НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ Отзывы на книгу Р.В.Соколова СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИМКА ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОГО КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА от д.п.н. Сокольникова Ю.П. и д.ф.н. Орловой Э.А. Просмотров 147.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Рецензии и отзывы на книгу Р.В.Соколова СПДК от д.п.н. Сокольникова Ю.П. и д.ф.н. Орловой Э.А.

 

______________________________________________________________

Ю.П.Сокольников

----------------------------------------------------------------------------------------

Рецензия

на рукопись учебно-методического пособия

руководителя Научно-методического центра социальной педагогики

Российского института культурологии МК и АН РФ Соколова Р.В.

«Социальная педагогика  детско-подросткового клуба

по месту жительства»

 

 

Данная рецензия является краткой, поскольку мною написано
обстоятельное предисловие к этому учебно-методи­ческому
пособию Р.В. Соколова.

Это уже третье предисловие, написанное мною к учебно-методическим
пособиям Р.В. Соколова по социальной педагогике.

Руководимая мною межрегиональная ассоциация «Воспитание"
была соиздателем (совместно с фирмой «Социнновация»)
всех трёх учебно-методических пособий Р.В. Соколова,
написанных в помощь социальным педагогам, педагогам-организаторам,
руководителям детских клубов.

Мы видим каким интересом и спросом пользуются книги Р.В. Соколова
и делаем всё  возможное, чтобы помочь в их издании.

Руководимая Р.В. Соколовым Первая опытная станция по внешкольному
воспитанию, выросшая из детского многопрофильного клуба «Ровесник»,
создавалась по инициативе нашей Ассоциации и является нашей
экспериментальной площадкой, занимающейся проблемами социального
воспитания по месту жительства.

Мне довелось стать её научным консультантом.

Мы внимательно следим за работой Станции, регулярно проводим
на базе Станции наши семинары, обсуждаем её экспериментальную работу,
утвердили две её пятилетние программы (на 1990-1995 и 1995- 2000гг.).

Со времени  издания последней книги Р.В. Соколова прошло пять лет
и назрела необходимость в новом учебнике, обобщающем опыт работы
Станции и её клуба последних пяти лет.

 

В новой книге Р.В. Соколова впервые подробно показана «кухня»
социально-педагогической деятельности детско-подросткового клуба,
работающего в микрорайоне (как принято говорить, «по месту жительства»).

Р.В. Соколов дал описание «организационно-педагогического обеспечения»
деятельности клуба, в частности, им подробно описаны основные
«организационные формы», из которых «соткана» жизнь такого клуба.

Это и самые разные «коллективные творческие дела» и многочисленные «формирования» типа кружков детского творчества, спортивных секций,
любительских объединений. Что особенно важно - это опыт последних лет,
т.е
. опыт, реализованный в современных условиях.

Важным достоинством книги является её теоретическая часть,
которой автор живым и понятным для практиков языком раскрывает
содержание своего диссертационного исследования,
специфику того направления социальной педагогики, которое он развивает.

В книге социальная педагогика показана прежде всего как
«социальное участие», как участие населения во внесемейном
и внешкольном воспитании.

К сожалению, в новой книге Р.В. Соколова отсутствует, описанная
в предыдущей его книге, история общественно-педагогического
движения ХХ века.

Если бы была возможность увеличить объём этого учебника,
то было бы целесообразно включить в него такой раздел (или главу).

Хотелось бы, чтобы и эта книга Р.В. Соколова была проиллюстрирована
фотодокументами.

Учитывая, что описанный в книге опыт уникален,
что по разрабатываемому НМЦ социальной педагогики РИК
направлению социальной педагогики как социального участия
практически нет учебников, считаю издание этой книги не только
своевременным,
но и необходимым.

 

Президент Ассоциации «Воспитание»,

заслуженный учитель ЧР,

академик-координатор Академии педагогических и

социальных наук, действительный член Междуна-

родной педагогической академии, доктор педагоги-

ческих наук, профессор

 

Ю.П.СОКОЛЬНИКОВ

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

-----------------------------------------------------------------------------

РЕЦЕНЗИЯ

на рукопись учебно-методического пособия Р.В. Соколова

«Социальная педагогика детско-подросткового клуба

по месту жительства»

Модернизационные процессы в российском обществе характеризуются
не только структурными институциональными сдвигами,

но и изменениями в повседневной жизни людей.

На этом уровне проблемы дезадаптации ощущаются особенно остро,

поскольку в России слабо развиты локальные сообщества
и низка культура гражданства.

Такое положение дел прежде всего сказывается на подрастающем поколении.

Дети и подростки не получают необходимой социализации и инкультурации.

Им нечему учиться у своих не менее беспомощных родителей,
которые сегодня сами ощупью ищут пути адаптации в
изменившихся условиях.

Проблему социализации и инкультурации приходится сегодня решать
представителям всех поколений. И особенно важно,
чтобы они решали их совместно и по возможности в пределах
локальных сообществ, т.е. на основе социального участия.

Образцом подхода к внешкольной социализации детей, основанной
на социальном участии, является многолетняя практическая работа
Р.В. Соколова, создавшего и развивающего определённую модель
такого сообщества.

При существующем в стране расхождении между необходимостью
расширения социального участия взрослых в социализации
собственных детей, а также в процессе конструктивного взаимодействия
с молодым поколением на уровне локальных сообществ, с одной стороны,
и недостатком соответствующих институциональных структур – с другой,
особую значимость приобретает теоретическое осмысление позитивного
опыта Р.В.Соколова.

В процессе практической деятельности автору удалось привлечь к участию в социализации детей по месту жительства не только их родителей,
но и представителей других категорий населения – старшеклассников,
студентов, работающей молодёжи, пенсионеров.

Многолетний практический опыт Р.В. Соколова, связанный с привлечением
населения к внешкольной социализации детей, организация
экспериментальных центров такой социализации, основанных
на социальном участии, завершился созданием уникального центра
– Первой Опытной станции по внешкольному воспитанию.

Это общественная некоммерческая организация, представляющая собой социализационный научно-практический и учебно-методический центр.

Учебно-методическое пособие посвящено обобщению этого
многолетнего опыта.

В книге убедительно доказано, что использование метода социокультурного проектирования в сочетании с включённым наблюдением-участием
позволили сформировать эффективные модели центров внесемейной
и внешкольной социализации детей, применимые в современных условиях.

Книга Р.В. Соколова обладает рядом бесспорных достоинств.

В ней осмыслены и представлены технологии и результаты успешного
социокультурного проектирования, которые позволяют предложить
теоретически и практически обоснованные способы участия населения
в социализации детей по месту жительства.

Следует также подчеркнуть значимость разработанных автором
подходов к организации социализационного центра как инструмента,
позволяющего входящим в него детям активнее и глубже осваивать
культурную среду; как условий для самореализации детей
в разных сменных видах социально полезной деятельности.

Наконец,к числу важнейших результатов деятельности Р.В. Соколова
следует отнести концептуальную разработку и последовательную
поэтапную реализацию проекта, где организуется повседневная жизнь детей и подростков, целенаправленно осуществляется помощь в их адаптации
к динамичному окружению, стимулируется актуализация их социально
полезных задатков.

В этой связи большой интерес вызывают предложения автора,
асающиеся возможностей взаимодействия и сотрудничества общественных социализационных формирований и государственных органов
на договорной основе.

В теоретическом плане хотелось бы отметить следующие моменты,
характеризующие книгу с точки зрения её оригинальности и новизны:

- научная социологическая и культурологическая трактовка процессов
социализации позволяет автору в постановке и решении
исследовательских и практических задач концептуально расширить
их и показать их позитивные возможности;

– автор осуществил оригинальные, ранее не встречавшиеся концептуальные
подходы к рассмотрению:

- общественно-педагогического движения как социокультурного явления;

- центра социализации как особого внешкольного и внесемейного института,
создаваемого по месту жительства и обеспечивающего условия для участия
населения в социализации детей;

- особенностей содержания деятельности детей в этих центрах,
связанной с активным освоением культурной среды.

Автор удачно объединил методики социокультурного проектирования
с методом включённого наблюдения-участия, что позволило ему относиться к формированию и развитию центра рефлективно;
как организатор и руководитель центра он осуществлял контроль
над происходящими событиями и процессами; как исследователь
он осмысливал и делал выводы относительно успехов и неудач в работе центра.

Новая книга Р.В.Соколова позволяет увидеть в более подробном изложении функциональную структуру центра. Это даёт  возможность более детально
проследить за содержанием опыта, осваиваемого детьми в рамках центра.

Книга Р.В.Соколова может быть использована при разработке
и реализации учебных планов и лекционных курсов в области
социальной педагогики и социальной работы.

Доктор философских наук Э.А.Орлова