НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 26.07.14. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЯ ( о московских макаренковедах-общественниках 60-х - 70х гг. ХХ века. Статья Р.В. и Н.В.Соколовых по итогам ВЕБ-СИМПОЗИУМА 2014г.. Просмотров 64.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Статья по итогам ВЕБ-СИМПОЗИУМА (помещена на сайте педуниверситета Нижнего Новгорода)

Соколов Р.В. – действительный член Академии педагогических наук (АПСН), кандидат социологических наук, г. Москва, Россия

Соколова Наталья Валентиновна – вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА), педагог-организатор Педагогического музея А.С.Макаренко, г. Москва, Россия

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЯ
(о московских макаренковедах-общественниках 60х - 70х гг. ХХ века)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об участии обществен­ников-добровольцев в изучении, применении и пропаганде идей А. С. Макаренко с 60х – 70х годов ХХ века по настоящее время.

 

 

Бытует мнение, что макаренковедение – удел профессионалов (сотрудников научно-исследовательских институтов, вузовских кафедр). Но во второй половине 60-х гг. и в 70-е годы изучением, применением и пропагандой идей А. С. Макаренко активно занималась и "обществен­ность", объединявшаяся не только "по линии" Педагогического общест­ва, но и в разных студенческих клубах и педагогических отрядах. Это проявилось не только в Москве, но и в других городах страны.

Выход в свет книги А. А. Фролова «А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ)» и нового и оригинального издания сочинений А. С. Макаренко «Школа жизни, труда, воспитания», издаваемого нижего­родской лабораторией А. С. Макаренко под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А. А. Фролова, авторы данной статьи считают чрезвычайно важным событием в истории современного макаренко­ведения. Издание многих ранее неизвестных или малоизвестных фактов педагогического подвига А. С. Макаренко в современных неблагоп­риятных условиях – подвижничество. А «подвижники нужны как солнце», – писал А. П. Чехов. Труды нижегородских макаренковедов подвигают и вдохнов­ляют нас к постижению личности А. С. Макаренко, его педагогичес­ких достижений и на развитие нашего сайта "Правда об А. С. Макаренко, его предшественниках и последователях".

Говорить и писать о современном макаренковедении, своём участии в нём и планах трудно без (хотя бы краткого) экскурса в прошлое. Наши планы – не случайные намерения, а продолжение многолетней практической опытно-экспериментальной работы по исследованию и применению идей А. С. Макаренко и продолжающейся работы по популяризации его наследия.

1. Первое знакомство старшего из авторов данной статьи (Р. В. Соколова) с именем А. С. Макаренко произошло ещё в средних классах школы, когда на экранах телевизоров появился фильм "Педагогическая поэма" (1956 г.). А осознанный интерес к нему и его наследию появился летом 1964 г., когда Р. Соколов случайно встретился в Братске с участниками Всесоюзного сбора клубов юных коммунаров (КЮК) и пробыл 3 дня в их лагере. Там-то он и услышал об А. С. Макаренко, как одном из "прародителей" "движения юных коммунаров". Поражал энтузиазм подрост­ков во всём: в том, как с осени приехала группа школьников, чтобы найти «фронт работ» и подготовить летний лагерь в тайге, как работали школьники на строительстве жилых домов, как проводили вечерние общие собрания и праздник для жителей Братска. Под впечатлением увиденного на слёте, Р. Соколов купил первую встреченную в магазине "макаренковскую книгу" (сборник статей по трудовому воспитанию).

2. Второй "импульс" к усилению интереса к наследию А. С. Макаренко был связан с просмотром документального фильма "Подросток" (сценарис­том которого была основатель Макаренковской секции при Центральном Совете Педагогического общества РСФСР, доцент кафедры педагогики МГПИ им. В. И. Ленина Э. С. Кузнецова). Часть фильма была посвящена пионерской неформальной организации Ленинграда знаменитой "Коммуне юных фрунзенцев" (КЮФ), положившей в 1959 г. начало тому, что позже будет названо Всесоюзным коммунарским движением.

3. Третий "импульс" – знакомства Р. В. Соколова в начале 1970 г. с председателем ленинградского отделения Макаренковской секции ПО доцентом ЛГПИ И.П. Ивановым и чуть позже – с Э. С. Кузнецовой. Случай­но посетив традиционную (еженедельную!) встречу "Макаренковские среды" на квартире Э. С. Кузнецовой, Р. В. Соколов на всю оставшуюся жизнь сделался "макаренковцем". Уже в конце 1970 г. (по инициативе и настоянию Элеоноры Самсоновны Р. В. Соколов осуществил достаточно успешный "педагогический десант" актива (созданного им в 1968 г. в подмосковном Щёлкове) городского подросткового коммунарского "ОРИОН") в подшеф­ный МГПИ район "Лужники" для создания первого Экспериментального студенческого педагогического отряда (ЭСПО). ЭСПО (формально) считался детищем комитета комсомола МГПИ (Соколова Р.В. комитет комсомола МГПИ охотно признал комиссаром отряда).

Участники ЭСПО очень быстро стали активом Макаренковской секции при Центральном совете Педагогического общества РСФСР. На первом Всероссийском макаренковском симпозиуме, проходившем весной 1972 г. на базе МГПИ, в фойе главного корпуса института ЭСПО развернул большую выставку под названием "Музей коммунарского движения". Комиссар ЭСПО Р. В. Соколов выступал в качестве участника (с последующей публикацией в сборнике материалов симпозиума) [1]. Вскоре Э. С. Кузнецова объявила Р. В. Соколова своим заместителем по макаренковской секции. Следует заметить, что к этому времени состав бюро секции сильно омолодился, а авторитет Э. С. Кузнецовой был непререкаем.

Нужно сказать, что в конце 60-х и в 70-е годы в Москве действовали параллельно две Макаренковские секции, конкурирующие, между собой, достаточно открыто. Но при проведении ежегодных мартовских массовых "макаренковских мероприятий" они "соблюдали приличие" и видимость единодушия. На самом деле расхождения были (увы!). И не только теоретического свойства. Прежде всего, они были связаны с разницей в составе их актива по национальному признаку (руководителем московской городской секции была директор школы Роня Михайловна Бескина). Было расхождение и по возрастному признаку. Р. М. Бескина традиционно "делала ставку" на учителей-ветеранов, а Кузнецова – на студенчество. Обе дамы были достаточно волевыми и авторитарными, уступать друг другу и не собирались, хотя по субординации "московская секция" входила в "центральную", и на заседаниях в ЦС ПО всегда председательствовала Э. С. Кузнецова. Р.М. Бескина эти заседания просто игнорировала и вместо себя от городской секции присылала наблюдателем бывшую учительницу Ф.Н.Мэр.

Общее было в том, что руководители обеих секций трактовали задачи макаренковедения не столько, как изучение наследия А.С.Макаренко, сколько – как его применение, разделяя распростра­нённую в то время догму о том, что А.С.Макаренко достаточно хорошо изучен и нужно лишь применять и популяризировать его наследие.
При этом команда Бескиной акцентировала внимание на применении наследия А.С.Макаренко в современной школе. А команда Кузнецовой – на применении во внешкольной воспитательной работе. Следует сказать, что Э.С.Кузнецова активно использовала термин "дворовая педагогика", что часто встречало со стороны её коллег по институту ухмылки и реплики: "Подзаборная педагогика".

Больше внимание уделялось ею "внеаудиторной работе со студентами" и их "общественно-педагогической практике" в студенческих педагогических отрядах, работавших с детьми и подростками в московских дворах.

Соответственно, и региональными секциями, входившими в состав "центральной" секции, вскоре стали (в основном) студенческие педагогичес­кие отряды вузов разных городов страны – последователи московского ЭСПО. В прессе не раз отмечалось, что во главе московского ЭСПО был рабочий Р.В.Соколов, а командиром калужского Экспериментального отряда студентов и старшеклассников ("ЭПОСС") был инженер С.Г.Икрянников.

Активными отделениями макаренковской секции были, Ленинградское (КиМ) во главе с д.п.н. И.П.Ивановым, педотряд Тюмени во главе с к.п.н. В.А.Рогачёвым. А также – педотряды Перми, Тобольска, Гродно, Иркутска, Полоцка, Владивостока, Казани и др. городов.

Если сборник по итогам Симпозиума (изд. 1972г.) был "многотемным" [1], то последующие сборники 1975 г. [2] и 1978 г. [3] были "заточены" на "работу с детьми и подростками по месту жительства" студентов и других категорий общественников-добровольцев.

Э.С.Кузнецова вдохновила энтузиастов московского ЭСПО на деятельность по созданию коллективной монографии "У нас во дворе" (редактор Э.С.Кузнецова, составитель Р. В. Соколов) об использовании идей А.С.Макаренко в деятельности московского ЭСПО. Книга, написанная в 1973г., была включена в план издательства МГПИ. Но её несколько лет "переносили". И так и не издали. Дело в том, что у Э. С. Кузнецовой в МГПИ (и, прежде всего, на кафедре педагогики) всегда было много противников, не разделявших интереса к пропаганде А. С. Макаренко и "педагогической самодеятельности" студентов в области "подзаборной педагогики". То, что Э.С.Кузнецова проводила еженедельные "Макаренковс­кие среды" у себя на квартире определялось не только и не столько тем, что у неё были больные ноги, сколько нежеланием иметь "соглядатаев" из числа сотрудников МГПИ, кафедру педагогики которого она в нашем кругу назы­вала "змеюшником". Именно на заседании кафедры педагогики с нею слу­чился инфаркт, после которого она скончалась. Ей тогда было всего 65 лет…

Издать книгу "У нас во дворе" удалось только хитростью. Первый раз – в качестве статей, входивших в тематические выпуски "Ребячий комиссар" (редактором которых был Р.В.Соколов). Это был печатный орган ЭСПО и "Макаренковских сред", ежемесячно помещавшийся в качестве "тематичес­кой полосы" в многотиражной газете МГПИ "Ленинец". Помещение в многотиражке МГПИ странички "РК" активно поддерживал секретарь Комитета ВЛКСМ МГПИ к.ф.н. Б.Ф.Славин. Всего выпусков "РК" было 29 (размером в стандартную газетную полосу).

Второй раз книга была издана почти целиком. На этот раз – "полуподпольно" (напечатана в типографии Дальзавода Владивостока под названием "Для тех, кто работает с пионерами") тиражом всего в несколько сот экземпляров. Третий раз – фрагменты книги были помещены (уже значительно позже) на нашем сайте. Выпускали мы и машинописный иллюстрированный альманах "Макаренковские среды". Каждый из семи выпусков представлял собой довольно большой том.

Надо сказать, что Р.М.Бескина в начале 70-х пыталась привлечь в свои ряды и Р.В.Соколова. Соколов тогда был не против сотрудничества в обеих секциях. Узнав об этом, Э. С. Кузнецова резко и гневно выступила против. Соколов не стал участвовать в секции Бескиной. Последняя обиделась и позже (после кончины Э. С. Кузнецовой, (когда стала первым директором музея А. С. Макаренко на Поклонной улице) отомстила ему тем, что не допустила к работе в музее (даже на общественных началах) Р.В. и Н.В.Соколовых. Хотя музей был создан, прежде всего, благодаря инициированным Соколовыми письмам большой группы воспитанников А.С.Макаренко в Моссовет и в МГК КПСС. После чего и были даны "сверху" соответствующие указания Педагогическому обществу о необходимости создания в Москве музея А.С.Макаренко.

Только после смены руководства музея (Р.М Бескина уехала к родственникам в Израиль) Р.В. и Н.В.Соколовы смогли участвовать в деятельности московского музея А.С.Макаренко (что и продолжается в настоящее время). Но думать, что судьба музея перестала быть "полем боя" рано. Музею исполнилось 30 лет, но борьба за музей всё продолжается...

Сказанное выше и определяет основную тематику двух направлений "макаренковедческих" публикаций 70-80-х гг. со стороны московской организованной педагогической общественности. Это (преимущественно) сборники по "применению идей А. С. Макаренко: – в деятельности школ; – во "внешкольной работе" студенческих педагогических отрядов. Отрядов, положивших начало тому, что первоначально называлось "Коммунарским макаренковским содружеством" (КМС) 1971 – 1976. А с 1976 г. (после Постановления ЦК ВЛКСМ 1976г.) появилось ещё и другое название "Всесоюзное движение комсомольских педагогических отрядов" (которое ни к С. Т.Шацкому, ни к А. С. Макаренко уже никакого отношения не имело). А вскоре комсомол вынужден был официально признать, что "эта форма работы не оправдалась". Действительно "рекрутирование" 2 000 000 комсомольцев для работы с детьми во дворах было крупномасштабным авантюризмом комсомольских боссов. С авантюрой, конечно же, надо было покончить. Но ведь при этом комсомольские вожди пытались прикрыть и движение макаренковских студенческих педагогических отрядов. К счастью, это комсомолу не удалось.

В 70-е годы КМС проводило ежегодно 10-дневные слёты, в которых участвовало до 20 делегаций из макаренковских педотрядов (всего было проведено 17 слётов). В 1974 г. такой слёт (10-й) состоялся на родине А.С.Макаренко в г. Белополье. В нём приняло участие и около 20 воспитанников А.С.Макаренко. Участники слёта, разбившись на группы, смогли услышать подробные воспоминания всех воспитанников А. С.Макаренко. Г. К.Калабалина выступила с большим докладом на пленарном заседании. После слёта его участники совершили экспедицию по всем макаренковским местам Украины.

Летом следующего 1975г. состоялся самый продолжительный (20 дней) XI слёт КМС. Он проходил на борту теплохода "Евгений Преображенский". Это был не только традиционный по содержанию слёт. Это было и большое коллективное творческое дело делегатов из 20 городов. Организаторы слёта обещали директору московского школьного завода "Чайка" В.Ф.Карманову, что за бесплатное предоставление теплохода для проведения слёта его участники прямо на борту создадут стенды музея А.С.Макаренко для завода. В день возвращения в Москву стенды были установлены в одном из классов Дома детского творчества при заводе и состоялось торжественное открытие первого в Москве макаренковского музея.

На следующий год, когда завод лишился одного из двух зданий, музей А.С.Макаренко был передан Форпосту культуры им. С. Т.Шацкого (созданному московским ЭСПО). На основе экспозиции музея был создан Макаренковский методический центр (ММЦ). В 1977 г. в связи с созданием в соседнем микрорайона Форпоста культуры им. А.С.Макаренко ММЦ переехал туда. А в 1988г. (после аварии канализационной системы и гибели при затоплении стендов ММЦ) сохранившиеся фонды ММЦ были перевезены в созданный Р.В. Соколовым в Бабушкинском районе Москвы "Дом педагогической культуры". Там нами была создана "Передвижная выставка А.С.Макаренко". Эта выставка демонстрировалась в фойе АПН СССР рядом с залом, где проходило юбилейное заседание, посвящённое 90-летию А.С.Макаренко. Позже эта наша выставка демонстрировалась в ДК г.Пущино и во многих других городах.

На её основе в 1989г. на ул. А.С.Макаренко была создана стационарная экспозиция "Макаренко и современность". Там еженедельно проходили встречи с активом педагогических отрядов Москвы и Московской области. Посетили выставку и оставили отзыв Г.К.Калабалина, племянница А.С.Макаренко О.В.Макаренко, О.С.Кель. Директор кременчугского музея А.С.Макаренко П.Г.Лысенко вручил Р В.Соколову удостоверение "лектора-макаренковца".

Следует сказать, что после кончины Э.С.Кузнецовой (в 1977 г.) её в качестве председателя Макаренковской секции сменила сотрудник АПН ОС.Кель, а заместителем оставался Р.В.Соколов. Но в 1980 г. Центральный совет Педагогического общества РСФСР объявил о "персональных секций" в связи с планом создания некоего общественного НИИ истории педагогики. Этот план остался на бумаге, но макаренковскую секцию упразднили. Позже выяснилось, что другая "персональная" секция (Н К Крупской) продолжала преспокойно. Неудивительно, ведь ею руководила лично зам. министра просвещения Л.К.Балясная... Обращение за поддержкой в Минпрос ничего не дало... Так чиновники тогда расправились с "самостийным" направлением в макаренковском движении, начатым Э.С.Кузнецовой... Мечта зам. директора Дворца пионеров им. НК.Крупской Тубельского А.Н., заявившего, что не допустит в Бауманском районе "макаренковщины" (увы!) осуществилась. Поясним: наша макаренковская выставка была в Бауманском районе.

Много позже (когда была создана Международная макаренковская ассоциация и в Полтаве проходили первые перевыборы Президента ММА) А.А.Фролов официально пригласил на перевыборную конференцию в Полтаву Р.В Соколова, который именно тогда и стал членом Макаренковской ассоциации. После этого мы стали принимать участие в конференциях и публикациях ассоциации.

После переезда Педагогического музея А.С. Макаренко с ул.Поклон­ной на ул. Е.Будановой нами (в начале 2012 г.) была создана качественно новая экспозиция, по которой мы проводим экскурсии и в настоящее время. Ежемесячно проводим и тематические вечера "Макаренковские среды". Создали свой авторский сайт "Правда об А. С. Макаренко, его предшествен­никах и последователях" (http://makarenko-sokolovy.ru). На сайте уже свыше 300 рубрик. Это книги, статьи, видеозаписи выступлений, докладов, экскурсий и лекций. За деятельность по изучению и пропаганде наследия А.С.Макаренко Р.В. и Н.В.Соколовы были удостоены медалей "АС.Макаренко. За педагогическую доблесть".

4. Кое-что о состоянии макаренковедения в прошлом и настоящем.

В 90-е годы, когда вслед за Ю.П.Азаровым началась идеологическая война против А. С. Макаренко, некоторые его сторонники пытались как-то защищать его наследие. Это было совсем не просто. Ведь после смерти А.С.Макаренко поклонники макаренковского наследия, борясь за его признание и "канонизацию" на педагогическом "Олимпе", старались сделать его как можно больше похожим на Сталина. В "хрущёвские времена" Макаренко объявили "ярким", но "типичным советским педагогом", и всё "нетипичное" стали замалчивать. К сожалению, во многом те и другие преуспели и перестарались.

Всё это "аукнулось" в 90-е годы. После смены общественного строя "макаренколюбы" вынуждены были что-то делать, чтобы реабилитировать А.С.Макаренко, спасти его доброе имя. При этом часто (сознательно или неосознанно) они "утолеранивали" наследие А. С. Макаренко, лишая создаваемый ими новый образ А. С. Макаренко, свойственных "прототипу" патриотизма, философско-идеологической направленности, боевитости и наступательности. Многие пытались породнить его с ... буржуазным либерализмом! Тогда всё это встревожило авторов данной статьи и нам пришлось вновь углубиться в изучение макаренковских и макаренковед­ческих трудов.

Мы хотели серьезно разобраться в следующих вопросах:

Личность А.С.Макаренко и его судьба

В чём глубинные корни мировоззрения А.С.Макаренко и проявлений его души, сказавшихся на педагогической деятельности и литературном творчестве? [1-6]

– Как складывалось отношение А.С.Макаренко к окружающей жизни и формировался его характер? [7, 8 ]

– Как он относился к изменениям в общественном строе страны, в какой степени он был "советским" и в чём его представления о надлежащем общественном устройстве (о личности, коллективе и обществе) были самобытны, нетипичны, оригинальны? [ 9 ]

– Как он "сопротивлялся действительности", отстаивая свои убеждения и нравственные ценности и педагогические принципы? [ 10 ]

– Какие черты личности А. С. Макаренко и его поступки позволяют говорить о нём, как об "удивительном человечище", борце и гражданине? [8,10]

А. С. Макаренко и вопросы преемственности

– Что (черты личности А. С. Макаренко, его взгляды, принципы и особенности деятельности) "роднит" его с таким его предшественником как С.Т.Шацкий и таким последователем, как И.П.Иванов? В чём их можно считать единомышленниками? В чём их можно считать соратниками? [11]

– Какие признаки можно считать необходимыми и достаточными, чтобы кого-то из современных "макаренколюбов" (исследователей или практиков) можно было бы "без натяжки" называть последователями А.С.Макаренко? [12]

Эти вопросы нами рассмотрены в ряде работ опубликованных в печати. С ними можно познакомиться на нашем сайте "Правда об А.С Макаренко, его предшественниках и последователях" (makarenko-sokolovy.ru), открытом в октябре 2013 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. По нашим наблюдениям макаренковеды читают далеко не все публикации в сборниках конференций. Полагаем, что, если бы сборники печатались не после конференций и даже не ко дню начала конференций, а заранее и были бы доступны участникам хотя бы в электронном виде за месяц до конференции, то заинтересованность в прочтении всех (или многих) материалов значительно бы возросла. Появилась бы возможность обсудить статьи при встрече с их авторами на конференции.

2. Считаем, что настало время разобраться в "макаренковском сообществе" "кто есть кто". В связи с тем, что быть «макаренковцем» становится модным, а в их среде плодятся публикации "по Макаренко" и весьма сомнительного свойства, назрела необходимость "внутреннего ранжирования" всех "макаренколюбов". Предлагаем следующие "уровни" (снизу вверх).

1. Макаренколюбы (или макаренковцы) – все, кто позиционирует себя сторонником идей А.С. Макаренко и ценит его наследие.

2. Макаренковеды (все, кто занимается изучением и пропагандой наследия А.С. Макаренко).

3. Макаренкознавцы (те, кто публикует статьи в научных макаренковедческих сборниках и монографии о нём, защищает диссертации "по Макаренко").

4. Выдающиеся макаренкознавцы мирового значения (например, А. А. Фролов и Г. Хиллиг).

Наделение общественным статусом осуществляется сверху вниз. При этом наличие учёных степеней и должнос­тей не должно быть решающим (вне прямой от них зависимости). Например, должность директора музея не означает, что имеющий её, автоматически причисляется к макаренкознавцам. Макаренковец Д.Р. Гончар считает, что и тем, кто успешно применяет в педагогической работе идеи А. С. Макаренко, следовало бы присваивать звание макаренкодел (и по целому ряду номинаций).

Считаем, что такая общественная аттестация в макаренковском сооб­ществе может стать существенным стимулом для повышения качественного уровня "макаренковедческих трудов" и поможет читателям ориентироваться, кто есть кто.

Список литературы

1. Соколов Р.В. Внешкольная работа с подростками // Педагогическая система А. С. Макаренко и вопросы её творческого применения современ­ными воспитательными учреждениями. Материалы к симпозиуму / МГПИ им. В.И. Ленина, Педагогическое общество РСФСР. – М., 1972, с. 99-200.

2. Соколов Р.В. Из опыта работы форпоста культуры им. С.Т.Шацкого// Роль педагогической системы А.С. Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1975. – С. 70-75. (Материалы Всероссийской конференции, проведенной 26-27 июня в г. Нальчике/ Центральный совет педагогического общества РСФСР).

3. Соколов Р.В. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. Изд. ЦС ПО РСФСР. – М., 1978, с. 58-64. (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977 г. в Калуге / ЦС Педагогического общества РСФСР).

4. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко // Истоки педагогического мастерства. Сборник научных работ Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г.Короленко. – Выпуск 4. – Полтава, 2008. – Серия «Педагогические науки». С. 64-71. Более поздний (и значительно более полный – в 30 стр.) вариант этой статьи помещён 13 марта 2008 г. в интернете под названием «Православные истоки педагогического опыта А.С.Макаренко» на сайте «www.Pravmir.ru», продублирована на сайте «Русская линия» и других сайтах.

5. Соколов Р.В., Соколова Н.В. А. С. Макаренко: православные корни. Судьба педагога и его педагогического опыта. – М.: Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко. НИИ школьных технологий, 2009. 68 с.

6. Соколов Р. В., Соколова Н. В. Корни православной педагогической культуры А.С. Макаренко. Судьба подвижника и его педагогического опыта // Православная гимназия. Научно-популярный журнал. – Свято-Алекси­евская пустынь, 2009, с. 150-189.

7. Соколов Р.В., Соколова Н.В. А.С. Макаренко: Отличник в учёбе, подвижник в жизни //А.С. Макаренко. Альманах. 2009, с. 94-98.

8. Соколов Р.В. Типологические составляющие «подвижника соцвоса» (по фактам биографии А. С. Макаренко) // Известия Академии педагогичес­ких и социальных наук, Москва – Воронеж, 2008, Т. XII. Ч.1. С. 359 – 369.

9. Соколов Р. В. А.С.Макаренко: "Я – Советская власть"// Альтерна­тивы. – М., 2012 г. С.116-126.

10. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Выходить за рамки... черта професси­онализма // ж. «Народное образование», 2013 г. № 6.

11. Соколов Р.В. Звенья одной цепи: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И. П. Иванов, Р. В.Соколов (опыт сравнительного анализа...) // Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь ...: материалы Международной конфе­ренции в Нижнем Новгороде 2013 г. С. 105-109. (к 17.01.14 г. 230 просмотров на этом сайте).

12. Соколов Р. В. В строю подвижников соцвоса // А. С. Макаренко – человек, педагог, учёный, писатель: СССР, Россия, Урал: Материалы 10-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений. Екатеринбург: "Раритет" 2013. С. 26-34.

 Соколов Р.В. – действительный член Академии педагогических наук (АПСН), кандидат социологических наук, г. Москва, Россия

Соколова Наталья Валентиновна – вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА), педагог-организатор Педагогического музея А.С.Макаренко, г. Москва, Россия

 

К ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МАКАРЕНКОВЕДИЯ

В МОСКВЕ С КОНЦА 60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об участии обществен­ников-добровольцев в изучении, применении и пропаганде идей А. С. Макаренко с 60х – 70х годов ХХ века по настоящее время.

Бытует мнение, что макаренковедение – удел профессионалов (сотрудников научно-исследовательских институтов, вузовских кафедр). Но во второй половине 60-х гг. и в 70-е годы изучением, применением и пропагандой идей А. С. Макаренко активно занималась и "обществен­ность", объединявшаяся не только "по линии" Педагогического общест­ва, но и в разных студенческих клубах и педагогических отрядах. Это проявилось не только в Москве, но и в других городах страны.

 

Выход в свет книги А. А. Фролова «А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ)» и нового и оригинального издания сочинений А. С. Макаренко «Школа жизни, труда, воспитания», издаваемого нижего­родской лабораторией А. С. Макаренко под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А. А. Фролова, авторы данной статьи считают чрезвычайно важным событием в истории современного макаренко­ведения. Издание многих ранее неизвестных или малоизвестных фактов педагогического подвига А. С. Макаренко в современных неблагоп­риятных условиях – подвижничество. А «подвижники нужны как солнце», – писал А. П. Чехов. Труды нижегородских макаренковедов подвигают и вдохнов­ляют нас к постижению личности А. С. Макаренко, его педагогичес­ких достижений и на развитие нашего сайта "Правда об А. С. Макаренко, его предшественниках и последователях".

Говорить и писать о современном макаренковедении, своём участии в нём и планах трудно без (хотя бы краткого) экскурса в прошлое. Наши планы – не случайные намерения, а продолжение многолетней практической опытно-экспериментальной работы по исследованию и применению идей А. С. Макаренко и продолжающейся работы по популяризации его наследия.

1. Первое знакомство старшего из авторов данной статьи (Р. В. Соколова) с именем А. С. Макаренко произошло ещё в средних классах школы, когда на экранах телевизоров появился фильм "Педагогическая поэма" (1956 г.). А осознанный интерес к нему и его наследию появился летом 1964 г., когда Р. Соколов случайно встретился в Братске с участниками Всесоюзного сбора клубов юных коммунаров (КЮК) и пробыл 3 дня в их лагере. Там-то он и услышал об А. С. Макаренко, как одном из "прародителей" "движения юных коммунаров". Поражал энтузиазм подрост­ков во всём: в том, как с осени приехала группа школьников, чтобы найти «фронт работ» и подготовить летний лагерь в тайге, как работали школьники на строительстве жилых домов, как проводили вечерние общие собрания и праздник для жителей Братска. Под впечатлением увиденного на слёте, Р. Соколов купил первую встреченную в магазине "макаренковскую книгу" (сборник статей по трудовому воспитанию).

2. Второй "импульс" к усилению интереса к наследию А. С. Макаренко был связан с просмотром документального фильма "Подросток" (сценарис­том которого была основатель Макаренковской секции при Центральном Совете Педагогического общества РСФСР, доцент кафедры педагогики МГПИ им. В. И. Ленина Э. С. Кузнецова). Часть фильма была посвящена пионерской неформальной организации Ленинграда знаменитой "Коммуне юных фрунзенцев" (КЮФ), положившей в 1959 г. начало тому, что позже будет названо Всесоюзным коммунарским движением.

3. Третий "импульс" – знакомства Р. В. Соколова в начале 1970 г. с председателем ленинградского отделения Макаренковской секции ПО доцентом ЛГПИ И.П. Ивановым и чуть позже – с Э. С. Кузнецовой. Случай­но посетив традиционную (еженедельную!) встречу "Макаренковские среды" на квартире Э. С. Кузнецовой, Р. В. Соколов на всю оставшуюся жизнь сделался "макаренковцем". Уже в конце 1970 г. (по инициативе и настоянию Элеоноры Самсоновны Р. В. Соколов осуществил достаточно успешный "педагогический десант" актива (созданного им в 1968 г. в подмосковном Щёлкове) городского подросткового коммунарского "ОРИОН") в подшеф­ный МГПИ район "Лужники" для создания первого Экспериментального студенческого педагогического отряда (ЭСПО). ЭСПО (формально) считался детищем комитета комсомола МГПИ (Соколова Р.В. комитет комсомола МГПИ охотно признал комиссаром отряда).

Участники ЭСПО очень быстро стали активом Макаренковской секции при Центральном совете Педагогического общества РСФСР. На первом Всероссийском макаренковском симпозиуме, проходившем весной 1972 г. на базе МГПИ, в фойе главного корпуса института ЭСПО развернул большую выставку под названием "Музей коммунарского движения". Комиссар ЭСПО Р. В. Соколов выступал в качестве участника (с последующей публикацией в сборнике материалов симпозиума) [1]. Вскоре Э. С. Кузнецова объявила Р. В. Соколова своим заместителем по макаренковской секции. Следует заметить, что к этому времени состав бюро секции сильно омолодился, а авторитет Э. С. Кузнецовой был непререкаем.

Нужно сказать, что в конце 60-х и в 70-е годы в Москве действовали параллельно две Макаренковские секции, конкурирующие, между собой, достаточно открыто. Но при проведении ежегодных мартовских массовых "макаренковских мероприятий" они "соблюдали приличие" и видимость единодушия. На самом деле расхождения были (увы!). И не только теоретического свойства. Прежде всего, они были связаны с разницей в составе их актива по национальному признаку (руководителем московской городской секции была директор школы Роня Михайловна Бескина). Было расхождение и по возрастному признаку. Р. М. Бескина традиционно "делала ставку" на учителей-ветеранов, а Кузнецова – на студенчество. Обе дамы были достаточно волевыми и авторитарными, уступать друг другу и не собирались, хотя по субординации "московская секция" входила в "центральную", и на заседаниях в ЦС ПО всегда председательствовала Э. С. Кузнецова. Р.М. Бескина эти заседания просто игнорировала и вместо себя от городской секции присылала наблюдателем бывшую учительницу Ф.Н.Мэр.

 Общее было в том, что руководители обеих секций трактовали задачи макаренковедения не столько, как изучение наследия А.С.Макаренко, сколько – как его применение, разделяя распростра­нённую в то время догму о том, что А.С.Макаренко достаточно хорошо изучен и нужно лишь применять и популяризировать его наследие.
 
При этом команда Бескиной акцентировала внимание на применении наследия А.С.Макаренко в современной школе. А команда Кузнецовой – на применении во внешкольной воспитательной работе. Следует сказать, что Э.С.Кузнецова активно использовала термин "дворовая педагогика", что часто встречало со стороны её коллег по институту ухмылки и реплики: "Подзаборная педагогика".

 Больше внимание уделялось ею "внеаудиторной работе со студентами" и их "общественно-педагогической практике" в студенческих педагогических отрядах, работавших с детьми и подростками в московских дворах.

Соответственно, и региональными секциями, входившими в состав "центральной" секции, вскоре стали (в основном) студенческие педагогичес­кие отряды вузов разных городов страны – последователи московского ЭСПО. В прессе не раз отмечалось, что во главе московского ЭСПО был рабочий Р.В.Соколов, а командиром калужского Экспериментального отряда студентов и старшеклассников ("ЭПОСС") был инженер С.Г.Икрянников.

 Активными отделениями макаренковской секции были, Ленинградское (КиМ) во главе с д.п.н. И.П.Ивановым, педотряд Тюмени во главе с к.п.н. В.А.Рогачёвым. А также – педотряды Перми, Тобольска, Гродно, Иркутска, Полоцка, Владивостока, Казани и др. городов.

Если сборник по итогам Симпозиума (изд. 1972г.) был "многотемным" [1], то последующие сборники 1975 г. [2] и 1978 г. [3] были "заточены" на "работу с детьми и подростками по месту жительства" студентов и других категорий общественников-добровольцев.

Э.С.Кузнецова вдохновила энтузиастов московского ЭСПО на деятельность по созданию коллективной монографии "У нас во дворе" (редактор Э.С.Кузнецова, составитель Р. В. Соколов) об использовании идей А.С.Макаренко в деятельности московского ЭСПО. Книга, написанная в 1973г., была включена в план издательства МГПИ. Но её несколько лет "переносили". И так и не издали.  Дело в том, что у Э. С. Кузнецовой в МГПИ (и, прежде всего, на кафедре педагогики) всегда было много противников, не разделявших интереса к пропаганде А. С. Макаренко и "педагогической самодеятельности" студентов в области "подзаборной педагогики". То, что Э.С.Кузнецова проводила еженедельные "Макаренковс­кие среды" у себя на квартире определялось не только и не столько тем, что у неё были больные ноги, сколько нежеланием иметь "соглядатаев" из числа сотрудников МГПИ, кафедру педагогики которого она в нашем кругу назы­вала "змеюшником". Именно на заседании кафедры педагогики с нею слу­чился инфаркт, после которого она скончалась. Ей тогда было всего 65 лет…

Издать книгу "У нас во дворе" удалось только хитростью. Первый раз – в качестве статей, входивших в тематические выпуски "Ребячий комиссар" (редактором которых был Р.В.Соколов). Это был печатный орган ЭСПО и "Макаренковских сред", ежемесячно помещавшийся в качестве "тематичес­кой полосы" в многотиражной газете МГПИ "Ленинец". Помещение в многотиражке МГПИ странички "РК" активно поддерживал секретарь Комитета ВЛКСМ МГПИ к.ф.н. Б.Ф.Славин.  Всего выпусков "РК" было 29 (размером в стандартную газетную полосу).

Второй раз книга была издана почти целиком. На этот раз – "полуподпольно" (напечатана в типографии Дальзавода Владивостока под названием "Для тех, кто работает с пионерами") тиражом всего в несколько сот экземпляров. Третий раз – фрагменты книги были помещены (уже значительно позже) на нашем сайте. Выпускали мы и машинописный иллюстрированный альманах "Макаренковские среды". Каждый из семи выпусков представлял собой довольно большой том.

Надо сказать, что Р.М.Бескина в начале 70-х пыталась привлечь в свои ряды и Р.В.Соколова. Соколов тогда был не против сотрудничества в обеих секциях. Узнав об этом, Э. С. Кузнецова резко и гневно выступила против. Соколов не стал участвовать в секции Бескиной. Последняя обиделась и позже (после кончины Э. С. Кузнецовой, (когда стала первым директором музея А. С. Макаренко на Поклонной улице) отомстила ему тем, что не допустила к работе в музее (даже на общественных началах) Р.В. и Н.В.Соколовых. Хотя музей был создан, прежде всего, благодаря инициированным Соколовыми письмам большой группы воспитанников А.С.Макаренко в Моссовет и в МГК КПСС. После чего и были даны "сверху" соответствующие указания Педагогическому обществу о необходимости создания в Москве музея А.С.Макаренко.

Только после смены руководства музея (Р.М Бескина уехала к родственникам в Израиль) Р.В. и Н.В.Соколовы смогли участвовать в деятельности московского музея А.С.Макаренко (что и продолжается в настоящее время). Но думать, что судьба музея перестала быть "полем боя" рано. Музею исполнилось 30 лет, но борьба за музей всё продолжается...

Сказанное выше и определяет основную тематику двух направлений "макаренковедческих" публикаций 70-80-х гг. со стороны московской организованной педагогической общественности. Это (преимущественно) сборники по "применению идей А. С. Макаренко: – в деятельности школ; – во "внешкольной работе" студенческих педагогических отрядов. Отрядов, положивших начало тому, что первоначально называлось "Коммунарским макаренковским содружеством" (КМС) 1971 – 1976. А с 1976 г. (после Постановления ЦК ВЛКСМ 1976г.) появилось ещё и другое название "Всесоюзное движение комсомольских педагогических отрядов" (которое ни к С. Т. Шацкому, ни к А. С. Макаренко уже никакого отношения не имело). А вскоре комсомол вынужден был официально признать, что "эта форма работы не оправдалась". Действительно "рекрутирование" 2 000 000 комсомольцев для работы с детьми во дворах было крупномасштабным авантюризмом комсомольских боссов. С авантюрой, конечно же, надо было покончить. Но ведь при этом комсомольские вожди пытались прикрыть и движение макаренковских студенческих педагогических отрядов. К счастью, это комсомолу не удалось.

В 70-е годы КМС проводило ежегодно 10-дневные слёты, в которых участвовало до 20 делегаций из макаренковских педотрядов (всего было проведено 17 слётов). В 1974 г. такой слёт (10-й) состоялся на родине А.С.Макаренко в г. Белополье. В нём приняло участие и около 20 воспитанников А.С.Макаренко. Участники слёта, разбившись на группы, смогли услышать подробные воспоминания всех воспитанников А. С. Макаренко. Г. К. Калабалина выступила с большим докладом на пленарном заседании. После слёта его участники совершили экспедицию по всем макаренковским местам Украины.

Летом следующего 1975 г. состоялся самый продолжительный (20 дней) XI слёт КМС. Он проходил на борту теплохода "Евгений Преображенский". Это был не только традиционный по содержанию слёт. Это было и большое коллективное творческое дело делегатов из 20 городов. Организаторы слёта обещали директору московского школьного завода "Чайка" В.Ф.Карманову, что за бесплатное предоставление теплохода для проведения слёта его участники прямо на борту создадут стенды музея А.С.Макаренко для завода. В день возвращения в Москву стенды были установлены в одном из классов Дома детского творчества при заводе и состоялось торжественное открытие первого в Москве макаренковского музея.

На следующий год, когда завод лишился одного из двух зданий, музей А.С.Макаренко был передан Форпосту культуры им. С. Т. Шацкого (созданному московским ЭСПО). На основе экспозиции музея был создан Макаренковский методический центр (ММЦ). В 1977 г. в связи с созданием в соседнем микрорайона Форпоста культуры им. А.С.Макаренко ММЦ переехал туда. А в 1988г. (после аварии канализационной системы и гибели при затоплении стендов ММЦ) сохранившиеся фонды ММЦ были перевезены в созданный Р.В. Соколовым в Бабушкинском районе Москвы "Дом педагогической культуры". Там нами была создана "Передвижная выставка А.С.Макаренко". Эта выставка демонстрировалась в фойе АПН СССР рядом с залом, где проходило юбилейное заседание, посвящённое 90-летию А.С.Макаренко. Позже эта наша выставка демонстрировалась в ДК г.Пущино и во многих других городах.

На её основе в 1989 г. на ул. А.С.Макаренко была создана стационарная экспозиция "Макаренко и современность". Там еженедельно проходили встречи с активом педагогических отрядов Москвы и Московской области. Посетили выставку и оставили отзыв Г.К.Калабалина, племянница А.С.Макаренко О.В.Макаренко, О.С.Кель. Директор кременчугского музея А.С.Макаренко П.Г.Лысенко вручил Р В.Соколову удостоверение "лектора-макаренковца".

Следует сказать, что после кончины Э.С.Кузнецовой (в 1977 г.) её в качестве председателя Макаренковской секции сменила сотрудник АПН ОС.Кель, а заместителем оставался Р.В.Соколов. Но в 1980 г. Центральный совет Педагогического общества РСФСР объявил о "персональных секций" в связи с планом создания некоего общественного НИИ истории педагогики. Этот план остался на бумаге, но макаренковскую секцию упразднили. Позже выяснилось, что другая "персональная" секция (Н К Крупской) продолжала преспокойно. Неудивительно, ведь ею руководила лично зам. министра просвещения Л.К.Балясная... Обращение за поддержкой в Минпрос ничего не дало... Так чиновники тогда расправились с "самостийным" направлением в макаренковском движении, начатым Э.С.Кузнецовой... Мечта зам. директора Дворца пионеров им. НК.Крупской Тубельского А.Н., заявившего, что не допустит в Бауманском районе "макаренковщины" (увы!) осуществилась. Поясним: наша макаренковская выставка была в Бауманском районе.

Много позже (когда была создана Международная макаренковская ассоциация и в Полтаве проходили первые перевыборы Президента ММА) А.А.Фролов официально пригласил на перевыборную конференцию в Полтаву Р.В Соколова, который именно тогда и стал членом Макаренковской ассоциации. После этого мы стали принимать участие в конференциях и публикациях ассоциации.

После переезда Педагогического музея А.С. Макаренко с ул.Поклон­ной на ул. Е.Будановой нами (в начале 2012 г.) была создана качественно новая экспозиция, по которой мы проводим экскурсии и в настоящее время. Ежемесячно проводим и тематические вечера "Макаренковские среды". Создали свой авторский сайт "Правда об А. С. Макаренко, его предшествен­никах и последователях" (http://makarenko-sokolovy.ru). На сайте уже свыше 300 рубрик. Это книги, статьи, видеозаписи выступлений, докладов, экскурсий и лекций. За деятельность по изучению и пропаганде наследия А.С.Макаренко Р.В. и Н.В.Соколовы были удостоены медалей "АС.Макаренко. За педагогическую доблесть".

4. Кое-что о состоянии макаренковедения в прошлом и настоящем.

В 90-е годы, когда вслед за Ю.П.Азаровым началась идеологическая война против А. С. Макаренко, некоторые его сторонники пытались как-то защищать его наследие. Это было совсем не просто. Ведь после смерти А.С.Макаренко поклонники макаренковского наследия, борясь за его признание и "канонизацию" на педагогическом "Олимпе", старались сделать его как можно больше похожим на Сталина. В "хрущёвские времена" Макаренко объявили "ярким", но "типичным советским педагогом", и всё "нетипичное" стали замалчивать. К сожалению, во многом те и другие преуспели и перестарались.

Всё это "аукнулось" в 90-е годы. После смены общественного строя "макаренколюбы" вынуждены были что-то делать, чтобы реабилитировать А.С.Макаренко, спасти его доброе имя. При этом часто (сознательно или неосознанно) они "утолеранивали" наследие А. С. Макаренко, лишая создаваемый ими новый образ А. С. Макаренко, свойственных "прототипу" патриотизма, философско-идеологической направленности, боевитости и наступательности. Многие пытались породнить его с ... буржуазным либерализмом! Тогда всё это встревожило авторов данной статьи и нам пришлось вновь углубиться в изучение макаренковских и макаренковед­ческих трудов.

Мы хотели серьезно разобраться в следующих вопросах:

Личность А.С.Макаренко и его судьба

В чём глубинные корни мировоззрения А.С.Макаренко и проявлений его души, сказавшихся на педагогической деятельности и литературном творчестве? [1-6]

– Как складывалось отношение А.С.Макаренко к окружающей жизни и формировался его характер? [7, 8 ]

– Как он относился к изменениям в общественном строе страны, в какой степени он был "советским" и в чём его представления о надлежащем общественном устройстве (о личности, коллективе и обществе) были самобытны, нетипичны, оригинальны? [ 9 ]

– Как он "сопротивлялся действительности", отстаивая свои убеждения и нравственные ценности и педагогические принципы? [ 10 ]

– Какие черты личности А. С. Макаренко и его поступки позволяют говорить о нём, как об "удивительном человечище", борце и гражданине? [8,10]

А. С. Макаренко и вопросы преемственности

– Что (черты личности А. С. Макаренко, его взгляды, принципы и особенности деятельности) "роднит" его с таким его предшественником как С.Т.Шацкий и таким последователем, как И.П.Иванов? В чём их можно считать единомышленниками? В чём их можно считать соратниками? [11]

– Какие признаки можно считать необходимыми и достаточными, чтобы кого-то из современных "макаренколюбов" (исследователей или практиков) можно было бы "без натяжки" называть последователями А.С.Макаренко? [12]

Эти вопросы нами рассмотрены в ряде работ опубликованных в печати. С ними можно познакомиться на нашем сайте "Правда об А.С Макаренко, его предшественниках и последователях" (makarenko-sokolovy.ru), открытом в октябре 2013 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. По нашим наблюдениям макаренковеды читают далеко не все публикации в сборниках конференций. Полагаем, что, если бы сборники печатались не после конференций и даже не ко дню начала конференций, а заранее и были бы доступны участникам хотя бы в электронном виде за месяц до конференции, то заинтересованность в прочтении всех (или многих) материалов значительно бы возросла. Появилась бы возможность обсудить статьи при встрече с их авторами на конференции.

2. Считаем, что настало время разобраться в "макаренковском сообществе" "кто есть кто". В связи с тем, что быть «макаренковцем» становится модным, а в их среде плодятся публикации "по Макаренко" и весьма сомнительного свойства, назрела необходимость "внутреннего ранжирования" всех "макаренколюбов". Предлагаем следующие "уровни" (снизу вверх).

1. Макаренколюбы (или макаренковцы) – все, кто позиционирует себя сторонником идей А.С. Макаренко и ценит его наследие.

 2. Макаренковеды (все, кто занимается изучением и пропагандой наследия А.С. Макаренко).

3. Макаренкознавцы (те, кто публикует статьи в научных макаренковедческих сборниках и монографии о нём, защищает диссертации "по Макаренко").

4. Выдающиеся макаренкознавцы мирового значения (например, А. А. Фролов и Г. Хиллиг).

Наделение общественным статусом осуществляется сверху вниз. При этом наличие учёных степеней и должнос­тей не должно быть решающим (вне прямой от них зависимости). Например, должность директора музея не означает, что имеющий её, автоматически причисляется к макаренкознавцам. Макаренковец Д.Р. Гончар считает, что и тем, кто успешно применяет в педагогической работе идеи А. С. Макаренко, следовало бы присваивать звание макаренкодел (и по целому ряду номинаций).

Считаем, что такая общественная аттестация в макаренковском сооб­ществе может стать существенным стимулом для повышения качественного уровня "макаренковедческих трудов" и поможет читателям ориентироваться, кто есть кто.

 

Список литературы

1. Соколов Р.В. Внешкольная работа с подростками // Педагогическая система А. С. Макаренко и вопросы её творческого применения современ­ными воспитательными учреждениями. Материалы к симпозиуму / МГПИ им. В.И. Ленина, Педагогическое общество РСФСР. – М., 1972, с. 99-200.

2. Соколов Р.В. Из опыта работы форпоста культуры им. С.Т.Шацкого// Роль педагогической системы А.С. Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1975. – С. 70-75. (Материалы Всероссийской конференции, проведенной 26-27 июня в г. Нальчике/ Центральный совет педагогического общества РСФСР).

3. Соколов Р.В. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. Изд. ЦС ПО РСФСР. – М., 1978, с. 58-64. (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977 г. в Калуге / ЦС Педагогического общества РСФСР).

4. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко // Истоки педагогического мастерства. Сборник научных работ Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г.Короленко. – Выпуск 4. – Полтава, 2008. – Серия «Педагогические науки». С. 64-71. Более поздний (и значительно более полный – в 30 стр.) вариант этой статьи помещён 13 марта 2008 г. в интернете под названием «Православные истоки педагогического опыта А.С.Макаренко» на сайте «www.Pravmir.ru», продублирована на сайте «Русская линия» и других сайтах.

5. Соколов Р.В., Соколова Н.В. А. С. Макаренко: православные корни. Судьба педагога и его педагогического опыта. – М.: Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко. НИИ школьных технологий, 2009. 68 с.

6. Соколов Р. В., Соколова Н. В. Корни православной педагогической культуры А.С. Макаренко. Судьба подвижника и его педагогического опыта // Православная гимназия. Научно-популярный журнал. – Свято-Алекси­евская пустынь, 2009, с. 150-189.

7. Соколов Р.В., Соколова Н.В. А.С. Макаренко: Отличник в учёбе, подвижник в жизни //А.С. Макаренко. Альманах. 2009, с. 94-98.

8. Соколов Р.В. Типологические составляющие «подвижника соцвоса» (по фактам биографии А. С. Макаренко) // Известия Академии педагогичес­ких и социальных наук, Москва – Воронеж, 2008, Т. XII. Ч. 1. С. 359 – 36.

9. Соколов Р. В. А.С.Макаренко: "Я – Советская власть"// Альтерна­тивы. – М., 2012 г. С.116-126.

10. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Выходить за рамки... черта професси­онализма // ж. «Народное образование», 2013 г. № 6.

11. Соколов Р.В. Звенья одной цепи: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И. П. Иванов, Р. В.Соколов (опыт сравнительного анализа...) // Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь ...: материалы Международной конфе­ренции в Нижнем Новгороде 2013 г. С. 105-109. (к 17.01.14 г. 230 просмотров на этом сайте).

12. Соколов Р. В. В строю подвижников соцвоса // А. С. Макаренко – человек, педагог, учёный, писатель: СССР, Россия, Урал: Материалы 10-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений. Екатеринбург: "Раритет" 2013. С. 26-34.