НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 0 ж СУДЬБА ПОДВИЖНИКА СОЦВОСА А.С.МАКАРЕНКО, его православные корни и педагогическая культура. (Вводный раздел книги Р.В.и Н.В.Соколовых). Просмотров179.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
А.С.МАКАРЕНКО: СУДЬБА ПОДВИЖНИКА...
(новая версия книги Р.В.и Н.В.Соколовых.
Просмотров 340). Вводный раздел
Все главы выделены в отдельные файлы

 

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

А.С.МАКАРЕНКО
КНИГИ, КОТОРЫХ Я ЖДУ
"...люблю больше психологические романы.
Чувства, страсти людей меня всегда очень интересовали
и в жизни, и в литературе.
Мне кажется, что писатели слишком мало пишут о переживаниях своих героев,
описывая главным образом факты, события, т. е. то,
что происходит вокруг людей, а не в людях".

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наша новая книга   "Православная культура А.С.Макаренко:
судьба педагога и его педагогического опыта".

Наша книга об А.С.Макаренко не претендует на воплощение его желания,
ообозначенного в эпигоафе.
Это всё-таки не  роман, а  ФАКТОГРАФИЯ.


Но, описывая те или иные события в судьбе А.С.Макаренко,
мы будем пытаться разбираться в том,
что при этом мог думать и чувствовать А.С.Макаренко.
В его жизни было много такого, что вынуждало его к тем или иным действиям.
Иногда - помимо его воли.

Нам он представляется человеком, который стремился быть самостоятельным.
И часто поступал вопреки обстоятельствам.
И, чем взрослее он становился, тем чаще он становился "хозяином положения", поднимался над обстоятельствами.

Он становился "героем духа".
К нему (более, чем ко многим и многим другим) относятся известные слова:
"сознание человека, не только отражает окружающий мир, но и творит его".
Нам хочется в произведениях самого Макаренко найти и то,
как Макаренко "отражал" (понимал) окружающий мир, и то, как он его творнил,
и то, как в этом творчестве происходило творение самого Антона Семёновича.

Наша новая книга "Православная культура А.С.Макаренко:
судьба педагога и его педагогического опыта".

 Она ещё в работе.
Ваши отзывы могут содействовать улучшению её содержания.
А оценивать Вам 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для справки
Первым в интернете нашу статью (первую)
о православных корнях А.С.Макаренко
поместил на своём информационном портале священник
протоиерей о.Александр Ильяшенко.

ЭТО БЫЛО 13 МАРТА 2008 г.  в ДЕНЬ 120-ЛЕТИЯ А.С.МАКАРЕНКО

 

  • Православие и Мир - информационный портал отца Александра
  • Протоиерей Александр Ильяшенко
  • www.pravmir.ru

 

 

 

А. между прочим, у самого отца Александра 12 собственных детей!

-------------------------------------------------------------------

Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко

Р.В. Соколов, Н.В. Соколова

 Православная педагогическая культура А.С. Макаренко:
судьба подвижника  и его педагогического опыта

Москва, 2009.

 ЭТО НОВАЯ РЕДАКЦИЯ АВТОРСКОГО ТЕКСТА КНИГИ,
НАПЕЧАТАННЫЙ В 1990г. ДВАЖДЫ

В ДВУХ РАЗНЫХ РЕДАКЦИЯХ:

Соколов Р.В., Соколова Н.В. А.С.Макаренко: православные корни.
Судьба педагога и его педагогического опыта.
– М.: Центр внешкольной работы им. А.С.Макаренко.

НИИ школьных технологий, 2009. 68с.
М.: Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко,
— НИИ школьных технологий, 2009. 56 с.

Соколов Р.В., Соколова Н.В. Корни православной педагогической
культуры А.С.Макаренко. Судьба подвижника и его педагогического
опыта
//
Православная гимназия. Выпуск 3.

----------------------------------------------------------------

ДАННЫЙ  ТЕКСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ ПОЛНЫЙ –
ПОДГОТАВЛИВАЕМЫЙ АВТОРАМИ  К НОВОМУ ПЕРЕИЗДАНИЮ

В НЁМ: Текст книги (дополненный) 106 страниц; библиография;
приложения (первые отзывы на книгу). Полностью -115 стр.

Корректор первого издания Е.А. Ефимова

 Об авторах:

Соколов Ричард Валентинович, кандидат
социологических наук,  академик АПСН
председатель общественного совета московского музея
А.С. Макаренко (г. Москва)

Соколова Наталья Валентиновна, сотрудник
  московского музея А.С. Макаренко,
член Макаренковской ассоциации (г. Москва)

«…по плодам их узнаете их…» (Мф. 76, 20)

 --------------------------------------------

Предисловие от авторов о том как начиналась работа
над этой книгой

Прежде всего, просим обратить внимание на следующие обстоятельства.

Этот текст первоначально родился как тезисы выступления на конференции,
которая планировалась на осень 2007 г. в Ярославской области
(в православной гимназии (НОО) Свято-Алексиевской пустыни).

Текст был озвучен на конференции.
После чего протоиерей о. Алексий Василенко (а ныне иеромонах Пётр)
предложил нам на той же конференции сделать специальный доклад по теме тезисов.
Доклад был сделан Р.В. Соколовым.
И сразу же по окончании доклада о. Алексий попросил написать статью.

Нас особенно вдохновили слов о. Алексия в первый день конференции:
«Для того чтобы дети могли стать православными и подняться интеллектуально
до минимума, который от них требуется, их надо как-то вытаскивать…
труд — работа… Я трудовую школу, которая при нашей школе, очень ценю.

И здесь в полной мере, надо сказать, действует забытый, недооценённый,
по-моему, особенно православной школой, недооценённый опыт Макаренко.
Драгоценный очень, совершенно бесценный опыт»1.

Таким образом, текст был написан (в его первой редакции около 30 страниц)
как некое послушание, как некое Слово о Макаренко, обращённое к людям
православным.

А вовсе не к атеистам, как полагает кто-то из читателей.
И уж тем более, мы не ставили задачи доказывать, что А.С. Макаренко
всю жизнь был истинно верующим православным христианином.

Так это или не так, может быть ведомо только Богу.
Полагаем, что и сам Макаренко о том не мог знать точно, даже,
если бы он задумывался об этом.

Мы хотели подтвердить (тем, что сами знали о Макаренко) мысль о. Алексия
о недооценённости опыта Макаренко.
Хотели показать людям православным
его православные семейные корни,
их влияние на становлении личности Макаренко,
их проявление в его педагогическом опыте.

Хотели показать людям православным, что Макаренко
совсем «не так страшен, как его малюют».
То есть, что он далеко не такой, каким его представляли советские,
в том числе атеистические, идеологи.

Проследить и заново переосмыслить жизненный путь педагога
(становления его как личности, как педагога)
мы пытаемся в этой статье.

Мы использовали тексты: самого Макаренко,
 в том числе опубликованные впервые лишь недавно (в 2003г.);
воспоминания брата Макаренко Виталия Семёновича;

тексты из статей внучатых племянников Антона Семёновича
Макаренко
(А.С. Васильева и, что немаловажно — победителя
православного театрального фестиваля
«Золотой витязь» 2009г.
и народной артистки РФ Е.С.Васильевой);

кандидата исторических наук А.В. Ермакова;
доктора психологических наук,

члена-корреспондента РАО В.И. Слободчикова —
кавалера Ордена Святого Сергия Радонежского; 
целого ряда других источников (указанных в конце статьи),
помогающих увидеть читателю «феномен Макаренко» в ином свете.

В день 120‑летия А.С. Макаренко сокращённый вариант статьи
с нашего разрешения был помещён на сайте «Православие и мир»,
а затем — на разных других сайтах.

Напечатан первоначальный текст был впервые в Украине
к выступлению Р.В. Соколова на Международной макаренковской
конференции
в Полтавском педагогическом институте им. В.Г. Короленко.

Интерес к статье и нашим выступлениям по её теме,
первые отзывы читателей побудили нас продолжать работу по её дополнению
новыми сведениями и комментариями.

Статья быстро увеличивалась в размере и была издана отдельной
брошюрой
журналом «Народное образование» под названием
«А.С.Макаренко:
педагогические корни. Судьба педагога и его опыта»
в марте 2009 г.

Издание благотворительное (за что авторы выражают признательность
главному редактору журнала А.М.Кушниру) и было специально приурочено

к 7-му Международному конкурсу образовательных учреждений
по организации
производительного труда и Международным Макаренковским
чтениям,
которые проходили в Челябинске в апреле 2009г.

В апреле состоялась презентации брошюры в Московском
департаменте образования на заседании общественного Совета
по духовно-нравственному воспитанию,
после которой Совет обратился в «Народное образование» с просьбой
осуществить второе издание нашей книги.

Поскольку мы пишем об А.С.Макаренко, прежде всего, для людей
православных, то считаем, что прежде всего следует ответить
на естественный с их стороны вопрос.

Как относится православная церковь
к наследию А.С. Макаренко?

 На этот вопрос, заданный профессору Московской духовной
академии Алексею Ильичу Осипову на традиционной встрече
с участниками Рождественских чтений в Свято-Троицкой
Сергиевой Лавре в 2007 г., Алексей Ильич ответил так:

«Неужели вы думаете, что по анализу работы Макаренко нужно
созывать Собор? Вы знаете, что такое церковь?
Это Собор нужно собирать: «Церковь определила…».
Даже Синод не сможет этим заниматься. Неужели вы думаете,
что Синод сможет взять и прочитать всего Макаренко,
изучить всю его деятельность и, наконец, дать свой анализ?
Ну, зачем?

Это известный педагог, который действительно внушает очень
большое доверие. Его опыт, его педагогический талант,
я бы сказал, просто блестящий. Тут ничего не скажешь.

Надо у него брать всё хорошее, что у него есть.
В чём же дело? Вот так.

Я, например, с уважением к нему отношусь.
Вон, какие эксперименты!» И Алексей Ильич рассказал
присутствующим об известном эпизоде из «Педагогической поэмы»,
когда Макаренко доверил Семёну Карабанову получить
и привезти в колонию большую сумму денег.
«Потрясающе сильный воспитательный шаг!…
Он видел, что этот шаг рискованный, но, в данном случае,
верный» [22].

Заметим, что, в сущности, оценка о. Алексия Василенко,
приведённая нами выше, совпадает с оценкой А.И. Осипова.

Ещё раньше нас порадовало, что в учебном пособии
Л.Н. Беленчук «История отечественной педагогики»,
изданном ещё в 2005 г. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным
университетом, полторы страницы посвящено А.С. Макаренко.

По мнению автора учебника для православных студентов,
«необычайная популярность самой личности и книг» которого
объясняется «как их содержанием, увлекательной формой изложения,
так и попыткой возвращения к национальным истокам воспитания
 — его общинности, физическому труду, практике личных,
близких контактов учащихся с педагогом», появилась
«концепция воспитания, во многом основанная на знакомых
моральных ценностях» [11; 164].

Заметим, что и до этого и позже мы сами не раз слышали
положительные высказывания о личности и наследии А.С. Макаренко.

От епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (на Глинских чтениях
в 2003 г. в Московской духовной академии) [5; 52] и епископа
Петропавловского и Камчатского Игнатия в Москве на вечере
из цикла «Возвращение на Родину» 7 июня 2007 г.

Ещё больше обрадовало, когда Митрополит Калужский
и Боровский Климент в Кремле в докладе на открытии
Международных Рождественских образовательных чтений
30 января 2006 года сказал: «Педагогические взгляды Ушинского,
Макаренко, Сухомлинского — это звенья одной цепи российской
педагогики, которые ставили во главу угла воспитание
самоотверженного и ответственного гражданина, патриота,
готового на подвиг ради ближних, ради блага Отечества.

Иначе наш народ не имел бы внутренних сил после десятилетий
атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться
к вере отцов» [4].

Очень хорошо сказано: «звенья одной цепи». И в цепи тех,
кто помог вновь «обратиться к вере отцов» А.С. Макаренко.

Трудно найти большую заслугу А.С. Макаренко, нежели та,
о которой сказал в Кремле Митрополит Климент.

Думается, что приведённых высказываний иерархов церкви
об А.С. Макаренко достаточно, чтобы считать эти высказывания
их благословением изучения читателем личности, судьбы
и опыта А.С. Макаренко.

В первом варианте статьи далее мы поместили справку
об отношении к А.С. Макаренко зарубежных христиан.
Но теперь мы убрали её в «Приложение».
Здесь же лишь скажем, что с середины XX века в Западной
Европе появилось много публикаций об А.С. Макаренко,
в которых видна устойчивая тенденция роста интереса
не только к педагогическому опыту А.С. Макаренко,
но и к его личности, его мировоззрению.

И здесь же мы хотим сообщить, что нам довелось услышать
очень положительные отзывы о Макаренко представителей
других церковных конфессий: заместителя председателя
Духовного управления мусульман Европейской части России
Г.Х. Гизатуллина и пресвитера церкви евангельских христиан
баптистов «на Лосинке», координатора тюремного служения
в России  С.Н. Даниленко.

Они официально принимали участие в «круглом столе»,
проводившемся 28 сентября 2006 г. в НИИ Федеральной Службы
Исполнения Наказаний (ФСИН) России по случаю презентации
книги Е.Г. Багреевой и Е.Д. Данилина «Возвращение к
 А.С. Макаренко»,
рекомендованной к изданию Редакционно-издательским
советом НИИ ФСИН России и изданной в 2006 г.

Заметим, что, на наш взгляд, пресвитер христиан-баптистов
обнаружил завидное знание произведений Макаренко.

Мы сейчас сообщаем о выступлениях представителей других
конфессий, поскольку среди наших читателей могут оказаться
верующие разных исповеданий и им тоже интересно знать
об отношении к Макаренко в их конфессиях.

Здесь хочется привести суждение заместителя главного
редактора православного журнала «Наследник», кандидата
исторических наук Артемия Ермакова, который на страницах
«Учительской газеты» в статье «Человек со знаменем» писал:
«…на наш взгляд деятельность Макаренко далеко не 
«прошлое…» [13].

Многие известные нам факты подтверждают правильность
такого суждения.

И всё же, почему до сих пор (со времени ухода А.С. Макаренко
прошло 70 лет) наши отечественные педагоги и, в том числе,
педагоги православных школ, не могут по достоинству оценить
и применить его наследие?

Тем более что педагоги каждого десятилетия находили
в наследии А.С. Макаренко что-то своё.

Например, в 1960‑х гг. опыт А.С. Макаренко вдохновил
на создание многочисленных разновозрастных отрядов.

В 1970‑х гг. идеями А.С. Макаренко вдохновлялись энтузиасты
десятков и сотен студенческих макаренковских педагогических
отрядов, работавших с «уличной молодёжью» (детьми и
 подростками, зачастую безнадзорными) «по месту жительства».

В начале нового века возрождаются школы-хозяйства.

В апреле 2009 г. состоится уже VII Международный конкурс
имени А.С. Макаренко (среди общеобразовательных
и специализированных учебных заведений открытого
и закрытого типа, где учащиеся занимаются различным
производительным трудом).

Более полувека практически ежегодно проводятся научно-
практические макаренковские конференции в разных городах России и Украины.
Уже несколько лет существует Международная Макаренковская ассоциация.

Есть и Российское её отделение, президентом которой является человек,
по нашему мнению глубоко православный — кавалер ордена преподобного
Сергия Радонежского, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО
В.И. Слободчиков.

Межу прочим, он же в прошлом — воспитанник детского дома, которым
руководил С.А. Калабалин — известный читателям «Педагогической поэмы»
как Семён Карабанов.

 

Полагаем, что и для современной православной школы может быть интересен
не только опыт самого А.С. Макаренко, но и опыт последователей
А.С. Макаренко 1960-х, 1970-х и последующих годов.

Но почему «феномен Макаренко» продолжает оставаться своего рода
«полем битвы»?

Думается, что, во-первых, по той причине, что сам А.С. Макаренко и своим опытом
и своими литературными произведениями объявил войну «болтающей интеллигентщине»
(прежде всего педагогической и, особенно, научно-педагогической) 1920–1930-х годов,
названной им «Олимпом», которая своим диктатом не давала ни ему, ни другим
ему подобным самоотверженным «подвижникам соцвоса» заниматься воспитанием
детей с позиций элементарного здравого смысла. Объявил войну всякого разгильдяйству,
пьянству, пошлости.

Но, если А.С. Макаренко уже в советские времена был признан классиком и уже
в середине прошлого века приобрёл всемирную известность и популярность,
то почему о нём сейчас ведутся ожесточённые споры даже между преподавателями
отечественных педагогических вузов, между учёными-педагогами? [16; 147–154]

У «олимпийцев» и сейчас множество последователей и среди теоретиков и среди
практиков. Авторы книги «Возвращение к Макаренко» среди них первым называют
Ю.П. Азарова, написавшего антимакаренковскую книгу «Не подняться тебе, старик».
Заметим, что книга была издана на следующий год после того, как по решению ЮНЕСКО весь мир отметил 1988 год как год Макаренко

.
Вспомним, что 1988 год был одновременно и годом 1000‑летия крещения Руси и годом 100‑летия А.С. Макаренко. Отмечать 1000‑летие крещения Руси мир не стал,
а вот отметить 100‑летие православного педагога А.С. Макаренко миру пришлось.
И, надо сказать, 100‑летие Макаренко в мире было отмечено вполне достойно.

Говоря о Ю.П. Азарове, Е.Г. Багреева и Е.М. Данилин пишут: «сделай он этот «подарок»
Антону Семёновичу до марта 1988 г., никто бы не понял.
А спустя год после юбилея (книга вышла в 1989 г.), можно.
Неужели конъюнктура того
периода так изменила сознание писателя, шагнувшего за модой… представшего
перед нами в роли обличителя» [29; 5].

Подчеркнём, что «подарок» Ю. Азарова был издан ещё при советской власти
в издательстве «Молодая гвардия». У Ю. Азарова Макаренко «педагог-сталинист»,
«певец насилия», автор «набора примитивных догм», у Макаренко по Азарову
«диктат во всём и везде».

«Почему вы, наконец, не реабилитируете его имя и его творчество?» — спрашивал
у Е.М. Данилина «в университете криминологии Университета г. Осло криминолог
с мировым именем Нильс Кристи» [там же]. Стало стыдно… Наш зарубежный коллега,
увидев «оттуда», предлагает нам навести порядок в своём доме…» [29; 8].

Порядок в своём доме (по отношению к А.С. Макаренко) пытаются наводить
и православные. Вот что писал в «Учительской газете» историк и публицист
Артемий Ермаков: «В судьбе Макаренко вообще много странностей — оттого,
что мало кто знает, что теоретик коммунистического воспитания так и умер
«беспартийным большевиком». Может быть, потому, что вынужден был всю жизнь
упоминать в анкетах своего младшего брата Виталия, белогвардейца и белоэмигранта.

Или потому, что его жену Галину Салько, члена партии с 1917 года, «вычистили»
из ВКП(б) в 1933‑м. А может быть, и потому, что сам он в юности гораздо больше
симпатизировал эсеровским и меньшевистским программам.

Между прочим, вместе с ним во всех его колониях и коммунах также работали почти
исключительно беспартийные. Впрочем, ни анкета, ни политические симпатии
ничуть не мешали Макаренко работать в образовательных структурах, подчинённых
ГПУ-НКВД. А потом, пережив все волны репрессий в этих органах, внезапно
умереть в 1939 году… на вокзале от сердечного приступа» [13].

В.И. Слободчиков 14 февраля 2008 г. на открытии конференции в г. Егорьевске,
посвящённой 120‑летию А.С. Макаренко сказал: «Дорогие братья и сёстры!

Иногда приходится защищать не просто доброе имя, а великий подвиг и открытие
педагогики Антона Семёновича от поганцев, которые в 1960–1970-е годы
паразитировали на имени Макаренко, делали себе должности, диссертации,
а потом, когда вдруг объявили, что они уже могут не служить этим самым службам
бывшего Советского Союза, тут же начали разоблачать Макаренко, что он такой-сякой,
что он агент ГПУ…

Я иногда в РАО говорю, что я внук Макаренко… Его любимый сын —
Семён Калабалин, а я не самый нелюбимый воспитанник Калабалина,
значит — я внук Макаренко. Это правда… Величие педагогики Макаренко,
как сказал Господь: «По делам их узнаете их»… [21].

Тему современной борьбы вокруг «феномена Макаренко» пока прервём.

Послушаем теперь прямого потомка А.С. Макаренко, его внучатого племянника
(внука В.С. Макаренко — родного брата А.С. Макаренко).
Его следует представить подробнее. Антон Сергеевич Васильев-Макаренко
 — преподаватель ВГИКа, поэт и театральный режиссёр, член Союза
кинематографистов и Союза писателей России, член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств), лауреат главного приза «Золотой витязь»
на православном театральном конкурсе.

А.С. Васильев-Макаренко обращается к вопросу о православных истоках опыта
Макаренко.

Он пишет: «Безусловно, и неоспоримо, и очевидно, что первый русский воспитатель
в истории нашей страны есть Господь и Бог наш Иисус Христос, и первый наш
педагог тоже, ибо немало мест в Евангелии посвящено собственно детям.

Неприятие или простое неосознание этого факта вносит изрядную путаницу
во все разговоры вокруг воспитательной педагогики…
Принимая, или не принимая слова Христа, все последующие российские воспитатели
или педагоги, так или иначе, были связаны с ними пуповиной духовного родства,
и семья Макаренко не являлась исключением из этого правила»…

Уже не первый раз я говорю о том, что надо знать, как воспитывали самого Антона» [15].
Попробуем и мы рассказать об этом.

«Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли, который вдруг
пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим… становится ратником добра.
Покажи, как совершается это богатырское дело в истинно русской душе…»

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с. (Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения: Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России. Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета. - 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия). - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры. По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко // Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование. –М., Егорьевск, 2008. – 238с.