НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ Соколова Н.В, Соколов Р.В. О П0ОДВИЖНИКАХ СОЦВОСА (статья закончена 17 декабря 2013г.). Просмотров 375.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ жизни и деятельности

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Соколова Н.В, Соколов Р.В.
О ПОДВИЖНИКАХ СОЦВОСА
(статья закончена 17 декабря 2-13г.)

«У нас нет воспитательной педагогики» [ 1 ] Так с горечью говорил А.С.Макаренко, выступая  20 октября 1938 г. (за пять месяцев до ухода из жизни) (Примечание: здесь и ниже выделение текста в цитатах сделано авторами данной статьи)

 

В этом году в России широко отмечались юбилеи трёх выдающихся деятелей отечественного образования ХХ века из особой категории педагогов, которых А.С.Макаренко назвал «подвижниками соцвоса» (соцвосом тогда называли «социальное воспитание»). Но подвижниками А.С. Назвал не всех «соцвосовцев», а тех, кто приоритет отдавал именно воспитанию. Кто не просто занимается перевоспитанием малолетних правонарушителей, беспризорников, сирот или безнадзорных детей (как сейчас говорят, «реабилитацией»), а «воспитанием нового человека». К числу «подвижников соцвоса», подвижников отечественной воспитательной педагогики ХХ века мы относим трёх юбиляров уходящего года, среди которых не только А.С.Макаренко, но и его предшественник С.Т.Шацкий и страстный их последователь академика АПН СССР И.П.Иванов.
Мы считаем, что идеи и опыт С.Т.Шацкого легче понять, сопоставляя с идеями и опытом названных нами его последователей

При всех отличиях мы считаем главным то, что их объединяет. А то, что они думали и работали в разное время и в разных условиях, как раз и помогает понять суть их жизненного и педагогического подвига [ 2, 3 ].

Конечно, и С. Т. Шацкий вынужден был начинать с «воспитания-реабилитации»  в 1909 г. он отмечал, что «срок пребывания детей в школах слишком короток... К тому же, в переходный, самый опасный для детей возраст, они не посещают школ, а болтаются на улице,...подражая уродливым явлениям общежития. ) Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое «учение» [4] (на производство или к ремесленникам).
Причины этого С.Т.Шацкий видел в том, что «жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей» [Там же с. 287]. С. Т. Шацкий считал, что это «пробел» «в деятельности городского общества» [Там же] и с тревогой прогнозировал его как пробел «всё более и более расширяющийся» [Там же].

Считая, что этот пробел необходимо заполнить, С. Т. Шацкий и его единомышленники (группа московских интеллигентов) начиная с 1905 г. и на протяжении трёх десятков лет занималась (практически, теоретически и организационно) решением проблемы «устройства» разумной, «развивающей обстановки» для детей. Работа началась с создания детского клуба для детей из бедных семей Марьиной рощи (на северной окраине Москвы), продолжилась там же созданием общества «Сетлемент» (реорганизованного в 1907г. в общество «Детский труд и отдых». А затем (в 1919г.) - созданием уникального государственного учреждения («Первой опытной станции по народному образованию» ) в ста километрах от Москвы на базе, созданной ещё в 1911г. стационарной летней загородной базы Общества для труда и отдыха детей «Бодрая жизнь» .
Так в культурной жизни России заявило о себе новое, говоря словами самого С. Т. Шацкого, «педагогическое течение», участники которого «начали работу с детского клуба, детского сада и колонии, имея в виду организацию детских сообществ и их изучение» [Там же, т.2, с 135].

К сожалению, прогноз С. Т. Шацкого об увеличении «пробела» (противоречия) между объективными потребностями детей в условиях для нормального воспитывающего досуга и недостаточным их обеспечением,  подтвердился. Заметим, что это не только российская проблема, но и всемирная.

С.Т.Шацкий и другие участники «общественно-педагогического движения» (ОПД), ощущая насущную необходимость «прийти на помощь» [Там же]   детям и создать разумные условия для их жизни, развития и введения в культуру («для вступления во взрослую жизнь», «для подготовки к жизни») и часто не имея возможности осуществить «идею разумной школы» [Там же] в школьном учреждении, пытались реализовывать её во внешкольной сфере. Внешкольная сфера (сфера досуга) стала в  хх веке основной «экологической нишей» ОПД и «полем самореализации» для отечественных социальных инноваторов в деле воспитания.

С.Т.Шацкий писал:.«Если думать о педагогическом движении в этой области,– то оно должно пойти под лозунгом «Возвращение детям детства» [5]. Считаем, что это очень важная черта гуманной педагогики С.Т.Шацкого и его последователей в отечественной воспитательной педагогике. С. Т. Шацкий писал: «Назовём её трудовой, творческой, школой Жизни, новой школой, школой игры, школой общиной, школой радости школой детства, свободной школой, школой будущего, домом свободного ребёнка..., социальной школой..., – она должна самым тщательным образом опереться на ребёнка. Школа для детей, а не дети для школы...» [Там же].
Валентина Александровна Изачик, воспитывавшаяся у С.Т.Шацкого с пяти до двадцати лет (с детского сада до окончания школы), а потом поступившая в пединститут и проработавшая всю жизнь учителем, вспоминала много интересного и удивительного о жизни в клубе и в колонии.
У С.Т.Шацкого всегда (и в «дополнительной школе» (начальной, которая была организована при детском клубе С.Т.Шацкого в Вадковском переулке) и в школе-колонии «Бодрая жизнь» (с 1919г.) ученикам не выставляли оценок за ух учебные успехи. На вопрос: «Почему?» Изачик отвечала «Нам Шацкий говорил, что, если ученики привыкнут учиться «за отметки», то они и после школы «будут работать за зарплату». «А как же стимулы?». «Неужели Вы не понимаете, что и учиться и работать надо для отметок?  «Учиться надо для того, чтобы уметь делать лучше окружающую жизнь».
Правда, в школе при клубе и потом в школе-колонии было два исключения. В школе тогда был предмет, по которому выставлять оценки были вынуждены. Это «Закон Божий». Этот предмет в те времена начальство считало самым главным, и без оценок по этому предмету школа не имела права выдавать детям документ об её окончании.
И ещё один казус, связанный с оценками. Позже  (после 1919г.) от школы-колонии «Бодрая жизнь» Калужский Отдел образования стал категорически требовать сведений об оценках знаний учеников по всем предметам. И С.Т.Шацкий нашёл интересное решение. Он распорядился оценки ученикам выставлять и сведения отправлять начальству, но сами ученики ни в коем случае не должны были знать этих оценок. То, что так было, подтверждала в своих рассказах и В.Н.Шацкая (жена, друг и сподвижник С.Т.Шацкого), работавшая в те годы директором школы-колонии.

А ещё В.А.Изачик вспоминала, что они относились к Шацкому «как к старшему товарищу» и в разговоре обращались к нему на «ты». И вообще стиль отношений был очень дружеский. Валентина Николаевна вспоминала, что С.Т.Шацкий любил играть с детьми и купаться. Однажды, приехав из Москвы после очередного заседания в Государственном учёном совете (он был членом ГУСа), он скидывает свой сюртук, одевает рубаху «толстовку», подпоясывается верёвочкой и босиком бежит к детям. Услышав какой-то шум и визг, Валентина Николаевна пошла посмотреть. И видит «кучу-малу» из детских тел, под которой кряхтит Шацкий. «Станислав, что тут происходит?». Куча затихает, расползается, А Шацкий встает, поправляет, рубаху и говорит улыбаясь: «Да они первые начали». Впрочем, когда-то «кучу-малу» устраивал и Лев Толстой в своей Яснополянской школе. А С.Т.Шацкий писал, что перейти учиться в Петровскую сельскохозяйственную академию (а до этого он учился в Московском университете и в Консерватории) его побудило желание создать школу подобную Яснополянской. Но только – трудовую . Для этого он стал изучать разные ремёсла и решил получить профессию агронома. Надо сказать,что все знания и умения, которые С.Т.Шацкий успел получить в свои студенческие годы, он очень плодотворно применил в педагогической работе.

«Подвижникам соцвоса» был присущ повышенный интерес к театральным постановкам и «театрализации быта» их воспитательных коллективов. А.С.Макаренко г. даже сказал журналистке Н.Ф.Остроменцкой (в 1926г.), что он не педагог, а актёр. Во всяком случае, самодеятельные театры были и у С.Т.Шацкого и у А.С.Макаренко. В клубе С.Т.Шацкого, начиная с 1907г. спектакли проходили в зале, оборудованном сценой. У А.С.Макаренко большое театрализованное представление было в 1912 г. (в день 100-летия Бородинского сражения), а самодеятельный театр появился в 1918г., когда он заведовал школой детей железнодорожников. В его репертуаре тогда было свыше 10 пьес. Позже, в колонии им. Горького премьеры были… еженедельно! И на спектакли приезжало до 500 селян. Театр был оборудован в огромном сарае паровой мельницы. За зимний сезон было до 40 премьер.

У С.Т.Шацкого в колонии «Бодрая жизнь» был оборудован летний театр под открытым небом (со сценой и стационарными скамейками). Интересно, что и Шацкий и Макаренко неоднократно ставили «Ревизора» исполняли одну и туже роль – роль. Роль городничего.
Их последователь И.П.Иванов в созданной им в 1959 г. пионерской «Коммуне юных фрунзенцев очень широко использовал метод театрализации, а в самодеятельном студенческом спектакле не постеснялся исполнить роль палача (в сцене про парижских коммунаров). Т.е. все они не стеснялись исполнять роли отрицательных героев. Не боялись при этом потерять авторитет. Можно сказать, что театрализацией и игрой была пронизана вся жизнь их коллективов.

И.С.Т. Шацкий и А.С.Макаренко исключительное значение придавали производительному труду детей.

С.Т.Шацкий ещё в самом начале 900-х годов, задумав создать сельскую школу (по примеру Л.Н.Толстого) сразу решил, что будет создавать трудовую школу. Для этого он не только стал осваивать разные ремёсла, но и пошёл учиться на агронома в Петровскую академию. И самый первый опыт по работе с детьми 1905 г. был опытом создания летней трудовой колонии для дюжины мальчишек взятых на лето из детского приюта. Дети готовили еду, работали на огороде, делали мебель и даже пристроили к даче веранду.
Когда был построен большой дом в Вадковском переулке, то там появились не только разнообразные «клубы» (кружки), но и мастерские. Мальчики учились делать мебель, шить сапоги, а девочки- кройке и шитью. В 1911г. появилась загородная колония «Бодрая жизнь», куда выезжали на пять месяцев, там ребята не только по очереди готовили еду и стирали, но и занимались корчеванием пней, прокладывали дорогу, выращивали овощи.
В 1919 г. на базе колонии была учреждена «Первая опытная станция по народному образованию» и колония стала круглогодичной
Теперь к видам труда прибавились ещё и выращивание зерновых, птицеводство и молочное животноводство, посильные строительные работы. Занимались электрификацией, делали для селян детекторные радиоприёмники. Мечтали о собственном кирпичном заводе…

Среди множества объективных и субъективных факторов прежде всего хочется назвать сознательную «попытку выяснить некоторые закономерности в развитии детского общества» [Там же, т.1, с .297]. Выяснить в ходе многолетнего общественно-педагогического по характеру и социокультурного по содержанию «созидательного эксперимента», задачей которого было «установить влияние организации физического труда на жизнь детского коллектива» [ Там же].
И вот какие интересные выводы. Может быть, фундаментальные для теории и практики «опережающего воспитания»: «виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своём развитии ряд нормальных изменений – всё к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, – влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей» [ Там же, с. 298].
Это, заметим, происходит не в обычной школе, а в «детской трудовой колонии-общине» или, как её ещё называли «школе-колонии», построенной как своего рода натуральное детское хозяйство, в котором «первобытные формы труда сменяются кустарными и затем технически высокими» [Там же ]. В последовательности, напоминающей смену форм труда в истории материальной культуры человечества. При этом «первичные детские организации случайного типа, быстро создающиеся и распадающиеся, приобретают все более длительные формы и обусловливают в дальнейшем параллельный рост социальных навыков. Грубые формы детского искусства сменяются более совершенными, вызывая к жизни творческие силы детей. Развитие художественных запросов детей отражается на возникновении новых, интересных для них видов труда: дети строят планы и наполняются радостной тревогой осуществления.
В конце концов, выявляется идейная сторона детского общества, которая даёт сильный толчок умственным, самостоятельным запросам» [Там же].

Прервём эту чрезвычайно важную цитату, чтобы обратить внимание: умственные запросы детей не предшествуют труду детей в его эволюции,  а являются следствием труда.

Интересно, что эта формула применима и к организации детского труда А.С.Макаренко. В организованной им в 1918г. летней трудовой дружине дети работа на огороде, в саду и ловили рыбу. Позже (с 1920), в колонии им. Горького воспитанники занимались заготовкой дров, изготовлением топчанов (на которых спали), огородничеством, изготовлением колёс для телег, ремонтом, полученных дополнительно полуразрушенных построек бывшего барского имения.  а позже занялись серьезным полеводством и свиноводством. После переезда колонии в Куряж приступили к возделыванию 150 га пахотной земли, сада построили большой современной свинарник (на 300 голов) и стали изготавливать на продажу пчелиные ульи.
В коммуне им. Дзержинского (с 1927г.) воспитанники работали в сапожной, швейной и столярной мастерских, а затем у них появилась литейная мастерская. Изготавливали на продажу маслёнки и театральную мебель. Позже появились два современных завода по изготовлению электроинструмента и  фотоаппаратуры. (первые в стране  заводы по производству такой продукции !)

Что касается детского труда в педагогическом опыте   И.П.Иванова, то следует учесть, что в конце 50-х и начале 60-х это в отечественной педагогике это было, мягко говоря, не модным. В соответствии с господствовавшей тогда теорией «ведущих видов деятельности», по которой дошкольном возрасту свойственна игровая деятельность, школьному – учебная, а трудовая - послешкольному.Считалось, что и без труда учёба подготовит школьников  к труду.
Несмотря на это, именно в опыте созданной И.П.Ивановым  1959г. «Коммуне юных фрунзенцев» (КЮФ) появилась такая форма деятельности как «трудовые десанты». Это не только однодневные работы в помощь строителям или рабочим молокозавода, но и выезды в Ефимовский район на несколько недель для работы на полях и организации досуга сельских ребятишек. Заметим, что добровольные школьные трудовые лагеря КЮФа появились ещё до студенческих строительных и сельскохозяйственных отрядов. Сейчас, созданную последователем С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко методическую систему в науке называют «Педагогика общей заботы».
Ей недавно был посвящён Международный форум, приуроченный к 90-летию И.П.Иванова со 2-го по 8-е ноября в Санкт-Петербурге. События этого Форума проходили на базе 4-х ВУЗов города и областного университета им. А.С.Пушкина.

Разработанная Ивановым и его сподвижниками методика коллективной творческой деятельности составляет целую «Энциклопедию коллективных творческих дел». Именно дел, а не игр, хотя во всех КТД присутствует «игровой элемент». Это дела, поскольку все они «на пользу и радость людям» (младшим, сверстникам и старшим, близким и далёким). У этой педагогики много сторонников.

В середине 60-х появились последователи КЮФа – клубы юных коммунаров (КЮК) и оно выросло в массовое «коммунарское движение». Выросшие участники этих клубов стали создавать молодёжные объединения и в 70-е годы появилось «Коммунарское-макаренковское содружество» (КМС). Потом на основе «педагогики общей заботы» появились «семейно-педагогические клубы».
Авторам данной статьи довелось быть участниками «коммунарского движения» (с 1964г) и пройти все его «ступени». Создавали мы и семейно-педагогические клубы (1978-1987г.)

Опыт С.Т.Шацкого нам был интересен, прежде всего, тем, что и он в начале в начале века,  и мы в его конце работали с «дворовыми детьми». Конечно, многое мы использовали из наследия А.С.Макаренко и ещё больше – из опыта И.П.Иванова и его последователей.

Авторам данной статьи посчастливилось быть создателями и двух уникальных опытно-экспериментальных воспитательных «площадок», которым в разные годы было присвоено имя С.Т.Шацкого.
Это «Форпост коллективного освоения культуры», выросший из созданного
Р.В.Соколовым в 1971 г. подросткового клуба «ОРИОН» [5, 7, 8, 9, 11, 12] и  «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию», выросшая из «дворового» клуба, созданного нами в 1986 г. [6, 8, 11, 12]

Имя С.Т.Шацкого в обоих случаях по ходатайству группы воспитанников С.Т.Шацкого. В первом случае имя было присвоено в 1972г. комитетом комсомола МГПИ им. В.И.Ленина, т.к. Форпост тогда считался детищем Экспериментального студенческого педагогического отряда (ЭСПО) этого института (а Р.В.Соколов был комиссаром этого отряда).
Во втором случае имя С.Т.Шацкого было присвоено после того как наша Опытная станция уже получила юридическое лицо в качестве общественного культурно-воспитательного учреждения (со статусом НКО – 1990г.). Заметим, что учредителями Станции были Межрегиональная ассоциация «Воспитание» и научная консультационная фирма «Социнновация». После того, как структурное подразделение Станции «научно-методический центр по проблемам социальной педагогики (НМЦ) стал одновременно и структурным подразделением в Российском институте культурологии (РИК), и наша Опытная станция  получила  официальное свидетельство базового учреждения Отделения теории и методологии Академии педагогических и социальных наук (АПСН), т.е. в 1994г. А позже мы получили от АПСН и «Патент» на создание нового типа общественного досугового центра социализации детей и подростков. Что общее с опытом С.Т.Шацкого и в чём отличие?

Как и у С.Т.Шацкого , наша Опытная станция имела четыре необходимых взаимосвязанных блока. «Наука», «Практика», «Подготовка кадров» и «Пропаганда своего опыта». Это соответственно «Научно-методический центр», «Многопрофильный разновозрастный клуб», «Социально-педагогическая мастерская» и «Консультационно-методический центр» [ 12, 13 ]. Что касается последнего «блока», то его деятельность 5 лет финансировалась по договору Комитетом по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы.
Зачем нужны в наше время все четыре блока в одном учреждении, если есть РАО с её институтами, есть педагогические институты и колледжи, где готовят педагогов и есть институты повышения квалификации? Все «блоки» нужны, если учреждение опытно-экспериментальное. Чтобы пояснить, приведём пример 2-го московского часового завода, продукция которого по новизне и качеству соперничала с лучшими часовыми заводами Швейцарии. На 2-м
московском часовом заводе «под одной крышей» бок о бок трудились и учёные, и практики. И здесь же готовили для себя такие кадры, которых требовало опытно-экспериментальное производство.

А новизна заключалась в том, что наше учреждение не государственное, а общественное. И кадры мы готовим себе, прежде всего из своих же воспитанников. Бывает, что волонтёрами (а иногда и оплачиваемыми сотрудниками) становятся родители ребят, соседи и даже пенсионеры. Как правило, у них либо нет ещё никакой профессии или профессия совсем не педагогическая [ 11 - 13 ]. Как, впрочем, это было в начале 900-х гг. и у С.Т.Шацкого.

С именем С.Т.Шацкого мы идём… около 60 лет. Как это возможно?  Дело в том, что Форпост культуры им. С.Т.Шацкого и Опытная станция им. С.Т.Шацкого действуют самостоятельно и одновременно в разных концах Москвы. И этот опыт подтверждает, что наследие С.Т.Шацкого (его идеи, тексты и опыт) актуальны и во второй половине ХХ века и в веке новом.

Эффективность применения этого наследия подтверждает многое. В том числе и то, что преемник Р.В.Соколова Ю.К.Берёзкин (прошедший путь от школьника-воспитанника «Ориона» через работу в студенческом педагогическом отряде и работу «педагога-организатора воспитательной работы с детьми по месту жительства), стал руководителя большого воспитательного комплекса (выросшего из Форпоста культуры). Несколько лет он одновременно был и председателем Консультативного совета при Комитете по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы. Был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством». И Соколовы не остались без признания и без наград. Награждены дипломами «Социальный инноватор СССР» (1990г.), медалями «850 лет Москвы», а позже - медалями. «А.С.Макаренко – За педагогическую доблесть». Р.В.Соколов - ещё и медалью «С.Т.Шацкий».
Кроме того, Р.В.Соколов защитил в РИКе (по материалам Опытной станции им. С.Т.Шацкого) диссертацию «Условия участия населения в социализации детей по месту жительства» (1995) [ 12 ] и был избран академиком АПСН (2000г.). Ю.П.Сокольников - Академик АПСН, доктор педагогических наук и профессор –МГПИ , у которого в своё время на факультете педагогики и психологии училась Н.В.Соколова и написала дипломную работу на опыте «Форпоста культуры им.С.Т.Шацкого», (работу, завоевавшую первое место на Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ, за которую Президент АПН СССР М.И.Кондаков лично вручал студентке Н.В.Соколовой медаль
победителя) став координаторомОтделения теории и методологии воспитательных систем и пространств АПСН, Юрген Петрович привлёк нас к работе в этом отделении. Мы регулярно делали доклады о достижениях и планах нашей Опытной станции.

Но мы считаем, что все эти факты общественного признания должны в первую очередь относиться к С.Т.Шацкому и В.Н.Шацкой, которых мы считаем своими главными учителями. И мы считаем своим долгом всячески популяризировать их наследие.  У нас есть несколько научных и публицистических печатных работ, в которых мы исследуем опыт С.Т. Шацкого, даём сравнительный анализ этого феномена (в соотнесением с феноменами социальных педагогов-последователей) и показываем его непреходящее значение для современной воспитательной педагогики [2, 3, 13] .
Тексты наших книг и научных статей (а их около двухсот), документы, фото и видеоматериалы Вы можете легко найти на нашем сайте
makarenko-sokolovy.ru

Литература

1 Макаренко А.С.  Собр. Соч. М т.8, с.179.

2 Соколов Р.В. Звенья одной цепи: С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.П.Иванов, Р.В.Соколов (опыт сравнительного анализа... ) // Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь ...: материалы Международной конференции ...в Нижн. Новгороде 2013г., с. 105-109.
3 Соколов Р.В., Соколова Н.В.Преемственность в социально-педагогической деятельности: С.Т.Шацкий А.С.Макаренко, И.П.Иванов, Р.В.Соколов // Воспитание человека – дело счастливое и посильное/ Материалы международных чтений. -М.: Издательство РГСУ, 2013, с. 80-87.

4 Шацкий С. Т. Пед. соч. в 4-х т. - М., 1963,

5 Соколов Р. В. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности //Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. – М.: Изд. ЦС ПО РСФСР,1978, с. 58-64.

5 Соколов Р. В. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения //Культура и мировоззрение. Выпуск 2. – М.: Изд. Института философии АН СССР, 1986 с. 98-101.

6.Соколов Р. В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры //Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1986. Выпуск 1, с. 28-30.

7.Соколов Р. В. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона //'Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности – М.: Изд. НИИ культуры, 1986, с. 91-107.

8 Соколов Р. В. Опыт прогнозного социально-педагогического  проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре //Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса – М.: Изд. Института социологических исследований АН СССР, ССА, 1987.– Кн. 2, с. 192-212.

9 Соколов Р. В. Концепция освоения культуры //Культурная среда и её освоение (Материалы советских учёных к XVIII Всемирному философскому конгрессу «Философское понимание человека». Великобритания, Брайтон, 21–27 августа 1988 г.) – М.: Изд. Института философии АН СССР и Философского общества СССР. 1988, с. 104-114.

10 Соколов Р. В. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: идейные истоки, предыстория, опыт организации // Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. Экспресс-информация. Выпуск 6. М.: Информкультура, 1990. – 17 с.

11 Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства (учебно-методическое пособие по социальной педагогике.// Изд. кафедры «Социальные инновации» Института молодёжи и научной консультационно-внедренческой фирмы «Социальные инновации» (изд. 2-е). – М., 1993 г. 192 с.

12 Соколов Р.В. Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту  жительства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности “Социология культуры, образования, науки. Защищена в Российском институте культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.
13.Соколов Р.В.О некоторых путях совершенствования образования //Новое в психолого-педагогических  исследованиях // Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. №2 . Изд. НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. -М., 2009, с. 178 - 195.