НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___О ПРЕДЫСТОРИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.С.МАКАРЕНКО И ЭТОГО САЙТА. Просмотров 355.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Предыстория виртуального музея А.С.Макаренко

та РУБРИКА была  создана на прежнем сайте
который сейчас в архиве данного сайта) уже давно -12 мая 2010 года
.

Дополнена 27 августа 2010г..

ОТВЕТ НА ВОПРОС: А почему мы должны верить проповедям об А.С.Макаренко автору этого сайта?

 

 

Считаю, что это вполне естественный вопрос посетителя сайта. Ведь об А.С.Макаренко в последние десятилетия было напечатано (и воспроизведено в Интернете) очень и очень много столь разного, столь противоречивого, что поверить всему просто невозможно.

Верить мне Вы, уважаемые посетители сайта, конечно не должны.

Но прислушаться можно.

Почему?

Если "формально", то по следующим обстоятельствам:

  1. являюсь (уже 10 лет) экскурсоводом Московского педагогического музея А.С. Макаренко.
  2. Вместе с женой Н.В.Соколовой (она тоже несколько лет сотрудник музея А.С.Макаренко) опубликовали около 20 работ (в том числе и одну книжку) об А.С.Макаренко, его единомышленниках и последователях.

3.На международной конференции, и конкурсе им. А.С.Макаренко, посвящённых 120-летию А.С.Макаренко Международная Макаренковская ассоциация и журнал "Народное образование» наградили "за исследование, применение и пропаганду наследия А.С.Макаренко" медалью «А.С.Макаренко. За педагогическую доблесть».

В Толковом словаре В.Даля: «Доблесть ж. Высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва».
Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. – М, 1994, т.1 с. 1098.

__ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ_____________

НИЖЕ ПОМЕЩЕНЫ ДВА ВИДЕОКЛИПА

- Награждение Р.В.Соколова Медалью "А.С.Макаренко.
За трудовую доблесть";

- Тост Президента Российской Макаренковской ассоциации В.И.Слободчикова в честь Соколова Р.В. по случаю награждения медалью. "

ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ КЛИП СЛЕДУЕТ:

1. Взять в буфер (скопировать) следующий адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
2. "Кликнуть" по изображению;
3. Вставить его из буфера дважды (в стоку ЛОГИН и в строку ПАРОЛЬ)
4. В появившемся кадре фильма нажать на стрелку в его центре.
 
На Международном конкурсе им. А.С.Макаренко в апреле 2008 г. (63 секунды)
1:03 Загружено 27 апреля 2010
 

(Тост Президента Российской ассоциации А.С. Макаренко доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО В.И.Слободчикова в честь Соколова Р.В. по случаю награждения медалью "А.С.Макаренко. За педагогическую доблесть")
 
________________________________________

А если «неформально»,то - 45 лет интереса к А.С.Макаренко и усердных опытов по применению его идеи в живой практике работы с детьми и подростками и 35 лет попыток создания «Макаренковских методических центров», выставок и, наконец, - музея в одном из образовательных учреждений…

Очень хочется донести до широкой общественности (и не только педагогической) своё понимание «феномена А.С.Макаренко», которое  (и это я совсем не скрываю) в чём-то существенно отличается от понимания многими другими макаренковедами.
Это понимание воплощено в опубликованных в печати текстах и в документальном фильме «Герой духа Антоний Макаренко», над которым мы сейчас работаем, и который уже начинаем помещать (частями) на этом сайте.

Казалось бы, что мои экскурсии в двух музеях А.С.Макаренко и ежегодные публикации статей о нём (и его единомышленниках) достаточно большая трибуна… Но мне это совсем так не кажется.

Нынешнее состояние интереса к А.С.Макаренко, тем более, состояние знания того, кем он был на самом деле, понимания его потенциального значения для человечествапредставляется катастрофически недостаточным.

 

Частным примером небрежения к наследию этого «человечища» (как в письме к нему его назвал в 1928 году писатель Максим Горький) может служить печальная история с созданием в России музеев А.С.Макаренко.

Кратко оговоримся, что в Украине был создан не только мемориальный музей А.С.Макаренко (в доме, построенном в 1905 году его отцом в пригороде Кременчуга), но и музеи везде, где он родился (в Белополье) и работал педагогом (в станице Долинская,  в Ковалёвке под Полтавой, в Харькове (в Куряжской колонии и на заводе ФЭД)…

 

Если очень кратко, то история музеев в Росии такова:

 

После смерти А.С.Макаренко его вдова Г.С.Макаренко обращалась с просьбой о разрешении превратить его квартиру (в доме писателей в Лаврушенском переулке Москвы) в квартиру-музей. Ей отказали.

Позже она с группой воспитанников и единомышленников А.С.Макаренко выступила в прессе с предложением о создании музея. Музей не был создан.

Обращался к Правительству (в Совет министров РСФСР) и воспитанник А.С.Макаренко А.С.Соловьёв.

Фотография 16 из 28|Вернуться к альбому
Фотография 6 из 28|Вернуться к альбому
 
 
 
 
 
 

Ещё позже инициатор создания и бессменный (до последних дней своей жизни) секции по изучению, применению и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко при Центральном Совете Педагогического общества РСФСР, доцент кафедры педагогики МГПИ им. В.И.Ленина Э.С.Кузнецова в 60-е годы обращалась с письмами в «соответствующие инстанции» с просьбой о разрешении создания музея А.С. Макаренко. Просьбу «отфутболивали то туда, то сюда». Результат тот же.

В начале 70-х годов появился музей в школе… посёлка Кэптени (в Якутии)… Вскоре появился в Ленинграде Ленинградским мемориально-методический центр (ЛММЦ) на педагогическом факультете ЛГИКа им. А.И.Герцена. Его создала студенческая Коммуна им. А.С.Макаренко (КИМ) под руководством  д.п.н. И.П.Иванова.

В 1974г. на слёте «Коммунарского-макаренковского содружества» (КМС), в котором принимали участие студенческие педагогические отряды  и большая группа воспитанников А.С.Макаренко, родилась идея создать общими усилиями в помещениях Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка» музей А.С.Макаренко. (Директор МОЭШЗ «Чайка» В.Ф.Карманов был участником слёта.) Создание музея было решено осуществить совместными усилиями в течение года и завершить работу над экспозицией на следующем слёте, который было решено провести на борту теплохода «Евгений Преображенский».
Теплоход обещал предоставить В.Ф.Карманов. Председателем оргкомитета подготовке слёта и созданию музея избрали меня.

Здесь я прервусь по двум причинам:

  1. Рассказ о том, почему поручили мне, особый (и о нём – ниже).
  2. Нужно кратко сказать, что же было с музеями А.С.Макаренко позже.

Музей для завода «Чайка» был создан, но из-за того, что у завода отобрали одно из двух зданий, музей там не просуществовал и года. Весной 1986г. его стенды передали в «Форпост культуры им. С.Т.Шацко», комиссаром которого я тогда был и мне довелось стать ещё и общественным директором московского «Макаренковского методического центра» (ММЦ). Через год ММЦ переехал в соседний микрорайон (в «Форпост культуры им. С.Т.Шацкого».

В 1978 г. после большой аварии канализации (и затопления помещений) остатки стендов и других материалов ММЦ мы перевезли в Бабушкинский район (в «Дом педагогической культуры»).

http://cs9631.vkontakte.ru/u5886709/114348951/x_2ac82299.jpg

"...за успешную работу по пропаганде педагогических знаний"
Министерство прпосвещения РСФСР меня наградило ещё за два года до...
поступления в институт.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

А в 1980-м году мы уже в центре Москвы.
Пытаемся создать макаренковский центр не где-нибудь, а на улице имени А.С.Макаренко.
Там примерно в течение года работала созданная нами выставка
«Макаренко и современность».

И опять помещение отобрано под ремонт.

Письма, организованные нами (и подписанные тремя десятками
воспитанников А.С.Макаренко в городские «верхи» привели
к тому что Педагогическому обществу было поручено
«сверху» организовать в Киевском районеМосквы
педагогический музей А.С.Макаренко.

Так в 1983 году и появился (в доме1 6 по Поклонной улице) (в здании бывшего Дома пионеров Киевского раона)
действующий и поныне педагогический музей. А.С.Макаренко.

Он уже давно является структурным подразделением учреждения дополнительно образования «Центр внешкольной работы им. А.С.Макаренко.

Более 20 лет это был единственный в России музей А.С.Макаренко…

Сотрудник ЦВР им. А.С.Макаренко Н.В.Соколова -
соавтор книг, брошюр и ряда статей Р.В.Соколова

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Весной 2009 г. маленький музей А.С.Макаренко появился в одной из гимназий Ярославской области…

Такова краткая история макаренковских музеев в России.

 

А теперь – о непосредственной предыстории
данного (моего) виртуального музея А.С.Макаренко.

 

Собственно, это как бы моя «макаренковская биография».

Кое-что в ней будет повторением (о событиях, начиная с 1984г.), но уже более подробно.

Эта история :

- даёт ответ на вопрос:
«Как я дошёл до жизни такой, что на 67-ом году жизни
принялся создавать свой сайт и на нём свой музей А.С.Макаренко?»;

- помогает понять, почему этот музей именно такой, а не какой-то иной.

 

Эта биография показывает "какое отношение он имеет к Макаренко и имеет ли он моральное право на создание такого виртульного музея".

Кому это не интересно – можно не читать. Не обижусь.

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

3. "ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ" (и десятый год - экскурсовода Московского педагогического музея А.С.Макаренко)

и одновременно о многолетней предыстории этого музея.

 

КРАТКАЯ "КОММУНАРСКАЯ-МАКАРЕНКОВСКАЯ" АВТОБИОГРАФИЯ Р.В.СОКОЛОВА
родилась года два назад как приложение к визитной карточке и сборнику публикаций об С.Т.Шацком, А.С.Макаренко и И.П.Иванове, об их роли и значении в общественно-педагогическом движении)

1960

Ещё, будучи школьником, как-то в споре с матерью (она несколько лет до этого работала педагогом, а я только начал работать в летние каникулы в пионерских лагерях) я сказал: «А вот Макаренко…».
Она не на шутку разозлилась и закричала, что Макаренко якобы ничего в воспитании не понимал – у него, мол, не было своих детей, а вот у неё есть, и нас у неё аж даже четверо…

Тогда я знал о Макаренко только по фильмам, и спорить было трудно. Читать работы Макаренко я стал лишь в двадцать один год.

1964

После того, как оказался случайно (если такое может быть случайным) на Всесоюзном сборе клубов юных коммунаров в далёком сибирском городе на Ангаре – Братске. Было это летом 1964 г.

Увиденное на том сборе ошеломило, потрясло и влюбило меня с первого взгляда в тех, кто называл себя юными коммунарами. Да так, что повернуло всю мою дальнейшую судьбу градусов на 90.

Мать посчитала, что я тогда совершенно потерял голову и сбился с истинного своего пути. (В это время я готовился к первой своей персональной художественной выставке).

Вернувшись из Сибири, я всё-таки провёл свою выставку и, попрощавшись с поклонниками моего таланта, закопал его поглубже в землю, чтобы родиться совершенно в ином качестве.

Прежде всего, я пошёл работать в школу учителем в школу .

Принялся с упоением читать Макаренко. Надо сказать, что за три года до этого я работал в школе учителем рисования, но тогда эта деятельность меня не увлекла. Вскоре оказался в Клубе юных коммунаров при «Алом парусе» «Комсомольской правды», где познакомился с С.Л.Соловейчиком, В.И.Максаковой и другими замечательными старшими друзьями юных коммунаров.

Тогда же заинтересовался и своеобразным последователем Макаренко и, конечно же, тоже «подвижником соцвоса» Игорем Петровичем Ивановым, которого называли и называют до сих пор основателем коммунарского движения.

Постригшись, но не в монахи, а в коммунары (почти наголо и став похожим на десятиклассника), я уже в декабре 1964г. оказался на сборе (слёте) клубов ЮК в Архангельске.

1965

В январе 65-го – в Петрозаводске. В феврале создал в «своей школе» невиданное в педагогике (ни до, ни после) чудо-юдо – «Коммунарский университет юных марксистов» (КУЮМ)…

В марте 65-го – на сборе в Свердловске, а в июле – опять в Карелии. На этот раз в качестве одного из «старших друзей» коммунаров в трудовом лагере «Молодая гвардия». И как примерный коммунарский молодогвардеец был удостоен почётной грамоты Обкома ВЛКСМ (хотя в то время комсомольцем не был)… Именно в том лагере организовал просмотр и обсуждение фильма «Педагогическая поэма», где и родился как пропагандист (может быть, даже, как проповедник) всего «макаренковского»…

Тем временем школу, в которой я работал, закрыли и, став, сперва вожатым «Орлёнка» (осень 65-го), потом организатором (на общественных началах) клуба семиклассников «Фантастическое легендарное общество космических собратьев» (ФЛОКС) в одной из московских школ и организатором юношеского клуба «Альтаир» в детской туберкулёзной больнице (зима и весна 66-го).

Испытывал свои измышлизмы по мотивам Макаренко в различных разновозрастных «внеклассных» объединениях, построенных «на ролевой игре». В это время ездил по коммунарским сборам и «агитпробегам» (Пермская область, январь и март 1966-го года), прихватив ватагу московских ребят из Городского Дворца пионеров.

1967

Летом 1967г. (в качестве методиста пионерского лагеря одного из «почтовых ящиков») создал с ребятами что-то вроде разновозрастного «партизанского» отряда, жившего в лесу коммуной (официально названного лагерем-спутником «Космическая экспедиция Циалковского» (КЭЦ).

Там, кроме ролевой игры, полнейшего самообслуживания, съёмок фантастического кинофильма был и самый поправдашний труд (по 4 часа в день) на полях колхоза. Впрочем, не совсем поправдашний – заработанные деньги дети не получили (решили их отправить во Вьетнам для детей, потерпевших от американских бомбардировок,..).

1968

В январе 68-го инициировал и был участником создания проекта «Вернер» на Всесоюзном коммунарском сборе в Свердловске.

Позже некоторые учёные станут утверждать в своих публикациях, что именно этот проект оказался «виновником» нового взлёта в движении юных коммунаров и зарождения движения комсомольских педагогических отрядов (не того, что ездило в детдом к С.А.Калабалину и не того, что направляло по разнарядке студентов-шефов к стоящим на учёте в милиции лоботрясам, а того, что десятками и сотнями отрядов шло во дворы и создавало там ребячьи «Форпосты культуры» и другие «ребячьи республики»…

Оно же «засветилось» и проведением 17- Всероссийских слётов, «коммунарского-макаренковского содружества» (КМС), на которых, минимум на десять дней, (!) и дважды в году (!!) собирались делегации из десятков городов (!!!).

А оказалось всё это возможным по тому, что,: Во-первых, проект «Вернер» был успешно реализован в подмосковном г. Щёлково (где мне в 1968-70гг.) довелось быть заведующим детским сектором Районного Дворца культуры, по сути – детоводцем. подросткового клуба юных культармейцев «Орион» («Отряд романтиков, искателей, остроумных, неунывак»).

Статьи в районной газете подисывал как руководитель клуба «Орион»». В первый же месяц провели встречу с воспитанником А.С.Макаренко А.С.Соловьёвым и макаренковедом из Академии педагогических наук О.С.Кель. Что «из Макаренко» мы применили за три года? Об этом надо бы написать большую книгу.

1969

Вот самое «поверхностное» «совпадение». Воспитанники Макаренко на заработанные деньги путешествовали по Волге, по Кавказу. Было такое и у нас в 1969 г. Сдав 69 тонн чёрного металла («пионерский металлолом»), мы целый месяц путешествовали по Волге и Кавказу. А если «копать глубже», то стоит вспомнить лагерь труда и отдыха «Коммунар – 68», на который никто (ни государство, ни школы, ни родители) не дали ни копейки. Всё (питание, палатки, подушки и пр.) стало возможно только труду и заработанным (до лагеря и в самом лагере) деньгам. После того, как лагерь рассчитался с совхозом за продукты, оказалась ещё и прибыль (!).

Такие лагеря мы устраивали и позже, например «Коммунар-72», «Коммунар-76»… Разумеется, были у нас и «общий сбор» (в лагерях и экспедициях ежедневно - по вечерам), и «разновозрастные отряды», и «сводные отряды» и «дежурные командиры».

Конечно же, - и своя форма, и своё знамя. Была и своя «страничка» в Районной газете. 19 газетных «полос» и множество статей наших было напечатано за три года. И многое-многое другое.

1970

Во – вторых, создание движение педагогических отрядов в 70-е годы оказалось возможным потому, что ещё осенью 1970 г. мне удалось собрать в московском детском кинотеатре «Баррикады» (где я работал педагогом) «тайную вечерю» с участием представителей клубов юных коммунаров ряда городов и – из ленинградской студенческой, созданной И.П.Ивановым) коммуны им. Макаренко (КИМ) и с участием Э.С.Кузнецовой - создателя и бессменного председателя (до самой её кончины) «Секции по изучению, пропаганде и применению наследия А.С.Макаренко» при Центральном совете Педагогического общества РСФСР.

Присмотревшись внимательно к юным и уже не совсем юным коммунарам, Э.С.Кузнецова круто переориентирует свою секцию с ветеранов-«макаренкоедов» на «племя младое».

Она приглашает старших «орионовцев» к участию в еженедельных «Макаренковских средах» (которые проходили у неё на квартире),

начинает «переманивать» наш клуб «Орион», соблазняя «завоевать, как когда-то Макаренко Куряж», «московские дворы и подворотни», и больше того - «завоевать» МГПИ им. В.И.Ленина, обещая поддержку в этом и кафедры педагогики, и комитета комсомола института, и даже его парткома.

 

Предлагает создавать новую науку – «дворовую педагогику» и через неё «как в троянском коне» (Э.С.Кузнецова часто вспоминала о троянском коне…) утвердить педагогику макаренковскую. «Десант» «орионовских» «юных культармейцев» высадился почти незаметно (без парашютов) в одном из дворов близ стадиона им. Ленина в Лужниках (ул. Доватора, д.14) и держит эту высоту вот уже 37 лет. Другое дело, что за 30 лет после моего перехода в другие места (для создания «Форпоста культуры им. А.С.Макаренко» (1975-78 гг.) и других «форпостов».

За время «перестроек» и «переломок» и «катастроек» трудно уже сказать какому Макаренко поклоняются нынешние защитники того форпоста… Не секрет, что Макаренко, как и цветы, «бывает разным - зелёным и красным»… (Это кто, с какой стороны и с какими намерениями на него смотрит…).

С конца 1970г. (лет семь) я был комиссаром первого форпоста, а он носил (по моей инициативе и с согласия комитета комсомола МГПИ с 1972 г. имя С.Т.Шацкого. Может быть, - и для маскировки тоже, поскольку имя Шацкого было мало кому известным. Но, «шила в мешке не утаишь»…

В комитете комсомола МГПИ, райкоме и даже в ЦК ВЛКСМ (разумеется, и в многочисленных СМИ), я значился как рабочий – комиссар Форпоста). Тогда рабочих ещё не совсем «опустили», хотя процесс уничтожения величия недавнего «гегемона» уже шёл полным ходом.

1972

С 1972г. я, как зам. Председателя Макаренковской секции (Э.С.Кузнецовой) выступал На Первом Всесоюзном макаренковском симпозиуме (1972г.), был составителем машинописного альманаха «Макаренковские среды» (1971-1976гг.), редактором тематической страницы (органа нашего педотряда) "Ребячий комиссар" в многотиражке МГПИ.

1973

Был председателем оргкомитетов двух слётов КМС (1973г и 1975 гг.) Слёт 1973 г. проходил в Москве 10 дней, а слёт 1975 г. проходил 20 (!) дней на борту теплохода (!!) «Евгений преображенский».

1975

Не постесняюсь заявить, что это был лучший из всех слётов КМС и самый продуктивный. Там «сообща и целеустремлённо», в «творческом содружестве поколений» (студентами и преподавателями ВУЗов Москвы, Тюмени, Казани… был создан макаренковский музей для школьного завода «Чайка». Этот музей был торжественно открыт в тот же день, как теплоход вернулся в Москву (!).

Там же на слёте был впервые составлен и принят Устав КМС.

Удивительнейший документ эпохи (объёмом в 18 страниц) был принят не «большинством голосов», а «единогласно» (!). Это едва ли не самый интересный документ подобного жанра после знаменитой макаренковской «Конституции страны ФЭД».

К сожалению, этим «бурным всплеском» «макаренковщины» были напуганы не только функционеры ЦК ВЛКСМ, но и «сам» ИП.Иванов (основатель коммунарского движения). Он, много лет терпевший обвинения в том, что создаёт альтернативные пионерии и комсомолу детскую и молодёжную организации, был и сам не на шутку напуган. Ведь это он в 1956г. на пьянящей волне «хрущёвской оттепели» «выпустил из бутылки» этого «джина». Но мог ли он тогда предположить, что его «Буратино» так оживёт, так вырастет и так заявит о себе?…

Увы, но в стремлении «загнать джина обратно в бутылку» функционерам комсомола помог И.П.Иванов. Кто без греха, пусть бросит в него камень… Увы, но осенью 1975-г Устав КМС не был «ратифицирован» (как о том договорились участники слёта) ивановским КИМов, заколебались его аспиранты, а за ними и некоторые другие «подписанты» Устава КМС. А пока они колебались и колебались, ЦК ВЛКСМ приняло специальное Постановление и «Примерное положение о комсомольском педагогическом отряде», после чего Устав КМС оказывался уже уставом как бы «супротив»…

1976

Опомнившись, «кмсята» на слёте 1976-го года в Перми, создают некий палеатив Устава КМС (по принципу «и вашим и нашим») «Положение о Творческом содружестве макаренковских комсомольских педагогических отрядов» (ТС МКПО). Но время было упущено, инициативу перехватил ЦК ВЛКСМ и, если ещё следующий слёт 77г. в Калуге прошёл ещё как бы самодеятельно (ещё под эгидой ЦСПО РСФСР), то после скоропостижной смерти Э.С.Кузнецовой (осенью 1977г.)

Педагогическое общество РСФСР радостно «отдаёт», надоевшее ему движение педотрядов комсомолу, а в 1981 году и вообще закрывает «макаренковскую секцию» при Центральном Совете ПО, заявив, что для Макаренко это слишком много чести (персональная секция), что наследие его будет изучаться, как и наследие других педагогов, в некоем Институте истории педагогики этого общества.

Впрочем, секцию по изучению Н.К.Крупской ни тогда, ни потом никто так и не тронул… Ещё бы! Ею руководил не кто-нибудь, а Л.К.Балясная! (зам. Министра просвещения).

За те годы прошло ещё несколько горьких для макаренколюбов страны событий.

У завода «Чайка» отобрали одно из двух зданий, и завод вынужден был закрыть свой «Дом юных техников» и макаренковский музей. Я попытался сохранить его, и забрал стенды музея в наш Форпост культуры, где в марте 1976г. (в самом большом из восьми помещений) мы открыли «Макаренковский методический центр» (ММЦ).

scanned at 31.05.2010 9-59

 

 

В ММЦ мы проводили экскурсии и ежемесячные «Пленарные Макаренковские среды». Мне (как общественному директору ММЦ) даже как-то довелось прочитать для "целого автобуса" секретарей (по учащейся молодёжи) ЦК, ОК и ГК ВЛКСМ лекцию о Макаренко и макаренковском движении. Нельзя сказать, что эти потуги были совсем незамеченными. Именно в то время (после трёхчасового (!) визита в кабинет к секретарю ЦК ВЛКСМ З.Г.Новожиловой, меня наградили (теперь уже второй) грамотой ЦК ВЛКСМ. А вскоре - и грамотой Министерства просвещения…

Но комсомолу (да и вообще нашему родненькому государству) Макаренковские отряды были нужны не как «форпосты культуры», которые борются с отчуждением (или пусть даже просто занимаются лишь профилактикой отчуждения). Это, мол, не их ума дело. Пусть как бесплатная рабочая сила занимаются надзором за безнадзорной дворовой шпаной и перевоспитывают «трудных подростков», попавших на учёт в милиции.

А по-существу - проблемы увеличивающейся детской безнадзорщины и детской преступности. Государство пыталось латать (социальные дыры, «протёртые» его же безалаберностью, тупым нежеланием понять макаренковские пророчества и принять его конструктивные предложения), пыталось решать сложнейшие проблемами «голыми руками» энтузиастов, работающих «на голом энтузиазме».

Секретарь ЦК ВЛКСМ с восторгом говорила на съезде Педагогического общества о том, что Соколов ночью, работая в котельной, чтобы заработать на хлеб, днём работает с детьми, руководит педагогическим отрядом. «Ленинский комсомол стремится как можно больше иметь таких энтузиастов в своих рядах» . Очень лестно… Замечу, что пока была жива Э.С.Кузнецова, проводились не только слёты, но и макаренковские семинары, конференции, издавались сборники.

Я и некоторые "бойцы" моего отряда печатались в этих сборниках. Даже после кончины Э.С.Кузнецовой был выпущен сборник, в котором мне довелось быть не только автором, но и составителем. …

1977

После кончины Э.С.Кузнецовой комсомол, будучи неспособным повторить наш опыт, расколол наш форпост на несколько частей и, отчитавшись перед «верхами» (РК КПСС), «за успешное распространение опыта», быстро кинул на произвол судьбы все свои (им же изуродованные, четвертованные в самом прямом смысле слова» детища…

Социальное сиротство это не только про отдельных «ребёнков,» это и про «социальные организмы», про коллективы… И даже про те коллективы, по поводу которых центральные советские СМИ чуть ли не каждые 10 дней пускали слюни идеологических восторгов… Замечу, что в это время обсуждался проект новой Конституции к письмам макаренковцев с просьбой разрешить детский труд к тем, кто сочинял Конституцию присоединилось и моё письмо…

В 1977г. после кончины Э.С.Кузнецовой мне пришлось перевести в созданный мною в соседнем микрорайоне «Форпост культуры им. А.С.Макаренко», где вскоре подвальное помещение чуть ли на половину метра от пола залили фекальные воды испорченной канализации и от ММЦ остались жалкие останки.

Практически все стенды отсырели и покрылись зелёной плесенью… Спасать их было поздно, да и некуда… После полнометражного телевизионного документального фильма о нашей работе «У нас во дворе» (сценарист И.И.Зюзюкин, режиссёр С.М.Зеликин, консультант зам. министра просвещения Л.К.Балясная), фильма, с триумфом показанным несколько раз по Центральному телевидению (и с волной восторженных рецензий прокатившемуся по газетам и журналам) и после чествования меня на кафедре Т.Мальковской (кафедре педагогики МГПИ им. В.И.Ленина) у меня первый раз в жизни случился… сердечный приступ.

Но отнюдь не от восхищенья… Я понял в каком действительно змеюшнике (как она говорила) приходилось работать много лет Э.С.Кузнецовой. Что там мифический Штирлиц с его работой в логове врага!

Взвесив наши "шансы" на дальнейшеё "развитие" «под крышей» МГПИ, я навсегда распростился с МГПИ и Ленинским районом столицы. Зачем мне было дожидаться того же, что случилось с Макаренко, когда его систему педагогические олимпийцы признали «несоветской»?

А ведь чем лучше бы мы работали по программе, озвученной на том «расширенном заседании кафедры педагогики» МГПИ, тем быстрее оказались бы если «врагами народа», то уж диссидентами, пропагандирующими педологию или ещё что-нибудь буржуазное, как минимум… Хотелось уйти куда-нибудь подальше.

Может быть, вернуться в искусство (и лучше в самое абстрактное). А ещё лучше в какой-нибудь провинциальный монастырь...

1978

А тут новый юбилей Макаренко. И мы с Натальей Валентиновной решаем сделать передвижной музей Макаренко.
По принципу детской книжки-раскладушки. В фойе Института общих проблем воспитания вор время конференции не состоялось торжественной открытия выставки. Никто даже так и не узнал имён тех "тимуровцев", которые привезли и развернули выставку.

Те, кто успел (хотя бы мельком, искоса) посмотреть на выставку изрекали: «Академия педнаук могла бы и по-лучше сделать выставку».

Конечно, могла бы! Но она вовсе и не собиралась этого делать…

1979

ММЦ, переехавший в Бабушкинский район (кон. 99 – нач. 80гг.) в созданный мною (теперь уже с Натальей Валентиновной) так называемый «Дом педагогической культуры» (ДПК), прожил «под крылом» Института общей педагогики АПН СССР не долго.

 

 
 

После После восторженных публикаций в «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде» в один день (!) и публикации в журнале «Культурно-просветительная работа»… пришлось «сматывать удочки» и искать новое место для инашего ММЦ.

1980 год

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Место нашли на улице А.С.Макаренко.
Нашим ММЦ заинтересовался детский клуб "Радуга".
 
 

Поддержал Дворец пионеров Бауманского района.

 
 

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Макаренковская секция при ЦС ПО пр няла решение

______________________________________________________________________________

ПРОТОКОЛ

заседания секции по изучению, применению и пропаганде наследия А.С.Макаренко при Центральном Совете Педагогического общества РСФСР

от 20 февраля 1980 г

Присутствовали: О.С. Кель, Э.Н. Гречихина, Р.В. Соколов, Г.К. Калабалина, В.Ф. Карманов,  Л.А. Чубаров, Ю.К. Берёзкин, Н.К. Колодезникова.

Повестка дня:

  1. Оргвопросы
  2. О планах на пятилетие
  3. Об открытии выставки «Макаренко и современность» на ул. Макаренко
  4. О проведении торжественного вечера Макаренко в Московском Доме учителя 12 марта совместно с Московской гор.секцией Макаренко
  5. Разное

 

  1. 1. Оргвопросы.

По предложению О.С. Кель для улучшения работы с воспитанниками А.С. Макаренко в состав бюро секции кооптирована Н.К. Колодезникова, которой поручено составить план работы с воспитанниками и организовать из них Совет командиров (по Москве и Московской области). Решён вопрос о командировках.

 

  1. 2. О планах на пятилетие.

Сообщение председателя бюро секции О.С. Кель:

Необходимо начать подготовку к 95-летию А.С. Макаренко. Секция продолжит работу с молодёжью, подготовку слётов педотрядов, тем более, что движение педотрядов приняло Всесоюзный характер.

1981 г. – Всероссийский слёт МКПО в Рязани (по инициативе Рязанцев). Слёт, посвящённый 95-летию А.С. Макаренко.

1982 г. – Всероссийский семинар учебно-воспитательных учреждений, носящих имя А.С. Макаренко.

1983 г. – слёт, посвящённый 95-летию А.С. Макаренко.

Организация ежемесячных «Макаренковских Сред» совместно с городской секцией Макаренко.

Создать при ЦС ПО РСФСР Народный университет пед.знаний по подготовке лекторов-макаренковцев (Особенно в помощь педотрядам).

В ноябре 1983 г. провести заседание учителей школ Москвы совместно с ИУ Москвы в форме семинара.

В 1980г. отметить (в сентябре совм. С Моск.секцией А.С. Макаренко) 100-летие Григорович Е.Ф.

В 1983 г. отметить юбилей В.Н. Терского.

Издать три пособия: «Основы методики воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства» (ред.Э.С. Кузнецова), по организации школьного завода (В.Ф. Карманов), по работе ПТУ (А.С. Калабалин) и два сборника по итогам слётов.

 

  1. 3. Об открытии выставки «Макаренко и современность» на ул. Макаренко

 

В соответствии с письмами от Дворца пионеров им. Н.К. Крупской и ЖЭК-5 Бауманского района г. Москвы, содержащими просьбу открыть в помещении детского клуба «Радуга» на ул. Макаренко выставки, посвящённой жизни и деятельности выдающегося советского педагога А.С. Макаренко, бюро секции принимает решение поручить заместителю председателя бюро секции по методической работе – руководителю Макаренковского методического центра (ММЦ) Соколову Р.В. организовать постоянно действующую выставку  «Макаренко и современность» (книги, фото-кинодокументы, методические материалы из фондов ММЦ и личных собраний членов секции, выделенных во временное пользование владельцами), положив в основу передвижной фонд ММЦ, рассматривающийся и обсуждающийся на совместном заседании с городской секцией  А.С. Макаренко в сентябре 1979г. в Московском Доме учителя.

Решено: обратиться с письмами об оказании помощи в организации и проведении выставки в соответствующие организации и учреждения.

 

  1. 4. О проведении торжественного вечера Макаренко в Московском Доме учителя 12 марта совместно с Московской гор.секцией Макаренко.

Решено провести совместно с Моск. Гор. Макаренковской секцией традиционный, посвящённый дню рождения А.С. Макаренко, торжественный вечер 12 марта.

 

  1. 5. Разное

 

а) Решено обратиться в МГПИ им. В.И.Ленина с официальным письмом о судьбе научного наследия Э.С. Кузнецовой, которое МГПИ намечал издать.

б) Ходатайствовать перед Президиумом ЦС ПО РСФСР о награждении директора музея А.С. Макаренко в г. Кременчуге П.Г. Лысенко за большую работу Почётным знаком.

Секретарь                                                                     Н.В. Харламова

Зам. председателя секции                                           Р.В. Соколов

____________________________________________________________________________

 

Теперь искали «крышу» в парткоме Минпроса РСФСР. Благо дело, там меня и наградили грамотой, а зам. Министра Л.К.Балясная не раз хвалила с трибун, в «Известиях», прислала благодарственное письмо.

Справедливости ради надо сказать, что и на ул. Макаренко я получил ещё одну грамоту Минпроса. Это совпало с получением удостоверения от государственного музея Макаренко в Кременчуге (дир. П.Г.Лысенко), подтверждающим моё право быть «лектором-макаренковцем».

Другое подобное удостоверение (от Университата педагогических знаний при АПН СССР) даваломне право быть лектором вообще «по вопросам воспитания)… Наш НМЦ продолжил эстафету, принятую от Э.С.Кузнецовой – стали еженедельно проводить «Макаренковские среды», почти еженедельно – трёхчасовые учебные семинары для актива педагогических отрядов Московской области.

Теперь, казалось бы, можно было бы спокойно нести свой "макаренковский крест"… Но не тут-то было. Именно Педагогическое общество начинает добиваться закрытия ММЦ и, наконец, под его нажимом жилищное хозяйство отбирает помещение якобы на время и якобы для проведения ремонта...

Через 20 лет на Бланке Педагогического общества России за подписью Первого заместителя председателя его Центрального совета Т.С.Кисаровой Р.В.Соколов получил письмо:

«Глубокоуважаемый Ричард Валентинович! От всей души поздравляем Вас и Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию со славным юбилеем.Этот юбилей - синтезирование итогов долгого и упорного труда по социализации и воспитанию молодёжи, сохранению детства у тех, у кого настойчиво пытаются его отнять. Этот опыт – страницы увлекательных походов и встреч рассветов, эстафет и конкурсов, всего того, что заставляет светиться радостью юные глаза. Желаем Вам и вашему коллективу творческого долголетия, оптимизма, юного задора и энергии в противостоянии всему тому, чему вы уже с успехом противостоите. Пусть новые молодые сердца, зажигаемые Вами, бьются гордо и горячо, стремясь во всём походить на наставников-педагогов».

Видимо за 20 лет много сменилось начальников в этом Обществе, если они забыли, как выдавливали нас из помещения, к которому сами никакого отношения не имели и как изгоняли из самого этого общества…

А тогда письма в защиту ММЦ, подписанные двумя-тремя десятками воспитанников Макаренко в МГК КПСС и другие «компетентные органы» в конце концов приводят к тому, что Педагогическое общество Москвы получает указание «свыше» создать в Доме пионеров Киевского района Москвы Музей А,С.Макаренко, но … без Соколовых…

И вот в течение нескольких лет Соколов наблюдает, как устраивается экспозиция музея «по-арабски» (справа-налево), как в этой экспозиции материалы размещаются… Как пропагандировался там образ советского и в конец «забронзовевшего Макаренко»…

1981

Будучи отлучённым (кому-то тогда казалось, что уже навсегда) от всякой возможности пропагандировать Макаренко, я ушёл от мира . Но не в монастырь, а в "пустынь" - в Рязанский филиал Московского института культуры (МГИК),.

1983

А в это время в киевском районном Доме пионеров силами Педагогического общества (с активным участием воспитанников А.С.Макаренко), наконец-то создаётся музей А.С.Макаренко.

А в Рязани я организовал студенческий клуб «Энтузиаст». Там удалось  провести для студентов (и преподавателей) вечера, посвящённые С.Т.Шацкому и А.С.Макаренко.


Тогда-то руководство филиала и начало меня агитировать, чтобы я после окончания института остался в нём преподавателем. Но вдруг студенческая команда в игре «Что? Где? Когда?» «разделала под орех» команду педагогов (а я, увы, был капитаном студенческой команды)...

 

Пришлось спешно "бежать" - переводиться в "Московкую метрополию" этого института, где я уже остерегался что-либо организовывать и во что-либо играть с преподавателями, кроме как в защиту диплома. Дело в том, что единственный, кто тогда защищал там диплом. Все остальные ограничивались (и это тогда там считалось достаточным) сдачей «госов».

В 1986г. великовозрастный студент, наконец, родился как дипломированный специалист, не только имеющий настоящее право, но и обязанный быть просветителем. И надеялся, вот теперь-то можно будет пропагандировать Макаренко. Наивный!

Эту наивность в какой-то мере подкрепило то, что в период обучения в институте я получил право читать лекции «по линии общества «Знание», как тогда говорили. И, конечно же, больше всего было прочитано лекций об А.С.Макаренко Макаренко оказалось невозможным пропаганировать и в Едином методическом центре Управления культуры Мосгорисполкома (ЕНМЦ), где я стал служить методистом.

Пришлось уйти работать грузчиком к В.Ф.Карманову на тот самый школьный завод «Чайка». Потом, увидев на заборе объявление, что Центральному Дому культуры железнодорожников (ЦДКЖ) требуется методист для работы в условиях длительных командировок на сети дорог Советского союза, я, поблагодарив Карманова на несколько лет пустился проповедовать о Макаренко на просторах Родины от Баку до Бама.

1986

Но началась в стране как бы «перестройка» и я обольстился мыслью, что и в Москве, может быть, теперь можно говорить о Макаренко… И ещё обольстился надеждой, что можно и практически ещё раз попробовать реально (с детьми) что-то макаренковское делать. Например, реализовать свой дипломный проект. Красный, как-никак. И более 21-го года занимался этим в районе Марьина роща. Кое-что удалось, а кое-что и не удалось. Но об этом надо писать большую книгу.

В двух изданных в 1992 и 1993 гг. и одной изданной лишь частично (100 страниц из 400) об этом кое-что прочитать можно… В статьях и в диссертации «Условия участия населения в социализации детей по месту жительства» (защищена в Российском институте культурологии в 1995г.) И в интернете кое-что моё об этом давно «висит»)…

2000

В музей Макаренко поступил работать только после прихода нового директора – воспитанника А.С.Макаренко В.В.Морозова двери музея начали приоткрываться для Соколовых. Теперь я имею возможность проводить экскурсии по музею, а Н.В.Соколова – хранитель его фондов. Некоторые экспонаты перекочевали из создававшегося нами когда-то музея Макаренко на заводе «Чайка». Это и гипсовый бюст А.С.Макаренко, и переданное нами знамя КМС, и кое-что другое…

Сделано около двух десятков учебников на компакт-дисках, в том числе и «по Макаренко» («Макаренко и современность», «Международный конкурс имени А.С.Макаренко», «С.А.Калабалин и современность»). Диск «И.П.Иванов и современность» (несколько версий в разные годы) посвящён последователю А.С.Макаренко И.П.Иванову.

2001.

20 ноября 2001 г. «Учительская газета» сообщила, что на Всероссийской конференции в Архангельске я был объявлен «официальным «летописцем» коммунарства», создаю «Коммунарскую энциклопедию» - виртуальный музей коммунарства», а вскоре газета «Первое сентября» сообщила, что у меня на квартире создан «главный музей коммунарского движения».

Что касается сообщения в «Учительской газете», то так оно и было, а вот на квартире у меня лишь только личный архив и личная коллекция материалов по общественно-педагогическому движению, а не только по коммунарскому». Но да, что взять с прессы… Любят они приврать.

2003

На Макаренковской конференции 2003 г. я был удостоен чести один день вести пленарные заседания.

2004

На Международном макаренковском конкурсе 2004 г. – был членом жюри.

2005

На конкурсе 2005 г. выступал с докладом на пленарном заседании.

В 2007г. вёл один из «мастер-классов».

Вести один из «мастер-классов» было доверено и на Междунарной макаренковской конференции 2008 г. в Егорьевске.

На снимке: После экскурсии, которую я провёл для молодых американских бизнесменов.

 

 

 

 

 

Осенью 2007г., участвуя в конференции по проблемам православной школы (на базе православной классической гимназии в Свято-Алексеевской пустыни (Ярославская область) я сделал доклад «Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко». Тогда же мне было предложено написать статью по этой теме, подготовить к 120-летию А.С.Макаренко выставку и провести вечер для педагогов гимназии, кадетского корпуса и других насельников пустыни.

2008

9 марта 2008 г. такой вечер состоялось, и на собрании насельников Пустыни.  Было принято решение о создании на базе гимназии педагогического музея (постоянной экспозиции) А.С.Макаренко в тот же день было подписано обращение к макаренковским музеям России и Украины поделиться материалами для экспозиции новорожденного макаренковского музея.

Это обращение уже поступило в музеи России и Украины и кое-какие материалы уже переданы для второго в России макаренковского музея.

На открытии юбилейной выставки А.С.Макаренко в Москвском музее педагогики мне была оказана честь в экскурсии для министра образования Москвы О.Н.Ларионовой, других педагогических деятелей и прессы рассказывать о жизни и деятельности А.С.Макаренко до 1920 года, а затем, о коммуне им. Дзержинского.

Эту экскурсию провели, чередуясь, пять экскурсоводов: Р.В.Соколов, В.В.Морозов, А.С.Калабалин, Р.В.Соколов, В.В.Морозов, Т.Ф.Кораблёва, А.М.Кушнир).

В Московском музее образования на выставке, открытой к 125-летию
А.С.Макаренко был сделан этот снимок.

Выставка действует и по настоящее время

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

13 марта 2008 г. я выступил на пленарном заседании в Полтавском педагогическом университете (там же к макаренковской конферегнции напечатали и мою (в соавторстве с Н.В.Соколовой) статью «Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко». Кстати, более полная версия (30 страниц) этой статьи была помещена в день рождения Макаренко в 04 часа на сайте «Православие и мир» (pravmir.ru).

И в тот же день же поступили первые (преимущественно очень положительные) отзывы. И в этот же день другой сайт «Русская линия» поместил со ссылкой на «Правмир» эту же нашу статью.

Позже она оказалась – на профсоюзном сайте, на официальном сайте Латвийской православной церкви, на сайте “Православный форум”…

К макаренковской конференции в бывшем МГПИ (на психологопедагогическом факультете) Международной академией наук высшего образования (МАНПО) была опубликована моя статья о трёх «подвижниках соцвоса» (С.Т.Шацком, А.С.Макаренко и И.П.Иванове).

По этой теме выступил на одном из «круглых столов» той конференции в МПГУ. Через несколько дней на пленарном заседании макаренковской конференции в РГСУ состоялось моё выступление «Феномен Макаренко в культурологической ретроспективе». На пленарном заседании АПСН сделал доклад «Типологические составляющие личности «подвижника соцвоса» (по фактам биографии А.С.Макаренко». Текст опубликован.

В апреле на 6-ом Международном конкурсе им. Макаренко провел шесть часов своего мастер-класса а на закрытии конкурса был награждён медалью «А.С.Макаренко. За педагогическую доблесть». Медаль учреждена в 2003 г. Международной ассоциацией А.С.Макаренко и Издательским домом «Народное образование».

В начале мая выступил с рассказом об А.С.Макаренко на слёте педотрядов в Питере. Прочитал две лекции в РГПУ и одну в Академии постдипломного образования Питера.

В октябре был приглашён прочитать лекцию о Макаренко в кадетском корпусе при классической гимназии Свято-Алексеевской пустыни (в Ярославской области).

23 октября выступил опять в РГСУ. На этот раз на конференции, посвящённой 130-летию С.Т.Шацкого.

В июле в 6-й раз выступил в Сергиевом Посаде на секции «Воспитание патриота и гражданина» Международного образовательного форума «Глинские чтения», проходившего на базе Московской духовной академии.
Выступил, в основном, на тему «Толераненная Русь». Напомнил и о макаренковском «иммунитет к порче».

В октябре выступил на двух конференциях, посвящённых 130-летию С.Т.Шацкого – в РГСУ и на Форуме малой (детской) академии наук.

В РГСУ помянул А.С.Макаренко, а вот на Форуме МАН (в Обнинске) был доклад «Звенья одной цепи», посвящённый трём «подвижникам соцвоса» (Шацкий,т Макаренко, Иванов). Позже текст был опубликован.

Выступления в Санкт-Петербурге в октябре, ноябре и декабре. С лекциями в РГПИ им. А.И.Герцена (на историческом факультете и факультете технологии и предпринимательства в октябре 2008 г.), в Политехническом университете (для студентов разных факультетов в октябре 2008г.);

Выступление с лекцией в Нахимовском училище (для офицеров-педагогов) в ноябре 2008г.; Состоялись выступления на мероприятиях Форума, посвящённого 85-летия академика И.П.Иванова в ноябре 2008г.: - (В Академии постдипломного образования); - на студенческом Форуме (на секции семьи); - на слёте старшеклассников в Ленинградском областном Доме детского творчества (выступление перед педагогами-руководителями детских объединений);

Выступления в Академии постдипломного педагогического образования (АППО) на «Знаменских чтениях» в декабре 2008 г. на секции «От педагогики общей радости к педагогике общей заботы».

2009

7 января в классической гимназии Свято-Алексеевской пустыни (в Ярославской области) были выделены помещения для православного педагогического музея А.С.Макаренко.
Вскоре перевёз из московского музея несколько витрин и стульев. Из дома перевёз собственную коллекцию книг, альбомов, дисков, компьютер… Начал оформление экспозиции.
В программе Международных рождественских чтений три раза значилось моё имя. В программах трёх секций.

Имя Макаренко значилось лишь в названии одного моего выступления: «Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко: воспитание ответственности и мужественности».

На самом деле имя Макаренко прозвучало во всех трёх моих выступлениях, в том числе – в Доме учителя. Выступление на одной из секций продолжалось минут сорок. Там подробно рассказал о том, как Макаренко отметил в 1912 году 100-летие Бородинского сражения.

Вечером в последний день чтений провели в Московском музее Макаренко, ставшую уже традиционной встречу для участников чтений. На этой встрече был сюрприз – музею была подарена дипломная работа по социальной педагогике (дипломный проект) о применении наследия Макаренко в православных сиротских учреждениях. Работа защищена на «отлично» в Свято-Тихоновском православном университете. Нас эта своего рода «первая ласточка» весьма вдохновила.

В январе и феврале взял интерью о Макаренко у Ирзабекова и Тростникова. Последнее, прямо в открытом эфире (дозвонившись на Народное радио во время выступления Тростникова по радио).

К 121-й годовщине дополнил статью о провославных истоках до семидесяти страниц (включив тексты Ирзабекова, Тростникова и другие материалы, найденные в произведениях Макаренко и о нём. К началу 7-го Междунардного конкурса имени А.С.Макаренко (который на этот раз проходил в Челябинске книжка была безвозмездно издана под грифом НИИ школьных технологий в издательтве "Народное образовавние".

За это огромная благодарность его А.М.КУШНИРУ. Почти весь тираж был бесплатно роздан участникам конкурса. Но вскоре книга была перепечатана в 3-ем номере альманаха "Православная гимназия" тиражом, как говорят, "на порядок выше" (т.е. в 10 раз! ).

Это второе издание, как и полагается, мы с супругой подготовили как "исправленное и дополненное".

6 мая во время конференции в православной гимназии Свято-Алексиевской пустыни состоялось торжественное открытие нашего, как сказала президент ММА Т.Ф.Кораблёва в своем докладе, "первого в мире православного педагогического музея А.С.Макаренко".

Ученики 9-го и 12-го классов накануне выпуска и отъезда побывали на экскурсии в этом музее. А потом были экскурсии для учителей и всех желающих.
На открытие приезжал и внучатый племянник А.С.Макаренко А.С.Васильев-Макаренко.

2010г.

А в зимние каникулы 2010 г. в этом

музее побывали на экскурсии с учителями несколько групп учащихся гимназии (7-х - 9 классов)...


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

В январе 2010г.

- В зимние каникулы Р.В.Соколов:

- ездил в Новоалексеевку Ярославской области и проводил экскурсии в Православном музее А.С.Макаренко (Есть видеозаписи);

- Участвовал в Международных Рождественских чтениях с двумя выступлениями (в театре "Малая камерная сцена" - 40минут и на секции "Семья и досуг". 19 минут). (Есть видеозаписи).

- Проводил встречу для участников чтений в Моск. музее А.С.Макаренко . Участвовало 20 человек);

- Как и в прошлом году прочитал лекцию об А.С.Макаренко в Николо-Угрешской семинарии для студентов 3-го курса (Есть видеозапись);

- Выступал на круглом столе 13 марта 2010г. (см. выше);

- Выступал на пленарном заседании конференции по социальной педагогике в РГСУ 26 марта 2-10г. (есть видеозапись);

- Проводил мастер-класс "Опыт создания документального фильма по биографии А.С.Макаренко ("Герой духа Антоний Макаренко") 2го и 3-го апреля 2010г. в рамках 9-го Международного конкурса им. А.С.Макаренко.

- Выступал на Макаренковских чтениях по теме "Об ответственности педагога за воспитание" 4 апреля 2010г.

А к новому 2010 г. был открыт мой сайт с этим виртуальным музеем А.С.Макаренко.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ