НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___14 ж ЖИЗНЬ АНТОНИЯ МАКАРЕНКО ПОСЛЕ ЖИЗНИ (продолжение) . Просмотров163.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ЖИЗНЬ АНТОНИЯ МАКАРЕНКО ПОСЛЕ ЖИЗНИ
(продолжение)

 Что снискал себе писатель Антоний Макаренко на небе?
Ищем у писателя Гоголя и находим: «Претерпевый до конца спасётся», - сказал Спаситель – и сим уже открыл нам всю тайну жизни, на которую не хотим мы даже взглянуть очами, не только проразуметь» [38, с. 355].

В народе говорят, что человек жив, пока о нём помнят…

А.С.Макаренко помнят не только родственники. Но прежде слово им. Размышляя об А.С. Макаренко, его потомок (внучатый племянник) Антон Сергеевич Васильев-Макаренко утверждает, что «зёрна, посеянные священным Словом, попали на добрую почву и принесли добрые плоды, что «судить великого педагога» Макаренко можно по плодам его, т.е. по воспитанникам. «Я хорошо помню всех этих святых, иначе не назовёшь, кристально чистых человеков, его воспитанников, которые во множестве собирались в доме моей матери Олимпиады Витальевны Макаренко.

Здесь царил поистине братский дух людей, объединённых одной верой, верных учеников апостола любви и уважения к человеческой личности, или Учителя с большой буквы, как часто называли Христа его ученики. Если где-нибудь и когда-нибудь и соблюдался в нашей стране моральный кодекс строителя коммунизма, то это в общности макаренковцев. А не является ли тот кодекс чуть ли не калькой с новозаветных истин, рассказанных иными словами?… Само слово коммуна обозначает не что иное, как общину». [15].

Несколько хороших слов о слове «община»

Прервём цитату А.С. Васильева, чтобы привести цитату из статьи отца Павла Флоренского, из которой видно, что и он считал слова коммуна (коммунизм) и общежитие синонимами: «Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве — назовётся ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра колонизации и территориальной и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной» [3; 381].

Заметим, что до середины 1920‑х годов Макаренко предпочитал называть сообщество своих колонистов общиной, а не коллективом.

Вернёмся к прерванной цитате из статьи Васильева: «… Антон никогда не был воинствующим безбожником,… заражённым модным в двадцатом веке духом отрицания, скорее он был типичным правдоискателем, а стало быть, и Богоискателем…» [15].

В Послании к филиппийцам апостола Павла дан завершённый образ духа соборности: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны. Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботится, но каждый и о других…» [Флп. 2; 2–5].

Обратимся с вопросом, к тем, кто прочитал «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко и другие его произведения: не стремился ли этот детоводец в создаваемых им общинах именно к такому идеалу Соборности? Ведь соборность — максимальное единство при наибольшем разнообразии — есть ключевое и объемлющее понятие всей человеческой реальности…

Эта первооснова — общность со-бытийная — одновременно дана и задана человеку во всяком его наличном состоянии», но реализация этой заданности при возникновении конкретных общностей часто требует подвижников, «подвижников соцвоса» (как называл себя и своих сподвижников А.С. Макаренко.

Говоря о себе и своих друзьях-детдомовцах, которых воспитали воспитанники и последователи Антона Семёновича — Семён Афанасьевич и Галина Константиновна Калабалины, В.И. Слободчиков сказал, что Калабалины «нас породнили всех», что это «сродство продолжается до сего дня», что «не всякие родственники выдерживают такое испытание (временем)» [21].

А вот, что пишет современный украинский писатель Ю. Чапала «Все они — известные и безвестные макаренки, вавиловы, горькие…, воспитанные на сложившихся в России к началу XX века традициях самоотречения и самопожертвования во благо народа, во благо вообще, в полной уверенности, что участвуют в строительстве Города Солнца, с радостью зодчих предлагали неутомимым каменщикам жар своих сердец, блеск своего таланта и самих себя в качестве строительного материала. Предлагали, не чая, что на их бренных костях предполагается воздвигнуть не царство Божие на земле, а нечто диаметрально противоположное… Макаренко — личность трагическая» [14; 229–230].

Ещё и ещё об актуальности А.С.Макаренко

«Прошли десятилетия… А Макаренко по-прежнему издают, читают, обсуждают. Он интересует теперь не столько ветеранов коммунистического труда, сколько студентов и молодых учителей, сформировавшихся уже после падения революционных идеалов…

Его наследие по-прежнему ценят и за рубежом. В чём тут дело? На мой взгляд, прежде всего в вере. В том, что Макаренко… верил в их (детей) человеческое возрождение, и, что ещё важнее, заражал своей верой их самих. Не пресловутой эгоистической «уверенностью в себе», а именно в себя лучшего, «завтрашнего», того, кем ещё нужно стать. Блаженный Августин когда-то написал, что «человеческая душа по природе своей — христианка» [13].

В докладе протоиерея Димитрия Долгушина, на Макаренковских педагогических чтениях в Новосибирске, о которых мы упоминали выше, говорилось о процессе формирования человеческой личности, поиске смысла своего существования, воспитании в человеке воли стремления к высшим ценностям, к Богу, отказу от своеволия, т.е. служения только самому себе и своим прихотям. Педагогическая система воспитания А.С. Макаренко включает в себя эти составляющие, поэтому актуальна и по сей день… (http://www.sibchildren.ru)

На этих же чтениях в Новосибирске А.М. Егорычев, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики НГПУ, говоря о педагогической деятельности А.С. Макаренко, определил её как «грандиозный эксперимент по гражданскому воспитанию личности, продолживший традиции К.Д. Ушинского и православного философа И.А. Ильина. Идеи коллективизма, воспитания коллективом, разработанные А.С. Макаренко, находят свои истоки в русской соборности, поскольку русскому человеку всегда были присущи коллективистские начала» [Там же].

А директор новосибирского Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» А.П. Стахович в своём выступлении обозначил причины возникновения социального сиротства третьей волны (последние полтора десятилетия) и пути решения этой злободневной проблемы. Так, по его мнению «рост количества детей-сирот при живых родителях порождён, прежде всего, кризисом семьи (разрушение нравственных устоев, социальные болезни родителей, насилие и жестокость в семьях по отношению к детям, пренебрежение потребностями и нуждами ребёнка, рост числа неполных семей и др.).

Очень часто в погоне за материальным достатком родители, казалось бы, внешне благополучной семьи не занимаются своим ребёнком, и тогда он идёт туда, где его понимают, т.е. на улицу. Помочь нам сегодня может и должен опыт практической работы А.С. Макаренко, успешно решавшего проблемы сиротства первой волны, воспитывавшего достойных граждан своей страны» [там же].

Продолжение ниже

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с.
(Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа
Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения:
Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России.
Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская
. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии
государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета.
- 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия)
. - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или
публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование
. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной
педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного
социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания //
Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога.
– Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г
. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный
редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции
В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном
архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона
Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры.
По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя
Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников.,
    - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко //
    Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива
    Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических
    стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена
    (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование.
    –М., Егорьевск, 2008. – 238с.