НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

_ О ДЕТСКОМ ВНУТРИШКОЛЬНОМ ТЕРРОРИЗМЕ. Статья Соколовых Р.В и Н.В. Сб. Молодёжный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика. Материалы международной научно-практической конференции (23-24 мая 2014г.) В двух частях. Ч.1-я, с 121–129. Просмотров

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Соколов Р.В., действительный член АПСН, канд. социологических наук
Соколова Н.В.,
вице-президент Российской макаренковской ассоциации
О ДЕТСКОМ ВНУТРИШКОЛЬНОМ ТЕРРОРИЗМЕ

Аннотация. В статье анализируются отношение к детскому терроризму
в школах граждан России, представленное в интернете.


Annotation. The article examines the attitude of Russian citizens to the children's
terrorism in schools in the texts available on the Internet.
Примечание:
Опубликованный текст статьи был зачинан полностью Соколовым Р.В.
на международной научно-практической конференции "Молодёжный экстремизм:
истоки, предупреждение, профилактика" 24 мая 2014г. (на с екции "Теория и метдология
воспитательных систем и пространств").

 

 

О ДЕТСКОМ ВНУТРИШКОЛЬНОМ ТЕРРОРИЗМЕ \ Молодёжный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика. Материалы международной научно-практической конференции (23-24 мая 2014г.) В двух частях. Ч. 1-я, с. 121 – 129.


       Для начала - два важных замечания:

1.Анализ мнений россиян по материалам интернета, имена которых и ссылки на интернет-ресурсы большинства неофициальных «респондентов» мы сочли целесообразным и корректным из текста убрать, и представить их как анонимные. По именам и фамилиям часто видна национальность, а мы не хотели бы, чтобы этот аспект повлиял на восприятие читателями статьи сути высказываний самых разных по полу, возрасту и т.д. «респондентов».

2. Заметим, что для интернета тема детского терроризма в школах - не нова. В интернете уже давно было помещено много роликов (снятых на камеры их мобильных телефонов), в которых показаны избиения учителей школьниками прямо на школьных уроках. В том числе, как школьники избивают в спортзале 73летнюю (!) учительницу физкультуры. И, увы! Никаких по этому "эпизоду" комментариев в интернете не оказалось...

     Два года назад в телепрограмме «Пусть говорят» обсуждался проступок старшеклассника из подмосковного города Королёв, ударившего в школе учителя. На лице педагога были хорошо видны два синяка. После долгих увещеваний школьник нехотя принёс учителю извинения.

     Через два года в этой же телепрограмме обсуждалось преступление другого московского старшеклассника из 263 школы 15-летнего отличника Сергея Гордеева. На этот раз школьник пришёл в школу и застрелил учителя географии, полицейского и тяжело ранил другого стража порядка. Между прочим, по информации "МК" "в декабре прошлого года Сергей участвовал в олимпиаде-тестировании «20 лет правового государства в России», проводившейся по всей Москве. Он стал призером, в числе других школьников набрав от 75 до 95 баллов". Гордеев учился в физико-математическом классе: в неделю - восемь физик и шесть математик, плюс репетиторы по этим предметам и по английскому, готовился поступать на физико-математический факультет МГУ.

И вот возбуждено уголовное дело. Сразу по трём статьям...
О месте работы родителей и их национальности официальной информации в СМИ найти нам не удалось.

     Теперь тему эту уже можно было бы "считать закрытой", поскольку "специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского завершили комплексную психолого-психиатрическую экспертизу по уголовному делу об убийстве двух человек в столичной школе № 263, обвиняемым по которому проходит десятиклассник Сергей Г., более известный как "школьный стрелок". Экспертиза признала подростка невменяемым, установила, что "его состояние стремительно ухудшается". "В ближайшее время он может быть переведен в специализированный закрытый стационар на принудительное лечение".

     Однако, как, мы считаем, справедливо отмечает сайт odnako.org , "главной угрозой в этом случае является вовсе не сам факт циничного убийства, а резонанс, который приобретает этот случай». Вот этот «резонанс» в общественном мнении и является предметом нашего рассмотрения в данной статье.

     Трудно не согласиться с мнением: «... самое худшее, что можно сделать в этой ситуации, мы уже сделали — а именно включили медиа-машинку шоу-политики. ... А учитывая, что юноши в силу объективных биологических причин относятся к своей и чужой жизни и здоровью с лихой придурью, — то чем больше будет эмоциональный резонанс и истерический пиар, тем больше шансов, что у другого старшеклассника возникнет желание «сделать как в Москве» и получить свою долю славы. Шоу-политика — это питательная среда для любого терроризма: хоть школьного, хоть ваххабитского".

     Тем не менее, "медиа-машинка" была запущена, интернет "откликнулся" и уже есть, что анализировать, чтобы увидеть то, как наше общество отреагировало на событие в сфере "внутри школьного терроризма". На событие, названное "беспрецедентным для РФ".
В интернете по этому событию оказалось так много фактических материалов, что для их сбора и серьёзного научного анализа нужны и ресурсы серьёзные.
     Однако выявить и показать наиболее крайние, диаметрально противоположные суждения мы сочли возможным. Эти суждения для удобства рассмотрения мы распределили по нескольким темам с помощью специально созданного нами небольшого рубрикатора.

     Подчеркнём, что мы рассматриваем только те отклики на событие, которые появились в интернете до сообщения о психическом заболевании С. Гордеева. То есть, тогда, когда все считали школьника-убийцу здоровым. Считаем, что увидеть эту "картину" общественного мнения полезно не только криминологам, но и вообще всем гражданам. В некотором смысле, это наше с вами зеркало. Зеркало, разбитое на мелкие осколки, но всё же зеркало.

1. ОЦЕНКА ПРОСТУПКА ШКОЛЬНИКА (три позиции)

1.1. ЕГО ОСУЖДАЮТ

  • «Надо было его валить !!! Если бы мой бы такое сделал, я сам бы убил. Лучше сяду».
  • «Ребенок не убивает, а если убивает - то это не "ребенок", а убийца... Называйте вещи своими именами.... И убийце - сидеть в тюрьме.... Или пожизненное, а лучше - если бы его расстреляли при задержании...»
  • "Террористов нужно уничтожать. На месте. И биологически, и информационно. Иными путями эту мерзоту не победить".
  • «В США бы на стул посадили и поджарили. Была у них уже такая практика, где таких "подростков" отправляли на тот свет после тяжких преступлений».
  • «Повесить … и все на этом».

1.2. ЕГО ЖАЛЕЮТ

  • «Мальчик раскаивается в содеянном, находится в подавленном состоянии, у него суицидальное настроение… Но все же это ребенок, который не позднее, чем через 10 лет выйдет на свободу, и от всех нас зависит, кем он вернется: озлобленным и жестоким преступником, или социально неопасным гражданином…». (Ольга Дибцева, член ОНК).
  • «Если бы он просто хотел убить учителя, он бы убил его в другом месте и без свидетелей (отличник ведь). Такой поступок, скорее крик души. Я больше чем уверен, что друзей в этом классе у него не было. Более того, уверен в том, что окружающая его среда (издевательства, унижения, насмешки) расшатали его психоэмоциональное равновесие. Таким поступком юноша продемонстрировал гласность своего характера. Вывод:люди, которых общество "не приняло" агрессивны».
  • "... иных причин для раздора, чем неприязнь со стороны сверстников, я не вижу. Тем более, он отличник и значит на заметке у учителей как положительный..."
  • "Бывали же случаи с караулом срочников, когда гнобят-гнобят-гнобят солдата, а однажды он отправляет к праотцам весь караул от подзатыльника (который стал спусковым крючком лавины) начкара за незначительный проступок".
  • "В рассматриваемом случае, ученик был, видимо, доведен до состояния фрустрации и декомпенсирован напряженной учебой и подначками учителя, а, вероятно, и специфическим воспитанием своего отца. Рушилась высокая самооценка юноши, которой, наверняка, способствовали другие учителя, коли уж, он "шел на золотую медаль". И только "географ" был против! Каково ?! Весьма вероятно, что были поставлены под сомнение его важнейшие жизненные планы. Во всяком случае, он пережил сильнейший внутри личностный кризис, который и привел его к такому нервно-психическому срыву. Не понимать того, что он собирался совершить, старшеклассник не мог. Но стресс и когнитивно-эмотивный диссонанс были настолько сильны, что перевесили все доводы разума. Межличностный конфликт перерос во внутри личностный, что и стало причиной трагического поступка этого юноши. Такова ориентировочная картина его психического состояния на момент совершения им преступления".
  • "Этот мальчик-суицидник, он шел не убивать, а чтобы погибнуть, он шел на смерть, - говорит адвокат Евгения Мартынова, которая много работает с подростками-потенциальными самоубийцами. – Среди таких вот тихих спокойных детей, очень начитанных, задавленных учебой и грузом ответственности и происходят такие срывы. То, что от ребенка в такой ситуации фактически отказались родители - очень страшно. Мальчиком должны заниматься специалисты, возможно, ему потребуется лечение. Я хочу помочь этому ребенку и защищать его в суде, я оставляла везде контакты для родителей, но они со мной даже не связались".
  • «…Хорошо, что этого парня спас возраст. Ведь ему сейчас лет 15, а уголовная ответственность наступает с 18 лет. Его не посадят, а если уж и посадят, то на два месяца. Ничего, два месяца отсидит и выйдет.

1.3.         ЕГО ХВАЛЯТ И ДАЖЕ ВОСХИЩАЮТСЯ ИМ

  • «Имя героя - Сергей Гордеев. Годик другой посидит и выйдет.   Опасности для одноклассников не было, а вот полицаев и учителей-надзирателей можно было и побольше на тот свет отправить. В любом случае на зоне к таким хорошо относятся». 
  • «Верно, в зоне все будет нормально, гробнул мента, гробнул учителя. Был повод, выйдет через 3-4 года».
  • "...то, что мусора завалил, так это он правильно сделал. Мусоров валить надо. Ну и мало, конечно, завалил. Я бы всех своих учителей в таком случае вальнул и одноклассников за компанию" (lixo-tixo) .
  • «Молодец пацан!!! Уважаю!!! Всем бы такого мужества!!!»)
  • «СЛАВА ГЕРОЮ!»

2. КТО ВИНОВАТ, ЧТО ВИНОВАТО (10 позиций )

   2.1. ВИНОВАТА СЕМЬЯ

  • «…родители виноваты, зачем ему эта медаль? настраивали и донастроили...».
  • «…виноваты его родители, которые, видимо, ОЧЕНЬ сильно хотели, чтобы у него была медаль... которая в наше время …никому не нужна».
  • «На школу возлагают даже ответственность за то, что родители не воспитывают своих детей в семье, что дети безнаказанно нападают на учителей. И так далее, далее…».


   2.2. ВИНОВАТО РАЗРЕШЕНИЕ ИМЕТЬ ДОМА ОРУЖИЕ

  • "…Вся суть данного случая заключается только в одном — лёгком доступе школьника к оружию. За что и должен понести максимально жёсткое наказание тот, на кого было зарегистрировано ружьё".
  • Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в связи с трагедией в Отрадном выступила за максимальное ограничение распространения оружия в России, и ужесточение контроля за его хранением владельцами.
  • "Если кто-то решил кого-то убить, то убьет, не из ружья, так кухонным ножом или молотком. Или молотки тоже в сейфе нужно хранить?"
  • «…вся проблема в самих людях, а не в оружии можно и кухонным ножом дел наделать».
  • А почему нигде не сообщается о возбуждении уголовного дела против отца, нарушившего правила хранения оружия, приведшее к тяжелым последствиям? Прямая вина налицо".

3. ВИНОВАТА ШКОЛА (учителя, администрация, плохое обеспечение охраны)

  • «В любом случае был конфликт, просто так никто никого убивать не станет. Учителя сами вдалбливают в башку, что оценки это самое главное в жизни. А потом со своими никому не нужными принципами начинают говнить. Если этот парень на красный диплом шел, то у него уже мозги должны были съехать от этой всей зубрежки. А потом появляется кто то, кто портит всю картину, и, больше чем уверен, чисто из-за своих каких то пристрастий».
  • «Никого я не делю, а делаю выводы на основе собственного опыта. В процессе учебы поменял 4 школы. Университеты это другое дело, там адекватные солидные мужики, а в школах таких не видел». 
  • «... Учителя пользуются своей властью чрезмерно».
  • «Я учила детей милосердию, а он говорил, что его не существует. Когда я ему говорила, что добрых людей больше — он смеялся» (Учитель литературы Татьяна Бабкина). По ее словам она не думала, что их дискуссии на уроках могут обернуться такой трагедией. Она воспринимала все его высказывания, как выпады обиженного ребенка. «Я не подозревала, что ребенок столько лет живет с таким адом в душе»
  • «Дети - ссыкуны какие то! Не знают ещё, что случилось и плакать начинают. Взрослые дети! Неужели никто не додумался взять стул кинуть в пацана в классе и обезоружить!»

2.4. ВИНОВАТА СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

  • «Вот до чего доводит образование в России...».
  • «Последствия многолетних "реформ" и единого госэкзамена...»
  • «Никакая охрана и недоучки-психологи не нужны, если в школах начнут (возобновят) "сеять разумное-доброе-вечное", когда коллектив класса и педагоги были фактически второй семьей. В настоящее время нашим детям предоставляют "образовательные услуги в рамках утвержденных образовательных стандартов". Вот и срывает крышу у детей с еще не окрепшей психикой, но уж "затачиваемых" под ЕГЭ» (Барби )
  • «…вот что значит неправильное воспитание....Нужно воспитывать так чтобы не обижали сверстники ! Видимо у парня накопилась обида, и он решил отомстить всем ...».
  • «Школа, которая называется школой услуг, не может заниматься воспитанием» (Я.С. Турбовской, д.п.н.)

2.5. ВИНОВАТ САМ УЧИТЕЛЬ (жертва)

  • «Не думаю, что «ботаник», который шарит в математике и физике на 5, не смог бы выучить пару параграфов по географии и получить свое "отлично". Почему-то никто не говорит о предвзятости учителей. Поставил бы учитель ему эту 5, не отсохли бы руки. Тем более, школа всегда за уши тянет медалистов, они ж ее лицо. А тут... на лицо принципы учителя и его предвзятость. Получил пулю из-за вредности».
  • «Мне тоже в школе хотелось убить учителя химии. Вот сука редкая была. Моя сеструха на золотую медаль шла, а эта шалава поставила ей 4. Так сестра реально ей написала такую контрольную, что простому смертному не под силу. Но она …., из-за своей гнилой душонки все равно поставила 4. Получили мы серебро. Потом в университете - красный диплом. Все забылось со временем, но эту химичку ненавижу до сих пор. И если был бы пистолет, реально убила бы. Так и здесь, наверное, учителя слишком стали величественны… Нельзя с детьми так, урок вам, дебильные учителя, любят они личности ломать, сами неудачники по жизни и к остальным, кто хоть как то себя проявляет в жизни, относятся соответствующе».
  • В одном из телесюжетов пожилой учитель географии считает, что его коллега был сам виноват. Приехав из провинции, он не успел понять психологию московских подростков…
  • «Некоторые преподы специально валят отличников что бы… либо деньгами, либо услугами, особенно если родители коммерсанты! В любом случае учитель не просек тему, пацанчик оказался жестче!
  • «Террористов нужно уничтожать. На месте. И биологически, и информационно. Иными путями эту мерзоту не победить».
  • «Кто- нибудь задумался над тем что учитель специально гасил парня за то что он шёл на золотую медаль что бы срубить бабла с парня, а парнишка не выдержал. Сейчас учителя, как врачи за бабки совесть свою продают. Как говорил Задорнов, на деньги за шторы в классе можно 10 школ зашторить. Нисколько не оправдываю парня, но и не осуждаю. Героя хотят дать учителю. За что? За то, что сам довёл пацана до стрельбы. Даже, если у парня не получается на 5 по географии, возьми и позанимайся с ним, помоги парню. Я не поверю, что пацан, который имел 5 по физике, математике и др. предметам, был дурачок. Учитель один со всей школы оказался завистник. Позавидовал парню и стал его гнобить. Все учителя ставили пять, а по географии 4. Свой интерес был у учителя.
  • Тем более, как выясняется, папа у мальчика был не простой человек... Учитель должен учить, врач должен лечить, а не заниматься вымогательством".

2.6. ВИНОВАТА НЕЗАЩИЩЁННОСТЬ ШКОЛЫ И УЧИТЕЛЕЙ

  • «А ещё очевидно, что сегодня ни сама школа, ни учителя не имеют никакой защиты ни с одной из сторон.
  • Ответственность за бюджет несёт школа, а фактически ими распоряжается бухгалтерия районо, если это не автономное учреждение.
  • Любое заявление, даже откровенная клевета от родителей вызывает поток проверок по порядку от всех «контролирующих органов» с соответствующими «санкциями».

2.7. ВИНОВАТ ИНТЕРНЕТ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ  

  • «К сожалению, агрессивный тренд компьютерных игр, его распространение в информационном пространстве оставляет свой след в психике молодых людей» (депутат Яровая).

2.8. ВИНОВАТО ВСЁ ОБЩЕСТВО

  • «Почему никто не видит, что это вызов и ответ нашему обществу, где  человек ничего не стоит!!!».
  • «…детям, как пойти бухать, больше некуда. На спортивное учреждение уйдет ползарплаты, бюджетных нет».
  • «…при чем тут система охраны?! идиоты.. просрали воспитание целого поколения! ИДИОТИЗМ!  Души у щенка нету, души! Где душа?? Родители! Учителя!».
  • "Парень стал жертвой времени, времени, когда молодые люди не имеют никакой идеологии, никаких ценностей, только пиво в руке, пачка сигарет в кармане и никакого просвета... Пока не создадим идеологию, пока не консолидируемся вокруг всеобщей идеи, пока не поймем что мы это государство, а государство это мы (народ), молодое поколение просто обречено…".

2.9. ВИНОВАТ ПРИМЕР ЗАПАДА, США

  • «Америка захлебывается в крови от разрешения оружия, и у нас потихоньку начинается».
  • «Это неизбежно, так как мы все живем в едином информационном пространстве... Мы видим, какие трагедии происходят в мире. И когда американские школьники расстреливают людей где-нибудь в Нью-Йорке или Сан-Франциско, мы наблюдаем за этим практически в режиме реального времени»..(Рук. отдела мед.психологии Научного центра психического здоровья, проф. Сергей Ениколопов, комментируя «Эксперт online»)
  • «Дожили… перенимаем западный менталитет".

2.10. ВИНОВАТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

  • «Невозможно совместить в одно целое две несопоставимые вещи:капитализм и социализм – у них цели прямо противоположные. Это приведёт к раздвоению личности и стимулированию проявления новых психических болезней. Всё зло от капитализма»

3. ПРОГНОЗЫ

  • «Дожили, раньше избивали учителей, теперь уже убивают. Много прав у учеников и никаких обязанностей, а учитель - самый бесправный участник образовательного процесса». (Юлия)
  • «Мы должны быть готовы, что такие случаи будут встречаться и впредь". Особенно, в преддверии различных экзаменов.
  • « И это только начало, скоро будет в порядке вещей подобные дела» .
  • «… дальше все равно  еще хуже будет…».

4.ЧТО ДЕЛАТЬ? (7 позиций)

   4.1. улучшить охранные системы

  • «Чтобы избежать школьных трагедий, подобных московской, директор департамента образования Владимирской области рекомендует директорам школ активизировать психологическую работу с учениками и устанавливать "тревожные кнопки».
  • Министр образования Дмитрий Ливанов, также приехавший в школу № 263, заверил, что Министерство образования усилит меры безопасности в школах».
  • «Хороший спектакль, теперь можно чипы детям …. ставить для "безопасности").

4.2. совершенствовать школьные психологические службы

  • «чтобы таких инцидентов не было  существует школьный психолог, который должен выяснять душевное состояние учеников...»«…школьная безопасность начинается не с охраны входа и выхода, а с поддержания благоприятной атмосферы в школах и классах». По словам главного педагога Владимирской области Ольги Беляевой необходимо активизировать психологическую работу. Беляева дала поручение директорам школ «поговорить с социальными педагогами, проинструктировать их на предмет, прежде всего, выявления тех детей, которые требуют особого внимания. И это не обязательно дети из неблагополучных семей, которые состоят на учете комиссии по делам несовершеннолетних. Это могут быть дети и успешные, но психологически затравленные, имеющие какие-то проблемы, которые требуют помощи».

4.3. ужесточить наказания        

  • «Таких "подростков" надо на кол садить…».
  • В.В. Жириновский предложил снизить привлечение к уголовной ответственности до 10 лет.

4.4.контролировать портфолио учащихся и их переписку в Интернете

  • "Минобрнауки будет повышать квалификацию педагогов, которые ежедневно общаются со школьниками... будут разработаны индикаторы вовлечения каждого учащегося в какую-либо внеурочную деятельность,   ... информация о «неправильных взглядах» школьников будет включена в портфолио учеников... Если портфолио будет пустым, то очевидно, что в свободное время учащийся может попасть в «группу риска», стать инструментом в руках экстремистских организаций" (Директор департамента информационной и региональной политики Миннобрнауки Анна Усачева).
  • «деятельность в интернете еще очень плохо регламентирована… Я считаю, что каким-то образом подглядывать за учащимися нужно". Глава КПРФ (Спб) Владимир Дмитриев отметил, что «это очень сложно технически сделать ... Это целые шпионские центры нужны. Сноуденов нужно в каждую школу посадить… Это значит, что в школах нужно содержать практически свои службы разведки…».
  • Между тем «яблочник» Борис Вишневский счел инициативу Минобрнауки «очередной бредовой идеей: «Я понимаю, что проще всего бороться с “террористами” в интернете. Потому что ловить блогеров, выискивая что-то предосудительное на страницах социальных сетей, значительно проще и комфортнее, чем бороться с настоящими террористами».
  • А член фракции «Справедливая Россия» и бывший декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина предостерегает чиновников от вторжения в личную жизнь подростков. «Социальные сети - это действительно вторая реальность для молодежи. У ребенка всегда должен быть свой “ящик”, своя “тумбочка”, - подчеркнула депутат».
  • Президент РФ В.В. Путин назвал произошедшее трагедией и призвал больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения… «И если бы у нас делалось это должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской не было бы», — сказал президент.

4.5. Отказаться от «школы-учёбы», системы ЕГЭ

  • «Вот до чего доводят ЕГЭ и ГИА».
  • «Вывод: надо отменить ГИА и ЕГЭ».

4.6. Поднять статус учителя

   «Учитель государственной школы должен быть признан государственным служащим с особыми полномочиями и соответственной оплатой своего нелегкого труда. Кстати, как и медицинские работники государственных поликлиник и больниц, что поможет им конкурировать с частными клиниками и предотвращать текучесть кадров в них. Проблема - № 1. Денег нет ? Развивайте экономику, а не играйте в "рыночные игры».

4.7. Обратиться к системам воспитательной педагогики С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко и их последователей

     Так считаем мы, авторы данной статьи. А ещё мы считаем, что давно пора заметить и использовать наш опыт профи­лактики отклоняющегося поведения, описанный в двух изданиях нашего учебного пособия. [ 1].

     В заключение, мы хотели бы отметить, что сами не берёмся судить С. Гордеева и выносить ему обвинительный или оправдательный приговор (мы не следователи, не судьи и не психиатры). И слишком мало знаем о судьбе С. Гордеева и его окружении. И нас удивляет, с какой лёгкостью люди берутся (на весь интернет!) выносить ему приговор или здравицу. Удивляет и то, как быстро чиновники находят объяснение всему и «выходы» для всего... Психлечебница - не курорт. Но и не тюрьма. Возможно, что для С. Гордеева - это лучшее, что может предложить ему наше больное общество. Вот, если бы был жив А.С. Макаренко, и была жива его коммуна, то лучшей участи для С. Гордеева и его социальной и психологической реабилитации и не придумать. Но, увы!

Литература

1. Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Изд.: Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи.

2. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Социальное участие как важнейший фактор профилактики девиантного поведения детей и подростков // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодёжной среде. Материалы российско-германского семинара 13-14 ноября 1995 г. Совместное издание Института молодёжи, Немецкого Культурного Центра им. Гёте и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ. – М., 1996, с.180-200.

 

=====================================================================================

ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ НАШЕЙ СТАТЬИ (из интернета)

 

СМИ: Сергей Гордеев, стрелок из Отрадного...

СМИ: Сергей Гордеев, стрелок из Отрадного, вырос в семье сотрудников спецслужб

 

 

 

 

 

 

 

 

За два дня до трагедии подросток, которого дома заставляли читать религиозные книги
и заучивать молитвы, поругался с родителями и заявил другу, что потерял веру и цель в жизни.

Кто родители Сергея Гордеева, ученика школы 263?

Устроивший бойню в столичной школе 263 Сергей Гордеев, от рук которого погибли
учитель географии Андрей Кириллов и сотрудник полиции Сергей Бушуев
,
рос в семье высокопоставленных сотрудников спецслужб. Как пишут СМИ, за два дня
до событий в Отрадном ученик 10 "А" класса поругался с родителями и сказал своему приятелю
о том, что потерял веру и цель в жизни.

По мнению психологов, работающих в с подростком, несмотря на то, что его действия кажутся
просчитанными, действовал он в состоянии аффекта.
Возможно, что по результатам
психолого-психиатрической экспертизы Сергея признают невменяемым, пишут "Известия".

Спустя два дня после расстрела в школе, следователи продолжают выяснять, каким образом в доме,
где жил мальчик, оказался целый арсенал оружия, и почему Сергей имел к нему доступ.

Родители Сергея Гордеева отказались от защиты сына

Пока нет никакой официальной информации о том, кем являются родители школьного стрелка. Известно только, что именно отец уговорил школьника сдаться. После того, как сейф с оружием был изъят, а родители допрошены, они перестали выходить на связь даже с представителями следствия и не явились в суд, когда избиралась мера пресечения в отношении их сына

.....

По словам друзей Сергея, подросток не скрывал звания деда по матери и то, что его отец Виктор Гордеев работает в спецслужбах.

Известно, что за учёбу мальчика отвечала бабушка, Любовь Ивановна, которая также входила в родительский комитет класса. Мама Сергея, Ирина, работала в крупном магазине по продаже оргтехники, однако, после трагических событий в школе, женщина уволилась оттуда.

Школьный стрелок Сергей Гордеев: родители

"Это очень интеллигентная семья, москвичи в нескольких поколениях, а Сережа – просто умница, его Боженька в лоб поцеловал, такой парень способный и умный, круглый отличник с первого класса. И Сережа, и погибший Андрей Николаевич Кириллов (учитель географии, классный руководитель) - прекрасные люди. Произошла страшная трагедия: мальчик просто не выдержал умственных нагрузок и ответственности и сорвался", - поделилась представительница родительского комитета класса Лариса Ивановна.

Сергей Гордеев: последние новости

Сергей учился в физико-математическом классе и имел серьёзную учебную загрузку: восемь физик и шесть математик в неделю. Также он занимался с репетиторами по этим предметам и по английскому - мальчик готовился поступать на физико-математический факультет МГУ.

"У него минуты свободной не было, все время учеба, мы звали его в кино, он очень хотел – но нельзя, надо учиться, у него вообще не было выходных. Он мог ничего не учить, но всегда отвечал лучше всех, давал списать, помогал всем. Андрей Николаевич за одну из презентаций поставил Сереге "тройку" - но он был добрым человеком и никогда бы не испортил ему аттестат – ведь Серега шел на золотую медаль. И все это знали. Это глупость, что он мог из-за оценки убить Андрея Николаевича", - рассказал друг Сергея Иван.

Одноклассники Сергея рассказали также, что парень два года подряд говорил, что хочет стать бандитом, однако никто не воспринимал эти высказывания всерьёз.

Что случилось с Сергеем Гордеевым?

В канун Нового года родители отобрали у Сергея любимую игровую приставку Х-box360, на которой он никак не мог запустить новомодную игру GTA-5. Однако как только ему это удалось, родители забрали пульт, сказали, что вернут только летом, так как сейчас надо усердно учиться.

Уже в классе, во время бойни обезумевший Сергей рассказал одноклассникам, 
что вырос в православной семье. 
С детства его учили верить в Бога, а также рассказывали про рай и ад.
Подросток поделился, что хочет умереть, однако боится это сделать сам.

"Из того, что он рассказывал, я многое знал. Другие ребята нет – Серега рассказывал это,
потому что думал, что его убьют или в психушку закроют, поэтому был очень откровенен.
Он говорил, что его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы...
  Потом рассказал, что писал рассказы про людей, обладавших огромной властью - таких,
кто может распоряжаться чужими жизнями"
- добавил Иван.

"Этот мальчик-суицидник, он шел не убивать, а чтобы погибнуть, он шел на смерть. Среди таких вот тихих спокойных детей, очень начитанных, задавленных учебой и грузом ответственности и происходят такие срывы. То, что от ребенка в такой ситуации фактически отказались родители - очень страшно. Мальчиком должны заниматься специалисты, возможно, ему потребуется лечение. Я хочу помочь этому ребенку и защищать его в суде, я оставляла везде контакты для родителей, но они со мной даже не связались", -  рассказала адвокат Евгения Мартынова, работающая с подростками-потенциальными самоубийцами.

 

========================================================================================

Специалисты института Сербского установили, что старшеклассник школы № 263 был психически болен и не контролировал себя в момент расстрела учителей и полицейских

«Школьного стрелка» признали невменяемым

Десятиклассник Сергей Г., обвиняемый в убийстве двух человек в столичной школе № 263 может избежать наказания из-за своего психического состояния. По данным «Известий», специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского завершили комплексную психолого-психиатрическую экспертизу по этому уголовному делу и признали школьника невменяемым. В ближайшее время он может быть переведен в специализированный закрытый стационар на принудительное лечение — по мнению экспертов, психическое заболевание Сергея Г. не только до сих пор активно, но и стремительно прогрессирует. 

Ключевая судебно-психиатрическая экспертиза Сергея Г. началась в ГНЦССП имени Сербского в середине марта 2014 года. В отличие от аналогичных исследований взрослых людей, она проходила с участием детского психолога-психиатра. Специалисты должны были исследовать душевное здоровье школьника и ответить на принципиально важные вопросы: был ли он вменяем на момент жестокой бойни в школе и осознавал ли свои действия. 

Экспертиза длилась четыре недели. По данным «Известий», специалисты центра признали Сергея Г. невменяемым. 

— Эксперты диагностировали у него параноидную шизофрению, при этом отметив, что его состояние ухудшается. Медики считают, что подросток нуждается в срочном лечении, — сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах. 

Как выяснилось, расстройство психики и гиперактивное, аномальное для подростка поведение было обнаружено у Сергея Г. еще на предварительном этапе обследования.

— Школьник не лежал, не спал, постоянно находился в движении и конфликтовал с другими подэкспертными, — добавил источник. 

Сейчас подростка перевели из ГНЦССП имени Сербского в столичное СИЗО «Бутырка», где существует специализированное психиатрическое отделение. Ранее он находился в СИЗО № 5 «Водник» для несовершеннолетних в районе «Водного стадиона».  

Адвокат Сергея Г. Владимир Левин затруднился прокомментировать «Известиям» результаты экспертизы по своему подзащитному.

— Я еще не получил на руки само заключение, поэтому обсуждать пока нечего, — заявил адвокат Левин. 

Данные экспертизы по делу о расстреле людей в школе № 263 может изменить ход следствия. Получается, что обвиняемый школьник не отвечал за свои действия в момент совершения преступления в силу психического заболевания, поэтому дальнейшие следственные действия уже не имеют смысла.

Эксперты говорят, что в подобных случаях обвиняемых обычно направляют на принудительное лечение.

— Следователь может выйти в суд с ходатайством о применении к обвиняемому принудительных мер медицинского характера. Суд в любом случае должен установить виновность на основании материалов, которые собрал следователь, — рассказал «Известиям» адвокат Алексей Михальчик. — Само дело будет закрыто и направлено в архив. 

Если суд направит Сергея Г. на принудительное лечение в специализированное закрытое учреждение, то там он будет находиться до момента своего излечения. Этот срок может растянуться от нескольких месяцев до десятков лет. Специальная комиссия будет ежегодно оценивать его психическое состояние и если однажды признает, что человек излечился и более не представляет опасность для общества, его выпустят на свободу. 

Напомним, что 3 февраля 2014 года Сергей Г. пришел в школу № 263 с двумя принадлежащими его отцу винтовками — финской Tikka T3 и мелкокалиберной Browning. Подросток зашел в кабинет географии, где занимался его класс, и расстрелял учителя Андрея Кириллова. Позже убийца расправился с прибывшим на вызов полицейским Сергеем Бушуевым и серьезно ранил другого сотрудника полиции — Владимира Крохина, который пытался вытащить своего коллегу из-под обстрела. 

Школьного стрелка задержали после того, как отец уговорил его сдаться.

 

 
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------