НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ 16 ж ОБ ОТНОШЕНИИ К А.С.МАКАРЕНКО ЗАРУБЕЖНЫХ ХРИСТИАН (православных, католиков, православных.приложение к книге. Краткая справка. Просмотров 162.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Архив - Публикация из архива

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Об отношении к А.С. Макаренко зарубежных христиан


Зарубежные православные христиане

Ведущий макаренковед из Нижнего Новгорода А.А.Фролов подарил Московскому музею А.С.Макаренко 29.03.97г. справку " ОБ А.С.МАКАРЕНКО - В ПРЕДИСЛОВИИ К КНИГЕ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО" (полученную им от Е.Г.Осовского).
   
1. В 1960 г. в Париже вышла 2-ым изданием книга профессора и протоирея В.В.Зеньковского "Российская педагогика в ХХ веке" (издание религиозно-педагогического кабинета при Православном богословском инстититуте.


В качестве приложения к книге опубликован очерк О.С.Суботиной
"Советская педагогика после 1931 года", где на 4-х страницах даётся характеристика творчества А.С.Макаренко.

О "Педагогической поэме" и  "Флагах на башнях"
говорится, что в них изображается "длительное и трудное становление двух "социалистиая :еских коллективов" ... даны тонкие психологические характеристики воспитанников, глубокий анализ воспитательного подхода" (с.45).  


О "Марше 30 года": "описание подлинных событий, характеры живых людей, творческие педагогические искания, создание теории на основе практического опыта - всё это очень интересно и ценно".

      2. В этих же словах характеризуются и "Книга для родителей", "Лекции о воспитании детей", доклада А.С.Макаренко, публицистика.

      В то же время "обращение Макаренко в коммунистическую религию начинает казаться  каким-то сверхъестественным помрачением". ... В своём глубинном, этическом существе макаренковская теоррия  "не идёт ни на какие компромисы" (с.46).

    3. Наиболее ценное:
"Не убить способность веры" (из "Книги для родителей), с первых лет воспитывать уважение к авторитету, способность с радостью и верой" относиться к утверждениям родителя, педагога.

     Необходимо "чувство некоторого расстояния" между ими и детьми, ощущение детьми "чего-то высшего".
     Далее - необходимость чёткой педагогической цели, "программы человеческой личности", в единстве её внутренней убеждённости и внешних проявлений", т.е. воспитание стойкого и действенного характера.
    Главный педагогический принцип:
"Найти середину, меру воспитания активности и тормозов".

    Перевоспитание:
не как исправление дефектов, а как положительное формирование личности. На начальной стадии здесь полезен метод "взрыва", "удивления".

    Дисциплина:
это, прежде всего, результат всей системы воспитания, лишь потом она становится средством. Основа дисциплины - правильный режим. Его черты: целесообразность, точность, общность, определённость.

    О работе воспитателя:
умение сказать "иди сюда"  с 15 - 20 оттенками, способность "давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса" (с.47).


     4. У Макаренко "если не всё поражает вас новизной, зато каждое положение солидно обосновано, исчерпывающе раработано и сформулировано, снабжено  техническими указаниями в точной и доступной форме". Его подход к детям производит впечатление простоты, сдержанности и душевного очарования" (с. 480. Он не признаёт "свободного воспитания".
      Самое интересное - "Книга для родителей" и выступления автора по поводу неё, связь семейного воспитания с "узловыми вопросами семьи". Наиболее вважный для А.С.Макаренко 4-й том этого произведения он хотел посвятить "воспитанию счастливого человека".

      5. Пользоваться его трудами "психологически трудно", т.к. всё ценное сопровождается выражением восторга и похвал советскому режиму, по-видимому, - вполне искренних!" Из-за "чрезмерного увлечения коммунизмом" у него бывают эпизодические срывы педагогической мысли. Будучи скорее лишь логическими, в практической работе особенного вреда он не приносили.
      "Поэтому, быть может, его однажды Наркомпрос и не признал "созвучным марксизму, уволил из колонии им.  Горького" (с.43). "
         
Зарубежные католики и протестанты


     Есть данные о том, что положительные отзывы католиков об А.С. Макаренко в печати появились ещё в середине XX века.

Так, итальянец Е. Валентини (названный известным макаренковедом А.А. Фроловым «представителем католической церкви») в статье «Педагогика Макаренко» сравнил Макаренко с католическим священником и врачом Дон Боско — «педагогическим гением», который в организации учреждений для «уличной молодёжи» и беспризорных детей во II половине XIX века использовал три фундаментальных принципа: пример, любовь, труд. [9; 95].
Знал ли о Доне Боско Макаренко? Неизвестно. Но мог знать.

«Аналогичную позицию заняли, — пишет А.А. Фролов, — и другие деятели католической ориентации: Л. Романини (в публикации 1953 г.), Д. Негри (1954 г.)» [9, там же].

 По определению итальянки А. Сциортино Макаренко не «апостол беспризорности», а высший «гранд-соло» в воспитании [9; 167].

 Развёрнутую характеристику «католического образа Макаренко» дал Н. Чакыров в специальной главе его монографии «А.С. Макаренко и основные воспитательные проблемы его времени» (София, 1973. С. 56–76). Целых 20 страниц! Там же он анализирует «католический образ Макаренко» и в работах немецких католиков Э. Файфеля (1965), В. Настайчика (1963, 1966), И. Рюттенаэр (1965) [9; 169].
«В Канаде в университете Британской Колумбии изучение некоторых аспектов макаренковской педагогической теории и практики введено в учебный процесс» [Там же, 9; 283].

 

Список цитированной и использованной литературы,

 

других источников

 

1. Евангелие от Матфея.

 

2. Св. апостол Павел. 2-е послание к фессалоникийцам, глава 3, 6-12.

 

3. Иеромонах Тихон. «Архиерей». Повесть о подлинном христианском служении. – М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с.
(Повесть начала 20-го века переиздана в 2004 г. по благословению и с предисловием архиепископа
Сумского и Ахтырского Иова).

 

4. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения.

 

5. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Мы находимся на переломе. Сб. Глинские чтения:
Долг служения Отечеству. – М., 2003, с. 52.

 

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1984, т.8.

 

7. Кроль Т.Г. Биография А.С.Макаренко (пособие для учащихся). – М.-Л.: Просвещение, 1964.

 

8. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в дореволюционной России.
Серия «Неизвестный Макаренко». Вып.7 / составитель и автор вступительной статьи С.С.Невская
. - М.: НИИ семьи и воспитания, 1998.

 

9. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии
государственной службы, 2006. – 417 с.

 

10. Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. - 1928. - № 1-2 (январь-февраль).

 

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

 

12. На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и комментарии Г. Хиллига. – М., 1998. – 384 с.

 

13. Ермаков А. Человек со знаменем: Антон Семёнович Макаренко (1988-1939). // Учительская газета.
- 2004. - № 3 (9980) / 27 января.

 

14. Чапала Ю.И. Сочинение на несвободную тему (роман). – Харьков, 2003.

 

15. Васильев-Макаренко А.С. Иисус Христос и братья Макаренко. – // Знак вопроса (подписная научно-популярная серия)
. - 2005. - № 4.

 

16. Целищева Н. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или
публицист - газетчик? Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С.Макаренко // Народное образование
. - 2006. - № 6. - с. 147 - 154.

 

17. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). - М, 1994.

 

18. Богуславский С. А ведь это - о моём деде // Народное образование. - 1989. - №12.

 

19. Рубленов Д.Г. Педагогическое творчество А.С. Макаренко в контексте важнейших принципов православной
педагогики // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного
социального педагога. – Екатеринбург, 2004. - с.109-117.

 

20. Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания //
Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога.
– Екатеринбург, 2004. - с.102-105.

 

21. Слободчиков В.И. Выступление на открытии конференции, посвящённой 120-летию А.С.Макаренко 14 февраля 2008 г
. в г. Егорьевске. Видеозапись в личном архиве авторов статьи.

 

22. Видеоархив московского музея А.С.Макаренко.

 

23. Ирзабеков В.Д. (директор Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), литературный
редактор журнала «Шестое чувство», ведущий Народного радио) Интервью под видеозапись после лекции
В.Д.Ирзабекова 27 января 2009г. в Центре славянской письменности и культуры. Видеозапись в личном
архиве авторов статьи.

 

24. Пионеры макаренковедения: сб. научно-биографических статей. – М., 1991. – 192с.

 

25. Евсеев И.Л. Удивительный человечище. – М., 2008. – 176 с.

 

26. Лукин Ю.Б. Два портрета. – М. 1975. – 415 с.

 

27. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.Невская. – М.: ИТРК, 2003. –736 с.

 

28. Семейная тайна Антона Макаренко. Елена Чавчавадзе. «Фильм о неизвестных фактах писателя Антона
Семёновича Макаренко, великого педагога ХХ века». Производство Российского Фонда Культуры.
По заказу «Телеканала «Россия».

 

29. Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Возвращение к Макаренко. – М., 2006. –
160 с.

 

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

 

31. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя
Игнатия (Брянчанинова). – Москва, 2003. – 333 с.

 

  1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников.,
    - М.: Патриот, 1991. –539с.
  2. Нефёдова М. Три сестры Анны ДостоевскойНескучный сад. Журнал о православной жизни. 2008, №4.
  3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. –М., «Дет. Лит.», 1972. -256 с.
  4. Хилтунен В.Р. Поэзия и проза педагогики. К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко //
    Сельская жизнь, 1988, 13 марта.
  5. Васильев А.С. Макаренко и Станиславский: две системы – один путь. Машинопись из архива
    Московского музея А.С.Макаренко.
  6. Половинкин А.И. Необходимые сегодня дела для спасения России. –М.: Институт экономических
    стратегий, 2004. –64 с.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Портрет: Повести; статьи; трактаты / Сост., предисловие иеромонахза Симена
    (Тимачинского). – М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2009. –480с.
  8. Калабалин С.А. Бродячее детство. Повесть – М., Молодая гвардия, 1968. – 96с.
  9. Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко //Документально-педагогическое исследование.
    –М., Егорьевск, 2008. – 238с.