НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 9 ж ПОБЕДОНОСНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АРМИЕЙ АНТОНИЯ КУРЯЖСКОЙ КРЕПОСТИ (продолжение). Просмотров 183.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ПОБЕДОНОСНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АРМИЕЙ АНТОНИЯ КУРЯЖСКОЙ КРЕПОСТИ

 Могут сказать, что юные колонисты и себя не обделили.

 Они взяли с собой ни много, ни мало, а 40 товарных вагонов
движимого имущества. Целый железнодорожный состав!

Одних породистых свиней увезли более трёхсот.

Всё так, но они ведь это повезли в другую колонию.

Под Харьков, где в бывшем куряжском монастыре обреталось
около трёхсот малолетних бандитов, воров и маленьких
оборвышей.
Если 40 вагонов добра были и не подарком, то, во всяком случае,
были хорошим «приданым».

Пропустим замечательный эпизод «Завоевания Куряжа»
(то, как 120 «горьковцев» перебрались в Куряжскую колонию,
и мирно «завоевали» «армию» тамошних бандитов и жуликов).
Если считать, что среди 120 «бойцов» Макаренко было 40
«новобранцев», которых никак ещё нельзя было считать своими союзниками,
то «армия», сопротивление которой нужно было преодолеть,
по численности почти в четыре раза превосходила «армию»
Антона).

Обязательно вспомним при этом: «Не в силе Бог, но в правде»
(Св. благоверный князь Александр Невский).

Здесь нельзя не заметить, что «армия» Макаренко была всё-таки
отлично «вооружена».

Если у «противника» не было ничего кроме ножей и финок,
то «отряд» в 120 ратников Антона прибыл в Куряж, имея
«вооружение» - те самые 40 грузовых железнодорожных вагонов!
Одних свиней (к тому же породистых) привезли около трёхсот!
А ещё коровы, лошади, инвентарь…

Некогда голые, босые и голодные беспризорники сумели за пять лет
не только разбогатеть материально…

Главное их богатство было богатством душевным.

Они добровольно оставили почти заново отстроенные здания
бывшего помещичьего имения, вокруг которого цвели сотни кустов
замечательных роз…

Колонисты под предводительством доблестного детоводца Макаренко
 по собственной воле отправились в место, которое иначе,
как «ад кромешный» не назовёшь.

Бывший монастырь, превращённый в колонию как бы беспризорных,
а на самом деле в бандитско-воровское гнездо с почти четырьмя сотнями,
опустившимися до самого дна несовершеннолетними как бы
человеческими существами.

Эти существа не только ели никогда не мытыми руками без ложек,
не только спали без одеял и подушек, но и гадили там же, где и спали…

Небольшая группа старших бандитов нещадно эксплуатировала
остальных, заставляя их воровать или попрошайничать и почти всё
забирала себе, ежедневно пропивая «добычу» в притоне соседней деревни.

И вот в этот бандитское логово добровольно направляются 120 преображённых
педагогом Макаренко («со товарищи») и заражённых жаждой подвига юных
подвижников в белых рубашечках, синих трусиках и юбочках, бархатных
тюбетеечках.

Враги Макаренко с педагогического «Олимпа», мечтавшие, чтобы «куряжане»
перерезали «макаренковщину», были посрамлены.

Макаренко одержал бескровную победу.

«Противник» не только сдался без боя, но и влюбился.

Кто в упитанных макаренковских свиней (путь к сердцу человека иногда
лежит через желудок), а кто и напрямую в этого подвижника
и его «оруженосцев». Видел бы эту победу А.В. Суворов!

«Аборигенов» в тот же день помыли, постригли, переодели
и уже за ужином буквально обалдевшие от удивления «чиновники
от образования» не могли отличить, где победители, а где побеждённые.

Скиф в царстве Ростика

Конечно, внутреннее, душевное преображение не могло быть
столь быстрым как переодевание…

Но и не так уж много прошло времени, когда тот самый Скиф
(друг по работе в Долинской учитель Степанченко) вновь воскликнет:
«Наш Тоська! «Ростик»!.. «Антоша Чихайте»!

Значит, жив «Курилка»… утверждает идею переделки человека,
творя умом и руками!..
И это наш Тоська, обыкновенный человек небольшого роста,
такой тщедушный, хрупкий физически, это он оказался великаном
ума и сердца!..» [8; 39].

Их встреча состоялась, видимо, в 1927 году там, в колонии
на территории бывшего Куряжского монастыря.

В глазах старого друга Макаренко стал великаном…

Антон: «Иди, смотри наше царство». (Заметим, не «колхоз»,
а «царство»).

Первое впечатление: «Тут и сельское хозяйство, тут и различные
мастерские, тут и заказчики, и педагоги, и ребята… я видел прекрасные
стулья, столы, шкафы в ваших мастерских, видел работу в поле, в саду.

Замечательные умельцы ваши ребята.

А наибольший умелец — ваш Антон Семёнович!» [8; 41].

«Макаренко назвал не «царством Божиим», а просто «царством»…

«Ценности, которыми руководствовался этот великий педагог
и к которым он приобщал колонистов, были истинно
христианскими» [20; 102–105].
Это цитата, но и мы считаем так же, независимо от того,
кто так написал…

Продолжение ниже

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с. (Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения: Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России. Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета. - 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия). - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры. По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко // Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование. –М., Егорьевск, 2008. – 238с.