НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ НАУКА (рубрика из нашего прежнего сайта - о нашей научной работе). Просмотров 193.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Архив - Публикация из архива

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
   

Материал из нашего прежнего сайта

 

Последнее обновление этой рубрики осуществлено 13 августа 2010г.

НАУКА "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ"

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ СТРАНИЦЫ

- Тексты из теоретического раздела моей книги.

- Перечень моих публикаций (в основном - научных);

-  Видеоклип о моей опытно-экспериментальной социально-педагогической деятельности

-  Что-то из отзывов учёных;

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

РЯД ПУБЛИКАЦИЙ ИЗ ЭТОГО СПИСКА ПРИВЕДЕН НА ЭТОЙ И ДРУГИХ СТРАНИЦАХ МОЕГО САЙТА

Теперь не обойтись без теории.

4-е. КОЕ-ЧТО ИЗ МОИХ НАУЧНЫХ РАБОТ, ИМЕЮЩИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФАРАКТЕР
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИКЛАДНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ниже приведены тексты из теоретической главы монографии Р.В.Соколова

"СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОГО КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА"

  • На снимке справа от меня доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Виктор Иванович Слободчиков.
  • Он тоже дал хороший отзыв на  мою книгу.
  •  
  •  

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

Ниже (на этой странице и в других рубриках "Главного меню"

("философия", "культурология", "социология")

- СОЦИОЛОГИЯ культуры, образования, науки;
- ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

распределены научные работы автора сайта
(некоторые из них выполнены в соавторстве)

Это не очень строгое распределение по перечисленным отраслям знания. К этому я не стремился.

И обусловлено это "спецификой" моего прихода в науку. Пришёл в неё не ради самой науки, а ради практики, которой я занимался и которую нужно было научно обосновать.

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

7. Принцип развития в концепции П.П. Блонского // Психология – перестройке народного образования. – М., 1983. Кн. 3.– С. 144. (Тез. Всесоюзн. научн.-практ. конф. / МГУ).

8. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А.И. Мещерякова // Там же. Кн. 2. – С. 49.

10. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения // Культура и мировоззрение. – М., 1986. Вып. 2. – С. 98-101. (Институт философии АН СССР).

12. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).

13. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. – М., 1987. Кн. 2. –С. 192-212. (Институт социологических исследований АН CССР и ССА).

14. Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение. – М., 1988. –С.104-114.(Материалы советских ученых к ХVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988г./ Институт философии АН СССР, Философское общество СССР).

И, соответственно, после 4-х лет работы в НИИ ( и ряда новых публикаций) защитил диссертацию.

(Полный список научных публикаций приведён ниже на этой "станице сайта").

В ноябре 1995 г. Р.В.Соколов защитил в Российском институте культурологии диссертацию "Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства" по специальности "социология культуры, образования, науки".

В Учёный совет на диссертацию поступило двадцать (!) официальных отзывов от учёных из разных городов страны и четыре  официальных справки о внедрении идей Р.В.Соколова в практику различных образовательных, культурно-просветительных и молодёжных досуговых учреждений (в том числе - от Министерства Образования РФ, Фирмы "Социнновация", "Центрального Дома культуры железнодорожников").

Научная специальность по защищённой в 1995г. диссертациии - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.

Её тема: "Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства".

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
ПРОЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Перечень моих основных публикаций (в основном - научных);

По 2006г. включительно. Самый полный библиографический список в рубрике "Все мои публикации")

(РАБОТЫ Р.В.СОКОЛОВА, В КОТОРЫХ ОТРАЖЕНЫ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ  ЕГО ИССЛЕДОВАНИЙ)
Список 2006г.

КНИГИ И БРОШЮРЫ

1. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. – М., 1992. –190 с. (Учебно-методическое пособие / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Сектор методологии и методов исследования культуры НИИ культуры РАН и МК РФ, Кафедра социальной инноватики Института молодежи, Первая опытная станция по внешкольному воспитанию межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание").

2. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. (Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи).

3. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: идейные истоки, предыстория, опыт организации // Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. – М., 1990. – 17 с. Вып. 6 / ГБЛ; НИО "Информкультура".

4. Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: семилетний опыт создания условий для участия населения во внешкольном воспитании детей микрорайона "Марьина роща" Северо-восточного административного округа города Москвы. – М., 1993. –32 с. (Методическое пособие в помощь социальным педагогам / Межрегиональная исследовательская Ассоциация "Воспитание", Научно-методический центр социальной педагогики РИК АН, Московский городской консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, НПО "Парус" Всероссий­ского фонда образования). (Соавтор Н.В. Соколова).

5. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства (Учебное пособие, рекомендованное к изданию Учёным советом Российского института культурологии Академии наук РФ. – 390 с. (Рецензенты доктор пед. Наук Ю.П.Сокольников и доктор филос. Наук Э.А.Орлова. Работа находится в научном архиве РИК АН РФ. Книга публиковалась на компакт-дисках НМЦ по проблемам социальной педагогики РИКа)

СТАТЬИ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ ИЗДАНИЯ

1. Внешкольная работа с подростками // Педагогическая система А.С.Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями.– М., 1972. – С. 199 – 200. (Материалы к симпозиуму / МГПИ им. В.И.Ленина, Педагогическое общество РСФСР).

2. "Вход со двора" //Культурно-просветительная работа. – М., 1975. №6. – С. 52-55. (Соавтор С.Николаева).

3. Из опыта работы форпоста культуры им. С.Т.Шацкого // Роль педагогической системы А.С.Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1975. – С. 70-75. (Материалы Всерос. конф., проведенной 26-27 июня в г. Нальчике / Центральный совет педагогического общества РСФСР).

4. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1978. – С. 58-64 (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977г. в Калуге / ЦС Педагогического общества РСФСР).

5. От дошколят до… бабушек // Культурно-просветительная работа, 1979, №  6. – С. 11-12.

6. Школьные культармейские и студенческие педагогические отряды – средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений 25 съезда КПСС. – Челябинск, 1982. – С. 31-33. (Тез. докл. научн.-практ. студенч. конф. / Челябинский государственный институт культуры).

7. Принцип развития в концепции П.П. Блонского // Психология – перестройке народного образования. – М., 1983. Кн. 3.– С. 144. (Тез. Всесоюзн. научн.-практ. конф. / МГУ).

8. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А.И. Мещерякова // Там же. Кн. 2. – С. 49.

9. Проходить или осваивать // Культурно-просветительная работа, 1986, №9. – С. 28-29.

10. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения // Культура и мировоззрение. – М., 1986. Вып. 2. – С. 98-101. (Институт философии АН СССР).

11. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

12. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).

13. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. – М., 1987. Кн. 2. –С. 192-212. (Институт социологических исследований АН CССР и ССА).

14. Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение. – М., 1988. –С.104-114.(Материалы советских ученых к ХVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988г./ Институт философии АН СССР, Философское общество СССР).

15. Поляна "Надежда" // Семья и школа. 1989, №  6. – C. 39.

16. Сегодня – цирк! // Семья и школа. 1989, №  11.– С. 32-33.

17. Зеленую улицу детскому движению // Несторонний взгляд. Вып.1. –М., 1992. – С. 166-174. (Материалы конференции / Ассоциация исследователей детского движения, Федерация детских организаций "Юная Россия").

18.. Постановка проблемы // Потребность друг в друге: истоки, выявление, реализация.– Кострома, 1993. – С.4. (Социальная роль и позиция взрослых в детском движении: материалы конференции / Ассоциация исследователей детского движения).

19. И все-таки…позитив // Там же. – С. 13-16. (Соавтор Н.В. Соколова).

20. Феномен А.С.Макаренко с позиций культурологии // "Наследие А.С.Макаренко и современность" – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. -практ. конф. (10-12 марта 1993г.)/ Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко).

21. Общественно-педагогическое движение и создание условий для социализации и самореализации детей и подростков // Воспитание личности: опыт, проблемы, поиски. – М., 1994. – С. 90-92. (Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях Москвы. / Центр инноваций в педагогике (филиал Моск. ин-та повышения квалификации работников образования).

22. Р.В.Соколов.  Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту  жительства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности “Социология культуры, образования, науки. Защищена в Российском институте культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.

 

Научный руководитель Э.А.Орлова

В настоящее время Орлова Эльна Александровна - доктор философских наук, профессор, директор Института социальной антропологии Государственной академии славянскойкультуры (Москва).

 

23. Детский многопрофильный клуб “Ровесник” и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию // Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодёжи. – М. 1996. – С. 40-51. (Сб. материалов, изданный Комитетом РФ по делам молодёжи. (Соавтор Н.В. Соколова).

24. О власти педагога, самоуправлении и “педагогическом релятивизме” // Образование спасёт мир (Сб. материалов по программам: всемирное десятилетие образования; Национальная доктрина образования. Издание Российского научно-методического и учебного комплекса по подготовке, переподготовке, повышению квалификации научно-педагогических кадров для обучения руководителей народного хозяйства. М: ОВФО “СУПЕР” Всероссийского фонда образования, 1996 г. С.83-86. (Соавтор Н.В. Соколова).

25. Социальное участие как важнейший фактор профилактики девиантного поведения детей и подростков // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодёжной среде. (Материалы российско-германского семинара 13-14 ноября 1995 г.) Совместное издание Института молодёжи, Немецкого Культурного Центра им. Гёте и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ). – М., 1996. С.180-200. (Соавтор Н.В. Соколова).

26. Детский многопрофильный клуб “Ровесник” и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию // Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодежи. (Изд. Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи) . - М., 1996. - С. 40-51. (Соавтор Н.В. Соколова).

27. И Марьина роща тоже играет // Московская игротека. Изд. МГДТДиЮ.  – 1997. С. 39-40.

28. Социальное воспитание и проектирование личности // Стратегия опережающего развития для России XXI века: роль образовательного, научно-технического, культурного и природного потенциалов (глобальный аспект). - М., 1999. Т. 3, ч.2 Научный и образовательный потенциал развития России. С. 12-15. (Сб. Материалов международной научной конференции, проведённой Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Российской государственной библиотекой, Фондом “Альтернативы” и Фондом Ф.Эберта. Москва 18-19 июня 1999 г.)

29. К вопросу о судьбе “коммунарской методики” (социологические заметки”) // Теория, история, методика детского движения: информационный бюллетень, Вып. 5. –М,1999, с. 56-61.

30. “Философский камень” социальной педагогики // Ильенковские чтения: международная научная конференция 18-20 февраля 1999 г. –Москва-Зеленоград-1999, с.184-188. (Изд. Моск. Комитета образования, Моск. Ин-та делового администрирования, Института философии АН РФ и Префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы)

31. Отечественное общественно-педагогическое движение – педагогический фундамент возрождения России // Тезисы научной конференции “Типология и типы  культур: разнообразие подходов. М., Изд Министерства культуры РФ и Российского института культурологи, 2000, с. 39 – 42.

32. Социальные инициативы и детское движение в контексте представлений о социальном участии и общественно-педагогическом движении // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конф. 25–27 ноября 2000 г. – Ижевск, 2000, с.68 – 70.

33.  Коммунарская методика и коммунарское движение:  судьба  субкультурного феномена // Социокинетика: книга то социальном движении в детской среде. В 2-х частях. – М., 2000. - Часть 2, с. 69 – 108.

34. Народно-воспитательное движение и возрождение России // Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. Доклады и выступления на научной конф. 23-24 марта 2000 в Российской государственной библиотеке. –М., Изд. “Экономическая демократия”, 2000, с. 494-499.

35. Социокультурное пространство в десятилетнем опыте Первой опытной станции по внешкольному воспитанию // Известия Академии педагогических и социальных наук (АПСН). Вып.4 “Социокультурное пространство современного образования”. – Москва – Воронеж, 2000, с. 195 – 206.

36. К  вопросу о единстве образовательного пространства// Мир образования – образование в мире. –  М., 2001, №3, с. 16 –  27.

37. Социальное участие как фактор профилактики девиантного поведения молодёжи и укрепления безопасности государства // Известия Академии социальных и педагогических наук. Вып. 6 “Образование как фактор государственной безопасности”, 2002, с. 63 - 74.

38. Э.В.Ильенков о повторяемости исторического в логическом и педагогика // Ильенковские чтения. Материалы 2-ой (24-25 марта 2000) и 3-ей (16-17 февраля 2001) материалы Международных научных конференций. Ч.1 – М.: Российский государственный Институт Интеллектуальной Собственности, 2002, с. 180 -188.

39. Незаконченный эксперимент. // Социокинетика: стратегия и типология нового века. –М., 2002, с.168 -180.

40. Предложения к организации дальнейших социокинетических и социально-педагогических исследований/ Теория, история, методика детского движения. Информационный бюллетень 6 выпуск, 2002 г., с. 234-238.

41. Возрождение традиций проведения народных праздников в Марьиной роще. //Мир образования – образование в мире. –  М., 2003, №1, с. 145 –  152.

42. Организация воспитательной работы с детьми по месту жительства: вчера и сегодня //Проблемы сравнительной политологии. Под ред. д-ра политологических наук, вице-спикера Госдумы, председателя НПСР Г.Ю.Семигина. Изд. Ин-та сравнительной политологии РАН. – М., 2003, Вып. 2, с.75 – 82.

43. Шацкий – предшественник Макаренко. Опыт С.Т.Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Изд. Департамента образования Калужской области. –Обниск, 2003, с.18 – 45.

44. Интерес к наследию А.С Макаренко в отечественном общественно-педагогическом движении. // Народное образование. 2003, №5, с. 159 – 165.

45. Раздумья в юбилейный год двух корифеев российского воспитания. // Народное образование. 2003, №9, с. 135-143.

46. Размышления о феномене И.П.Иванова. // Заключительная статья в книге. “И.П.Иванов. Созидание: теория и методика воспитания”. – Санкт-Петербург, 2003, с. 466 – 499.

47. Философский камень социальной педагогики. // Во втором издании книги “Ильенковские чтения”. Тезисы выступлений участников Международной научной конференции “Ильенковские чтения”, посвящённой 75-летию выдающегося философа и педагога современности Э.В.Ильенкова (1924-1979)  - М., 2004, с. 154 – 157.

48. Как воспитывать человека, чтобы он был счастливым. //  Народное образование, №6 за 2004г., с 149-153).

49. Этнокультурные истоки общинности в менталитете русского народа. //  Педагогические традиции в этногенезе. Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск 8. – Москва-Воронеж, 2004, с. 132 – 136.

50. К 15-летию Первой опытной станции по внешкольному воспитанию как общественно-государственного воспитательного учреждения и научно-практического педагогического комплекса. // Образование: взгляд в будущее (сборник материалов 2-й Российской открытой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой С.Т.Шацкому). Обнинск, 2004, с. 50 – 54.

51. Бодрая жизнь.  // Детское движение. Словарь-справочник. –М., Изд. 2е., 2005, с. 26.

52. Движение педагогических отрядов. // Детское движение. Словарь-справочник. Изд 2е. –М., Изд. 2е, 2005, с. 43-45.

53. Клуб. // Детское движение. Словарь-справочник. –М., 2005, с. 106-107 .

54. Коммунарское движение. // Детское движение. Словарь-справочник. Изд. 2е. –М., 2005, с.132-133.

Примечание: В указанном словаре-справочнике есть статья “Соколов Ричард Валентинович” (с. 474 – 476) и помещены краткие сведения о Соколове Р.В. (сведения об авторах словаря – справочника), с. 537.

55. Макаренко и Калабалин: кто же они для нас (о важном, но слабо изученном феномене мировой культуры. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А.Калабалина . Москва - Коломна -Егорьевск 2005. С. 24-30.

56. Эта же статья была напечатана в журнале “Беспризорник”.

57. Традиции проведения игровых праздников в Марьиной роще. // Празднично-игровой мир детства. Департамент образования города Москвы, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Государственный Российский Дом народного творчества, Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования. – М., 2005, с.154-158.

58. Пятнадцать лет Первой опытной станции по внешкольному воспитанию. // Мир образования – образование в мире. –  М., издание АПСН, 2005.

59. Ах, коммунары мои, коммунары. // Беспризорник (журнал для неравнодушных людей, ПИ№77-12486), 2006, №1, с. 48-52.

60. Что сегодня наиболее актуально в наследии основоположника отечественной социальной педагогики С.Т.Шацкого. //  Молодёжь: образование и наука. Материалы педагогических конференций. Изд. Лаборатории дополнительного образования ИСМО РАО ДНТО “Интеллект будущего”. – Обнинск, 2006., с. 117-121.

ПРИМЕЧАНИЕ: Большинство статей Р.В.Соколова помещены и на компакт-дисках (см. ниже).

Статистические сведения: Всего публикаций 64, в том числе:

- книг 2,(190с. +192с.=382с. ); - брошюр 2 (17с. +22с. = 49с.);

- статей 60 объёмом около 446с.  Всего страниц (382+49+446) = 877с.

За время работы в РИК (с 1990г.) 59 публ. – 17публ. (82с.) = 42 пу бл. Объёмом около 751с.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

НИЖЕ - ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р.В.СОКОЛОВА

Пока могу предложить маленький видеоклип с Презентацией моей педагогической деятельности (с вкючением фрагментов из телевизионного фильма "Дополнительное образование", из телефильма "У нас во дворе", из видеофильма о московских клубах (снятого по заказу Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы), телевизионного видеорепортажа с одного из праздников нашего клуба "Ровесник" и фрагментов собственной видеотеки.
(продолжительность - 10 минут 49 сек.)




Dim lights Download Embed http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf" title="JoomlaWorks AllVideos Player"><param name="movie" value="http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf"><param name="quality" value="high"><param name="wmode" value="transparent"><param name="bgcolor" value="#010101"><param name="autoplay" value="false"><param name="allowfullscreen" value="true"><param name="allowscriptaccess" value="always"><param name="flashvars" value="file=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/prezent.flv&image=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/prezent.jpg&autostart=false&fullscreen=true"></object>" readonly="readonly" type="text">


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Что-то из отзывов учёных
(отзывы о научной работе можно найти в рубрике "Кем пред Вами слыву")

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ХАРАКТЕРИСТИКА В Академию педагогических и социальных наук (АПСН)

ХАРАКТЕРИСТИКА

Соколова Ричарда Валентиновича

1943 г. рождения, директора Первой опытной станции

по внешкольному воспитанию

Совет учредителей, учреждая Первую опытную станцию по внешколь­ному воспитанию в качестве первой экспериментальной площадки Центра системного подхода к воспитанию (ныне межрегиональная ассоциация “Воспитание”), по решению январской (1990 г.)  годичной конференции назначил её директором Соколова Ричарда Валентиновича и с тех пор Р.В. Соколов является бессменным директором Опытной станции.

Р.В. Соколов был назначен директором Опытной станции не случайно. Мы знали Р.В. Соколова по его практической, методической и научной работе уже почти двадцать лет.

Уже в самом начале 70-х годов Р.В. Соколов инициатор, организатор и главный руководитель первого экспериментального студенческого педагогического отряда (ЭСПО) МГПИ им. В.И. Ленина, осуществлявшего опытно-экспериментальную работу в подшефном МГПИ микрорайоне “Лужники”. Мы с интересом слушали выступления Р.В. Соколова на конференциях студенческого научного общества нашего института (выступления в качестве представителя студенческого научного кружка “Макаренковские среды” (которым руководила доцент кафедры педагогики Э.С. Кузнецова)  и в качестве составителя одноименного машинописного педагогического альманаха (за что Р.В. Соколов был удостоен диплома Совета СНО.

Р.В. Соколов тогда еще не имел высшего образования, но многие преподаватели педагогики (разных факультетов) приглашали его в качестве преподавателя читать перед студентами лекцию на тему “введение в педагогику”. С интересом читали мы, регулярно выходившую в те годы в институтской многотиражной газете страничку “Ребячий комиссар”, инициатором и редактором которой был Р.В. Соколов.

В середине 70-х годов мы слушали Р.В. Соколова на различных научно-практических конференциях в качестве заместителя председателя секции по изучению наследия А.С. Макаренко при Центральном совете педагогического общества РСФСР, составителя сборников материалов этих конференций и одного из их авторов.

Р.В. Соколов был организатором многих республиканских научно-практических конференций и  семинаров, а так же слётов педагогических отрядов, проводившихся в те годы Педагогическим обществом РСФСР.

Статьи о работе Р.В. Соколова и самого Р.В. Соколова печатались во многих центральных газетах.

В 1977 г. по центральному телевидению был показан большой документальный фильм “У нас во дворе”, снятый о Соколове и его сподвижниках творческим объединением “ЭКРАН”. (Режиссером С.М. Зеликиным по сценарию И.И. Зюзюкина. Демонстрацию фильма предваряло вступительное слово заместителя министра просвещения Л.К. Балясной.)

Р.В. Соколов дважды награждался почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Его опыт рекомендовался для освоения в целом ряде учебников и пособиях разных авторов (для студентов педагогических институтов и институтов культуры).

Мне довелось быть рецензентом дипломной работы Р.В. Соколова, в которой он обобщал многолетний опыт своей педагогической деятельности. Значительная часть этой дипломной работы сразу же была опубликована в сборнике НИИ культуры.

Еще обучаясь в Московском государственном институте культуры (МГИКе) Р.В. Соколов уже работал методистом в Едином научно-методическом центре (ЕНМЦ) Управления культуры Мосгорисполкома и методистом (а затем старшим методистом) Центрального Дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ).

В 1976 г. по нашей рекомендации Р.В. Соколов и его жена Н.В. Соколова приняли предложение администрации вагонного депо станции Москва-Рижская и руководства ЦДКЖ  о создании в подшефном этому депо микрорайоне (Марьина роща) многопрофильного детского клуба.

Клуб “Ровесник” ими создавался буквально на пустом месте, но благодаря усилиям и энтузиазму Р.В. и Н. В. Соколовых у клуба оказалось три помещения в разных домах (общей площадью 520 кв. м.), необходимое для многопрофильной деятельности оборудование, дружный коллектив педагогов и большой коллектив воспитанников. Уже через год “Ровесник” был признан одним из лучших клубов Дзержинского района Москвы. На базе этого клуба проводились семинары для педагогов-организаторов и для депутатов района. Как только на базе клуба была создана Опытная станция, районный Совет сразу же заключил с нею договор о сотрудничестве.

В трудное для всех московских клубов и педагогов организаторов, ведущих работу с детьми и подростками по месту жительства, время экономических преобразований (когда многие клубы полностью прекратили свое существование),  директор Станции Р.В. Соколов смог сохранить все помещения, почти весь инвентарь, многих педагогов и многие детские коллективы клуба “Ровесник”.

Более того. По инициативе Р.В. Соколова при Комитете по делам семьи и молодежи Правительства Москвы был создан общественный совещательный орган (Консультативный совет), в значительной степени благодаря которому  в Москве удалось сохранить педагогов-организаторов и помещения клубов, ведущих работу с детьми по месту жительства.

Комитет заключил со Станцией договор о сотрудничестве и она получила статус Московского городского консультационно-методического центра (МГКМЦ).

В печатном органе Комитета (бюллетене “Ребёнок и социум”) Р.В. Соколов ведет рубрику “Истоки”, знакомящую читателей с историей отечественного общественно-педагогического движения.

Р.В. Соколов выступил одним из инициаторов реорганизации Центра системного воспитания в межрегиональную исследовательскую ассоциацию “Воспитание” и неизменно является членом её руководящих органов (членом Президиума, членом Ученого совета), регулярно выступает на конференциях нашей ассоциации с анализом проводимой Опытной станцией под его руководством опытно-экспериментальной и научно-методической работы.

Р.В. Соколов по рекомендации Ассоциации прочитал спецкурс по социальной педагогике в Магнитогорском пединституте и выступил на международной научной конференции в грайфсвальдском университете (Германия).

Р.В. Соколов успешно сотрудничает так же в международной Ассоциации исследователей детского движения (является членом бюро московского отделения этой ассоциации) и в Московском городском клубе волонтеров.

К моменту защиты диссертации “Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства” по специальности “социология культуры, образования, науки”  которая успешно состоялась 1 ноября 1995 года в Российском институте культурологии АН РФ, Р.В. Соколов имел уже 23 научных публикации (по философии, культурологии, соиологии, психологии и педагогике). Им было подготовлено и издано с помощью нашей Ассоциации две книги (оригинальные авторские учебно-методические пособия в помощь участникам общественно-педагогического движения).

Р.В. Соколов ведет активную работу по исследовательским программам Отделения образовательно-воспитательных систем АПСН и докторской диссертации “Условия участия населения в социализации детей; методология, история, методика и практика”, уделяя особое значение проблеме совершенствования логики воспитательного процесса.

 

Член совета учредителей Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, действительный член АПСН, Президент межрегиональной ассоциации   “ВОСПИТАНИЕ”

Ю.П.СОКОЛЬНИКОВ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

"...работая в библиотеке им. Ушинского, познакомилась с опытом работы детского многопрофильного клуба "Ровесник" и "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию". По счастливой случайности появилась возможность познакомиться с вами лично. Сложно переоценить то, что вы сделали и продолжаете делать. Беру на себя смелость утверждая, что изучение вашего опыта, вашего вклада вразвитие теории воспитания - дело грядущих поколений педагогических исследователей. Удачи вам!

Аспирант Полтавского пединститута Сис Н.М. 9.02. 1995.


КРАТКАЯ И НЕОБЫЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р.В.СОКОЛОВА
ДВУХ ФИЛОСОФОВ  ИЗ ИХ КНИГИ
"СОЦИАЛЬНО-КЛУБНАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ"

(Характеристика Соколова из книги уральских философов   Лучанкина А.И. и Сняцкого А.А. «Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы» . 3-е изд. Исправленное  и  дополненное. - Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ. 1997. (В этой их книге многократно цитируются работы Р.В.Соколова).

«… Ричард… Знакомство с ним ошеломило. Ричард  Валентинович Соколов - «папант», адепт, фундаменталист, мэтр российского общественно-клубного движения, основатель множества клубных цивилизаций, автор живых инициатив, наследник дела С.Т.Шацкого. Он поддержал нас не только ценнейшими замечаниями,   неподдельным человеческим участием и энергией, за что мы ему благодарны, но и не менее важным - историей, сознанием традиции и служения. Служения делу, связанному с уникальным феноменом всемирного значения – российской практикой клубного дела, ориентированной на детей, подростков и молодёжь,  дела, которому посвятили себя Зеленко Шацкий, Макаренко, Иванов и сам Ричард». (с. 23)

«Если нет пророков в отечестве, то есть пророк клубного движения, и имя ему – Р.Соколов». (там же, с 92)

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ