших воспитанников, ставших волонтёрами.

Тося Соколова, занимавшаяся в нашем клубе с детского сада, уже в 10 лет стала вести кружок аппликации для дошколят. Поступила педагогический колледж, создала у нас детскую организацию «Алые паруса».

Была принята в институт сразу на третий курс. Создала студенческий педагогический отряд.

Окончила ВУЗ с красным дипломом, став социальным педагогом.

И её сестра Станислава тоже окончила институт с отличием, получив профессию социального педагога. Михаил Куненков, будучи школьником, занимался у нас в отряде скаутов, а потом стал его руководителем. Успешно окончив институт, продолжал заниматься со скаутами.

Олег Файницкий, занимавшийся у нас в фотокружке, стал его руководителем, окончил институт, поступил в аспирантуру…

Можно было бы много страниц посвятить перечню достижений, но пора хоть чуть-чуть ответить на вопрос: КАК?

Вот тут-то и нужны сотни страниц. Открывайте на сайте и «скачивайте».

А в этой статье есть возможность лишь назвать некоторые «средства» и «инструменты».

Прежде всего – осмысление (и переосмысление) наследия С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и И.П.Иванова. Осмысление и переосмысление концепций П.П.Блонского, Э.В.Ильенкова, А.И.Мещерякова…

Осмысление и переосмысление опыта отечественного общественно-педагогического движения и собственного опыта (4-14).

Из организационно-педагогических «инструментов» я бы мог назвать целую серию. Во всех случаях это «проектирование личности» и «педагогически целесообразная перемена деятельности» (3,4,9).

В клубе «Орион» (на первых порах) «клуб вопросов и ответов», «штабы по направлениям коллективного освоения культуры», «курсы общественных профессий», «дружина юных культармейцев».

На втором этапе, кроме этого, -  ещё «цеха» и многое другое(5,6,8,14).

Но перечисление этих названий совершенно бесполезно. Ибо под более или менее знакомыми словами «скрыто» содержание, о котором даже ни один аспирант не догадается. Для «раскрытия сути и специфики» каждого из наших терминов нужно помногу страниц.

Читайте книгу, о которой уже говорилось выше, и сами убедитесь.

Произведёт ли её чтение профессионалами и общественностью «социально- педагогическую революцию»?

Конечно, нет. Даже, если и всё и всем станет понятно. Чтобы человек применил наше пособие, он должен захотеть. А захотеть может только тот, кто привык жить по формуле: «Блаженнее давать, чем брать».

Тот, кто ищет методики и «технологии» не для того, чтобы «меньше работать и напрягаться, и больше получать (денег)». А ищет для того, чтобы больше дать (детям, обществу, стране)

И при этом, может быть, получать меньше (тех же наград и денег»). Когда-то в период «хрущёвской оттепели» у «юных коммунаров» Питера был девиз: «Мы живём не для парада. Обойдутся коммунары без почёта, без награды!».

Вот для таких искателей (скаутов, пионеров, тимуровцев, коммунаров…) наша книга – вода живая.

Могут сказать: «Значит, никому в наш век и не нужна Ваша книга? Разве нынешние скауты, пионеры, коммунары «обойдутся без награды?»

Не скажите. Цветы бывают разные. Более того, сейчас мы видим всё больше и больше людей, которые потребительству предпочли монашеский подвиг, но при этом не «уходят от мира», а идут к детям. Даже приюты для сирот создают. Вот им-то наше пособие может очень даже пригодиться.

«Стоит ли ради этих «единиц» стараться (книгу писать, сайт создавать)?»

Конечно, стоит!

Вы можете не поверить, но в нашем 3-ем опыте было двое мужчин, которые по 13 лет проработали волонтёрами (бесплатно) и работали лучше, чем их коллеги,  получающие в «образовании» за такой же объём работы весьма приличные зарплаты.

Ради чего они работали? Может быть, ради места в Царствии Небесном?

Может быть, но мне кажется всё проще. А.С.Макаренко утверждал, что дело воспитания – самое счастливое дело. И мы в этом убеждены. Иначе,  зачем бы я 45 лет этим занимался (и из них более 25 лет совершенно без платы за эту работу)? Разве неизвестно, что настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения?

«А на что же они и вы жили тогда?»

На зарплату, которую получали, работая в другом месте. Я, например, несколько лет проработал оператором газовой котельной, был электромехаником по обслуживанию лифтов. И работал там не «как-нибудь», а имел почётное звание «Ударник коммунистического труда».

И скажу больше: когда случалось получать что-то, ну, например, за ведение киностудии или кружка компьютерной мультипликации от соседнего Дома пионеров (позже – от Дома творчества), то работа такая становилась противной. Планы (и почасовые) на год вперёд.

Отчёты чуть ли не ежемесячно. Вместо жизни - «сплошная канцелярия». Хотелось сказать: «Давайте я сам буду платить Вашему Дому творчества, только отстаньте и не мешайте работать!»

Мы три года работали, когда совершенно прекратились какие-либо денежные поступления. Работали бы и дальше, если бы помещения не отобрали под «капитальный ремонт».

Что самое трудное, что больше всего мешало нашей работе и использованию другими нашего опыта?

Две причины. Первая, как бы, на поверхности – чиновники. Особенно те, которые прислушиваются к теории социальной педагогики, исходящей от В.Г.Бочаровой и её коллег. Для того, чтобы показать, в чём различия наших «социальных педагогик», уральским философам (доктору философских наук А.И.Лучанкину и кандидату философских наук А.А.Сняцкому) в их монографии «Социально-клубная работа с молодёжью» понадобилось написать большущую статью (15. Глава «Две педагогики в клубе» с. 25-55), да ещё снабдить её таблицей во всю страницу (Там же, с. 54). Книга, заказанная Комитетом по делам молодёжи, выдержала три издания. Но, как оказалось, социальные педагоги о ней и не знают. А зачем? Книга другого «ведомства»…

И нельзя сказать, что наш опыт совсем замалчивался. Какие только центральные газеты и журналы нас ни расхваливали в 70-е годы, да и позже!

Наш опыт хвалили авторы семи учебников. Но как? Лучше бы молчали. Полнейшая вульгаризация. За редчайшим исключением (1).

Были и наши публикации. И в серьёзных изданиях (см. библиографический список). Были две книги, но какими тиражами?

Однако, должен признаться, что и среди тех, кто знаком с той и другой социальной педагогикой, мне посчастливилось встретить в «советское время» двух секретарей райкомов КПСС и позже одного префекта округа, которые предпочли наш вариант социальной педагогики. Разумеется, после того как основательно познакомились с нашей работой и сравнили, что называется, «по плодам». К сожалению, такие (разбирающиеся в разных подходах к социальной педагогике) чиновники живут (на руководящих постах) не долго.

Вторая причина сложнее. Это изменение ценностей у нашего населения, мягко говоря, не в лучшую сторону. Вместо идеала БЕСКОРЫСТНО БЛАГО ТВОРИТЬ, ЖИТЬ НА ПОЛЬЗУ И РАДОСТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ как раковая опухоль всё захватывает своими метастазами «идеал» ПОТРЕБЛЯТЬ.

Но есть ещё и дети.

Если удастся спасти детей от потребительского глобализма, то и жить стоит, и воспитывать волонтёров стоит! А может быть наоборот: если удастся воспитать волонтёров, то удастся и детей спасти…

Для того и книга моя, и сайт, и эта статья…

Литература

  1. Фролова Г.И. Организация и методика работы советского детского клуба. –Л., изд. ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1979, с. 62-63.
  2. Соколов Р.В. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. - М., 1986. - С. 91 - 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
  3. Соколов Р.В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1986. Вып.1. - С.28-30. (Педагогика).
  4. Соколов Р.В. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. - М., 1987. Кн. 2. -С. 192-212. (Институт социологических исследований АН CССР и ССА).
  5. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. - М., 1992. -190 с. (Учебно-методическое пособие / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Сектор методологии и методов исследования культуры НИИ культуры РАН и МК РФ, Кафедра социальной инноватики Института молодежи, Первая опытная станция по внешкольному воспитанию межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание").
  6. Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. - М., 1993. -192 с. (Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи).
  7. Соколов Р.В. Общественно-педагогическое движение и создание условий для социализации и самореализации детей и подростков // Воспитание личности: опыт, проблемы, поиски. - М., 1994. -С. 90-92. (Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях Москвы. / Центр инноваций в педагогике (филиал Моск. ин-та повышения квалификации работников образования).
  8. Соколов Р.В. Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства. – М, 1995г. (диссертация по специальности «социология культуры, науки, образования»).
  9. Соколов Р.В. Социальное воспитание и проектирование личности // Стратегия   опережающего развития для России ХХ1 века: роль образовательного, научно-технического, культурного и природного потенциала (глобальный аспект). Т.№.Ч. –М., 1999.  С. 12-15.

10.  Соколов Р.В. Отечественное общественно-педагогическое движение – педагогический фундамент возрождения России // Тезисы научной конференции «Типология и типы  культур: разнообразие подходов». М., Изд. Министерства культуры РФ и Российского института культурологи, 2000, с. 39 – 42.

11.   Соколов Р.В. Народно-воспитательное движение и возрождение России // Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. Доклады и выступления на научной конф. 23-24 марта 2000 в Российской государственной библиотеке. – М., Изд. “Экономическая демократия”, 2000, с. 494-499.

12.   Соколов Р.В. Социальные инициативы и детское движение в контексте представлений о социальном участии и общественно-педагогическом движении // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конф. 25–27 ноября 2000 г. – Ижевск, 2000, с. 68 – 70.

13.   Соколов Р.В. Семнадцать лет "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию имени С.Т.Шацкого": опыт, мысли, проблемы (в журнале Народное образование). 2007г.

14.   Соколов Р.В. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства Учебное пособие, рекомендованное к изданию Учёным советом Российского института культурологии Академии наук РФ. – 390 с. Рецензенты: доктор пед. наук Ю.П.Сокольников, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.И. Слободчиков, доктор филос. наук Э.А.Орлова. В научном архиве РИК МК РФ. 1-я часть (теоретическая) издана отдельным выпуском (№3 за 2004г.) периодического издания «На путях к новой школе».  под названием «В поисках настоящей социальной педагогики» и помещена в интернете на их сайте altruism.ru. Полностью текст книги помещён в конце 2009г. на моём сайте sokolovr.ru

15.  А.И.Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы. З-е изд. – Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ, 1997. 396 с.