НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ "ДОШКОЛЬНЫЕ И ШКОЛЬНЫЕ ПРИКОЛЬНЫЕ" . К ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ. (Из нашего прежнего сайта). Просмотров376

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ДОШКОЛЬНЫЕ И ШКОЛЬНЫЕ "ПРИКОЛЬНЫЕ"?

Хотелось написать что-то о воспитании в стиле "Что такое хорошо и что такое плохо?

Но получалось больше, как в песне у В.Высоцкого "Не люблю".

 

 


Потом вспомнил слова С.Т.Шацкого о том, что его педагогическая вера выросла из отрицания того, как его учили и как воспитывали. У меня то же самое.
С.Т.ШАЦКИЙ  книгу написал о том, что ему не нравилось в детстве и студенческие годы.  Я мог бы и  несколько книг написать...

Может быть когда-нибудь (на глубокой старости) и напишу... А пока лишь совсем   немножко...

Если посетитель сайта "устал от негативыа", то  МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ ЭТУ СТРАНИЦУ, А СРАЗУ ПЕРЕХОДИТЬ К СЛЕДУЮЩИМ РУБРИКАМ,

ПЕРЕПОЛНЕННЫЕ ЧАШИ

Приходит мальчик в детский сад. Покушали. Захотелось… Заходит в комнату, где много-много эмалированных горшочков.

 

А все до одного полным-полны… Дома он хорошо усвоил, что, если до горшка не добежит, то  полагается порка.

Как же он в том и многих-многих подобных случаях? Терпел? Научился опережать соперников? Память за шестьдесят лет того не сохранила…

ПЕДАЛЬНЫЙ АВТО

Был в садике замечательный легковой автомобиль. Садись, крути педали и катайся. Хотелось мальчику покататься, да не тут-то было. Ещё больше, чем он, кататься хотели мальчики из старшей группы. Так никогда в своей жизни он и не покатался на педальном авто…

СОСТРАДАНИЕ

Однажды нашли малыши в травке мёртвую птичку. Вырыли ямку, закопали и на могилку положили цветные стёклышки.

Это и всё, что сохранила память про детский сад, в который его водили года два. А вот были ли там нянечки и воспитатели? Память ничего не сохранила. Но если верить пожелтевшей фотографии, то воспитательница была. И лицо у неё симпатичное.

А говорят, что в «детсадовском возрасте» у детишек что-то в душе формируется…

А я от воспитательницы справа в последнем ряду

ДОСРОЧНО ПРИНЯЛИ В ОКТЯБРЯТА

Привезли мальчика в санаторий. Чуть живого. Тяжелейшее двухстороннее воспаление лёгких. Привезли в санаторий «Москва», что в Крыму, в Симеизе. И у самого синего моря. Месяц не вставал с кровати. Дважды в день с помощью шприца, наполненного живой водой (канадским стрептомицином), врачи упорно боролись с болезнью.

Как-то вечером мальчишка шепнул ему: «Ночью не спи!». Ночью лежал с открытыми глазами и… в глаза кто-то высыпал целую коробку зубного порошка. Чуть не ослеп. Еле-еле к утру глаза промыли. Врачи перевели мальчика в девчачью палату. Днём перед «тихим часом» воспитательница читала книгу А.Гайдара «Военная тайна»… А мальчик думал о том, почему тайной осталось, кто ему насыпал порошка в глаза. И почему никто никого не наказал. Он кому-то из взрослых задавал такие вопросы. А взрослые посмеивались и …  прозвали его философом. Наверное, кому-то из ночных няничек привиделось во сне, что в 20 лет он станет посещать философский кружок, а в сорок - станет членом философского общества СССР…

А потом, когда он перестал задавать вопросы, вдруг объявили, что мальчик принят в октябрята.

Приняли прямо в санатории. Как оказалось - за полтора го да до его поступления в школу… Через несколько месяцев его выписали

из санатория, но в школу врачи разрешили его отдать только через год.

 

На память сохранилась фотография. На фоне здания санатория сидят рядами выздоравливающие. В центре знаменосец, горнист,  и воспитатели. И у всех вид, как-буд-то они в санатории построили коммунизм…

 

http://abakan-tv.ru/files/2-03-1.jpgПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

А в ночь накануне 1-го сентября мальчик всё соскакивал с кровати и смотрел на часы. Не проспать бы такой долгожданный день!

Когда вернулся из школы, его спрашивает братишка: «Ну как там в школе?».

Первоклассник швыряет новенький портфель в угол: «А…».

И произносит это «А» таким тоном, как буд-то вляпался нечаянно во что-то мерзкое и вонючее…

И с этого дня он начал мечтать о том дне, когда за ним навсегда захлопнутся двери школы.

Он умел читать бегло и с выражением, а его заставляли читать по слогам…

Он умел в уме не только складывать числа, но и умножать (он давно ходил в магазин и на рынок, в лавку за керосином…), а в школе его учили раскладывать на парте палочки и считать их…

Ростом он был выше всех в классе и его сажали на заднюю парту. Там он через щёлку в парте пытался украдкой читать толстые книжки… Или смотрел в окно на птиц, которым не надо мучительно ждать звонка…

 

ЯЗЫК ПО ШИЦЕ

http://abakan-tv.ru/files/2-03-1.jpg Грузная Ангелина Михайловна сидит за столом и проверяет выполнение домашних заданий младшей группой. В ней самые старшие учатся в третьем классе. Это что-то похожее на «продлёнку». Но на самом деле это интернат. Утром детей отводят в обычную школу. После обеда «мёртвый час», прогулка внутри ограды, приготовление уроков, ужин, занятия кружков или демонстрация кинофильма и «отбой».

За спиной воспитательницы стоит председатель совета пионерского отряда Петя и громким голосом … кроет воспитательницу многоэтажным матом. А та не обращает никакого внимания. Не может такого быть? Если бы!

Петя делает своё грязное дело так, что его понимают в классе все, кроме воспитательницы. Ей кажется, что он просто мелет какую-то бессмысленную чепуху из набора звуков.

Ан нет! Если бы в классе оказался ученик бурсы, описанной Помяловским, то он прекрасно бы всё понял. Не понял бы он только того, что школярам начала 50-х 20-го века хватает одного из бурсатских языков. Бурсакам для сохранения тайны своего «языка» от воспитателей понадобилось иметь семь языков (семь алгоритмов построения слов), а советским пионерам на несколько лет хватило…одного. Того, что бурсаки называли языком «по шице».

Конечно, не всякого новичка и не сразу  посвящали в тайну этого языка. Так в совершенно закрытом интернатном учреждении одновременно и совершенно открыто протекали две жизни. Дети были участниками обеих. А вот взрослые – только одной. Дети понимали, что происходит в официальной жизни интерната. А взрослые совершенно не понимали, что происходит рядом, тем более, когда они в «мёртвый час удаляются» на педсовет или вечером «после отбоя с чистой совестью после трудов тяжких и праведных едут домой. А происходило разное. И даже пытки…

И руководил ими тот самый первый принятый в пионеры и единогласно (а как же иначе?) избранный председателем совета отряда. В жизни «малышек» происходили весьма драматические события. Заговоры, предательства, пытки, революции…

А взрослые об этом узнали лишь через много лет, когда я приехал и прочитал им лекцию… Об этом у меня был очерк в журнале «Школа лидера». Назывался он «Лидер или тиран». А Ролан Быков, узнав о многочисленных  ужасных событиях в жизни тех, кого сейчас любят называть Чебурашками, собирался снять фильм. И говорил, что это будет «почище фильма «Чучело»… А говорят, что идёт по телевидению страшный фильм «Школа».

Я не люблю страшные фильмы про школу. Достаточно и того, что видел три года в том интернате…

А дети у меня спрашивают, отчего это я тогда отказался вступать в пионеры? Надо было сделать выбор, с кем я. С пионером Петей? С Ангелиной Михайловной?  Мне почему-то казалось, что от того выбора будет зависеть, кем я стану…

Лучше вытерпеть, когда тебя расстреливает председатель совета отряда Петя в «мёртвый час» (мячиком для тенниса, когда его «свита»крепко держит тебя у стены за руки) и вытерпеть боль под ногтями от раскалённых на спичках иголок, чем потом всю жизнь мучаться совестью, что и ты такой-же…

 

 

 

Такой вот оказался чудной «приколист».

Это теперь называется «лидер по харизме»…

 

 

А на самом деле «не было бы счастья, да несчатье помогло»…

Лидер по неволе...

ПО ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ И НЕ ТЕСНО         

Теперь расскажу о другой учительнице, имя которой запомнил. Звали её Анной Ивановной. Фамилия я не запомнил – она была у нас не долго. И, что интересно, тоже преподавала литературу. В восьмом классе. Помнится, говорили, что она и не педагог, а журналист.
Но, что интересно, мы могли себе позволить не всегда готовить уроки по математике, но ЛИТЕРАТУРУ УЧИЛИ ЕЖЕДНЕВНО.

И не потому, что очень тогда любили этот предмет. Просто не учить было нельзя. Она опрашивала ВСЕХ НА КАЖДОМ УРОКЕ. Как это возможно? А так. Анна Ивановна собирала оба наших восьмых класса в одном помещении. Усаживались мы по четыре человека за обычный стол и в течении часа «отвечали», в течение другого часа слушали «новый материал» и каждый раз небольшие рассказы «о жизни». Анна Ивановна много путешествовала по разным странам, и ей было о чём нам рассказать.

То, что она собирала сразу по два класса, давало ей в два раза больше времени. Учителя обычно жалуются на то, что классы переполнены, а «часов» не хватает. У Анны Ивановны было на литературу времени в два раза больше. А то, что учеников в два раза больше, её совершенно не смущало. По себе могу сказать, что за 50 лет чтения лекций убедился: чем больше слушателей в зале – тем лучше получается лекция.

И она не только и не столько заставляла «отвечать по учебнику», сколько требовала заучивать наизусть огромные (по несколько страниц) тексты «Из Лермонтова» и др.

Полагаю, что такая «разговорная практика» помогла в жизни не только мне…

 

ПОДКОВА ОТ УНИТАЗА

Надо бы как-то чередовать «что такое хорошо»  и «что такое плохо».

http://abakan-tv.ru/files/2-03-1.jpgБыл у нас тогда в 8-м классе ещё один педагог не профессионал. Математик. Это был отставной моряк, прекрасно знавший математику, но совершенно не умевший её преподавать. Он во время урока больше смотрел в окно, нежели в класс. Там (под окном) он ставил свой «Москвич» и всё время тревожился не увёл ли кто его сокровище.

И вот однажды он,  повернувшись от окна к доске, обнаружил на доске «деревянную подкову» от обычного унитаза…

То было единственное родительское собрание, на котором были все ученики нашего класса и все родители. Шумели долго. Сперва искали «виновного». Ничего не добившись, перешли к вопросу «как такое могло случиться».

Ученики в один голос (а это были ученики специальной школы, где впервые пытались готовить специалистов для торговой рекламы) говорили, что они хотят хоть что-то знать «из математики».

Никого не выгнали, кроме… учителя математики.

И нам наша школа начинала нравиться…

 

Есть такая легенда, что однажды на уроке математики у А.С.Макаренко в его колонии имени Горького прогремел выстрел и от разлетевшейся электрической лампочки стёкла со снайперской точностью посыпались на лысину математика.

Математик с криком выбежал из класса, а Макаренко назначил комиссию, которая должна была выяснить, кто стрелял с улицы через окно. Тогда в колонии был свой сторожевой отряд, и были винтовки. Во главе комиссии был поставлен выросший воспитанник Макаренко С.А.Калабалин, ставший преподавателем физкультуры. Работа комиссии сильно затянулась. А когда был принят новый учитель математики, А.С.Макаренко спросил у Калабалина: «Ты стрелял?». Тот сознался.

Что в итоге? Нерадивого математика удалось сменить, а С.А.Калабалин продолжал работать и стал самым успешным и самым знаменитым из воспитанников и последователей А.С.Макаренко на педагогическом поприще.

Думаю, что никто у нас в классе не знал той легенды. Интересно, а как бы оценил Антон Семёнович ситуацию с «деревянной подковой»? А что думают учителя: имеют или не имеют эти два эпизода отношение к тому, что

А.С.Макаренко называл «методом взрыва»?

«ИДИ-КА ТЫ ПРОГУЛЯЙ»

Приходит ученик девятого класса в школу. У раздевалки его встречает классный руководитель (учитель литературы). «Что-то ты сегодня плохо выглядишь. Опять сидишь ночами за уроками? И опять без воздуха? Иди-ка

ты лучше погуляй. Наука не убежит».

И пошёл обрадованный школьник гулять. Только отвык он «просто так» гулять. Да и некогда. В свою «спецшколу» добираться на двух троллейбусах больше часа и обратно столько же. А дома он старший. Ещё два братика и сестра. То в магазин, то на рынок, то в прачечную, то отвести в садик, то забрать…

Походил он по улице и пошёл в кино. В зале душно. Фильм оказался про войну. Тяжёлый фильм… Сидит он и думает: «Как хорошо, что мы победили! И школы есть. И даже одиннадцатилетки «с уклоном». Прямо в школе можно и к институту подготовиться. А учителя какие внимательные! С уроков погулять отправляют! Так, глядишь, и коммунизм построим…»

Это был я.

А учительницу звали СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА ДАШЕВСКАЯ.

Это одна из трёх учительниц, имена которых я запомнил…

А учиться приходилось во многих школах…

Ещё об одном учителе (имя которого тоже помню) расскажу позже.

 

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ «КАШТАНКА»

Отпускать с уроков учеников погулять опасно. Они могут «совсем разболтаться».

Так со мной и случилось.

Однажды решил, как теперь говорят, прикольнуться и написал сочинение «ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ «КАШТАНКА». Там у меня Каштанка «мечется» между рабочим классом и «продажной интеллигенцией». Участвует в «египетских пирамидах самодержавного государства». И всё как бы «на полном серьёзе». Светлана Сергеевна прочитала моё сочинение на уроке. Все дружно посмеялись. Она похвалила за хорошую пародию на плохие школьные сочинения.

А позже я встретил у приятеля, который учился в другой школе, рукописную копию моего сочинения. И ещё позже узнал, что у Светланы Сергеевны были из за моего сочинения неприятности от начальства. Но она мне об этом ничего не сказала.

НАК Я САМ СЕБЯ ПОХОРОНИЛ

Дальше – больше. В сочинении «на свободную тему» нужно было описать день жизни через 20 лет. Написал я о том, что на Марсе уже цветут советские яблони. Во всём мире успешно идёт разоружение. А вот школьный приятель мой, узнав, что к вечеру меня будут хоронить, отказался поучаствовать в этой церемонии, сказав, что слишком уж жаркая погода…

Светлана Сергеевна объявила, что она ставит мне пять за грамотность и двойку за содержание. Но оказалось, что эта двойка никак не повлияла на четвертную оценку по литературе…

 

КАК Я ОБЪЯВИЛ ВОЙНУ

Я увлекался не только рисованием, но и радиотехникой. Поручили мне

заведование школьным радиоузлом. Когда домой ехать не хотелось, я оставался в школе «ковыряться» с радиотехникой. Комнатушка радиоузла была рядом с кабинетом биологии. А «биологичку» я недолюбливал за её вульгарный атеизм. Решил над ней пошутить. Когда кончились занятия, и она оказалась в кабинете одна, я включил динамик в кабинете биологии и микрофон. Подражая голосу и интонации Левитана,  я объявил о… начале войны (сейчас не важно, кто на нас «напал вероломно»).

Но оказалось, как в фильме «Карнавальная ночь». Были включены динамики на всех этажах школы… И надо же было такому приключиться, что в это время по школе ходила какая-то комиссия. Что тут было!

Ко мне ломились в радиоузел, и я уже мысленно распростился со школой…

Как Светлане Сергеевне удалось меня отстоять – ума не приложу.

А в характеристике она мне написала очень много хорошего. Фразу «самостоятелен в суждениях» я запомнил и считаю её большей наградой, чем «красный диплом» после института и больше чем диплом кандидата социологических наук. Подозреваю, что Светлана Сергеевна знала о позиции А.С.Макаренко: «Пускай выдуривается пока я рядом».

 

ВСТРЕТИЛИ С ОРКЕСТРОМ

Начинающий учитель рисования  (восемнадцатилетний студент-заочник первого курса художественного вуза) входит первый раз в класс.

И останавливается у порога в изумлении.

Все шестиклассники стоят… на партах по стойке «смирно». По какому-то сигналу они разом надувают щёки и из их ртов с истошным писком вылетают чуть ли не на пол метра разноцветные языки. Начинается невообразимая какофония многоголосого писка.

Учитель кланяется, подходит к столу, берёт с первой парты свистульку, медленно, даже торжественно, поднимается на стул и встаёт на учительский стол. С улыбкой медленно окидывает взглядом класс, прикладывает к губам свистульку, вскидывает голову, прикладывают к руку к боку (как это делают горнисты или фанфаристы) и начинает дуть в свистульку. Старается свистеть громче всех. Всё это продолжается минуты две. Потом кто-то не выдерживает и заливается смехом. В классе стоит хохот. Громче всех смеётся сам учитель.

Все рассаживаются по партам. Учитель нисходит на пол. Начинается урок.

Пытался потом учитель вспомнить, были ли на его уроках в том интернате нарушения дисциплины и… не смог…

Кто знает, может быть и 50 лет спустя он работал бы в том интернате… Но неожиданно заболел сильнейшим воспалением лёгких. Жил он в деревянной пристройке, в которой нужно было топить печку, но времени не хватало и всегда было холодно. Чуть не помер, но, слава Богу, выжил.

Выписавшись через несколько месяцев из больницы, вынужден был поменять квартиру на более тёплую. В другом конце города. Ездить в интернат стало далеко и долго…

 

Этим студентом был я. Позже я много раз жалел, что пришлось уйти из того интерната.  Ведь принял меня туда тогда ещё никому неизвестный молодой директор Л.Е.Микаэлян. Он был поклонником А.С.Макаренко. И вскоре прославился удивительными экспериментами. Создал разновозрастные отряды. Отменил воспитателей. На освободившиеся деньги нанял удивительных специалистов… А ведь я мог бы догадаться, что судьба меня привела тогда в едва ли самое интересное педагогическое место Москвы. Но пришёл слишком рано… А дети, встретившие меня необычным оркестром, видимо уже почувствовали  как им повезло с новым директором. Его можно было не бояться…

 

СТРАННЫЙ УЧИТЕЛЬ

Родители приходили забирать своих чад-старшеклассников, до позднего вечера забывавших, что им надо поужинать и готовить уроки на завтра. Подростки задерживались после уроков молодого учителя. И ладно бы, если бы после уроков математики, биологии или литературы. Они задерживались с учителем странного предмета, который назывался «основы рекламы и декорирования».

И занимались какой-то чепухой. Клеили «аппликационным методом» обычным конторским клеем из обрезков цветной бумаги «эмблемы» предметных кабинетов. Эмблемы должны были быть без текста. Так, «чтобы первоклашка мог понять, что за кабинет». Приляпывали клеем прямо на двери кабинетов. А директор школы почему-то не ругалась. А то надумали украсить буфет самодельными географическими картами. На чёрных силуэтах континентов  как драгоценные самоцветы светились силуэты египетских пирамид, храмов, замков, плотин…

А то и совсем что-то странное. В переполненном актовом зале идёт… судебный процесс. Кого судят? Кинофильм «Человек Амфибия». И представляете, школьники фильм «засудили»! Видите ли «обвинение» доказало, что фильм искажает суть романа.

А потом и того хлеще! Судили фильм «А если это любовь?». И, представляете, оправдали! Да что они в любви понимают! И куда только директор смотрит?

 

А директор школы отпускает с учителем в весенние каникулы старшеклассников в Свердловск. И зачем? А чтобы они могли принять участие в какой-то там защите проектов летних школьных лагерей труда и отдыха…

А директор души не чаяла в молодом учителе. Всего 22 года, а как старшеклассников «завертел»!

 

Но грянула очередная реформа школы… Эту и все остальные «одиннадцатилетки с уклоном» позакрывали… Написала директор молодому учителю замечательную характеристику, пожелала дальнейших успехов на школьном поприще и на прощание пожала руку.

Не знала она, что этого учителя через 45 лет самый главный российский историк педагогики доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО М.В.Богуславский в журнале «Лидеры образования» приведёт как первый пример «лидера по харизме».

Её бы это, может быть, и не удивило бы. Это удивляет тех, кто знает, что с тех пор этот учитель никогда больше в школе не работал… Вожатым? Да. Кружки в Домах пионеров и творчества? Да. Заведования детскими секторами в Домах и Дворцах культуры? Да. Чтение лекций в колледжах и вузах? Да. Другими словами, всякая внешкольная работа. Околопедагогической деятельности хоть отбавляй. Но почему же в школе?

 

ДВА ПИРСИНГА

Заместитель директора по воспитательной работе в школе вызывает девятиклассницу. Та худенькая с крашенными жгуче чёрными волосами и соответствующим макияжем. Педагог весьма и весьма полная, но в джинсах, которые того и гляди лопнут. А пока делают её похожей на огромную перезрелую грушу. Кофточка, с декольте откровенным под стать фигуре, усиливает впечатление начинающего гнить перезрелого фрукта.

«Сейчас же сними пирсинг!». Девушка прикасается к губе,  удивлённо смотрит на даму. Помолчав, он тихо произностит: «Так у Вас же тоже в носу пирсинг…»

«Вот когда будешь заместителем директора школы по воспитательной работе, тогда и будешь решать,  носить ли пирсинг и где носить!».

Девушка не стала спорить. Она перешла на домашнее обучение…

История эта случилась в 2009 году. И в школе, которая считается одной из лучших в округе. В ней экспериментальная площадка. Но если я скажу,  какая площадка, все педагоги Москвы догадаются, о какой школе рассказ и о каком заместителе директора.

Честно признаюсь, школу мне эту не жалко и заместителя директора – тоже. Жалко школьницу. Ведь её друзья тоже догадаются…

Директор школы об этой истории знает, но говорит: «А где же я найду для своей школы лучшего заместителя?».

 

ЗАРЕЗАЛ,  НЕ ВСТАВАЯ С ПАРТЫ

Как-то на экзамене по социальной педагогике в одном из уральских городов на мой вопрос, как студентка-заочница оценивает состояние «социально-педагогической грамотности» учителей, как-то сникла и на глазах появились слёзы. Я сказал, что понимаю и на мой вопрос можно не отвечать. Но студентка. Сдерживая слёзы, стала говорить. И рассказала она о том, как её сосед по школьной парте, не вставая с парты,  резанул учительницу по горлу перочинным ножом, склонившуюся над ним учительницу.

С внешней стороны всё очень просто. Ученик отказался выйти к доске. Учитель потребовала дневник. Ученик отказался. Учительница полезла в парту за дневником. Ученик достал нож и резанул ей по горлу. Всё это установил суд. Парень получил семь лет. Учительница скоро вышла работу.

Но оказалось, что девушке жалко не учительницу, а парня. Она пыталась мне рассказать о том, как эта учительница грубо кричала на учеников. Особенно доставалось от её грубостей, крика и унижений тому парню… Девушка считала, что судить нужно было не парня, а ту учительницу… И изолировать нужно было от общества не его, а её…

Мне сложно судить. Я не видел ни того парня, ни той учительницы…

Но если такие истории в наших школах случаются, то с «социально-педагогической грамотностью» у нас в школах явно не всё в порядке. Мягко говоря…

Школой радости такую школу назвать трудно…

А на все другие вопросы «по билету» девушка ответила прекрасно. И я с чистой совестью поставил ей в зачётке «отлично»…

Такие вот пока не очень весёлые «школьные  «прикольные» приходят в голову в Год учителя…

…Тщательно пороюсь в памяти. А какие школьные «приколы» приходят в голову посетителям моего сайта?

А что бы Вы предложили для сериала "Школа-2"?

Только предупреждаю: публикацию на этом сайте не гарантирую.

Писать можно по электронной почте

dik-rvs@mail,ru

или на мою страницу "В контакте".