НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 11 ж "ЧЕМПИОН ХУЛИГАНСТВА" АНТОН МАКАРЕНКО ПОКИДАЕТ КОЛОНИЮ (продолжение). Просмотров 171.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

"ЧЕМПИОН ХУЛИГАНСТВА" АНТОН МАКАРЕНКО
ПОКИДАЕТ КОЛОНИЮ

 И так, Н.К. Крупская (вдова В.И.Ленина и начальник
Главполитпросвета) призвала с трибуны комсольского съезда
и со страниц газеты "Комсомольская правда" бороться 
с педагогом Антоном Макаренко».

Из письма Антона будущей жене: «Читали «Комсомольскую
правду» от 17 мая? Как меня Крупская разделала!

Я начинаю приходить в восторг.

Шельмование во Всесоюзном масштабе.

Опять подняли безобразный крик по поводу моей колонии.

Грозили прокурором, междуведомственной комиссией,
ещё чем-то. Мне это надоело.

Они добьются того, что меня посадят.

Так, за здорово живёшь» [28].

А в Харьковской центральной газете появился фельётон
«Чемпион хулиганства» с карикатурой на Макаренко.

В образовательных кругах Украины у него были другие,
ещё более убеждённые «учёные враги», которые только
и ждали команды начать решительную войну с Макаренкко.

Следует заметить, что еще за два месяца до выступления
Н.К.Крупской, в столице Украины Харькове
"на «педагогическом Олимпе" Украины Антону Макаренко
был учинён трёхчасовой допрос.

Вывод, точнее, приговор
"просвещенцев" звучал так: «Может быть, с точки зрения
материального обогащения колонии всё это и полезное дело,
но педагогическая наука не может в числе факторов
педагогического влияния рассматривать производство…
Признать предложенную систему несоветской». 

Этот "приговор" вынесли не только "просвещенцы".
Заседание проходило в помещении Украинского научно-
исследовательского института педагогики, но в нём принимали
участие представители комсомола и других организаций.

Лично знавший А.С. Макаренко писатель Ю.Б. Лукин,
свидетельствует, что с самого начала работы Макаренко
после установления новой власти «…сложно протекала борьба
за колонию… против педологов — «соцвосовцев» [26].

А вот из выступления воспитанника А.С. Макаренко
у его гроба в зале Союза Советских писателей: «К нам в колонию
не один раз приезжали соцвосовские «работники»,
и всячески пытались восстановить нас против него,
расколоть наш коллектив, его травили,
нашего Антона травили!..» [26; 118].

Интересен такой факт.
Несмотря на то, что Остроменцкая не убрала из статьи опасные
для Макаренко сюжеты и в результате его постигли
чрезвычайные неприятности, он, тем не менее...
приглашает Остроменцкую опять приехать к нему работать.
Никакой злости и мести.
Попросил только послать журнал с её злополучной статьёй
АВ.МС.Горькому...

Писатель Лукин пишет о войне с Макаренко: «…конфликты,
переходят в прямые стычки и завершаются внешним
поражением Макаренко… Речь шла действительно,
как писал он сам, о гибели его педагогики» [26].

После травли начатой украинскими коллегами» и поддержанной
с революционной страстью самой Крупской в В 1928 году
«он оказался вынужденным оставить колонию…
Пришлось отказаться и от начатой работы заведующим детскими
учреждениями интернатного типа
и домами рабочих подростков 
всего Харьковского округа [26; 26].

Другой бы на его месте вообще застрелился…

Заметьте, что цитируемая выше книга Лукина была опубликована
в 1975 году, за 16 лет до ухода Советской власти!

И автор этих строк — человек, проработавший много лет
в главной партийной газете «Правда».
На этот раз «правдист» действительно написал правду
о Макаренко…

К сожалению, многочисленные учёные «макаренкоеды»
вообще до конца 1991 года скрывали правду о войне
Н.К. Крупской против А.С. Макаренко и о том,
о том, как педагогическая братия усердствовала в этом
избиении, обвиняя его систему «не советской» и даже
«не педагогической»…

Советский ли Макаренко?

Автор одного учебника задаёт риторический вопрос:
«Если уж Макаренко антипедагогичный и «несоветский»,
то кто ж тогда?» — удивляемся мы сегодня.

А в то время разговор с «врагами соввласти» на местах,
как правило, был коротким.

Кое-какую поддержку, конечно, мог оказать покровитель
и добрый литературный гений Макаренко, создатель
«социалистического реализма» Максим Горький,
но в 1920‑х годах к нему ещё не очень прислушивались.

Великий писатель, разумеется, но беспартийный,
сочувствующий «контрреволюционной эмигрантской
литературе», сам фактически эмигрант…» [11].

В том-то и дело, что Макаренко — советский.
В книге «Флаги на башнях» есть эпизод, где Макаренко заявляет:
«Я советская власть».

Он противопоставляет способ самоуправления, сложившийся
в его коммуне, тому, что вокруг называют Советской властью.
Но для той власти он (и его коммуна) слишком советский.
А лучшее, как известно, враг хорошего…
Это понимали и враги Макаренко и он сам.
Но он и не думал об отступлении.

И трудно сказать, кто активнее был в этой борьбе.
Порой (а, может быть и чаще всего), сам Макаренко первым шёл
в атаку.

Да и про свой роман он позже скажет: «я не отказался от борьбы,
я лишь сменил род оружия».
Ему и роман был нужен не столько для описания опыта,
сколько для борьбы со злом, для борьбы за свои взгляды.

Взгляды на жизнь, на коллектив и личность, на борьбу со злом,
взгляды на труд, на счастье и на многое другое.

В связи с предстоящим посещением А.М. Горьким колонии
его имени, начальство предложило Макаренко пойти
на компромисс — отказаться от «военизации»
и других «мелочей».


На это Макаренко ответил официальным письмом,
в котором заявил, что предпочтёт остаться без должности,
но не откажется ни от одного из своих принципов.

Кстати, одним из принципов его было продолжение переписки
с братом белоэмигрантом (вместо отречения от брата,
на чём неоднократно настаивали «органы»).

В первоначальном плане романа видно намерение написать
«о потере брата»…

Но ко времени выхода первой части романа в свет жена
потребовала от мужа прекратить переписку с братом…

Очень боялась за судьбу мужа.

И те, кто жил в то страшное время, редко её за это осуждали…

Посетив колонию в течение нескольких дней, А.М. Горький
несколько раз не сдержал слёз.

Этот писатель, оказалось, бывал в этом Куряжском монастыре
ещё в годы своей богоискательской молодости и 
с изветнейшим в те годы отцом Иоанном Кронштадским…
Тогда, в юности, он и подумать не мог, что монастырь
станет колонией, что в монастыре вместо монахов будут жить
дети с судьбами, напоминающими его детство.

И что эта колония будет носить его имя.

И что имя его возьмёт для детской колонии другой богоискатель 
— Антон Макаренко [14].

Невольно хочется сказать: Чудны дела Твои, Господи!

В очерке «По Союзу Советов» Алексей Максимович посвятил
несколько замечательных станиц колонии
«… это, должно быть, новый тип педагогов, это люди,
сгорающие в огне действенной любви к детям.
А прежде всего, это — люди, которые, мне кажется, хорошо сознают
свою ответственность перед лицом детей» [26; 24].

Ответственность перед начальством, перед государством —
это привычно и понятно.
А вот «ответственность перед лицом детей»? Это что, откуда?

Не из Евангелия ли?

После посещения колонии, потрясённый увиденным педагогическим
чудом, писатель стал до последних своих дней другом
и заступником Макаренко.

Антон Макаренко начинает превращаться в писателя

Заметим, что чудесный опыт Антона по «передвижению гор»
человеческого горя и их преобразования в горы человеческого счастья
мог бы так и остаться «секретной тайной за семью печатями»,
но А.М. Горький, написавший Антону, что эксперимент его
«имеет мировое значение», настаивал на том,чтобы Макаренко
описал свой опыт.

И Макаренко пишет очерки, статьи, работает над повестью
«Приключения горьковцев на реке Коломак».
Не удовлетворяется написанным.
Он ищет жанр позволяющий показать его героя
(общину, называемую колонией) в развитии.
И решает, что это должен быть роман.

Получается, что свою, ставшую позже всемирно знаменитой,
«Педагогическую поэму» он начал писать ещё в 1925 году.

В 1927 г. первую редакцию первой части романа он решился
дать прочитать будущей своей жене Г.С. Салько.

Как сообщил писатель Ю.Б. Лукин (редактор первой книги
А.С. Макаренко «Марш 30‑го года»), Макаренко решился послать
А.М. Горькому текст романа лишь через… пять лет.

Оправдывался: «страшно выворачивать свою душу
перед публикой» [26; 44].

Горький успокаивал: «Хорошую вы себе душу нажили, отлично,
умело она любит… Поздравляю Вас с хорошей книгой,
горячо поздравляю!» [Там же, 48].

А спустя половину века писатель Ю.Б. Лукин напишет:
«Мало кому из писателей удавалось так, как Антону Семёновичу
Макаренко, рассказать о человеческой душе и так открыть свою
собственную душу» [26; 126].

Однако есть и другое мнение. Макаренко вынужден был быть очень
скрытным. Такое было время.

И, найденные макаренковедами за 70 лет письма и другие документы,
позволяют утверждать, что в романе описана правда,
но далеко не вся правда.

А сколько было сокращено редакторами и цензорами!

Прочтите первое полное издание романа 2003 года,
и Вы убедитесь сами, что то, что читали наши отцы и деды
— «Федот, да не тот».

А может быть Лукин прав?

Может быть, несмотря на скрытность Макаренко и ножницы
цензоров «мало кому из писателей удавалось так,
как Антону Семёновичу Макаренко, рассказать о человеческой душе
и так открыть свою собственную душу».

Другие бы хотели, а не вышло.

Чтобы «открыть свою собственную душу» нужно, чтобы, во-первых,
душа была, а, во-вторых, чтобы, как говорится, «за душой было что-то»…

Нет, не случайно «Горький несколько лет упорно пробивал
первые книги Макаренко в Государственном издательстве
художественной литературы» [11].

Продолжение ниже

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с.
(Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа
Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения:
Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России.
Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская
. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии
государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета.
- 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия)
. - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или
публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование
. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной
педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного
социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания //
Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога.
– Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г
. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный
редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции
В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном
архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона
Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры.
По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя
Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников.,
    - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко //
    Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива
    Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических
    стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена
    (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование.
    –М., Егорьевск, 2008. – 238с.