НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 15 ж НЕОЖИДАННЫЙ ПОДАРОК МОСКОВСКОМУ МУЗЕЮ А.С.МАКАРЕНКО (продолжение). Просмотров 174.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неожиданный подарок музею А.С. Макаренко

Вечером в последний день Рождественских чтений 2009 г., когда вот уже по трёхлетней традиции в Московский музей А.С. Макаренко пришли участники чтений, слово попросила выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андронова Элла Викторовна.

 Она вручила в подарок музею экземпляр своей дипломной работы, защищённой на «отлично». Прочитали мы название и ахнули: «Возможность применения педагогического наследия А.С. Макаренко в Православном сиротском учреждении». Научный руководитель: преподаватель кафедры социальной педагогики доктор психологических наук, профессор Москаленко Ольга Валентиновна

Вот какой ещё подарок Антону Семёновичу сделали в Православном университете в год его 120‑летия!

Оказалось, приступая к дипломному проекту, Элла Викторовна приходила за консультацией в наш музей.

Приведём название глав: «Глава 1. Христианская основа педагогического наследия России». «Глава 2.Устроение Православного детского дома по типу коммуны и проект программы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданного на основе педагогической системы А.С. Макаренко и православной педагогики».

Это действительно дипломный проект. Это видно по параграфам второй главы: «2.1. Проект создания Православного детского дома по типу коммуны», «2.2. Разработка проекта воспитательной программы Православного детского дома с включением в неё основ педагогической системы А.С. Макаренко для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Надеемся, что этот дипломный проект заинтересует и иеромонаха Петра — настоятеля Свято-Алексиевской пустыни, где воспитывается уже 170 детей. Тем более, что недавно он попросил нас помочь создать на базе православной гимназии пустыни музей А.С. Макаренко и лабораторию по изучению его наследия. Этот уже музей освящён после Пасхи и готовится его официальное открытие.

Первую редакцию этой нашей статьи мы заканчивали словами, которыми завершил свою статью о Макаренко в «Учительской газете» Артемий Ермаков: «корни его веры, его педагогической работы, а главное — корни духовных запросов и потребностей детей, с которыми он работал, не могли не быть православными».

С этим полностью согласны и авторы данной статьи, которые просят читателей быть снисходительными к этой нашей попытке выступить со статьёй по указанной в заголовке теме. Будем рады Вашим замечаниям.

Последействие нашей статьи

В день 120‑летия А.С. Макаренко (13 марта 2008 г.) уже в 4 часа утра сокращённый текст первой редакции статьи появилась в интернете. Первым её предложил читателям сайт «Православие и мир». Это была инициатива о. Александра Ильяшенко. На следующий день её уже можно было найти (в той же редакции) и на сайте «Русская линия». Позже эта статья появилась на официальном сайте Русской православной церкви Латвии, на профсоюзном сайте, на сайте общественной организации «Здоровье. Информационный выбор!». В сентябре вариант статьи с предисловием модератора был помещён на сайте «Православный форум» г. Ачинска.

О первых отзывах учёных на нашу статью

Коллеги по «Макаренковскому содружеству» — Международной макаренковской ассоциации (ММА) восприняли статью, в основном, положительно.

Одним из первых по почте пришёл отзыв из Екатеринбурга от кандидата педагогических наук, доцента Санниковой Нины Георгиевны. Она является заведующей кафедрой социальной педагогики и технологии Социального института Российского государственного университета, членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования. Она тоже является известным учёным-макаренковедом, неоднократно выступала с докладами на научно-практических конференциях Международной макаренковской ассоциации (ММА).

«Статья чрезвычайно интересна тем, что в ней рассматриваются новые аспекты научной биографии А.С. Макаренко, связанные с православием. Авторы статьи показывают православные корни его педагогики. В ней приводятся ценные сведения об отношении православной церкви к педагогическому наследию Макаренко, что позволяет по-новому оценить значение его теории и практики для развития современной педагогики.

Одним из главных достоинств статьи является то, что в ней заложены основы для разработки нового направления в изучении психолого-педагогического творчества Макаренко и его влияния на духовное развитие личности. 20.03.08.».

Положительно отозвался о статье Президент Российской макаренковской ассоциации, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, кавалер Ордена Святого Сергия Радонежского В.И. Слободчиков.

Коллеги по Макаренковской ассоциации Санкт-Петербурга (преподаватели ВУЗов города) пригласили авторов статьи в декабре в Санкт-Петербург выступить на православных Знаменских чтениях. Кроме того, они организовали ряд наших выступлений в РГПИ им А.И. Герцена, в Политехническом институте, в Нахимовском училище…

В отпечатанной отдельной книгой программе Международных образовательных рождественских чтениях 2009 года есть тема: «Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко. Воспитание ответственности и мужественности». И ещё имя А.С. Макаренко звучало и на других секциях Чтений, в том числе — в зале Дома учителя.

И Народное радио вспоминает об А.С.Макаренко

17 марта имя А.С. Макаренко прозвучало утром по «Народному радио». Радиослушатель сообщил, что выступление о православных истоках Макаренко включено в программу. Прокомментировали сообщение известный философ и богослов В.Н. Тростников и ведущий программы.

«Конечно, я большим уважением отношусь к этому выдающемуся, совершенно выдающемуся воспитателю. Наверное, технические приёмы его, теория его представляют интерес. Я думаю, хотя и не специалист. Мне кажется, что секрет его успеха и секрет его такой славы, такой известности в личных качествах… Это личность!»

Ведущий программы: «Мне приходилось заниматься трудами Макаренко, поскольку я заканчивал педагогический. И очень всерьёз.

Конечно же, Макаренко в Советском Союзе был нонсенс.

Он занимался в трудное время беспризорниками. И в экстремальной обстановке должен был заниматься воспитанием. Он занимался коллективным воспитанием. В некотором роде общинный вариант решения проблемы воспитания… Он был бесстрашным человеком… потому, что там были бандиты… Это была колония преступников… И его методика воспитания входила вразрез. У них были настоящие столкновения, например, с методикой Крупской (женой Ленина), которая проповедовала так называемое коммунистическое воспитание, которая пропагандировала пионерское движение. Идеологическое.

А он практическое. И вот они сталкивались лоб в лоб! И то, что Макаренко выжил в этой ситуации, и то, что его методика стала применяться и каким-то образом была обнародована, — тоже чудо в некотором роде.

И кстати, очень интересно, то, что эта тема поднимается и на Рождественских чтениях.

Это один из важнейших вопросов изучения наследия Макаренко».

Заметим, что и акцент Тростникова на личности Макаренко, и мысль ведущего о том, что Макаренко в своё время был нонсенс и о том, факт, что выживания Макаренко после столкновений с Крупской — чудо, должны стать предметом специального рассмотрения в этой или последующих наших статьях.

С тем, что прозвучало по радио перекликаются мысли другого ведущего «Народного радио» В.Д. Ирзабекова — директора Православного центра во имя святого Луки (Войно-Ясенецкого). Интервью мы брали после его лекции о В. Дале в Центре Славянской письменности и культуры.

«Чем он мне важен? Вот эта удивительная фраза о том, что воспитывать надо в коллективе и через коллектив. Сегодня, когда все люди так разъединены друг от друга, что человек… Ведь, если сказать это по-христиански, т.е., другими словами, Макаренко, оказавшись заключённым в советскую систему, он ведь вынужден был говорить на языке этой системы. На этом языке, чтобы сохранить в себе главное — возможность творить добро. Ведь мы же говорим это формулой христианской: «в одиночку не спасаются». Он сказал это по-другому: «в коллективе и через коллектив». Конечно же, это и есть христианское в Макаренко»…

И главное, это нельзя забывать: Макаренко — великий писатель. Великий, значит в русском языке — большой. А он большой писатель.

Вот откройте любую из его книг: «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма». Что они потеряли? Да они не только ничего не потеряли, они приобрели совершенно потрясающую актуальность сегодня. Посмотрите, как сегодня вернулась к нам беспризорность детей. Только она отличается от той от той беспризорности, с которой столкнулся когда-то Антон Семёнович. Тогда и родители погибли, гражданская война и репрессии. Сегодня у нас беспризорные дети при живых родителях. Как нужен, как важен его опыт». Прервём цитату.

Больно вспоминать, и об этом надо сказать…

Продолжим цитату: «Больно вспоминать, и об этом надо сказать. Больно вспоминать, как в начале перестройки и много после, да и сегодня можно услышать, как имя его подвергается поруганию, глумлению. Надо всем нам понять, там, где глумятся над именем, светлым именем, над добрым именем, над делом всей жизни Антона Семёновича Макаренко, там глумятся, там предаются поруганию идеи русского воспитания ребёнка. Это очень важно понять.

Можно ли называть музей А.С.Макаренко православным?

На наш вопрос, можно ли новый музей Макаренко назвать «Православный педагогический музей А.С. Макаренко» В.Д. Ирзабеков ответил: «Я считаю, что это очень правильно. А иначе, другим он быть не может».

Из качеств А.С. Макаренко, отмеченных Ирзабековым: «У Христа была удивительная способность, и этим должен отличаться каждый хороший педагог, говорить о сложных вещах простыми и понятными словами. Макаренко умел это делать? Умел, несомненно, умел!».

И особенно Ирзабеков отметил: «Да, если учесть, что православие — это содержание. А содержание того, чем он занимался, чему он посвятил свою жизнь, было православным абсолютно. Он любил людей, он по-христиански к ним относился. По-христиански в самом правильном смысле слова…

Господь как Учитель пошёл на крест за своих учеников. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя. Также всю свою жизнь поступал во всех ситуациях Антон Семёнович Макаренко».

Прервём эту цитату, чтобы подтвердить сказанное цитатой свидетеля — писателя Ю.Б. Лукина и первого редактора первой книги А.С. Макаренко («Марш 30‑го года»): «Вот на столе у меня книга великомученика, несомненно, великого учителя и талантливого писателя Антона Семёновича Макаренко. Он создал непревзойдённую в педагогике систему воспитания человека правдой… А на него вскоре ополчился весь «Олимп» педагогики…» [24; 72]. И по свидетельству этого же писателя «путь Макаренко в литературе был путём суровой борьбы с теми, кто отрицал его педагогические идеи, отрицал его художественное творчество [24; 116].

Заметим, Лукин назвал Макаренко великомучеником. А он был лично с ним знаком много лет.

А публицист В.Р.Хилтунен двадцать лет назад сравнил Макаренко с сапёром.
«…Макаренко для нас, потомков, прошёл как сапёр с миноискателем,
по очень извилистой и скользкой тропке.
Прошёл и расставил указатель: «Дорога верная, мин нет!» [35].

Как метко заметил С.Соловейчик: «Ему прочили звание профессора истории
– он занял место не на кафедре, а в самой истории
» [34, с. 235].

О крамольности дела Макаренко для его времени

Но вернёмся к цитате В.Д. Ирзабекова: «Крамольным делом он занимался еще в жесткие и суровые времена». А в чём же крамола?

Разве могло понравиться административно-командной системе 30-х гг. такое: «Все будет зависеть от того, насколько руководители просвещения окажутся не идиотами, и не побоятся передать одну школу в руки свободной инициативы. Но когда у нас в России уважалась свободная инициатива? А пока не бу3дет простора инициативы, никогда не будет новой школы. Это истина» [40, с. 46].

А вот как это понял педагогический публицист В.Р.Хилтунен (говоря о «скептиках» из его (Макаренко) начальства: «куда, мол, тащишь своих малолетних преступникови, имеющие, к счастью, намного большее зн  чудак-фантазёр? Мы тебе что поручали? Довести их до минимального уровня: чтоб не крали, не болтались в лохмотьях по улицам, а ты, понимаешь, вон куда замахнулся! Лучших людей из них хочешь воспитать, пренебрегая законами генетики, игнорируя тот мощный отрицательный заряд, который получен питомцами в детстве» [35].

Переводя на язык этой нашей работы, крамола в том, что Макаренко ставил задачи не просто «перевоспитать» (или, как теперь говорят психологи и социологи, «адаптировать к социуму», «ресоциализировать»), а совершенствовать в православном понимании этого слова.

И при этом, как справедливо замечает публицист В.Р.Хилтунен, Макаренко «…оставил нам книги, в которых чёрным по белому написано: да действительно, совсем, казалось бы, маленькие пацаны в состоянии освоить сложнейшую технику, подарить стране такие виды продукции, которые раньше из-за рубежа ввозились. Наши-то педагоги до сих пор чуть ли не в обморок падают, как представят, что на современный завод или фабрику придёт не то чтобы девятилетний ребёнок, а хоть четырнадцатилетний! Макаренко уверяет: именно труд, хорошо организованный, до мелочей продуманный, на современную технологию нанизанный, и является прекрасным, а то и самым главным воспитателем! Многие обвиняли Макаренко в упрощенчестве: как же, ведь он во всеуслышание заявил, что лучший из наставников – хозрасчёт, что промфинплан умнее профессора педагогики. Как такое можно было вытерпеть?».

Возможно, и наш читатель не вытерпел бы, помести мы эти задиристые утверждения Макаренко в самом начале этой нашей работы, но в контексте сказанного нами читатель, надеемся правильно поймёт, что хотел сказать Макаренко, полемизируя с ненавистной ему «болтающей интеллигенщиной» педагогического «Олимпа».

Не забудем, что ещё Н.В.Гоголь писал: «Человёк рождён на то, чтобы трудиться… кто уклоняется от труда, то грешит перед Богом… Работа – святое дело» [38, с. 451-452]. И если, кто думает, что Гоголь имеет в виду прежде всего умственный труд, то это совсем не так: «Важнее всех работ – работа землепашца. Кто обрабатывает землю, тот больше других угоден Богу» [38, с. 451].

Так что в отношении первостепенной важности производительного труда А.С.Макаренко единомышленник Гоголя. И «прагматические» слова А.С.Макаренко о «хозрасчете» и «промфинплане» вовсе не отрицание духовности. Кто, как не он оказался в те годы мастером нравственного воспитания? Но воспитание духовности он поставил на твёрдый фундамент, который теперь его последователи называют «педагогикой дела». Только не надо сводить всю «православную педагогическую культуру А.С.Макаренко» к «педагогике дела». К сожалению, обыкновение маститых и молодых макаренковедов сводить «феномен Макаренко» к какой-то его части или даже к частичке остаётся неизбывным…

Вопрос о «крамольности дела Макаренко» для его века вовсе не исчерпывается тем, о чём пишет В.Хилтунен. Но в задачи этой работы не может войти анализ всех аспектов новаторства подвижника Макаренко.

Но, возвращаясь к цитате В.Д. Ирзабекова, выскажем суждение, что А.С.Макаренко все свои «крамольные для того времени слова и мысли говорил, руководствуясь только одним, — благом этих удивительных заброшенных детей… И вот, с этой точки зрения, конечно, Антон Семёнович Макаренко — это, конечно, православный педагог, христианский педагог, и никак иначе не может и не должен называться музей в его честь. Спаси Господи!» [23].

 

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с.
(Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа
Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения:
Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России.
Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская
. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии
государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета.
- 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия)
. - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или
публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование
. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной
педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного
социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания //
Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога.
– Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г
. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный
редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции
В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном
архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона
Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры.
По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя
Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников.,
    - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко //
    Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива
    Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических
    стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена
    (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование.
    –М., Егорьевск, 2008. – 238с.