НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Р.В.СОКОЛОВА (СПМ). (Материал с нашего прежнего сайта). Просмотров 198.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Материал из нашего прежнего сайта

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Р.В.СОКОЛОВА

( Одно из 4-х основных направлений деятельности Станции.

 

Это подбор кадров, их подготовка и повышение квалификации ).

СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ РУБРИКИ

1. О некоторых важных понятиях, используемых на сайте

2. Р.В.Соколов  CКЕМ НУЖНО РАБОТАТЬ КЛУБУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И С КЕМ МЫ РАБОТАЕМ
(к  вопросу о детском контингенте досугового центра социализации по месту жительства)

3. Р.В.СОКОЛОВ. "УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" (Москва,Институт культурологии, 1995г.) ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ по  специальности "СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ"

4. Соколов Р.В. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства.

Это большое учебно-методическое пособие для широкого круга читателей, освещающее теорию, историю и практику серьёзного и важного дела воспитания, скрывающегося (и явно не умещающегося) под названием (наверное слишком скромным) этой книги.


5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В ДЕСЯТИЛЕТНЕГО ОПЫТА ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ
ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
(о специфике педагогического руководства в воспитательной системе общественного некоммерческого учреждения)

6. Р.В. Соколов и Н.В.Соколова О власти педагога,  самоуправлении, соуправлении  и  “педагогическом релятивизме”

ПРИМЕЧАНИЯ: Расположение материалов в этой рубрике пока не соответстует порядку указанному выше.

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

6. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ (детско-подростковый общественный клуб - одна из форм социального участия)

6.2. РУКОВОДСТВО Р.В.СОКОЛОВЫМ СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ НА БАЗЕ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ (справка)

 

6.3. ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ Р.В.СОКОЛОВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ (справка с названием 23-х учебных заведений)

64. ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПУНКТОВ, В КОТОРЫХ Р.В.СОКОЛОВ ВЫСТУПАЛ С ДОКЛАДАМИ, АВТОРСКИМИ СПЕЦКУРСАМИ, ЛЕКЦИЯМИ, ПО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЮ
(79 наименований)

 
 
6.5. ОПЫТ Р.В.СОКОЛОВА ОТРАЖЁН В УЧЕБНИКАХ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ДРУГИХ АВТОРОВ
(библиография из 7 наименований)

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

ТЕКСТЫ

 

 

1. О ГЛАВНОЙ КНИГЕ Р.В.СОКОЛОВА

Подробное описание деятельности социально-педагогической мастерской вы найдёте в книге

Соколов Р.В. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства.

Это большое учебно-методическое пособие для широкого круга читателей, освещающее теорию, историю и практику серьёзного и важного дела

воспитания, скрывающегося (и явно не умещающегося) под названием (наверное слишком скромным) этой книги.

 

Такое название было обусловлено тем, что  работа над книгой велась в Научно-методическом центре по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии.  И выполнялась в  соответствии с темой, обозначенной в плане работы НМЦ и РИКа.

Книга является самым серьёзным и важным продуктом деятельности этого НМЦ и его опытно-экспериметальной площадки - "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию имени С.Т.Шацкого.
Работа над книгой началась в 1993 году (сразу после второго издания  книги Р.В.Соколова
"Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства").

В новую книгу включено:
- лучшее из предыдущей книги;.
-

материалы, подготовленные к защите диссертации по теме "Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства", материалы самой диссертации (защищённой в 1995г.) в Российском институте культурологии (по специальности "социология культуры, образования науки");
- многие материалы последующей опытно-экспериментальной работы.

Основная часть книги была закончена в 2004-ом году.
Книга была рекомендована к изданию Учёным советом Российского института культурологии.

Значительная часть книги под названием "В поисках настоящей социальной педагогики" была опубликована в специально ей посвящённом (отдельной книжкой) выпуске журнала "На путях к новой школе" (№4, 2004г.) и помещена издательством на  сайте (altruism.ru), где и находится по настоящее время.

Работа над книгой продолжалась и позже.

Полный текст книги (с многочисленными текстовыми и мультимедийными приложениями-иллюстрациями, некоторые из которых размещены на данном сайте) был помещён нами
на одноимённом мультимедийном компакт-диске.

На книгу имеются официальные отзывы (например, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук В.И.Слободчикова)
и отзывы неофициальные.

Теперь у пользователей появилась возможность одним нажатием кнопки получить её полный текст.

скачать

__________________________

Могу предложить маленький видеоклип с Презентацией моей педагогической деятельности (с вкючением фрагментов из телевизионного фильма "Дополнительное образование", из телефильма "У нас во дворе", из видеофильма о московских клубах (снятого по заказу Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы), телевизионного видеорепортажа с одного из праздников нашего клуба "Ровесник" и фрагментов собственной видеотеки.
(продолжительность - 10 минут 49 сек.)

Dim lights Download Embed http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf" title="JoomlaWorks AllVideos Player"><param name="movie" value="http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf"><param name="quality" value="high"><param name="wmode" value="transparent"><param name="bgcolor" value="#010101"><param name="autoplay" value="false"><param name="allowfullscreen" value="true"><param name="allowscriptaccess" value="always"><param name="flashvars" value="file=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/prezent.flv&image=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/prezent.jpg&autostart=false&fullscreen=true"></object>" readonly="readonly" type="text">

_________________________________________________________________________

2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Р.В.Соколов, РИК, рук. Группы по изучению проблем  социального участия в социализации молодёжи.

Социальное участие явление многоликое. Для нас оно интересно как проявление гражданского общества. И, прежде всего в той его «ипостаси», где присутствует инициативная ответственная гражданская забота  о становлении подрастающего поколения.

Эта забота проявляется с разной интенсивностью и с разным результатом. Интенсивность добровольческого социального служения может быть измерена тем, что гражданин готов добровольно отдать (без сожаления, без жертвенности) детям, подросткам, молодёжи. Это может быть личное время, безвозмездное (или с частичной компенсацией) посильное трудовое участие, благотворительное материальное пожертвование…

Как показало наше диссертационное исследование (Р.В.Соколов. Условия участия населения во внешкольной социализации детей по месту жительства, М.,1995г.), для успешного социального участия в социализации молодёжи необходимы не только кадровое и материально-техническое обеспечение, но и обеспечение научно-методическое, законодательное, информационное и др.

И все эти «формы обеспечения», так или иначе, могут зависеть от самого населения. Каждый может выбрать по своим возможностям подходящее поле самореализации, и деятельность, способствующую позитивной социализации молодёжи. Если социальное участие рассматривать как инициативное расширение зоны своей гражданской  ответственности, то в этой «зоне» бесконечное многообразие возможностей.

В большом многообразии конкретных социальных инициатив есть целый ряд таких, которые следует, на наш взгляд, пристально изучать культурологам и социологам и, вероятно, рекомендовать некоторые из них как наиболее перспективные, рекомендовать поддерживать их. Но что-то, конечно, может иногда и насторожить исследователей…

Участие граждан в детском движении уже нашло поддержку не только со стороны исследователей детского движения, но и государства. Достаточно сказать, что президентом Ассоциации исследователей детского движения является заместитель Мэра Москвы по социальным вопросам Л.И.Швецова.

Движение студенческих педагогических отрядов тоже пользуется поддержкой (например, в столице - Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы).

Но есть и другие формы социального участия. Приведём два примера.

В ряде городов есть опыт создания родительских межсемейных клубов для оказания образовательной поддержки детям, находящимся на домашнем обучении. Такие клубы иногда оказываются эффективнее традиционного репетиторства, а зачастую, и значительно дешевле, что имеет значение для малообеспеченных семей. Другой пример.

В Приморье действует ассоциация школ-хозяйств, развивающих формы приобщения детей к производительному (например, сельскохозяйственному) труду. Школьники в таких школах могут создавать ученические акционерные общества по производству и реализации сельскохозяйственной продукции. Уже в школьные годы они не только получают агрономические знания, умения и навыки, но и приобщаются к продуктивному менеджменту. Заметим, что такая деятельность педагогов школ является внеплановой добровольной гражданской инициативой, т.е. одной из форм социального участия.

Мы можем умножать примеры, но в данном случае хотим заявить, что  по нашему глубокому убеждению культурологический подход в этих вопросах не  роскошь, и исследование культурологами форм социального участия, подготовка ими рекомендаций и учебных пособий (в том числе мультимедийных, чем занимается наше скромное научно-методическое подразделение РИКа уже второй десяток лет), - государственная поддержка развивающегося гражданского общества в его насущных тенденциях.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

О власти педагога,  самоуправлении, соуправлении  и  “педагогическом релятивизме”

Р.В. Соколов и Н.В.Соколова, Москва

В любые времена в педагогической среде находились охотники говорить о демократии и демократизации  (школы, учебно-воспитательного процесса). В последние годы таких разговоров особенно много.  Иногда в разговор на эту тему включаемся и мы, хотя и поняли, что наша позиция в обозримом будущем не может стать популярной. Попробуем это объяснить.
Под "позицией социального педагога" или "педагогической позицией" мы будем иметь в виду тот её аспект, который связан с вопросом о "власти" педа-гога в воспитательном коллективе. Это позиция старшего в вопросах коллек-тивного "самоуправления", которое вслед за педагогом П.П. Смолиным мы, по-лагаем, корректнее было бы называть "соуправлением", т.к. считаем, что если и бывает в "чистом виде" "детское самоуправление" без участия взрослых, то это “особые случаи” из сферы неформальных дворовых детских сообществ. Обычно в детском сообществе так или иначе участвует кто-то из взрослых и он (хочет того или нет) участвует в управлении жизнедеятельностью этого сообщества.
Но соуправление педагога и воспитанников в коллективе может быть раз-ным.
Редко кто из педагогов признается, что он против самоуправления в кол-лективе и, тем более, против соуправления и против демократической позиции?
Но проявлять ее можно по-разному.
Можно противиться ”вмешательству” детей в управление коллективов (тайно или явно)/
Mожно считать, что права детей и педагога равны.
А  можно стремиться (на словах, а иногда и на деле) к тому, чтобы дети как можно больше “вмешивались” в управление коллективом.
Это разные позиции.
Если мы первую назовем авторитарной, то вряд ли кто станет возражать. Вторую можно назвать демократической позицией (и с эти многие согласятся).
А как назвать третью?  Тоже демократической? Но ведь это принципиаль-но другая позиция.  При демократической позиции педагог как бы изначально определил “компетенцию” свою и воспитанников. При демократизирующей позиции “компетенция” педагога и воспитанников в делах управления коллек-тивом (в соуправлении коллективом) становятся “величинами переменными”. И это принципиально усложняет и понимание позиции и, тем более овладение ею.
Попробуем в нем разобраться.
Сразу оговоримся, что мы будем иметь в виду не школьных учителей и не их работу на уроке с классом., а “социальных педагогов”. И не всех, кто имеет такую специальность или занимает такую должность, а только тех, кто (либо по собственному жизненному опыту, полученному в молодости, либо по своим личностным и гражданским ценностным установкам) считает себя участником "детского движения" и при этом стремится "работать на детей", а не на "работодателя".
Так что остальные могут спать спокойно. Мы не собираемся “идти со сво-им уставом в чужой монастырь”и не претендуем на какие-то реформы в системе Министерства Образования или на изменение психологии учителя.
В России категория такого рола “социальных педагогов” всегда была от-носительно малочисленной, но наши исследования отечественного обществен-но-педагогического движения показывают, что такие, считавшиеся часто даже их друзьями-коллегами "чудаки", были в любое десятилетие нашего века. В первое десятилетие С.Т. Шацкий и его сподвижники по созданию детского клу-ба в Москве называли себя "старшими товарищами" детей, а в конце 50-х годов И.П. Иванов предложил название "старший друг". В 60-х и 70-х годах таких "социальных педагогов" называли "ребячьими комиссарами". Но как бы они ни называли себя сами и как бы их ни называли другие, это были те, "за кем идут мальчишки".
До сих пор считается, что основной педагогический авторитет в науке о педагогических позициях академик И.П.Иванов, который, критикуя "авторитарное воспитание", с одной стороны, и "свободное воспитание" с дру-гой, предложил педагогическую позицию“творческое содружество поколений”. Как нечто  среднее, как некую золотую середину. Власть в коллективе должна быть распределена так, что педагог оказывается “на равных” с детьми и лишь “чуточку впереди”.
Конечно, после ряда десятилетий засилья в педагогике откровенного ав-торитаризма, предлагаемое Ивановым "творческое содружество поколений" объективно (в аспекте отечественной истории педагогики и бытовавшей педаго-гической культуры) было явлением демократическим.
А поскольку “идеология” И.П. Иванова была подкреплена и соответ-ствующей “технологией” (методикой), поскольку все это соответствовало со-цио-культурной ситуации того времени, в конце 50-х и в 60-е годов все это спо-собствовало появлению в стране нового субкультурного движения в детской среде. Оное получило известность как "коммунарское движение" или “коммунарство” .(мы бы его назвали: “движение организаторов клубов юных коммунаров”).
Известно, что "коммунарство" как социокультурное явление проявляется и сейчас. Популярная в конце 80-х и начале 90-х годов "педагогика сотрудни-чества", активно пропагандируемая известным педагогическим публицистом С.Л. Соловейчиком и его единомышленниками, в значительной степени была детищем “коммунарского движения”. В современной работе различных клубов по месту жительства, клубных учреждений системы Министерства культуры и учреждениях “дополнительного образования системы Министерства Образова-ния “педагогика сотрудничества” и, в частности, “коммунарская методика” про-слеживаются довольно часто. Более того, некоторые активные участники “коммунарского движения” (например, директор школы и педагог-исследователь В.А.Караковский), используя “коммунарскую методику” (систему педагогических приемов и форм работы) пытались и пытаются (иногда весьма успешно) переносить клубные формы работы (считавшиеся “внеклассными” и даже “внешкольными” на работу в классе, в учебный про-цесс. школы
Однако концепция “творческого содружества поколений”, предложенная И.П. Ивановым, при всей критике "свободного воспитания" и "авторитаризма" как педагогических позиций имела, по нашему мнению, один общий с ними недостаток - "статичность", своего рода "предзаданность" педагогической позиции.
На практике это приводило к тому, что очень часто дети (особенно педаго-ически запущенные) при попытках педагогов создать “коммунарский коллектив“ часто не воспринимали всерьёз педагогов, предлагавших "соуправление" коллектива. Не верили, что можно жить дружно "вместе и сообща со взрослы-ми". И  затеваемые педагогами формирования зачастую просто не возникали. А иногда, когда коллектив все-таки удавалось создать и через какое-то время он своём опыте поднимался выше степени "соуправления", предусмотренной педа-гогами, он начинал ожидать от старших изменения их компетенции (в сторону передачи “полномочий” от старших к младшим), но, когда коллектив видел, что старшие не хотят “играть вы поддавки”, то он начинал воспринимать своих "старших друзей" как сознательных авторитаристов, боящихся процесса демо-кратизации и сковывающих его. Случалось, что “коммунарский коллектив” на-чинал бунтовать и , "свергал" своих воспитателей, подвергая их своего рода "остракизму".
Наблюдение подобных ситуаций и их анализ привел нас в конце 60-х го-дов к идее такого “соуправления” при котором бы осуществлялось изменение позиции старших и младших. И, таким образом, чтобы “компетенция” старших постепенно сокращалась, а “компетенция” младших увеличивалась. Тогда мы это в шутку называли “педагогическими поддавками”, а всерьез “диалектической педагогической позицией”. Во время дискуссии летом 1972 г. под г. Лугой И.П. Иванов назвал это “педагогическим релятивизмом”. В его контексте это звучало как уничтожающая критика, а мы это воспринимали как высочайшую оценку.
Вскоре мы познакомились с материалами докторской диссертации психо-лога и педагога А.И. Мещерякова “Слепоглухонемые дети” и нашли в ней тео-ретическое подтверждение своих догадок относительно необходимости измене-ния позиции педагога.
Эту педагогическую позицию в контексте “педагогического релятивизма” мы с начала 70-х гг. начали отрабатывать применительно к “зряче-слышащим детям” в создаваемых в тот период и позже досуговых центрах социализации (Первом экспериментальном педагогическом отряде МГПИ, Фопросте культуры им. С.Т. Шацого, в  ряде семейно-педагогических клубов, в детском клубе “Ровесник” и созданной на его базе Первой опытной станции по внешкольному воспитанию.
В ходе исследования были созданы специальные программы (они строились по ступенчатому принципу) подготовки актива, ставшие своего рода программами по подготовке социальных педагогов (т.к. многие дети станови-лись активными помощниками педагогов, а позже и сами становились социаль-ными педагогами). Разработана методика стимулирования развития воспи-танников в соответствии с программой. (Всё это описано в учебно-методических пособиях автора "Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства" (М., 1992 г.), "Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства" (М., 1993 г.).)  и в диссер-тации “Условия участия населения в социализации детей по месту жительства (м., 1995).
Теперь можно сказать, что идея "динамической педагогической пози-ции", методически оснащённая и проверенная практикой, может быть ре-комендована для освоения социальными педагогами в качестве средства, позволяющего не только осуществлять "дифференцированный подход" к воспитанникам (в зависимости от степени их педагогической запущен-ности или общественной активности), не только обеспечить "сосуществование" в одном коллективе "маленьких" и "больших", "активных" и "трудных", не только "выращивать" в коллективе ак-тивных помощников, но и осуществлять демократизацию воспитанников.
Это означает, что воспитанники, вступая в коллектив и походя в нём соотетствующую социализацию, постепенно включаются в процесс такого "соуправления", при котором постепенно развиваются их интерес и потребности в управлении жизнедеятельностью коллектива, их опыт самоуправления и опыт совместной организаторской деятельности, получают "опыт демократии".
И совсем не случайно наш подростковый клуб "Орион", возникший в 1968 г., стал многопрофильным, разновозрастным, через три года превратился в пе-дагогический отряд студентов, руководивший разновозрастным многопрофиль-ным клубом.
Когда наступила "перестройка", это формирование стало социально-педагогическим производственным комплексом, наделённым правами комитета самоуправления.
В период новой экономической реформы при СППК появились свои коо-перативы и началось создание загородного подсобного хозяйства с сельскохо-зяйственным производством.
Здесь бывшие воспитанники прошли путь от участников массовых меро-приятий до членов педагогического отряда. Получив параллельно педагогиче-ское образование, некоторые из них стали педагогами в своём коллективе, не-которые - в школе микрорайона, кто-то стал организатором производства.
Но вся эта "динамика" - не стихийное проявление случайности, а ре-зультат сознательной "демократизирующей позиции социального педагга", осуществляемой последовательно на протяжении более чем двадцати пяти лет.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1. РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ (справка)

В период с 1986 г. (на базе руководимой Р.В.Соколовым Опытной станции) проходили практику студенты:

-         МГПИ (группа студентов психолого-педагогического факультета проходила летнюю практику на базе клуба "Ровесник" в конце 80-х гг.);-

-         МГИКа (в конце 80-х и начале 90-х годов студенты проходили практику на базе клуба "Ровесник" целыми учебными группами. В конце 90-х гг. две студентки проходили преддипломную практику, подготовили и успешно защитили  дипломные работы);-

-         Открытого университета им. М.Шолохова (студентка этого ВУЗа в 2000 г. на базе Опытной станции проходила преддипломную практику, написала и успешно защитила дипломную работу).

--         Дочь Р.В.Соколова Антонина (теперь по мужу Трехова) проходила летнюю практику в клубе «Ровесник», когда училась в педагогическом колледже № 13. Колледж закончила с отличием и была принята сразу на третий курс педагогического университета, где обучалась заочно.

В 2008 г. закончила с отличием педагогический университет по специальности «социальная педагогика». Диплом был защищён по материалам работы Антонины на базе «Первой опытной станции по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого», создателем и директором которой является Р.В.Соколов.

________________________________________________________________________

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

3.2. ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ Р.В.СОКОЛОВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

(всего 23 наименования)

В ВУЗАХ

- в ЛГПИ им. Н.К. Крупской (начиная с 1969 г.)

- в МГПИ им. В.И.Ленина (начиная с 1971 г.)

- в ЛГПИ им. А.И.Герцена (начиная с 1972 г. и по настоящее время)

- в Высшей комсомольской школе - позже Институт молодёжи - (с 1972 г.)

- в Пермском гос. педагогическом институте (1978 г.)

- в Московском гос. институте культуры МГИК, ныне МГУиК - ( с 1981г.)

- в Рязанском государственном педагогическом институте (в 1983 г.)

- в Челябинском пединституте (1983 г. и в 2001 г.)

- в Магнитогорском пединституте (в 1992 г. 40 часов спецсеминара по истории общественно-педагогического движения)

- в  Удмуртском государственном университете (спецсеминар с зачётом 2000 г.)

- в Челябинском институте культуры и искусства (2001 г.)

- в Ленинградском областном университете им.А.С.Пушкина (с. 2001 г.)

- в Академии постдипломного обазования Санкт-Петербурга.

- в МПГУ (спецсеминар по теории и практике игровой деятельности с проведением зачёта)

- в Минском педагогическом университете (лекция в актовом зале).

- лекции на базе опытной станции для студентов  Московского городского педагогического университета (2002 г.)

- в Уральском психологическом институте (дважды - авторский курс социальной педагогики по 40 часов в 2005 и 2006 гг.)

- в Пермском филиале ЛГУ им. А.С.Пушкина (дважды - авторский курс социальной педагогики по 40 часов в 2005 и 2006гг.)

- в Нижне-тагильском филиале ЛГУ им.А.С.Пушкина (дважды - авторский курс социальной педагогики по 40 часов в 2005 и 2006 гг.)

______________________________________________________________________________

В КОЛЛЕДЖАХ СЕМИНАРИЯХ И ГИМНАЗИЯХ

- в педагогическом училище №1 им. К.Д.Ушинского (1981г.)

- в московском педагогическом колледже "Арбат" (2001 г.)

- в колледже Всероссийского детского центра "Орлёнок" (40 часов лекций в сентябре 2002 г.). После этого в январе-феврале к Соколову были присланы на прохождение социально-педагогической учебной практики два студента этого колледжа.

В декабре 2007г. была прочитана ещё одна лекция.

- в Николо-Угрешской семинарии (весной 2009г.и 27 февраля 2010г.)в

- в православной классической гимназии Свято-Алексиевской пустыни. (с 2007г.)

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

3.3. ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПУНКТОВ, В КОТОРЫХ Р.В.СОКОЛОВ ВЫСТУПАЛ С ДОКЛАДАМИ, АВТОРСКИМИ СПЕЦКУРСАМИ, ЛЕКЦИЯМИ, ПО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЮ
( наименований)

Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Балашиха, Баку, Балабаново, Бам (в ряде пунктов на протяжении магистрали), Белебей, Белово, Белополье, Братск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Горбунки (место расположения ф-та им. И.П.Иванова Ленинградского областного университета), Горловка, Грайфсвальд (в Германии), Добрянка, Дзержинский, Евпатория, Егорьевск, Екатеринбург, Загорск, Зеленоград, Ижевск, Иркутск, Калуга, Кемерово, Киев, Кимры, Ковалёвка (Полтавской области), Кострома, Кременчуг, Куряжская колония (под Харьковом), Ленинград (позже Санкт Петербург),Магнитогорск, Минск, Москва,  Нижний Новгород, Нижний Тагил, Никифорово (моск. обл. - место проведения лагеря), Новозыбково (Брянской области), Новоалексеевка (ярославской области), Новокузнецк, Новосибирк, Остров (город в Псковской области), "Орлёнок" (ныне Всероссийский детский центр), Палалахта (в Карелии), Пермь, Петрозаводск, Полтава, Пущино, пос. Рефтинский (Свердловской области), Рязань, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Свердловск, Сергиев Посад, Сочи, Сумгаит, Тайга, Тайшет, Тутаев, Тюмень, Углич, Уфа, Харьков, Чебоксары, Челябинск, Череменецкое озеро (место проведения слёта педагогических отрядов), Чкаловская, Щёлково, Юрга, Юрмала, Ярославль. (Всего 79 наименований).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выступления и проведение семинаров на средства приглашающей стороны
(11 наименований)

 

В ЛАТВИИ   в 1977 г. (выступление на учительской конференции)

В ГЕРМАНИИ    1994 г. (выступление на международной конференции по социальной педагогике).

В ХАРЬКОВЕ  1984г. (выступление на конференции педагогов-организаторов)

В МИНСКЕ (выступления на международной научно-практической конференции и в педагогическом университете)

В САРАТОВЕ  1969 г. (выступление на областной конференции работников культуры)

В РЯЗАНИ  1983 г. (выступления с лекциями на семинарах клубных работников)

В ВОЛГОГРАДЕ  1985г. (выступление на семинаре областного управления культуры)

В БАШКОРТОСТОНАНЕ 1991г. (проводил трёхдневный семинар вы г.Салавате для руководителей муниципальных детско-подростковых клубов по заказу республиканского Комитета по делам молодёжи).

В ТЮМЕНИ  1992 г. (проводил семинар по заказу областного управления культуры для клубных работников Тюменской области).

В ИЖЕВСКЕ  2000 г. (выступление на республиканской научно-практической конференции).

ВО ВСЕРОССКИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «ОРЛЁНОК» (2002)

__________________________________________________________________________

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ОПЫТ Р.В.СОКОЛОВА ОТРАЖЁН
3.4. В УЧЕБНИКАХ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ:

(Библиография работ других авторов из 7 наименований)

- Г.И.Фроловой (1979; в учебнике «Клубоведение» (1980);
- в учебнике под ред. В.В.Лебединского «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе)» (1976);
- В. Крамова «Операция «забота» (1976);
- в учебном пособии «Педагогическая практика» (-М., Просвещение, 1981);
- В.П.Исаенко «Детские объединения в клубе». (–М. Сов. Россия, 1987, Б-чка «В помощь клубному работнику» №11);

- Ю.В. Васильковой «Лекции по социальной педагогике» Т. 2 (-М.,1997) и других.

_________________________________________________________

___

__________________________________________________________________________

.

Автор просит извинить за то, что могут ещё встретиться огрехи:
- пустые "закладки" и "папки";
- несоответствие наименований на "главной странице"
тому, что открывается при нажатии на них;
- "очепятки";

и др.

О замеченных огрехах он просит сообщить автору
по электронной почте dik-rvs@mаil.ru

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Но для начала "договоримся о терминах"

] # # PC-Tested for Netscape 3.04, 4.61, 6.0, & IE5.5 # # Note: Popups may not cover all form field inputs. # # PLEASE RETAIN THIS NOTICE WHEN COPYING MY SCRIPT. # # THIS SCRIPT IS COPYRIGHT OF MIKE MCGRATH 1998-2001 # ###################################################### -->

КЛУБ

ДЕТИ И   ПОДРОСТКИ

НАСЕЛЕНИЕ

ДВОРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ КЛУБ (ДПК)

ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ДОСУГ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА

ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (СП).

 

Далее следует статья

CКЕМ НУЖНО РАБОТАТЬ КЛУБУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И С КЕМ МЫ РАБОТАЕМ
(к  вопросу о детском контингенте досугового центра социализации по месту жительства)


Чтобы её сейчас прочитать
нужно открыть статью, нажав на эту синюю строку
и далее (при Вашем желании) её можно себе скачать,

Видеоклип с Презентацией моей педагогической деятельности (с включением фрагментов из телевизионного фильма "Дополнительное образование", из телефильма "У нас во дворе", из видеофильма о московских клубах (снятого по заказу Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы), телевизионного видео-репортажа с одного из праздников нашего клуба "Ровесник" и фрагментов собственной видеотеки.
(продолжительность - 10 минут 49 сек.)

Dim lights Download Embed http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf" title="JoomlaWorks AllVideos Player"><param name="movie" value="http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf"><param name="quality" value="high"><param name="wmode" value="transparent"><param name="bgcolor" value="#010101"><param name="autoplay" value="false"><param name="allowfullscreen" value="true"><param name="allowscriptaccess" value="always"><param name="flashvars" value="file=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/prezent.flv&image=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/prezent.jpg&autostart=false&fullscreen=true"></object>" readonly="readonly" type="text">

Р.В.СОКОЛОВ. "УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" (Москва,Институт культурологии, 1995г.)

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
ПРОЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

по  специальности "СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ"

 

Подробная информация в книге Р.В.Соколова "Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства"

Книги и статьи Р.В.СОКОЛОВА
в подарок
(их можно "скачивать"
безвозмездно).

 

Соколов Р.В. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства.

Это большое учебно-методическое пособие для широкого круга читателей, освещающее теорию, историю и практику серьёзного и важного дела воспитания, скрывающегося (и явно не умещающегося) под названием (наверное слишком скромным) этой книги.

 

Такое название было обусловлено тем, что  работа над книгой велась в Научно -    методическом центре по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии.  И выполнялась в  соответствии с темой, обозначенной в плане работы НМЦ и РИКа.


Книга является самым серьёзным и важным продуктом деятельности этого НМЦ и его опытно-экспериметальной площадки - "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию имени С.Т.Шацкого.
Работа над книгой началась в 1993 году (сразу после второго издания  книги Р.В.Соколова
"Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства").

В новую книгу включено:
- лучшее из предыдущей книги;.
- материалы, подготовленные к защите диссертации по теме "Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства", материалы самой диссертации (защищённой в 1995г.) в Российском институте культурологии (по специальности "социология культуры, образования науки");
- многие материалы последующей опытно-экспериментальной работы.

Основная часть книги была закончена в 2004-ом году.
Книга была рекомендована к изданию Учёным советом Российского института культурологии.

Значительная часть книги под названием "В поисках настоящей социальной педагогики" была опубликована в специально ей посвящённом (отдельной книжкой) выпуске журнала "На путях к новой школе" (№4, 2004г.) и помещена издательством на  сайте (altruism.ru), где и находится по настоящее время.

Работа над книгой продолжалась и позже.

Полный текст книги (с многочисленными текстовыми и мультимедийными приложениями-иллюстрациями, некоторые из которых размещены на данном сайте) был помещён нами на одноимённом мультимедийном компакт-диске.

На книгу имеются официальные отзывы (например, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук В.И.Слободчикова)
и отзывы неофициальные.

Теперь у пользователей появилась возможность одним нажатием кнопки получить её полный текст.

скачать

Открывайте в меню вкладку "КНИГИ", читайте и скачивайте!

Dim lights Download Embed http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf" title="JoomlaWorks AllVideos Player"><param name="movie" value="http://3.sokolovrv.z8.ru/plugins/content/jw_allvideos/includes/players/mediaplayer/player.swf"><param name="quality" value="high"><param name="wmode" value="transparent"><param name="bgcolor" value="#010101"><param name="autoplay" value="false"><param name="allowfullscreen" value="true"><param name="allowscriptaccess" value="always"><param name="flashvars" value="file=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/video1.flv&image=http://3.sokolovrv.z8.ru/images/stories/video/video1.jpg&autostart=false&fullscreen=true"></object>" readonly="readonly" type="text">

Р.В.Соколов, член-корреспондент АПСН

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В ДЕСЯТИЛЕТНЕГО ОПЫТА ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ
ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
(о специфике педагогического руководства в воспитательной системе общественного некоммерческого учреждения)


Первая опытная станция по внешкольному воспитанию была учреждена в январе 1990 г. по решению годичного собрания Центра системного подхода к воспитанию (позже реорганизованного в межрегиональную исследовательскую Ассоциацию «Воспитание»). С 1997 г. Станция – базовое учреждение Отделения методологии и теории воспитательных систем и пространств. Таким образом, Опытная станция возникла и развивается все десять лет под научным руководством академика-координатора АПСН Ю.П.Сокольникова.
Создана Опытная станция была на базе детского многопрофильного клуба «Ровесник» и территориального социально-педагогического комплекса «Содружество», активно действовавших в конце 80-х годов в том самом районе Марьиной рощи, где в начале века известный отечественный педагог С.Т.Шацкий с группой единомышленников-энтузиастов создал один из первых в Москве и России детский клуб. В Марьиной роще ими было организовано педагогическое общество «Сетлемент» (переименованное в 1908 г. в общество «Детский труд и отдых»). Там же в 1915 году С.Т.Шацким были сформулированы основные подходы к созданию того типа опытно-экспериментального учебно-воспитательного комплекса, которое позже (в 1919 году получило название «Первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе РСФСР»).

Социокультурное пространство в опыте С.Т.Шацкого было величиной переменной. Можно сказать, что оно расширялось практически на протяжении всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.
Обычно биографы отмечают такие «вехи» или «периоды» в педагогической деятельности С.Т.Шацкого.
- Организация детского клуба в Тихвинском переулке Марьиной рощи (с 1905 по 1919 гг.) под названием «дневной приют для приходящих детей», культурно-просветительного общества «Сетлемент» (1906 г.), детского клуба в Вадковском переулке (1907г.), общества «Детский труд и отдых» (1909 г.)
- Организация в 1911 г. летней загородной (в 100 километрах от Москвы на территории нынешнего г. Обнинска) клубной «колонии», которая носила название «Бодрая жизнь», была своего рода базой для летнего труда и отдыха детей, посещавших клуб общества «Детский труд и отдых».
- Создание  обществом педагогических курсов при университете имени Шанявского (1915 г.) и разработка «проекта «реорганизации детских учреждений на опытном участке в Сущёвском районе» (Сущёвское попечительство о бедных) и «проекта опытного участка земской работы», в котором предполагалось построить на новых началах школьное дело в деревне.
-  Превращение летней колонии в круглогодичное учебно-воспитательное учреждение интернатного типа (Школа-колония «Бодрая жизнь») и «Первую опытную станцию по народному образованию (в 1919 г.) и развитие этих учреждений (на протяжении всего периода руководства С.Т.Шацким, т. е.  до 1932 г.) в широкое комплексное учреждение, имевшее в своей структуре не только среднюю школу, но и детские сады, детские площадки-ясли, школы сельской молодёжи и даже  сельские народные дома. «Сеть» этих учреждениё была   разбросана на сравнительно  большоё территории  сельского района (расстояние между учреждениями до 25 верст).
Иногда обращают внимание на то, что Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе (а она тогда называлась именно так, это спустя полвека её стали чаще называть Опытной станцией С.Т.Шацкого) имела ещё и свои педагогические курсы и свою педагогическую выставку.
Но иногда называют лишь некоторые компоненты, которые, вероятно, считают наиболее значимыми.
Надо сказать, что перечисленные «компоненты», составляющие социокультурное пространство опыта С.Т.Шацкого, были совсем не случайного «происхождения».    
Об этом чётко написал сам С.Т. Шацкий.
«Элементы, из которых складывается работа системы учреждений станции: непосредственная педагогическая работа с разными возрастами, связанная с широкой общественной работой, - практика; непрерывная курсовая работа,  дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять свой запас знаний в зависимости от выдвинутых жизнью моментов, - курсы; учёт, анализ опыт, подготовка материала для научной обработки, изучение среды, изучение психофизических особенностей ребёнка в его проявлениях и пр.- исследование; организация использования опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения -  пропаганда» (С.Т.Шацкий.  Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.2. с.326).
Для него принципиально важным было создать научно-практический и учебно-пропагандистский комплекс. Такой комплекс, где педагоги могут одновременно быть и практиками и исследователями, где они могут обучаться своей профессии, повышать квалификацию и обучать других. Где они могут обобщать свой опыт и пропагандировать его.
В сочетании этих разных видов деятельности С.Т.Шацкий видел условие того, что мы теперь называем прогнозным социально-педагогическим проектированием средств приобщения к культуре подрастающего поколения.
Долгие годы, когда господствовала парадигма специализации всякой (в том числе и педагогической деятельности), специфика комплексного подхода С.Т.Шацкого к созданию «системы работы учреждений станции» был весьма труден для восприятия не только рядовыми педагогами, но и многими из тех, кто после А.В.Луначарского определял развитие образовательной политики в стране.
Работа С.Т.Шацкого в ГУСе (в Государственном учёном совете), его многочисленные выступления перед учительством, его публикации, к  сожалению,  не изменили ситуации и в 30-е годы его опытную станцию и другие опытные станции, экспериментальные и показательные учреждения образования были «реорганизованы в обычные».
Кто-то считает, что С.Т.Шацкому повезло. Не был репрессирован, а в  последние годы жизни был директором Московской консерватории (при которой организовал школу для музыкально одарённых детей), но известно, что он очень болезненно воспринимал это своё «повышение».
Таким образом, говоря о социокультурном пространстве в опыте С.Т.Шацкого, мы должны выделить как активную зону этого пространства не только учреждения Первой опытной станции Наркомпроса в калужской губернии, но и в Москве. В Вадковском переулке с 1922 г. помещался Центральный детский сад Опытной станции, Первая трудовая школа пионерский форпост которой шефствовал над детским садом). В Центре Московского отделения (на м. Дмитровке) кабинет педагогических материалов Опытной станции, педагогическая выставка и педагогическая библиотека с иностранным отделом. С.Т.Шацкий считал нужным отметить, что педагогическая библиотека «помимо обслуживания всех учреждений станции ведёт консультационную и библиографическую работу и переписку с заграницей» (Там же, с.331). В активную зону социокультурного пространства в опыте С.Т.Шацкого, полагаем, следует включить и Государственный учёный совет, и Московскую консерваторию.
Что же касается пассивной зоны социокультурного пространства С.Т.Шацкого, то к ней, как минимум, нужно отнести тех, кого имела в виду Н.К. Крупская, когда говорила, что С.Т.Шацкий воспитал целую плеяду учеников. Определение места в этой «зоне» восхищавшихся опытом С.Т.Шацкого Д.Дьюи и Р.Тагора ещё  ждёт своих исследователей.
Не следует забывать, что Положение о Первой опытной станции по народному образованию определяло её цель как «содействие культурному развитию республики путём  организации и постановки всевозможных опытов и исследований в области культурной работы всех её видов…» (Там же, с 325).
Предполагалась и работа «экономическая». Ни много, ни мало  - по «поднятию сельского хозяйства и техники края (сельскохозяйственные опытные участки, кирпичный завод, обжигание угля и пр.)» (Там же, с.326). И С.Т.Шацкий сетовал, что эта работа «была изъята из её ведения и отошла к сельскохозяйственному товариществу» (Там же). Социокультурное пространство опыта С.Т.Шацкого и его коллег формально было сокращено, но мы знаем, что «на самом деле» школа-колония «Бодрая жизнь» выращивала пшеницу и рожь (сами пекли хлеб), имела огороды, сад, крупный    рогатый скот.  Пропагандировали прогрессивные методы сельскохозяйственных работ, высокоурожайные сельскохозяйственные культуры. Всё это было в «сфере интересов» Опытной станции и в её социокультурном пространстве.
Среди педагогов-новаторов середины уходящего века, которые сознательно применяли комплексный подход, предложенный С.Т.Шацким, хочется назвать ленинградского педагога (в последние годы жизни академика РАО) И.П.Иванова, который в 1963г. в Уставе студенческой коммуны им. А.С.Макаренко при ЛГПИ им. А.И.Герцена чётко обозначил, что коммуна действует как бригада энтузиастов, школа педагогов-организаторов, лаборатория и методический центр.
В конце 60-х и начале 70-х «эстафету» такого понимания комплексного подхода  «подхватили» москвичи. При поддержке  доцента кафедры педагогики МГПИ Э.С.Кузнецовой, а потом и профессора педфака МГПИ Ю.П.Сокольникова нам удалось создать первые педагогические отряды при МГПИ, Форпост культуры им. С.Т.Шацкого и ряд других формирований, исповедовавших идеи С.Т.Шацкого. .
Именно по этой «логике событий»  в конце века в той же Марьиной роще появились многопрофильный клуб «Ровесник» и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию.
Обыкновенно обращают внимание на то, что это станция не   по «народному образованию, а по «внешкольному воспитанию». Но на самом деле это не принципиальное различие. Все 10 лет Станция дружит и со школой, и с соседним учреждением дополнительного образования. Часть руководителей детских и подростковых объединений, действующих в помещениях детского клуба Опытной станции, оплачиваются (по договору о сотрудничестве) учреждениями образования.
Название лишь «акцентирует» внимание на том, что организаторы Станции отдают приоритет воспитанию (в работе воспитательной системы Станции) и указывает на то, что «в системе её работы» центром социокультурного пространства является внешкольный центр досуговой социализации, которым является разновозрастный многопрофильный клуб.
Прежде, чем перейти к описанию этого пространства, укажем на действительно важное отличие нашей опытной Станции.
Если Опытная станция Шацкого была учреждена как государственное учреждение, то Первая опытная станция по внешкольному воспитанию была учреждена как общественная организация. В 1992 г. Станция была перерегистрирована и получила статус некоммерческой (негосударственной) организации.   И это очень важно, ибо организаторы Опытной станции считают появление подобных негосударственных структур (фактически – общественных воспитательных учреждений) одним из механизмов преобразования общества в гражданское.
Не случайно диссертацию руководитель станции защищал не «по педагогике», а «по социологии» (социология культуры, образования, науки) и  не в Академии образования, а в Академии наук РФ (в Российском институте культурологии). И  тема диссертации была определена так: «Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства».
Защите диссертации предшествовали два издания учебника «Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства» (М., 1992 и 1993).
Если смотреть на социокультурное пространство нашей Опытной станции через «призму», предложенную С.Т.Шацким, то мы без труда увидим признаки всех перечисленных С.Т.Шацким компонентов.

Во-первых, работа теоретическая (по постановке целей и задач социально-педагогического проектирования, созданию теоретических моделей и анализу эффективности вновь создаваемых).
Можно сказать, что наша Опытная станция родилась (конституировалась) в той части социокультурного пространства, которое занимает наука. Напомним: решение о создании Станции было принято на  собрании Центра системного подхода к воспитанию. И в том же 1990 г. в «зоне её влияния» оказывается Российский институт культурологии АН РФ, где вскоре появляется специализированное научное подразделение  (Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства), возглавляемый руководителем Опытной станции Р.В.Соколовым. Соответственно, Опытная станция получила статус экспериментальной площадки этого НМЦ. На 1995-2000 гг. была определена тема исследований НМЦ: «Социально-педагогическая самодеятельность населения». В итоге опубликовано несколько статей, две брошюры и две книги научно-методического содержания. Столько же подготовлено к изданию. Заканчавается работа над справочным изданием в форме «лазерного диска».
Во-вторых, - работа по подбору и обучению кадров (которые могли бы воплощать теоретические модели в практической опытно-экспериментальной работе с детьми и подростками).
За 10 лет к работе с детьми и подростками были привлечены десятки жителей района. Среди них старшеклассники, студенты, рабочие, служащие, ветераны труда.
В своей основной массе это «общественники» (теперь их принято называть «волонтёрами». Некоторые из них работают с детьми безвозмездно по 5 –6 лет. Если удаётся «найти» зарплату (от спонсоров, из фонда финансовых ресурсов Управы района), то некоторые из них (бывает, что это старшеклассники или учащиеся педагогического училища) получают за свою педагогическую работу денежное вознаграждение. Несколько молодых людей получили  рекомендации Станции для поступления в педагогические училища, институты, в Университет культуры и успешно выдержали приёмные экзамены.
Один из школьников – участников фотокружка в десятом классе сам стал руководить этим кружком. Получаемой зарплатой он оплатил подготовительные курсы в Московский энергетический институт, в 1998 г. окончил его с отличием. На следующий год окончил МВТУ им. Баумана. В том же году стал аспирантом МЭИ и поступил работать программистом в одну из фирм.
На базе Станции ежегодно проходят практику студенты Университета культуры и педагогических институтов. По итогам преддипломной практики трое с отличием защитили дипломные работы.
После практики некоторые студенты остаются работать в клубе Станции. Так, после прочитанного на Станции авторского спецкурса по игровой деятельности, две студентки остались руководить (в качестве волонтёров) детской театральной студией.
Некоторые воспитанники, вырастая, стали руководителями детских объединений. Успешно вели кружки аппликации и фото, кукольный театр. Секции настольного тенниса и футбола. Один из воспитанников отряда скаутов теперь сам  руководит этим объединением.
В-третьих, опытно-экспериментальная работа (по созданию нового института социализации и отработке содержания и методов проводимой в нем социализационной деятельности).
В некоторые годы детский многопрофильный клуб Станции имел одновременно до 30 объединений разного профиля.
Специально создавались такие объединения, чтобы в них приходили дети разных возрастов, обоего пола, любой степени общественной активности или педагогической запущенности. Особое внимание уделяется детям, которых социологи называют «аутсайдерами».
Кроме детской и подростковой игротек обязательно действуют какие-либо спортивные объединения, объединения художественного, прикладного и технического творчества. Летом 1999 г. начала активно работать детская студия компьютерной анимации «Юные волшебники мульти-пульти».Успели создать два мультфильма («У лукоморья», «Прощай ХХ век, здравствуй ХХ1 !»).
Шесть – семь раз в год клуб проводит по методике коллективной организаторской деятельности на открытых площадках массовые праздники подвижных игр. В январе «Зимние забавы», в феврале «Масленица», в марте «Весенние забавы», в мае, праздник, посвящённый Дню Победы, в июне праздник, посвящённый Дню защиты детей, в сентябре праздник, посвящённый Дню города, в осенние каникулы праздник «Осенние забавы». Игры и конкурсы на этих праздниках проводят дети, подростки и родители. После окончания каждого праздника проводится его обсуждением с участием большой группы детей и подростков.
В-четвертых, работа по методической систематизации  полученных результатов (их сбору, “обобщению” и превращению в информационные и учебно-методические пособия).
Все проводимые Станцией массовые мероприятия записываются на видеокассеты. Обсуждение проведённых мероприятий также записываются и хранятся в методическом кабинете Станции.
Результаты научно-методического анализа позволяют создавать методические рекомендации. Подготовленное к изданию учебно-методическое пособие «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства» имеет уже объём около 400 страниц. А материал всё прибавляется.

Заметим, что школа-колония “Бодрая жизнь” С.Т. Шацкого была построена как школьное учреждение интернатного типа, “выведенного” за пределы города в сельскую местность, а мы считали, что нужно создавать досуговые центры социализации непосредственно в городе, по месту жительства детей и подростков (в пределах пешеходной доступности). И не как “закрытые” интернаты, а как “открытые” общедоступные клубные центры. И не для детской и молодёжной элиты, а для самых обычных детей, для тех, кого социологи называют «аутсайдерами», а милиция «безнадзорными».
Считаем, что нужны качественно иные центры социализации детей и подростков. Прежде всего – общедоступные и привлекательные для детей.
Конечно, клубные формирования И.П. Иванова были досуговыми и “внешкольными”, но они подобно объединениям скаутов строились на игре и непременным условием участия детей и подростков в этих центрах социализации было признание предлагаемой игры, ее правил и, таким образом,  общедоступность этих объединений фактически оказывалась весьма относительной.
В целях создания научно-практического и учебно-методического комплекса (Опытной станции) и при ней действительно открытой и действительно общедоступной социализацирующей структуры по месту жительства (досугового центра социализации) пришлось осуществить длительную (протяженностью более 35 лет) поисковую социально-педагогическую работу.
В этой работе методом прогнозного социально-педагогического проектирования (в сочетании с методом включенного наблюдения-участия) была последовательно реализована целая серия (12) разных моделей досуговых центров социализации.
Этот процесс социального проектирования чем-то напоминал процесс инженерного проектирования, например, летательных аппаратов. При создании каждой модели поэтапно  ставились конкретные задачи, реализация которых позволила в какой-либо мере приблизиться к поставленной цели.
Одним из важных достижений было создание такой модели ДЦС, которая получила название “студенческий педагогический отряд”, а позже была названа “Форпостом культуры имени С.Т. Шацкого”.
Эта модель стала в начале 70-х гг. столь “популярной” среди молодежи, что появилось целое неформальное движение. Оно было названо движением педагогических отрядов. Во многих городах страны во дворах создавались досуговые центры социализации, в которые охотно приходили дети и подростки.
В те годы нам удалось провести 16 десятидневных слетов организаторов этих  педотрядов.
Поскольку этот опыт по реализации проекта нами достаточно освещен в наших научных публикациях, сейчас мы остановимся на некоторых теоретических положениях, относительно освоения культуры, которые сформировались в результате многолетней опытно-экспериментальной работы, а затем расскажем о последнем этапе этой работы, проблемах и возможных перспективах.

Нужно отметить, что в философско-психологической литературе при описании деятельности представителей младшего поколения, связанной с наследованием культуры, часто употребляются понятия "усвоение", "присвоение", "освоение". Эти понятия характеризуют не только разные способы, но и разные уровни приобщения к культуре. Термин "присвоение" соответствует весьма глубокому пониманию культурного окружения; "освоение" - более активному владению им. Рассмотрение характеристик деятельности приобщающихся и приобщающих к культуре не только как приобретения знаний о ней, но и как активного навыка в обращении с её объектами, позволяет построить теоретические модели и сформулировать практические принципы, обеспечивающие в процессе социализации формирование адекватного мировоззрения.
Если сравнивать деятельность представителей подрастающего поколения по приобщению к социокультурной среде на уровнях "усвоение", "присвоение", "освоение", то следует отметить последовательное возрастание:
1) заинтересованности в объектах культуры;
2) активного отношения к предмету деятельности;
3) положительных эмоций в процессе овладения соответствующими знаниями и навыками. Для деятельности представителей старшего поколения, занимающихся приобщением подрастающего поколения к культуре, при переходе воспитанников от уровня "усвоение" через "присвоение" к "освоению" характерны:
всё больший отказ от авторитарных методов обучения, воспитания и управления учебно-воспитательным процессом;
всё большее признание значения самодеятельности приобщающихся к культуре (деятельностный подход), всё большее уважение к их личности;
всё более широкая опора на факторы, роль и значение которых возрастают при переходе от уровня "усвоение" к уровню "освоение" (см. выше).
При последовательном переходе от "усвоения" к "освоению" предмета взаимодействие учеников с учителями принимает характер сотрудничества, совместной деятельности ученичества и учительства, которая превращается в педагогику радости. Об этом свидетельствует наследие С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и их последователей.
Для ребёнка и подростка социокультурное пространство, к которому ему предстоит адаптироваться, - это, прежде всего, его непосредственная культурная, жизненная среда.
Он должен освоить себя самого, потом - микроколлектив (семья, компания), коллектив (класс, внешкольный коллектив). А ещё есть двор, микрорайон, район, город, страна, мир.
И в каждой из этих сфер конкретный ребёнок может проходить уровни "усвоение", "присвоение", "освоение".
Например, навык владения собственным телом важен для человека. Но не всегда дети и подростки владеют им. Непропорциональность тела подростка, неловкость движений заставляют его стесняться сверстников и взрослых. Очень важно, чтобы в этот период рядом оказался наставник и помог преодолеть затруднения. Здесь можно выбрать разные пути: например, организовать обязательную утреннюю зарядку и физкультурные паузы на школьных переменах, использовать уроки физкультуры. Такое вынужденное для ребёнка овладение собственным телом на уровне "усвоения" объективно может быть полезным, но субъективно сопряжено с отрицательными эмоциями у тех, кто сильнее других страдает от своей неуклюжести и нуждается в физкультуре.
Другой путь - заинтересовать детей занятиями спортом, поставив перед ними цель обретения навыков самообороны, психологического самоутверждения. "Присвоение" физкультуры через спортивные секции весьма популярно у подростков. Но можно сделать любимыми для детей подвижные игры, в том  числе шуточные, сделать традиционными прогулки, походы, купания, катания на коньках и лыжах, танцы, занятия физическим трудом, которые сами по себе без всякого внешнего принуждения приносят радость и способствуют физическому развитию. Мы убедились, что этому способствует организация объединения скаутов. Всё это способствует овладением физкультурой на уровне "освоения".
Отношение к микроколлективу как социокультурной среде тоже может находиться на разных уровнях.
Ни один ребёнок не может обойтись без приобщения к элементарным нормам и ценностям общежития, распространяющимися на микроколлектив (семью, детсадовскую группу, класс), без овладения ими на уровне "усвоения". Известно, что у подавляющего большинства подростков есть во дворе своя компания. Известно также, что "свободное общение", умение объединяться для похода на рыбалку, для спортивных соревнований и т.п. помогают в "присвоении" культурной среды.
Умение организоваться для достижения конкретных целей полезно, но не менее важно, когда у детей проявляется интерес к коллективному общению, когда они начинают воспринимать дружбу и товарищество как нечто самоценное, научаются ценить общение.
Всё это можно сказать и о коллективе.
Если подросток воспринимает коллектив не только как вынужденную для него среду и не только как большую компанию, но ещё и как своеобразную уменьшенную модель мира, человеческих отношений, то коллектив адекватно выполняет функцию социализации подростка.
В коллективе осваиваются нормы и ценности общения, способы и критерии оценки взаимодействия, это "освоение" имеет свои качественные характеристики, отличающие приобщение к культуре в начале процесса и в ходе его развития.
Чем "многофункциональнее" и "разновозрастнее" коллектив, тем шире окно в мир. Чем богаче совокупность отношений в коллективе, тем богаче личность каждого его участника. В клубе Станции ребёнок имеет возможность после праздника прийти в игротеку, а после занятий в игротеке приобщиться к занятиям тем или иным творчеством. После этого можно стать членом отряда скаутов и даже пополнить актив клуба, его «педагогический состав».
Но ведь и отношения с окружающим миром могут быть у коллектива разными - на уровне знакомства, сотрудничества, ответственной зависимости.
Сам факт заботы о благоустройстве своего микрорайона, об организации свободного времени детей и взрослых делает подростков "общественными деятелями", участниками того, что на Западе называется “социальным участием”.
Если подростковый коллектив начинает вовлекать в совместную работу (например, по проведению массовых праздников) различные категории жителей микрорайона, его общественные организации,  то такая деятельность может расцениваться как проявление особого рода социального творчества. И предоставляет богатые возможности для освоения не только микрорайонного социокультурного пространства, но и более широких сфер, относящихся к району и городу. Чем плодотворнее эта коллективная самодеятельность и складывающиеся в ней отношения взаимодействия разных коллективов, тем большими становятся возможности формирования у подростков активной жизненной позиции, необходимой для настоящего освоения культуры.
Наиболее полно цель создания опытной станции (как научно-практического и учебно-методического комплекса) и общедоступного досугового центра социализации по месту жительства нам удалось достигнуть в последней организационной модели - Первой опытной станции по внешкольному воспитанию и в ее разновозрастном многопрофильном клубе “Ровесник”.

Считаем, что этого удалось добиться благодаря тому, как мы определили и реализовали следующие основные условия создания досугового центра социализации, его специфику как социального института, цели, формы и методы социализационной работы.
Досуговый центр социализации - общественно-государственная социальная структура. Инициаторами создания таких центров могут быть не только  представители не государства, но и  населения - социализация подрастающего поколения дело прежде всего гражданское, а уже потом государственное.  В этом деле не население помогает государству, а государство помогает населению. Это принципиально. Социальная педагогика не “проникновение в социум” государственных чиновников с целью “профилактики” отклоняющегося поведения”, а социальное участие старших граждан в создании условий для подготовки к жизни новых поколений. Это помощь взрослого ребенку и подростку в его социализации. Прежде всего  в качестве будущего гражданина, труженика и семьянина. Задача государства - не опекать ДЦС и не навязывать ему содержание и методы работы, а оказывать помощь
и поддержку  социальному участию старших граждан в социализации младших. Отношения ДЦС с государством строятся на договорной основе.
Основная роль взрослых граждан по отношению к младшим в ДЦС- старшие друзья.
Основная педагогическая позиция взрослых граждан в ДЦС - позиция товарищеской заботы о младших гражданах.
Основная функция старших граждан в ДЦС - оказание помощи младшим гражданам в их социализации.
Основные цели социализационной деятельности в ДЦС - создание условий для подготовки подрастающим человеком к выполнению им социальных ролей гражданина, труженика и семьянина.
Главное педагогическое средство (главный метод) социализационной деятельности взрослых в ДЦС – организация жизненной практики, обеспечивающей воспитанность детей и подростков (наличие социально полезных ценностных ориентаций, полезных качеств личности, реалистических жизненных планов). В этом ДЦС похожи на детские самодеятельные организации. И по этому признаку они могут считаться детскими организациями.
Вспомогательное педагогическое средство (вспомогательный метод), пользуясь которым взрослые осуществляют  в ДЦС создание условий для социализации - организация учебной практики, обеспечивающей необходимый минимум обученности (знаний, умений и навыков), без которого невозможно достижение воспитанности. В этом ДЦС похожи на учреждения дополнительного образования. И в этой части их деятельность может быть приравнена к учреждениям дополнительного образования и финансироваться (и при этом контролироваться) как деятельность учреждений дополнительного образования.
Формы поэтапного привлечения детей и подростков в ДЦС и последующей их социализации в жизненной практике:  а) организация массового отдыха и развлечений в каникулы и выходные дни (через организацию с детьми и родителями массовых праздников, спортивных соревнований, игр); б) организация группового отдыха (каникулярного, выходного и повседневного) через организацию с детьми, родителями и другими взрослыми клубных объединений, проведение утренников, вечеров, просмотров телепередач и видеофильмов, походов в кино, театры, музеи и на выставки, походы и путешествия, оздоровительные, спортивные и трудовые лагеря.
Формы привития полезных знаний, умений и навыков в работе ДЦС (свойственные для учреждений дополнительного образования) реализуются преимущественно как вспомогательные (дополнительные) компоненты в мероприятиях, организуемых  в качестве жизненной практики) и как самостоятельные, если в них есть необходимость и если их объем не грозит ДЦС утрате его специфики и превращению его в учреждение дополнительного образования.
Основные признаками нормальной жизнедеятельности ДЦС и его развития: а) постепенный рост численности детей, подростков и взрослых;  б) примерно равное количество представителей мужского и женского пола как среди младших, так и среди старших; в) постепенное расширение направлений и видов деятельности по освоению культурной среды и культурного наследия; г) появление рабочих органов в коллективе, заботящихся о младших, о поддержании чистоты и порядка в помещении, о сохранности и ремонте помещения и инвентаря, о благоустройстве игровых и спортивных площадок; д) переход к самообеспечиваемости “инструкторским составом” в досуговых центрах социализации (через “подготовку” лидеров и руководителей объединений из воспитанников);  е) превышение предложений со стороны потенциальных сотрудников ДЦС над спросом на них в качестве оплачиваемых работников.
Косвенные признаки нормального функционирования и развития ДЦС: а) расширение круга организаций-партнеров и спонсоров;   б) рост моральной и материальной поддержки со стороны  местной администрации;  б) увеличение интереса со стороны других институтов образования и воспитания, прессы, общественных и научных организаций.  

Полагаем целесообразным специально остановиться на вопросе о специфике педагогической позиции взрослых в досуговых центрах социализации.

В "воспитательных коллективах", создаваемых взрослыми "для детей", "вместе с детьми", взрослый объективно, хочет он того или нет, участвует в управлении жизнедеятельностью коллектива и проявляет ту или иную позицию.
Нас интересует такая "педагогическая позиция" "социального педагога", которую можно назвать не только демократической, но и демократизирующей.
Говоря о "социальных педагогах", мы подразумеваем не всех, кто имеет такую специальность или занимает такую должность, а преимущественно тех из них, кто либо по собственному жизненному опыту, полученному в молодости, либо по своим личностным и гражданским ценностным установкам считает себя участником "детского движения" (общественно-педагогического движения) и при этом стремится “работать на детей”,  а не на "работодателя".
В России эта категория педагогов всегда была относительно малочисленной, но наши исследования отечественного общественно-педагогического движения показывают, что такие, считавшиеся часто даже друзьями-коллегами "чудаки", были в любое десятилетие нашего века.
В первое десятилетие С.Т.Шацкий и его сподвижники по созданию детского клуба в Москве называли себя "старшими товарищами" детей, а в конце 50-х годов И.П.Иванов предложил название "старший друг". В 60-х и 70-х годах таких "социальных педагогов" называли "ребячьими комиссарами". Но как бы они ни называли себя сами и как бы их ни называли другие, это были те, "за кем идут мальчишки".
Под "позицией социального педагога" или "педагогической позицией" мы будем иметь в виду тот её аспект, который связан с вопросом о "педагогической власти" педагога в воспитательном коллективе. Это позиция старшего в вопросах коллективного "самоуправления", которое вслед за педагогом П.П.Смолиным мы полагаем корректнее называть "соуправлением", т.к. считаем, что если и бывает в "чистом виде" "детское самоуправление" без участия взрослых, то это особые случаи из сферы неформальных дворовых детских сообществ.
Критикуя "авторитарное воспитание", с одной стороны, и "свободное воспитание", с другой, - И.П.Иванов определял педагогическую позицию как нечто среднее, как некую золотую середину. После ряда десятилетий засилья в педагогике откровенного авторитаризма, предлагаемое Ивановым "творческое содружество поколений" объективно (в аспекте отечественной истории педагогики и бытовавшей педагогической культуры) было явлением демократическим. Идеология И.П.Иванова была подкреплена и соответствующей технологией (методикой), благодаря чему и появилось в конце 50-х и в 60-е годы "коммунарское движение". "Коммунарство" как социокультурное явление проявляется и сейчас в формах "педагогики сотрудничества", пытающейся переносить клубные формы работы на учебный процесс школы (В.А.Караковский, М.П.Щетинин и др.), в "педагогике коллективной творческой жизни" (Л.Г.Борисова и др.)
Однако концепция, предложенная И.П.Ивановым, при всей критике "свободного воспитания" и "авторитаризма" как педагогических позиций имела, по нашему мнению, один общий с ним недостаток - "статичность", своего рода "предзаданность" педагогической позиции.
На практике это приводило к тому, что очень часто дети (особенно педагогически запущенные) не воспринимали всерьёз педагогов, предлагавших "соуправление" коллектива "вместе и сообща со взрослыми" и затеваемые педагогами формирования просто не возникали. А иногда, когда коллектив в своём опыте поднимался выше степени "соуправления", предусмотренной педагогами, он начинал воспринимать своих "старших друзей" как «авторитаристов», сковывающих процесс демократизации, и, случалось, "свергал" их, подвергая своего рода "остракизму".
В самом начале 70-х годов мы начали осуществлять попытку технологической проработки и апробации в опытно-экспериментальной работе создаваемых нами досуговых формирований (в работе первого Экспериментального студенческого педагогического отряда, Форпоста культуры имени С.Т.Шацкого, ряда семейно-педагогических клубов, Первой опытной станции по внешкольному воспитанию), идеи "динамической" педагогической позиции.
Были созданы специальные программы (они строились по ступенчатому принципу) подготовки актива, ставшие своего рода программами по подготовке социальных педагогов (т.к. многие дети становились активными помощниками педагогов, а позже и сами становились социальными педагогами). Разработана методика стимулирования развития воспитанников в соответствии с программой. Всё это описано в учебно-методических пособиях автора "Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства" (М., 1992 г.), "Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства" (М., 1993 г.).
Теперь можно сказать, что идея "динамической педагогической позиции", методически оснащённая и проверенная практикой, может быть рекомендована для освоения социальными педагогами в качестве средства, позволяющего не только осуществлять "дифференцированный подход" к воспитанникам (в зависимости от степени их педагогической запущенности или общественной активности), не только обеспечить "сосуществование" в одном коллективе "маленьких" и "больших", "активных" и "трудных", не только "выращивать" в коллективе активных помощников, но и осуществлять «демократизацию» воспитанников. Это означает, что воспитанники, вступая в коллектив и, проходя в нём соответствующую социализацию, постепенно включаются в процесс такого "соуправления", при котором постепенно развиваются их интерес и потребности в управлении жизнедеятельностью коллектива, их опыт самоуправления и опыт совместной организаторской деятельности, получают "опыт демократии".
В ходе реализации проекта на последнем его этапе (1986-1996 гг.) в районе “Марьина роща” Северо-Восточного административного округа Москвы удалось создать не только Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию как научно-практический и учебно-методический комплекс (Станция учреждена и зарегистрирована в 1990 году в качестве общественной некоммерческой организации), но и сохранить детский клуб “Ровесник” в период новой экономической реформы. Когда  коммунальное хозяйство, перешедшее на хозрасчет, перестало содержать клуб, его руководитель (педагог-организатор) был уволен по сокращению штатов и когда три четверти подобных московских клубов прекратили свое существование.
Более того, удалось увеличить число внутриклубных  формирований и воспитанников. Среди объединений появились такие, которые связаны с освоением детьми современной компьютерной,  видеосъемочной и видеопроекционной техникой. Продолжают работать объединения художественного, прикладного и технического творчества, различные клубные объединения (компьютерных, спортивных и настольных игр).
При этом имеется соответствие всех прямых и косвенных признаков нормальной жизнедеятельности и развития, указанных выше в пп.10 и 11.
Помещения, состоящие из 7 комнат (находящиеся в разных жилых зданиях) используются в последние годы практически ежедневно на протяжении всего календарного года.
В неделю проводится от 20 до 30 групповых занятий по разным направлениям.
В течении уже целого ряда лет дети и подростки микрорайона имеют возможность в свободное после школьных занятий время прийти в клуб, чтобы пообщаться, посмотреть видеофильм, поиграть в настольные или компьютерные игры, позаниматься в разных кружках, пойти на экскурсию, в поход, принять участи в дальней экспедиции.
И, что очень важно для детей и подростков из малообеспеченных семей,  все занятия в клубе, все праздники они посещают бесплатно.
Имеется договор о совместной деятельности с Управой  района “Марьина роща”. Этот договор продлен до конца 2000 года.
При наличии самых необходимых средств на практическую работу (на оплату руководителей, инвентарь, ремонт оборудования и помещений) возможен переход к новому уровню опытно-экспериментальной     работы - к освоению педагогическим коллективом интенсивных методик социализации (например, скаутинга, методики коллективной творческой жизни И.П.Иванова и других).
В “портфеле” Опытной станции есть ряд программ, направленных на развитие.
Например, программа “РОДНИК” (разновозрастное объединение народной игровой культуры), предполагающей создание мастерской по изготовлению игрового инвентаря, игротеки, прокатного пункта игрового инвентаря и др.
Есть программа “Народный детский Дом культуры” (по которой к организации детского творчества можно было бы привлечь деятелей культуры и искусства, проживающих на территории микрорайона).  
Дальнейшая опытно-экспериментальная работа может дать такую модель ДЦС, которая в современных условиях могла бы стать таким же прототипом для массового общественно-педагогического движения, каким стала разработанная нами модель педагогического отряда, получившая в 70-х годах распространение во многих городах России. Это позволило бы реализовать для профилактики отклоняющегося поведения мало пока используемый потенциал населения. Кроме того, это могло бы в перспективе стать важным фактором превращения нашего общества в гражданское.