НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

____ 25.07.14._____Л.И.Гриценко Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЯ В XXI ВЕКЕ .Просмотров 88.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Л.И.Гриценко
Волгоградская государственная академия
последипломного образования,
Волгоград, Россия
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы современного макаренковедения, называются причины негативного отношения к личности и идеям Макаренко, выявляются направления научных исследований, способствующих «реабилитации» идей педагога-мыслителя, очищению его от политической ангажированности, раскрывается статус феномена Макаренко, выходящий за рамки педагогики, подчёркивается национальное и мировое значение его творческого наследия, определяется значимость исследований истории эпохи педагога-реформатора, а также условия и возможности применения идей Макаренко в современной науке и практике.


Abstract: This paper discusses the problems of modern makarenkovedeniya called causes of negative attitudes towards personality and ideas of Makarenko , identifies areas of scientific research that "rehabilitation" ideas teacher , thinker , cleanse it from political engagement , disclosed status Makarenko phenomenon that goes beyond pedagogy emphasizes national and world importance of his heritage , the importance of research into the history determined era educator and reformer , as well as the conditions and the possibility of applying ideas Makarenko in modern science and practice.
Сегодня в педагогической науке и практике становится особенно актуальной ценностная сторона образования. Эта тематика является очень сложной и многоаспектной. Важным вопросом при этом выступает проблема ценностей, которые определяют направления и содержание педагогических исследований и образовательного процесса. В каждой науке, в том числе и в педагогике, существуют ценности-персоналии, т.е. те учёные, которые внесли существенный фундаментальный вклад в развитие той или иной науки. Эти учёные и их идеи являются ориентирами, изначальными координатами,
2
базисом, на котором строится современная наука. К сожалению, надо констатировать, что сегодня в педагогической науке личность и идеи А.С.Макаренко очень часто не включаются в качестве современных и актуальных ценностей ни в научные разработки, ни в обоснование современной практики воспитания.
Например, в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» в рекомендациях о развитии «морального действия» школьников (в рамках реализации ФГОС общего образования) подробно рассматривается содержание программы Л.Кольберга «Справедливое сообщество», где говорится о необходимости приобретения школьниками опыта решения моральных дилемм, об органах управления сообществом («школьный комитет», «дисциплинарный комитет» и т.д.), о развитии школьного сообщества и пр. [5]. Удивительно, что в российских стандартах образования речь идёт об американском педагоге Л.Кольберге, а не о российском педагоге-реформаторе. Причём вопросы, рассматриваемые в «справедливом обществе» Кольберга, были блестяще решены в опыте А.С.Макаренко ещё в 1927 году, когда Макаренко уже разработал свою педагогическую систему – в то время, как Л.Кольберг только родился в этом году. Безусловно, вопросы управления и развития воспитательных сообществ разрабатывались и другими педагогами, а не только А.С.Макаренко, но, во-первых, в его опыте перерождения и становления «морального действия» воспитанников были достигнуты уникальные и стабильные результаты (никто из 3000 бывших правонарушителей не вернулся на преступный путь). Во-вторых, теория и технология воспитания в коллективе Макаренко являются наиболее разработанными. Причина этого не только в выдающихся личностных качествах педагога-новатора, но и в том, что воспитание в гуманном сообществе (общине, коллективе) соответствуют национальным особенностям славянских народов. Ещё в самом начале своей работы в Полтавской колонии Макаренко писал: «… основной задачей колонии является преодоление нездорового социально-нравственного опыта прошлого. Это достигается…
3
путём организации прогрессирующей общины…» [1, т.1, 19], что прямо указывает на народные истоки макаренковских подходов к воспитанию.
Таким образом, самое главное – то, что педагогика Макаренко отражает сущность российского менталитета, впитала в себя многие народные традиции, а потому является нашим национальным достоянием. Тем более удивительно, что за рубежом изданы тысячи (!) публикаций о наследии А.С.Макаренко [2], а в современных работах российских авторов очень часто не находится места для упоминания нашего великого соотечественника, не говоря уже о том, что даже, когда реализуются его идеи, на них нет ссылок. Например, сегодня в воспитательной работе рекомендуется метод коллективных творческих дел (КТД) – творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах совместной деятельности и равноправия. Но, называя имя пропагандиста этого метода И.П.Иванова, нельзя забывать, что первоисточником были идеи А.С.Макаренко о воспитательном коллективе, под которым он понимал единый коллектив педагогов и воспитанников учреждения, спаянный общим трудом и общим досугом.
Творческое наследие А.С.Макаренко настолько многоаспектно и национально ориентировано, что, обращаясь к нему в решении современных проблем российской науки и практики, можно найти базисные основы для системного подхода в решении этих проблем, а не просто фрагментарного использования тех или иных технологий (часто зарубежных).
Одной из важных причин того, что А.С.Макаренко, по сути, не входит в ряд ценностей-персоналий современной отечественной педагогики является то, что в настоящее время для многих людей он представляется создателем и защитником коммунистического воспитания. Причём, чаще всего такое негативное отношение проявляется со стороны людей, даже не знакомых ни с его произведениями, ни с его опытом, которых априори отпугивает идеологический антураж наследия А.С.Макаренко. В лучшем случае, его относят в пантеон истории педагогики, что на наш взгляд, не соответствует истинному значению его идей и опыта для современной науки и практики.
4
Причиной такого отношения к педагогу-новатору является выпячивание и абсолютизация в макаренковских идеях «коммунистической» направленности мешает их аутентичному восприятию. Нападки на личность А.С.Макаренко и его педагогику могут объясняться также его советской лексикой. В его трудах очень много слов «советский», «социалистический», «коммунистический» и т.д. Эти термины порождают впечатление о «советском» педагоге Макаренко, как о коммунистически идеологизированном человеке (хотя он не был членом партии). Но здесь надо иметь в виду, что, когда Макаренко употреблял «социалистические» термины, он подразумевал под ними свое собственное понимание этих слов, а именно: гуманистическое. Поэтому вместо «коммунистическое» воспитание следует иметь в виду действительный смысл, вкладываемый Макаренко, – гуманистическое воспитание, воспитание человека, всегда чувствующего рядом с собой других людей и ответственность перед ними.
Необходимо отказаться от идеологических клише и ярлыков в характеристике наследия педагога-реформатора, что будет способствовать выявлению глубинных сущностных основ макаренковской педагогики.
Важной проблемой макаренковедения сегодня выступает определение статуса феномена А.С.Макаренко. Во-первых, здесь необходимо подчеркнуть, что педагог-новатор и его учение являются не только нашим национальным достоянием, но их ценность и значение выходят за пределы нашей страны. Педагогические идеи Макаренко оказали большое влияние на теорию и практику воспитания многих стран (Германия, Венгрия, Япония, Финляндия и др.). Объединяющим центром макаренковедческих исследований является лаборатория «Макаренко-реферат» (Л.Фрёзе, Г.Хиллиг, З.Вайтц) в Марбургском университете, открытая ещё в 1968 году. «Педагогическая поэма» переведена на 30 языков (28 стран), «Флаги на башнях» — на 15 (16 стран), «Книга для родителей» — на 23 (21 страна), «Лекции о воспитании детей» — на 18 языков (19 стран) [2] .
5
Профессор М.В.Богуславский отмечает, что на Западе из всех деятелей отечественного образования знают и ценят только двоих: Л.Н.Толстого и А.С.Макаренко [Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005]. Подтверждением этого может служить тот факт, что А.С.Макаренко внесён в энциклопедию «Британика» в 11 разных номинациях, как то: социальный педагог, руководитель, воспитатель и пр., а, например, В.А.Сухомлинский даже не упоминается.
В 2000 году немецкое общество научной педагогики внесло «Педагогическую поэму» в список десяти наиболее значительных книг по педагогике ХХ века [Г.Хиллиг// Постметодика. Полтава, 2003, 2].
Можно утверждать, что творчество А.С.Макаренко является весомым вкладом в мировую, а не только в российскую педагогику. Существует множество сравнительных исследований идей и опыта Макаренко с идеями зарубежных учёных-педагогов. Содержание этих исследований отражено в докторских диссертациях Л.И.Гриценко, Л.В.Образцовой, Н.Дичек. Для того, чтобы сегодня мировое значение наследия А.С.Макаренко было осознано как необходимая и конструктивная ценность современной педагогики, следует расширить и углубить спектр сравнительных макаренковедческих исследований.
Во-вторых, говоря о статусе Макаренко нужно отметить многообразие его феномена. На эту особенность впервые обратил внимание венгерский макаренковед Ф.Патаки, который утверждал, что Макаренко – это не узко педагогический феномен, его надо высвободить из рамок детской педагогики, так как он проявил себя во множестве научных областей [4].
Многообразие феномена Макаренко проистекает из своеобразия его личности, его мышления. Ещё В.И.Малинин отмечал поразительное богатство оттенков и направлений стиля мышления педагога-новатора, его способность вырабатывать и проводить в жизнь решения сразу на нескольких уровнях – личностном, аппаратном, административно-производственном, то, что на языке военных называется организацией взаимодействия родов войск, умение сразу
6
видеть «и лес, и каждое дерево»: общность, коммуну, коллектив, государство, общество, – и индивида, личность, индивидуальность [К дискуссии о наследии А.С.Макаренко// Педагогика, 1994, 2].
А.С.Макаренко внес значительный вклад в развитие социологии, психологии, этики, экономической науки, медицины (психотерапии), юриспруденции, литературной критики. Особенно интересны исследования А.С.Макаренко в области психологии, а именно, трех ее разделов: социальной психологии, педагогической психологии и психологии личности.
Вклад А.С.Макаренко в развитие целого ряда социально-гуманитарных наук, который отмечали многие отечественные и зарубежные учёные, в настоящее время у нас в стране не только не осознаётся, но напротив – часто значение идей педагога-новатора пытаются ограничить областью перевоспитания и социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Сам Макаренко исходил из убеждения, что дети-беспризорники – «это такие же обыкновенные, хорошие, нормальные дети, как и все». [1, т.4, 28]. По мере того как Макаренко работал, он понял, что «никакие специфические педагогические задачи перевоспитания уже не могли стоять передо мной … я перестал интересоваться вопросами исправления, меня перестали интересовать так называемые правонарушители … стояла обыкновенная задача – воспитать человека …» [1, т.4, 323].
Сведение роли опыта педагога-реформатора к области пенитенциарной (исправительно-трудовой) педагогики искажает фундаментальное и интегрирующее значение феномена А.С.Макаренко. Профессор А.А.Фролов в своём глубоком исследовании очень точно отмечает, что «масштаб его (Макаренко – Л.Г.) влияния на педагогическую мысль и практику определяется прежде всего тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека…» [6, с.22]. А.С.Макаренко не только великий педагог, но и выдающийся социально-культурный феномен и мыслитель.
7
В изучении творческого наследия А.С.Макаренко сегодня можно выделить хотя бы несколько актуальных проблем. Безусловно, на основе новых знаний о развитии нашего государства и общества, с позиций отстранённости от субъективных пристрастий необходимо выявить особенности того исторического периода, когда жил и творил А.С.Макаренко. Важно определить становление личности педагога-новатора, динамику развития его мировоззрения и педагогических идей на основе профессионально-генетического подхода. Основные принципы профессиогенеза: 1) изучение влияния жизненного пути педагога на его профессионально-педагогическое развитие; 2) выявление взаимосвязи совершенствования профессиональной деятельности педагога через его социальное развитие. Новые подходы и методы в методологии профессионально-личностного развития педагога, применяемые в условиях исторического периода жизни и деятельности педагога-реформатора позволяют высветить новые аспекты личности Макаренко и открыть ещё не известные глубины его творческого наследия (и не только в педагогике).
Недаром ещё венгерский макаренковед Ф.Патаки отмечал, что Макаренко «с исключительным чутьём и остротой поднял и сформулировал некоторые проблемы рождающегося социализма» [7, с.2]. И сегодня мы можем говорить не только о Макаренко-педагоге, но и о Макаренко – социальном реформаторе. Профессор А.А.Фролов абсолютно справедливо пишет о том, что изучение макаренковского наследия демонстрирует «параллельность педагогических и общественно-политических процессов. В длительной историко-педагогической ретроспективы выясняется не только то, что школа – это «сколок» общества, но и то, что общество – это «сколок» школы» [6, с.7].
Проблема исследования трудов, опыта и личности А.С.Макаренко, в связи с историческими и общественно-политическими преобразованиями в нашей стране, фундаментально разрабатывается в исследовательской лаборатории Нижегородского педуниверситета «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко» под руководством патриарха макаренковедения, профессора
8
А.А.Фролова. Он утверждает, что «история педагогики и школы оказывается в неразрывной связи с развитием социально-гуманитарных ценностей, функций школы и молодого поколения в обществе, роли воспитания в прогрессе человека и социального миропорядка» [6, с.6]. Такой методологический подход позволяет при освоении и разработке макаренковского наследия глубоко осознать содержание и генезис современных педагогических и социальных проблем, найти продуктивные импульсы и подходы к их решению.
В русле историко-общественного подхода осуществляется глубокое исследование теории и опыта А.С.Макаренко украинским учёным А.В.Ткаченко, защитившим в этом году докторскую диссертацию «Профессиональное развитие и саморазвитие личности в творческом наследии А.С.Макаренко». Исследование выполнено на основе богатейшего спектра уникальных (впервые обнаруженных автором) исторических документов.
Другой важнейшей проблемой макаренковедения выступает выявление инновационного потенциала педагогических идей Макаренко в сравнении с современными подходами в педагогике и изучение условий применения идей и опыта педагога-новатора в современном образовании. Большая работа в этом направлении проводится в центре А.С.Макаренко при Волгоградской академии последипломного образования (руководитель профессор Л.И.Гриценко). С 2003 года в Волгограде ежегодно проходят макаренковские педагогические чтения, в рамках которых проводятся научно-практические конференции (международного и регионального уровней), образовательные форумы, конкурсы педагогов, студентов и старшеклассников и т.п. По материалам конференций изданы 11 сборников: Социально-педагогическая ориентация детей и подростков: проблемы и решения. Волгоград, 2003, в 2-х частях. Социализация и развитие детей и подростков в общеобразовательном учреждении интернатного типа в контексте национального подхода. Макаренковские педчтения, вып.2, Волгоград, 2004.
9
Воспитание личности в пространстве социальных ценностей. Макаренковские педчтения, вып.3, Волгоград, 2005. Гражданское воспитание в современной России: традиции и новации. Макаренковские педчтения, вып.4, Волгоград, 2006. Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования. Макаренковские педчтения, вып.5, Волгоград, 2007. Идеи отечественной педагогики: история и современность. Макаренковские педчтения, вып.6, Волгоград, 2008. Единство образования и жизни в условиях современного общества. Макаренковские педчтения, вып.7, Волгоград, 2009. Российский учитель: вчера, сегодня, завтра. Макаренковские педчтения, вып.8, Волгоград, 2010. Социализация обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения. Макаренковские педчтения, вып.9, Волгоград, 2011. Наследие А.С.Макаренко и развитие современной школы. Юбилейные Х макаренковские педагогические чтения, вып.10, Волгоград, 2012. Социальное воспитание и свобода личности: проблемы и перспективы. Макаренковские педчтения, вып.11, Волгоград, 2013.
10
Основные, наиболее актуальные темы исследования в центре А.С.Макренко: методологическая основа педагогики А.С.Макаренко (факт как предмет педагогики, цельный опыт как основа педагогического закона, диалектическая сущность педагогики, педагогическая логика, педагогические средства и т.п.); макаренковская идея воспитания системы личности в целом и создание для этого «синтетической педагогики» (интегративное образование); макаренковская идея единства воспитания и жизни и современные подходы в образовании («контекстуальная» педагогика, рофильное обучение, компетентностное образование); макаренковская идея коллектива как системы межличностных и социально-ориентированных отношений педагогов и учащихся, диалектика личных и коллективных целей и интересов, суверенитет личности и коллектива в системе соуправления коллектива; Диалектика свободы и дисциплины в педагогике А.С.Макаренко.
11
На пленарных заседаниях конференций выступают учёные-макаренковеды с результатами своих исследований и руководители образовательных учреждений с опытом работы по реализации проблем, обозначенных в тематике конференций. На секционных заседаниях, проходящих в интерактивной форме (научные лаборатории, творческие студии, мастер-классы и т.п.), происходит обмен опытом, дебаты и т.д.
Работа каждой из конференций осуществляется в формате: Макаренко и современная школа, т.е. в рамках темы конференции обсуждаются возможности и условия пересечения идей и опыта педагога-реформатора с практикой современного образования.
В заключение можно сделать вывод о необходимости культивирования макаренковского наследия как национальной и мировой ценности, о поиске путей и условий творческого применения идей и опыта выдающегося педагога-мыслителя в различных областях науки и жизни, в первую очередь – в педагогической теории и практике. Таким образом, на наш взгляд, возвращение А.С.Макаренко в систему современных действующих идеалов (а без них трудно говорить о нравственном, причём именно национально ориентированном, развитии российского общества) предполагает, во-первых, «очищение» его наследия и его личности от политических ярлыков и бездумных клише («муштра», «военизация» и т.п.) на основе содержательного анализа его опыта. Во-вторых, следует «высвободить» наследие педагога-новатора из рамок педагогики, организовав исследования молодыми учёными вклада Макаренко в социальную психологию, этику, менеджмент и другие науки. В-третьих, следует интенсифицировать исследование исторических корней феномена педагога-новатора, а также выявление потенциала макаренковского наследия для поисков решения современных педагогических, социальных, управленческих и других проблем.
«Реабилитация» личности А.С.Макаренко и его идей должна осуществляться одновременно «сверху» и «снизу». Например, можно рекомендовать регулярно проводить макаренковские педчтения (с обращением
12
к современным проблемам педагогической науки и практики) в городах и регионах России («сверху»). Необходимо открывать исследовательские центры макаренковедения (сейчас их очень мало) в ВУЗах, колледжах при административной поддержке местных органов («снизу»). Следует организовать инновационные площадки в школах по тематике макаренковского наследия («снизу»).
Надеюсь, что эти предложения будут активно дополняться участниками конференции.
Список литература
1. А.С.Макаренко. Пед. соч. в 8 томах. М., 1983-1986.
2. Гриценко Л.И. Педагогические идеи А.С.Макаренко за рубежом. Педагогика. М., 2004, 7.
3. Гриценко Л.И. Педагогика трудного детства. Волгоград, 2003.
4. Патаки Ф. К проблеме генезиса педагогической концепции Макаренко // A.S.Makarenko und die sowjetische Padagogik seiner Zeit. Marburg, 1972. В.10. S.141-150.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. М. Просвещение, 2010.
6. Фролов А.А. А.С.Макаренко в СССР, России и мире. Историография освоения и разработки его наследия. Нижний Новгород, 2006.
7. Ф.Патаки, Г.Хиллиг. Самоутверждение или конформизм? Марбург, 1987.