НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ Из выступления Соколова Р.В. В ГЕРМАНИИ (на конференции по социальной педагогике в Грайдсвальдском универстете). в 1994 г. (20 лет назад). Просмотров 584

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Р.Соколов. Из выступления в Германии в 1994г. (на конф. по социальной педагогике)

Р.В.Соколов, руководитель Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского институ­та культурологии и Московского городского консультацион­но-методического центра по вопросам организации досуга детей и подростков Комитета по делам семьи и молодежи

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ЖИЗНЕННОЙ ПРАКТИКЕ

 

Начиная этот свой доклад я считаю своим долгом отдать дань уважения человеку, которого считаю одним из основоположников пе­дагогической философии будущего, мыслителю, поэту, министру прос­вещения одного из регионов Германии - великому Гете.

У него в "Фаусте" есть притча, адресованная, можно сказать, нам - участникам этой конференции по социальной педагогике.

Доктор Вагнер изготовил в пробирке искусственного человека - Гомункула. Дал ему от  рождения такую образованность, что даже Мефистофель обращался к нему за консультациями. Но воспитанности Гомункул не получил и, не успев появиться на свет, нахамил своему создателю, и ушел от него. Скитаясь по всей планете Гомункул вез­де чувствует себя чужим и несчастным. И Гете (устами древнегрече­ского философа Фалеса) ставит диагноз  и  дает рецепт.  Несчастье Гомункула от того, что тот ИЗГОТОВЛЕН, а НЕ ПРОИЗОШЕЛ ЭВОЛЮЦИОННО. Ему нужно раствориться  в мировом океане и пройти всю эволюцию. Гомункулу ничего не оставалось как последовать этой рекомендации. В чем смысл этой притчи? Говоря современным языком,  для подготовки к жизни недостаточно традиционной обученности в виде знаний, умений и навыков.  Нужна еще и воспитанность (можно ска­зать - социалиэированность),  которая проявляется в ценностных

/

ориентациях, жизненных устремлениях,  качествах  характера.  Для обученности достаточно традиционной для средних и высших школ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.  Для воспитанности нужна ЖИЗНЕННАЯ  ПРАКТИКА. Нужна социализация и не какая-нибудь стихийная, а педагогически целесообразная, включающая условия для освоения культуры (и как

 

 

культурного наследия и как культурной среды). Другими словами, необходима организованная социализация, позволяющая обретать ли­чный опыт в соответствии с гетевской рекомендацией Гомункулу или, говоря современным языком, социализация, обеспечивающая повторе­ние филогенеза в онтогенезе (в личной эволюции как бы повторяющей эволюцию всего человечества). Следует подчеркнуть:  социализация должна включать условия для самореализации личности в самых раз­ных видах творческой деятельности.

Всего этого не дал доктор Вагнер своему Гомункулу.  И современные гомункулы  не получают этого ни в школах,  ни в уни­верситетах. И именно ЭТО должна дать социальная педагогика.

Более 30 лет я и мои коллеги занимаемся решением проблем такой ПЕДАГОГИКИ ЖИЗНИ.  В 60-е годы я исходил из предположения, что традиционная  "профессиональная педагогика"  (в ее теории и практике) - продукт и инструмент отчуждения (от культуры). Считал нужным создавать ЖИВУЮ ПЕДАГОГИКУ, ПЕДАГОГИКУ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. Считал, что ее создателями  (теоретиками и реализаторами) должны быть не наемные работники, не чиновники от педагогического министерства, а граждане, в первую очередь интеллигенция (общест­венность - своего рода добровольцы,  волонтеры). К счастью, уда­лось познакомиться с педагогическими взглядами молодого Л.Н.Толс­того,  молодого С.Т.Шацкого, молодого И.Н.Жукова и других сооте­чественников. Их идеи и сейчас продолжают нас вдохновлять.

В эпоху административно-командной системы такие взгляды и их реализация не могли встретить от государства поддержки и более четверти века нам приходилось тщательно их маскировать.  Но сис­тема была бдительной. Из 12 действующих организационных моделей досуговых центров социализации, созданных нами за 30 лет, уда­лось сохранить только две (о них я еще скажу).

В 60-е годы в качестве энтузиастов-добровольцев к организа­ции досуга мы привлекали старшеклассников. Удалось с их помощью создать несколько совершенно уникальных университетов самовоспи­тания. Этот опыт позже нашел отражение в целом ряде учебных пособий по социальной педагогике.

Из воспитанников одного такого  клубного объединения в 1971 году нами было сформировано ядро первого экспериментального студ­енческого педагогического отряда и в течение более десяти лет исследовались возможности педагогической самодеятельности студенческой и рабочей молодежи. Оказалось, что студенты способны соз­дать весьма значительные досуговые центры социализации с десят­ками кружков различного профиля, с организацией походов, дальних экспедиций, лагерей труда и отдыха, с "воспроизводством" социальных педагогов в самом центре (такой центр социализации был назван Форпостом культуры).

Один из форпостов культуры (им. С.Т.Шацко-го), созданный в 1971 г., существует  и развивается уже 24 года. После того, как я занялся созданием другого досугового центра Форпостом вот уже 18 лет руководит один  из моих воспитанников.

Кроме того,  студенты оказались способными создать содружество из нескольких десятков подобных объединений, действовавших в разных республиках бывшего СССР и провести около 20 (теперь уже нужно сказать международных) слетов-конференций,  каждая из кото­рых имела продолжительность не менее 10 дней. Летом 1975 г. слет проходил 20 дней в форме путешествия по Волге на теплоходе. Над теплоходом были подняты алые паруса, а на борту висел плакат "Ударим агитпроплывом по педагогическому бездорожью и разгиль­дяйству!". Это была настоящая научно-практическая конференция.

В конце 70-х гг. нас интересовал вопрос о возможности участия в организованной социализации детей родителей.  Созданные нами семейно-педагогические клубы  показали,  что  родители  способны откликаться на зов энтузиастов и помогать, но для того, чтобы они могли быть организаторами и лидерами их надо готовить заранее (когда они еще учатся в школе или в вузе).

В середине 80-х,  когда в стане объявили "перестройку", мы решили создать новую модель центра социализации,  которая бы, во-первых, объединяла бы в качестве добровольцев школьников,  сту­дентов, родителей и пенсионеров и,  во-вторых,  реализовывала бы идею С.Т.Шацкого  об  ОПЫТНОЙ  СТАНЦИИ.  Идею о создании такого центра социализации, в котором бы одновременно решались проблемы теоретические, подготовки кадров, опытно-экспериментальной работы и пропаганды достигнутых результатов.

На самом деле,  все это уже присутствовало в опыте Форпоста культуры, но как бы в качестве побочных результатов и как бы "по секрету". Появлялась надежда получить все это в качестве заранее намеченного результата и утвердить среди существующих институтов социализации в качестве признанного и полноправного. Если в годы "застоя " последнее считалось нами неосуществимым, то теперь по­явилась надежда на возможность понимания со стороны государства. Созданный нами в 1986г.  детский  клуб  "Ровесник" позволил осуществить первую половину замысла, а созданная на  базе клуба в 1990г. общественная некоммерческая организация "Первая опыт­ная станция по внешкольному воспитанию"  - вторую половину.

Благодаря привлечению населения (старшеклассников, студен­тов, родителей и пенсионеров) удалось создать для детей и подро­стков тридцать бесплатных объединений художественного, приклад­ного, технического творчества. Шесть раз в году на площадках ми­крорайона проводятся  массовые праздники  с  играми, конкурсами, концертами, выставками.  Уровень работы не снизился даже тогда, когда на долгое время (в 1992-1994 гг.)  прекратилось государст­венное финансирование микрорайонных детских клубов.  Снизились в этот период лишь темпы развития Станции  (расширения ее работы). По отношению к нашим помощникам мы с женой (инициаторы, ор­ганизаторы и руководители Станции) выступаем, прежде всего, как жители этого же микрорайона,  как  родители двоих детей. Для них мы, прежде всего, соседи. Для нас они друзья и коллеги. Как социа­льные педагоги-профессионалы мы считаем своей задачей найти доб­ровольцев, увлечь их, создать необходимые условия для их педаго­гической самодеятельности,  передать им секреты социальной педа­гогики. Мы считаем,  что настоящий социальный педагог  это не только тот, кто умеет работать С НАСЕЛЕНИЕМ, а тот, кто умеет организовать САМОПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЯ в социализации детей и подрост­ков. Социальный педагог это, прежде всего, организатор и методист педагогической самодеятельности населения.  Таких социальных пе­дагогов нужно готовить в высших учебных заведениях, но по целому ряду причин этого нет.  Прежде всего, мешают старые парадигмы о том, что организованная педагогическая деятельность удел профес­сионалов и отсутствие в менталитете российской администрации та­ких понятий как СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ,  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Сфера воспитания слишком долго считалась "идеологическим фронтом" и  в  нее  допускались лишь те,  кто прошел идеологичес­кую обработку в государственных  педагогических  учебных учрежде­ниях и выдержал "экзамен на лояльность", получив диплом.

При новой социокультурной ситуации наши идеи и опыт заинте­ресовали государственные учреждения.  В том же году меня пригла­сили работать в Российский институт культурологии в сектор мето­дологии исследования культуры, а весной 1993 года назначили руко­водителем Научно-методического центра социальной педагогики это­го института.

Осенью того же года наша Первая  опытная  станция получила статус опытно-методической площадки и Московского город­ского консультационно-методического центра Комитета по делам се­мьи и Молодежи Правительства Москвы.

Трое из участников работы, описанной выше, стали членами Консультативного совета при Комите­те по делам семьи и молодежи.

Стали получать поддержку от  Пре­фектуры, созданное в 1991г.  Управление муниципального округа, поначалу слабо понимавшее смысл клубной работы по месту жительства, постепенно стало вникать в дела и проблемы Станции, по рекомендации префекта Северо-восточного административного округа В.Г.Систера был заключен договор о сотрудничестве с муниципали­тетом. Муниципалитет стал оплачивать работу педагога-организатора и взял на себя расходы по аренде помещений и плате за коммуналь­ные услуги, стал финансировать наиболее крупные мероприятия.

Итоги многолетнего эксперимента показывают, что при наличии ряда условий из каждой 1000 жителей можно найти минимум одного добровольца, который (иногда в течение ряда лет) может оказывать существенную помощь в создании условий для социализации и само­реализации подрастающего поколения по месту жительства.

Многие из них, если им оказывается соответствующая помощь, могут стать не только общественными помощниками центров социализации, но и лидерами этих формирований и даже организаторами новых центров.

В условиях дефицита государственных средств ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ становится важным ресурсом, обеспечивающим социализацию подрастающего поколения, при этом решаются не только проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений де­тей, но и проблемы адаптации детей к современной жизни. И даже - проблемы развития творческих способностей детей и подростков.

Мы считаем,  что именно за такой  социальной педагогикой бу­дущее, что подобные центры социализации могут быть созданы и в Польше и  в Германии и в других странах.

Мы с собой привезли на конференцию подготовленные нами и изданные в России учебно-мето­дические пособия по социальной педагогике, нашу социально-педаго­гическую философию и наш опыт. Мы готовы и к диалогу с коллегами из других стран и к сотрудничеству.