НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 4 ж СТУДЕНТ, КОТОРОГО СОКУРСНИКИ НАЗЫВАЛИ НА "ВЫ" (продолжение) Просмотров 147.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

СТУДЕНТ, КОТОРОГО СОКУРСНИКИ НАЗЫВАЛИ НА "ВЫ"

 

 

Учёба в Полтавском учительском институте

«В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт» [7; 12].

«А поступить в институт в то время было почти немыслимо» 
[6; Т. 4, 13]. Россия «насчитывала учительские институты
единицами, а учиться хотели многие» [7; 13]. Был огромный
конкурс.

Но «…девятилетний педагогический стаж давал ему безусловные преимущества» [6; Т. 4, 10].

Макаренко был зачислен в первый набор, состоявший из 26 
человек.

Антону «приходилось жить на 15 рублей стипендии… прожить
на эти деньги – это значило только-только не умереть с голода.
5 рублей он платил за бедную комнату, в которой даже не было отопления… К счастью, отец…посылал ему ежемесячно
10 рублей… в ноябре 1914 г. я приехал к нему дней на 10.

Холод в его комнате был, что
называется, собачий, и вода в кувшине замерзала.
Я согревался иногда тем, что сжигал в тазу пачку журналов.
Но это давало мало тепла, и, кроме того, это было опасно»
[12, с. 41].

Можно сказать, что бытовые условия у студента-Макаренко
была ни многим лучше, чем у иных беспризорников.

Но он был «выше сытости».

«Никто из студентов не знал столько, сколько знал Макаренко»
 [7; 12].
Он часто выступал с докладами.

При этом Антон Семёнович никогда не кичился своей эрудицией, не выставлял свои знания напоказ.
Вступая в спор с «противником», он всегда оставался
доброжелательным, дружелюбным, скромным, хотя свою точку
зрения отстаивал горячо и с присущим ему юмором» [7; 14].

«Поражали не только изумительная память (он цитировал наизусть
целые страницы), но и его желание всё знать, всё прочитать, всё
увидеть» [7; 14].

Антон Семёнович получал небольшую стипендию, и кое-что
высылали ему родители. «Но из этих денег он находил
возможным и нужным значительную часть выделять
на покупку книг» 
[6; Т. 4, 14].

«Читал Антон Семёнович с поразительной быстротой.
Но не проглядывал книг, а вчитывался в них, делая пометки
и выписки» [7; 14].

Виталий вспоминал, что ещё в Крюкове брат каждые два-три дня приходил домой с новой книгой.

«Готовясь к докладу, Макаренко пользовался не одной, двумя
или тремя книгами. Он приносил домой кипы книг и 
успокаивался только тогда, когда каждая из них была
обстоятельно изучена.

Неслучайно поэтому в книге почётных посетителей…
есть запись, сделанная тогдашним попечителем учебного
округа профессором А.Н. Деревицким, присутствовавшим на переводных, с первого на второй курс, экзаменах.

Деревицкий, вступивший с Антоном Семёновичем в беседу
по вопросам истории, был поражён осведомлённостью
студента в самых различных исторических вопросах,глубиной и основательностью его знаний.

Всё это и отметил Деревицкий в книге для почётных
посетителей» [7; 14].

Не удивительно, что в институте многие ему прочили
будущность профессора истории.

Этого не случилось, но любовь к истории Антон сохранил
на всю жизнь. В 1936 году он даже примется за написание
учебника по истории Древней Руси, но служба и другие
литературные дела вытеснили учебник истории…

А как бы сейчас пригодился учителям этот учебник!

Макаренко был с теми, «кто боролся с украинскими
националистами, ратовавшими за отделение Украины от
 России» [7; 16].

И это ему «вышло боком» и тогда, и много лет спустя,
и теперь в Украине многие не могут ему этого простить.

Антон пробовал писать стихи, но Виталий посмеялся
над ними: «Это какая-то метеорология…

А. вспыхнул, в сердцах вырвал литок со стихами из альбома
и порвал его на мелкие клочки.

-         Ты прав - поэтом я никогда не буду. Даю честное слово
никогда больше стихов не писать» [12, с. 48].

Искушен6ие казармой

В сентябре 1916 года Антона Семёновича призвали в армию.

По апрель 1917 года он был на действительной военной службе (в ополчении) в самом нижнем чине — ратник.

Там он, вероятно, встретил то, что называют теперь
«дедовщиной», ибо написал домой, что «такая обстановка
для него невыносима и что он покончит с собой…Оказалось, что казарменная обстановка среди мобилизованных мужиков и рабочих подействовала на А.» [12, с. 50].

Виталий взял увольнение в госпитале, где лечился после
ранения и приехал к брату. «…увидели нашего А., несущего
в двух баках суп и кашу.

Но какая невоенная фигура: огромные сапоги с брезентовыми голенищами, слишком большая фуражка, закрывавшая ему
половину ушей, смятая, не по росту гимнастёрка -– всё это
делало его фигуру комичной.

Он долго щурился, не веря глазам своим, но когда он, наконец,
нас узнал, он бросил свои котелки прямо в грязь и со слезами
бросился нам на шею…«Конечно, были вши, махорка, тяжёлый
воздух, матерщина…ротный командир пообещал скорое
освобождение» [12, с. 50].

Как говорится в народе, «материнская молитва со дна моря
достаёт». В марте 1917 года Макаренко сняли с военного учёта по близорукости.

Более полугода, проведённые в казарме, где он второй раз
в его жизни был угнетаем, показали Антону «свинцовые
мерзости» теперь уже взрослой жизни.

Жизни, организованной не по законам любви, а по законам
«военной машины» в сочетании с законами неформального
общежития, подобного жизни в бурсе или даже хуже – тюрьме.

Антон «на собственной шкуре» прочувствовал, что значит быть
слабым в обществе взрослых злых людей.

Эти «уроки» ему пригодились и в теории (при написании
дипломной работы), и в  практике (когда возьмётся создавать
колонию малолетних преступников). Н.В.Гоголь понимал,
что в жизненных испытаниях часто «мы видим одни только
препятствия, не замечая, что они-то суть ступени
восхождения» [38, с. 354].

Золотая медаль

Антон вернулся в институт. «Приходилось много и напряжённо
работать, чтобы догнать товарищей» [7; 17].

Ведь он пропустил почти весь учебный год.

Но он не только догнал их.

Макаренко окончил институт первым по успеваемости
и был награждён золотой медалью.

В аттестате среди отличных оценок [5] на первом месте
записано: «В законе Божием» [6; Т. 8, 119].

Обратим внимание, что в аттестате Закон Божий не случайно

значился первым. И получить в учительском институте
«отлично» по этому предмету было очень не просто.

Требования к знанию предмета были высокие и отличная
оценка означала действительно хорошие знания.

«…удостаивается звания учителя высшего начального училища… Удостоен золотой медали» [Там же].

В характеристике говорилось, что «Антоний Макаренко»,
несомненно, будет «весьма хорошим преподавателем
по всем предметам» и что «особую склонность имеет
к гуманитарным наукам» [7; 17].

Заметим, что тема диплома была весьма «щекотливой» —
«Кризис современной педагогики».

Далеко не всякий студент прошлого и настоящего веков
решился бы на такой дерзкий поступок…
Да ещё суметь получить при этом золотую медаль!

Не пребывание ли в казарме подтолкнуло к мыслям
о кризисе в педагогике?

Текст дипломной работы не сохранился, но можно
предположить, что Антона заботил кризис не в дидактике,
а в теории воспитания…

После окончания Полтавского учительского института
Макаренко хотел поступить в Московский университет,
но закон не разрешал этого казённым стипендиатам.

Нужно было бы вернуть в казну 592 рубля 26 копеек
или отработать 6 лет в школе.

Антон едет в Крюков, где жила его овдовевшая мать.

По сравнению с Полтавой это была провинция.

Оставить мать в одиночестве он не мог, а требовать,
чтобы она уехала от могилы отца, он даже не решился…

Вспомним пословицы: «Покояй матерь свою волю Божию
творит», «Не оставляй отца и матери на старости лет,
и Бог тебя не оставит».

Продолжение ниже

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам,
глава 3, 6-12.

 3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном
христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с.
(Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г.
по благословению и с предисловием архиепископа Сумского
и Ахтырского Иова).

 4. Митрополит Калужский и Боровский Климент.
Рождественские чтения.

 5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся
на переломе. Сб. Глинские чтения: Долг служения Отечеству.
– М., 2003, с. 52.

 6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.
– М.: Педагогика, 1984, т.8.

 7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся)
. – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России. Серия «Неизвестный Макаренко».
Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи
С.С.Невская. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире:
историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород:
Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы,
2006. – 417 с.

 10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель.
- 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики:
учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. /
Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета. - 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман).
– Харьков, 2003.

 15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко.
– // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия). - 2005. - № 4.

 16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или публицист - газетчик?
Диспут в московском Центре внешкольной работы
им. А.С.Макаренко // Народное образование. - 2006. - № 6.
- с. 147 - 154.

 17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное
образование. - 1989. - №12.

 19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко
в контексте важнейших принципов православной педагогики // Использование психолого-педагогического наследия
А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко
в свете Священного Писания // Использование психолого-
педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г.
в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя
святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный редактор
журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио)
Интервью под видеозапись после лекции В.Д.Ирзабекова
27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических
статей. – М., 1991. – 192с.

 25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст.,
примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе.
«Фильм о неизвестных фактах писателя Антона Семёновича
Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского
Фонда Культуры.
По заказу «Телеканала «Россия».

 29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот, 1991. –539с.

  1. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  2. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  3. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко // Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  4. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива Московского музея А.С.Макаренко.
  5. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических стратегий, 2004. –64 с.
  6. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  7. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  8. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование. –М., Егорьевск, 2008. – 238с.