НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

____ 3 ж О ТОМ, КАК В СТАНИЦЕ ДОЛИНСКАЯ АНТОН ВЗЯЛ В ПЛЕН НАПОЛЕОНА И УЧИЛСЯ ДВИГАТЬ ГОРЫ (продолжение). Просмотров 143.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Работа в станице Долинская

Понимал ли тогда Антон, что судьба не наказала его этой
ссылкой, а наградила? Вряд ли.
Ведь и теперь многие макаренковеды не видят в том отрезке
биографии Антона ничего путного и часто просто не
упоминают о нём…

Небольшая школа на станции Долинская была создана для 
детей железнодорожников, многие ученики жили в интернате
при школе «в приютском стиле». Были там и сироты.

Это давало возможность Антону Семёновичу, работавшему
учителем и воспитателем («надзирателем» — как официально именовалась его должность), «значительную часть времени
проводить со своими воспитанниками» [7; 11].
Жил Антон в небольшой комнатёнке при училище.

«Молодой воспитатель увлёк школьников идеей создания театра, духового оркестра, организацией интересных вечеров
самодеятельности. Часто в Долинской устраивали экскурсии.
Причём каждый участник спектакля и экскурсии чувствовал
себя нужным и важным для успеха общего дела» [7; 12].
Макаренко водил ребят на древние курганы. Большим событием для ребят была поездка к Чёрному морю,
встреча с археологами.

В «Формулярном списке по службе» от 1 июня 1912 г. сказано,
что 23‑летний А.С. Макаренко «православного вероисповедания»
[6; Т. 8, 117), но это совсем не пустая формальность.
Именно А.С. Макаренко начал в 1911 г. традицию проведения
в школе театрализованных праздников Рождества Христова.

Через год столетний юбилей Бородинского сражения Макаренко с воспитанниками отметил… Бородинским сражением.
Все мальчишки степной станицы стали на один день участниками
войны 1812 года. И, к удивлению коллег по школе (а их было
человек восемь) и всех станичников юные герои взяли в плен… Наполеона! [25].
Кто бы Антону позволил такое сражение и такую победу в
Крюкове?

А теперь он почти Кутузов!
Это уже не просто «Тоська-горчичник» — так его называли
друзья-учителя. А кто-то называл «Тосик-долгоносик»,
«Антоша Чихайте». Степанченко (коллега из соседней
земской школы) придумал Антону кличку «Ростик»
(за его малый рост), а тот — в отместку назвал друга
«Скифом».
Степанченко пишет, что в компании учителей-друзей их
«никто иначе почти не называл».

К воспоминаниям Скифа-Степанченко мы ещё вернёмся.

Впрочем, Скифа гораздо больше, нежели пленение Наполеона
Антоном поразила другая его победа, свидетелем которой
была не вся станица, а лишь он один.

 О том, как Антон учился «сдвигать горы»

 Вот, что сохранилось в воспоминаниях Степанченко.

 «Сидим мы с ним на скамейке. Подходит оборванец.

 — Баре, подайте на кусочек хлеба.

 — Да ведь не на хлеб, а на водку тебе нужно, — говорит ему
Антон.

 — А ведь, правда, барин! Как же ты моё нутро увидел? —
удивился попрошайка.

 — Вот тебе трёшка: купи сколько требуется, а сдачу принеси, — последовал ответ.

 Взял человек трёшку, как-то внимательно, будто впервые видя,
осмотрел её, потом посмотрел на удивительного «барина»
и пошёл.
Не поспешил от нас, как-то тяжело поплёлся, не пряча деньги,
а всё время, держа их навесу.

Человек скрылся, а я напустился на «барина», назвал его
сумасшедшим. Улыбаясь, барин сказал мне, что в Священном
Писании есть замечательная мысль: Если с верой сказать горе,
чтоб она сдвинулась с места, она сдвинется.
Вот я, мол, и хочу научиться «сдвигать горы»…

 Словом, сидим мы, беседуем на эту тему и видим: человек,
получивший деньги, поспешно идёт к нам.

 — Барин, возьми, пожалуйста, свои деньги, — с какой-то
болезненной гримасой произнёс вернувшийся человек,
протягивая бумажку.

 — Почему же ты не выпил?

 — Выпил!.. «Напоил» ты меня, барин: все мозги жгёт.
Спасибо!
Всю жизнь помнить буду! Возьми, пожалуйста! — настаивал
он.

 Я посмотрел на Антона Семёновича — он сиял!..

 — Денег я не возьму: они же Вам, (уже вам!) очень нужны,
а у меня это не последние.

 — Да, деньги… мне… нужны, — понурив голову,
с паузой после каждого слова сказал человек и, помолчав,
добавил, — на вокзале… у меня… ребёнок…

 Мгновенно достав кошелёк, Антон дал ему ещё одну
троячку.
Дал что-то и я.

 Человек настолько был обескуражён, что даже не сказал
«спасибо», а поочерёдно посмотрел на нас, молча поклонился
и медленно ушёл в сторону вокзала.

 — Видал? — волнуясь, спросил меня «чудотворец».

 — Видал.

 — Понял?

 — Не совсем, признался я, — следовало бы проверить.

 — Не смей! А, впрочем, дети во всём должны убеждаться экспериментально, — смеясь, сказал он.

 Я не обиделся за сравнение, но не удержался от проверки:
интересно ведь как!

 У здания вокзала сидел наш знакомый, с ним женщина и двух-трёхлетний ребёнок. Взрослые жадно ели хлеб,
запивая горячей водой, у ребёнка в одной руке была колбаса,
в другой — длинная конфета в полосатой обёртке».

 Вот тебе и Тоська-горчичник! Вот тебе и Ростик!
Вон как горы двигает!» [7; 24–25].

 Молодым педагогам хотелось общения, а в школе
по вечерам собраться было негде.

Как пишет брат Антона Виталий, приезжавший навестить
Антона, друзья Макаренко собирались в доме священника, преподававшего в школе Закон Божий.
Антон Сергеевич считает весьма значимыми для старшего
брата его деда «…долгие посиделки в священническом доме,
в которых Антон всегда выходил победителем из богословских
споров, ибо, по свидетельству моего деда Виталия Семёновича,
знал Библию лучше всех церковнослужителей в Крюкове
и Кременчуге» [12].

 Конечно, можно усомниться в компетентности экспертной
оценки брата Макаренко.
То, что он был царским офицером, участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, имел серьёзные ранения и весомые
награды за участие в первой мировой войне, говорит о нём,
как о человеке, мнение которого достойно внимания и уважения,
но его суждения о том, кто в округе лучше знает Библию?
Как бы то ни было, но Антон Макаренко, конечно же,
был православно воспитанным, обученным и эрудированным
человеком.

 Тематика читаемых им книг самая разная.
По словам брата, это философия, социология, астрономия, естествознание, художественная критика. «Он прочёл буквально
всё, начиная от Гомера и кончая Гамсуном и Максимом Горьким.
Среди книг… прочёл больше всего книг по русской истории.

 Запомнились имена Ключевского, Платонова, Костомарова,
Милюкова, Грушевского («История Украины»), Шильдера («Александр I», «Николай I»… [12; 32–35].

Антон «купил 20 портретов различных писателей, главным
образом русских, и украсил ими все стены своей комнаты,
где находился его большой письменный стол…
Антон выписывал толстый журнал «Русское богатство»,
московскую газету «Русское слово» и петербургский
сатирический журнал «Сатирикон»…

Все эти книги после прочтения куда-то уходили,
и вся библиотека состояла из 8 томов Ключевского — «Курс
русской истории» и 22 томов «Большой энциклопедии»,
которую он купил в кредит в 1913 г.»

 В Долинской Макаренко продолжает мечтать о 
профессиональной литературной деятельности.
На фотоснимках того времени он удивительно похож
на А.П. Чехова.

«Макаренко и прежде пробовал писать стихи, прозу.
В 1914 году он решился послать на суд Алексею
Максимовичу Горькому свой рассказ «Глупый день»…

Ответ Горького огорчил Макаренко.
Отметив некоторые достоинства рассказа, Горький
в то же время указывал на целый ряд серьёзных
недостатков…» [7; 12].
Макаренко понял, что мечты о писательском поприще
следует отложить и продолжать более серьёзно овладевать
профессией учителя.

 Продолжение ниже

Список цитированной и использованной литературы,

других источников

1. Евангелие от Матфея.

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3,
6-12.

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей».
Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007.
– 192 с. (Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г.
по благословению и с предисловием архиепископа Сумского
и Ахтырского Иова).

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент.
Рождественские чтения.

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий.
Мы находимся на переломе.
Сб. Глинские чтения: Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.
– М.: Педагогика, 1984, т.8.

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся).
– М.-Л.: Просвещение, 1964.

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко
в дореволюционной России. Серия «Неизвестный Макаренко».
Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская.
- М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире:
историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород:
Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы,
2006. – 417 с.

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель.
- 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб.
пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко.
/ Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета. - 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман).
– Харьков, 2003.

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко.
– // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия).
- 2005. - № 4.

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или публицист - газетчик?
Диспут в московском Центре внешкольной работы
им. А.С.Макаренко // Народное образование. - 2006. - № 6. -
с. 147 - 154.

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого
воспитывал Макаренко). - М, 1994.

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко
в контексте важнейших принципов православной педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко
в работе современного социального педагога.
– Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко
в свете Священного Писания // Использование психолого-
педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции,
посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г. в г.
Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя
святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный редактор
журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью
под видеозапись после лекции В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г.
в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись
в личном архиве авторов статьи.

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических
статей. – М., 1991. – 192 с.

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст.,
примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе.
«Фильм о неизвестных фактах писателя Антона Семёновича
Макаренко, великого педагога ХХ века».
Производство Российского Фонда Культуры. По заказу
«Телеканала «Россия».

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко.
– М., 2006. –
160 с.

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003.
– 736 с.

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина
и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия
(Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий
    Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот,
    1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад.
    Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972.
    -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию
    со дня рождения А.С.Макаренко // Сельская жизнь, 1988,
    13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы
    – один путь. Машинопись из архива Московского музея
    А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения
    России. –М.: Институт экономических стратегий,
    2004. – 64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи;
    трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена
    (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря,
    2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М.,
    Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона
    Макаренко //Документально-педагогическое
    исследование. –М., Егорьевск, 2008. – 238с.