НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 5 ж ОКОНЧИВ ИНСТИТУТ, АНТОН СТАНОВИТСЯ ДИРЕКТОРОМ БОЛЬШОЙ ШКОЛЫ (продолжение). Просмотров 176.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ОКОНЧИВ ИНСТИТУТ, АНТОН СТАНОВИТСЯ ДИРЕКТОРОМ БОЛЬШОЙ ШКОЛЫ

«Макаренко приступил к работе в Крюковском училище в должности директора» [7; 18]. Того самого училища, которое вынужден был покинуть некогда с незаслуженным позором. Вспоминается народная поговорка: «Бог правду видит, да не сразу скажет».

То, что Макаренко замечательно преподавал, и говорить не приходится. А вот о «внеклассной работе» сказать надо.

«Прекрасно проходили спектакли, диспуты, экскурсии. Слаженно пел хор, дружно играли оркестранты. Артистами и зрителями были ученики, их родители, учителя и рабочие, которые часто бывали в школе.

Для рабочих Макаренко организовал и вечерние курсы, на которых преподавал он сам и другие учителя школы» [7; 18]. Позже таких людей стали называть энтузиастами.

«Макаренко прекрасно понимал, что значит труд для формирования человека» [7; 10]. Перефразируя апостола Павла, большевики позже провозгласят: «Кто не работает, тот не ест».

Какие виды труда предложить своим ученикам?… Может быть, садоводство? Пусть школьники станут садоводами…» [7; 18]. Занимались огородничеством и садоводством. Соответственно, на белых нарукавных повязках были эмблемы с изображениями огурцов и вишен.

«И вот уже жители Крюкова видят как ежедневно строй ребят с развёрнутым знаменем, с песней идёт на работу, а через несколько часов так же торжественно возвращается. Вскоре традицией школы стал обязательный рапорт бригадира заведующему школой о проделанной работе, о поведении членов бригады, именно членов бригады, коллектива, а не отдельного ученика» [7; 18].

Что касается «армейского строя», маршей учащихся со знаменем, оркестром и песней (в военной форме!), т.е. «военизации», за которую потом Антона больно «клевали», то её привнёс брат Виталий, вернувшийся с фронта и ставший в школе А.С. Макаренко учителем. «А. великодушно пришёл мне на помощь и предложил место учителя в училище (спорт, рисование, математика). В училище я застал вновь сформированный коллектив педагогов, где были даже двое с университетскими дипломами» [12, с. 366].

Виталий отмечает, что «На первом плане были заботы о «хлебе насущном» и одежде… два года…(1917-1919), прошли под знаком крайних материальных лишений; власти сменялись чуть ли не каждые два месяца (большевики, немцы, вновь большевики, петлюровцы, антоновцы, григорьевцы и пр), и население было разорено…»

Прервём цитату, чтобы задуматься: каким же надо быть директором школы, чтобы управлять «образовательным кораблём» при стольких изменениях «политического климата»? Но это проблемы директора. А Виталий больше помнит, что «на рынке ни мяса, ни рыбы, ни масла, ни сахара, и даже простого хлеба не хватало» [12, с. 52]. Деньги никто не признавал. «Единственная возможность достать что-нибудь – обмен… так же трудно было с одеждой: наши ребята были плохо одеты, и А. был страшно рад, когда в интендантстве ему удалось получить 300 полушубков, которые в тот же день были розданы ученикам. Позже ему удалось получить ещё 300 пар валенок» [12, с. 52].

Вдумаемся только: власти то и дело меняются, голод, разруха, а директор школы умудряется одеть и обуть 300 учеников! Этот опыт потом ему ой как пригодился.

А военизация в школе появилась как-то незаметно. Виталий пишет: «Я донашивал ещё форменную одежду (кроме погон) … меня расспрашивали, об окопах, о ранениях и наградах. И как-то незаметно, без определённого плана, я стал заниматься с ребятами военным строем. Во время уроков гимнастики, несмотря ни на какую погоду, мы строились во дворе, перестраивались и затем уходили с песнями куда-нибудь в ближайшие окрестности… Вначале А. был против:

-  Я не хочу здесь заводить военную казарму!

…К счастью, …Крылов …убедил А., что военный строй применяется не только в армии. Он напомнил А. что военный строй… и у бойскаутов и в кадетских корпусах и имеет большое воспитательное значение. Так или иначе, но когда Крюков был занят немецкими войсками, у нас уже было своё знамя с двумя широки лентами – жёлтой и голубой – цветами Украинской республики…» [12, с. 53]. С другой стороны по совету законоучителя о. Димитрия «Таня Королёва вышила текст из Евангелия: «Тако да просветится свет ваш пред человеком» [12, с. 54]. Это знамя носили до прихода большевиков.

Виталий вспоминает: «В одно из первых весенних воскресений 1918 г. сопровождаемые многочисленными родителями, мы совершили нашу первую военную прогулку в Деевский лес, в 3-х километрах от училища, где оставались целый день – пели, играли, варили кашу, вообще провели чудный день; тогда у А. исчезли последние сомнения относительно полезности военного строя» [12, с. 54].

Увидев, как дети увлечены военной эстетикой и романтикой, как «военизация» дисциплинирует детей, Антон берёт её в свой педагогический «арсенал» и не выбрасывает уже никогда.

Немного позже, к лету 1918 г., у нас уже был собственный духовой оркестр (существование которого подтверждает в своих воспоминаниях П.И.Карапыш) в 20 человек музыкантов, которыми управлял Краснов.

Наши военные прогулки стали регулярными). Деньги на покупку духовых инструментов мы получили из выручки за спектакли драматического кружка им. В.Г.Короленко» [12, с. 54].

Позже он скажет: «Оденьте коллектив в форму, и он наполовину в ваших руках». Впрочем, в этом он не был новатором. Уже давно (и даже в России) были отряды юных скаутов.

Многие обращают на обилие в произведениях Макаренко военной терминологии. А мы бы сказали и о «военном стиле» в его мышлении, в его «педагогической логике». Возможно, это от увлечения с детских лет православным полководцем А.В. Суворовым и от книги Суворова «Наука побеждать». Для Макаренко воспитание — это не «воспитательные мероприятия» (по тому или иному поводу), а «борьба», «битва», «штурм», «операция», «взрыв».

Цель их — не «сведения» в головах учеников и не «галочка» в отчёте педагога. И даже не знания и навыки. Цель — победа, практическое решение, достижение той или иной жизненно важной задачи, проблемы, этапа в достижении цели (продуктивный результат). И обретение опыта борьбы и созидания. Заметим, что по утверждению Макаренко, категория «цель» в педагогике разработана очень плохо.

Все, знавшие Антона Семёновича, удивлялись: как только у него на всё хватает времени? Где берёт он запасы энергии?

На простой ответ: «Бог послал», знавшие Макаренко, но забывшие Бога, были не способны.

Биограф вынужден констатировать: «Такова была его натура. Иначе жить он не умел!» [7; 19]. А мы бы сказали: «Такова его культура» и уточнили: «Такова его православная культура». Может быть, он и умел жить иначе, но не хотел. Лениться и зарывать таланты в землю было не в его правилах.

Но, как ни странно, в сму3тные 1918 и 1919 годы у Антона была отдушина. Это театральный кружок им. В.Г.Короленко. Антон был в нём администратором, суфлёром и лишь немного актёром. За два года кружок поставил «12 спектаклей, среди них «Касатка» и «Кукушкины слёзы» А.Н.Толстого, «Дядя Ваня» и «Вишнёвый сад» А.П.Чехова, «Женитьба» Н.В.Гоголя…»[12, с. 56]  и другие. Показывали в сравнительно большом здании и «театр» был набит до отказа.

По предложению Макаренко была создана ассоциация «АКО» (Ассоциация крюковских офицеров», которая для 15-20 местных офицеров сделала много хорошего. Помогала в организации досуга в помещении макаренковского училища (устроили буфет, бильярд, устраивали 2-3 раза в неделю танцевальные вечеринки). АКО помогала офицерам и материально. Виталий пишет: «он сделал это своей собственной властью, не  испросив разрешения у…начальства…Местные большевики были этим возмущены и донесли об этом в Управление Южн. Ж.д.» [12, с. 57].,

От описания причин, по которым Макаренко покинул Крюков, биограф ушёл, лишь загадочные «…», и далее: «в августе 1919 года Макаренко переезжает в Полтаву» [7; 19].

А на самом деле, причины были не только веские, но и весьма драматичные, наложившие свою печать на личность Макаренко и наполнившие «трюмы» его души на всю оставшуюся жизнь тяжёлым грузом человеческого горя. Мы уже упомянули, что в школе у Макаренко учителем физкультуры работал бывший царский офицер, прапорщик пехотного Саранского полка — вернувшийся с фронта младший брат Виталий.

«Виталия призвали в «красные командиры». Но Виталий вернулся с фронта весь израненный (его солдаты чуть живого вынесли на руках с поля боя) хотел продолжать оставаться учителем. Однако, альтернативой «красному командирству» могла быть лишь пуля в лоб. Виталий сбежал. Существует предание, что на вокзале он был с женой, которая была беременна. Он сумел влезть в переполненный вагон поезда на юг, но жена так и осталась на перроне — к его ужасу, она не смогла попасть в вагон…

И брат Макаренко больше никогда не увидит ни свою жену, ни будущую дочь Олимпиаду… А в доме «дезертира» (в доме его старшего брата Антона и матери) красными будет учинён обыск с погромом. «Позже, в одном из писем Виталию Антон писал: «После твоего ухода наш дом был, то что называется, был разграблен до нитки. Не только унесли всю мебель, но даже забрали дрова и уголь в сарае» [12, с. 63]. И сделали это красные.

Попав к Деникину, Виталий становится у него… сотрудником белой контрразведки… Жители Крюкова до сих пор помнят, что Виталий был «причастен к карательным действиям по отношению к красным в Крюкове, Кременчуге» [12; 139].

И хотя снова пришли белые, Макаренко понимал, что они уже не получат нужную поддержку и красные победят. Антон понял, что ему теперь с красными в Крюкове уже не сработаться. Ведь он «укрыватель дезертира», «старорежимный учитель», организатор АКО. Виталий пишет, что «А. это понял сразу, и, я думаю, это был одним из факторов, заставивших его покинуть Крюков» [9; с. 60]. Антон Макаренко спешно уезжает в Полтаву.

Там, в Полтаве, он даже ещё раз (увы! - последний раз в жизни!) встречается с братом Виталием. С скоро всё происходит именно так, как он и предполагал… Вот что кроется за типографскими тремя точками («…»).

Дальнейшая судьба А.С. Макаренко в чём-то созвучна с судьбой о. Павла Флоренского, который, не снимая рясы, участвовал в разработке советского плана ГОЭЛРО. Макаренко понимает, что сопротивление бесполезно и что надо учиться жить и работать в новых условиях. О. Павел Флоренский погиб в застенках. Макаренко чудом избежал такой же участи, но умер в 51 год….

В Полтаве Макаренко заведует начальным училищем имени князя Куракина.

С 7 сентября 1919 года он не только администратор и педагог. Он — в центре деятельности учителей разных школ и училищ Полтавы: выступает с большими докладами на учительских совещаниях, помогает организации профсоюза учителей русских школ, становится членом его правления, детского клуба в Полтаве, включается в работу городской библиотеки, заботится о её расширении и оснащении.

«Вскоре Макаренко получает новое назначение: он становится директором 10‑й Полтавской трудовой школы» [7; 19]. Казалось бы, живи и радуйся, работай, заводи детей, приусадебный участок… А каково на душе у Антона в это время?

Биограф пишет: «Но самое интересное и сложное, что станет делом всей его жизни, было ещё впереди» [7; 19].

Продолжение ниже

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с. (Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения: Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России. Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета. - 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия). - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры. По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко // Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование. –М., Егорьевск, 2008. – 238с.