НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПРОПАГАНДИСТСКИЙ КОМПЛЕКС. Соколов Р.В. В январе 1990 г. по решению Центра системного подхода к воспитанию в Москве была учр... Просмотров 435

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Р.В.Соколов, действительный член АПСН

ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ

ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И

УЧЕБНО-ПРОПАГАНДИСТСКИЙ КОМПЛЕКС

В январе 1990 г. по решению Центра системного подхода к воспитанию в Москве была учреждена Первая опытная станция по внешкольному воспитанию. С 1997 г. Станция – базовое учреждение Отделения методологии и теории воспитательных систем и пространств Академии педагогических и социальных наук. Опытная станция возникла и развивается под научным руководством академика-координатора АПСН, доктора педагогических наук Ю.П.Сокольникова.

 

 

Опытная станция была создана на базе детского многопрофильного клуба «Ровесник» в районе «Марьина роща», где в начале века известный педагог С.Т.Шацкий и его коллеги создали один из первых в Москве и России детский клуб и культурно-просветительное общество «Сетлемент». Там же в 1915 году С.Т.Шацким были разработаны основные подходы к созданию нового типа опытно-экспериментальных комплексов, первый из которых позже (в 1919 г.) получил название «Первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе РСФСР».

Все «элементы», составляющие педагогический комплексОпытной станции С.Т.Шацкого, были совсем не случайны.

Об этом чётко написал сам С.Т. Шацкий.

«Элементы, из которых складывается работа системы учреждений станции: непосредственная педагогическая работа с разными возрастами, связанная с широкой общественной работой, - практика; непрерывная курсовая работа, дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять свой запас знаний в зависимости от выдвинутых жизнью моментов, - курсы; учёт, анализ опыт, подготовка материала для научной обработки, изучение среды, изучение психофизических особенностей ребёнка в его проявлениях и пр.- исследование; организация использования опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения - пропаганда» (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.2. с.326).

Во второй половине ХХ века такую систему учреждений назвали бы научно-практическим учебно-пропагандистским комплексом. В сочетании и чередовании этих разных видов деятельности педагогами станции С.Т.Шацкий видел важное условие того, что мы теперь называем прогнозным социально-педагогическим проектированием, инновационной педагогической деятельностью.

В опыте С.Т.Шацкого мы можем выделить как зону активного действия и зону влияния. В первой - не только учреждения Первой опытной станции в калужской губернии, но и в Москве. В Вадковском переулке с 1922 г. помещался Центральный детский сад Опытной станции, Первая трудовая школа и её пионерский форпост, которой шефствовал над детским садом. В Центре Московского отделения (на м. Дмитровке) помещались кабинет педагогических материалов Опытной станции, педагогическая выставка и педагогическая библиотека с иностранным отделом. .

В зону активного действия С.Т.Шацкого, полагаем, следует включить и Государственный учёный совет (членом которого он был), и Московскую консерваторию (которой он руководил в последние годы жизни).

Что же касается зоны влияния педагогического комплекса С.Т.Шацкого, то к ней, как минимум, можно отнести тех, кого имела в виду Н.К. Крупская, когда говорила, что С.Т.Шацкий воспитал целую плеяду учеников. Определение места в этой «зоне» восхищавшихся опытом С.Т.Шацкого Д.Дьюи и Р.Тагора ещё ждёт своих исследователей.

В конце века в той же Марьиной роще появились разновозрастный многопрофильный клуб «Ровесник» и оригинальное общественное учреждение «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».

Обыкновенно обращают внимание на то, что это станция не по «народному образованию», а по «внешкольному воспитанию». Но это не принципиальное различие. Все 10 лет Станция дружит и со школой, и с соседним учреждением дополнительного образования. Часть руководителей детских и подростковых объединений детского клуба Опытной станции оплачиваются (по договору) учреждениями образования.

Укажем на действительно важное отличие нашей опытной Станции.

Если Опытная станция Шацкого - государственное учреждение, то Первая опытная станция по внешкольному воспитанию была учреждена как общественная организация. В 1992 г. Станция была перерегистрирована и получила статус некоммерческой (и негосударственной) организации. И это очень важно, ибо организаторы Опытной станции считают нужным развитие 3-го сектора, появление подобных негосударственных структур (фактически – общественных воспитательных учреждений) одним из механизмов преобразования общества в гражданское.

Не случайно диссертацию руководитель станции защищал не «по педагогике», а «по социологии» (социология культуры, образования, науки) и не в Академии образования, а в Академии наук РФ (в Российском институте культурологии). И тема диссертации была определена так «Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства».

Защите предшествовали два издания книги «Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства» (М.,1992, 1993).

Если смотреть на педагогическую систему нашей Опытной станции через «призму» предложенную С.Т.Шацким, то мы без труда увидим признаки всех перечисленных С.Т.Шацким «элементов».

Во-первых, работа теоретическая (по постановке целей и задач социально-педагогического проектирования, созданию теоретических моделей и анализу эффективности вновь создаваемых).

Опытная станция зародилась в той части социокультурного пространства, которое занимает наука. В том же 1990 г. в «зоне её влияния» оказался Российский институт культурологии АН РФ, где вскоре появилось специализированное научное подразделение (Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства), возглавляемое руководителем Опытной станции Р.В.Соколовым. Опытная станция получила статус экспериментальной площадки этого НМЦ. На 1995-2000 гг. была определена тема исследований НМЦ: «Социально-педагогическая самодеятельность населения». Опубликовано несколько статей, две брошюры и две книги научно-методического содержания. Заканчавается работа над справочным учебным пособием в форме лазерного диска.

Во-вторых, - работа по подбору и обучению кадров, которые могли бы успешно воплощать теоретические положения в практической опытно-экспериментальной работе с детьми и подростками.

За 10 лет к работе с детьми и подростками были привлечены десятки жителей района. Среди них старшеклассники, студенты, рабочие, служащие, ветераны труда. Обычно это «общественники». Некоторые воспитанники, вырастая, стали руководителями детских объединений. Успешно вели кружки аппликации и фото, кукольный театр, секции настольного тенниса и футбола. Один из воспитанников отряда скаутов теперь сам руководит этим объединением. Один из участников фотокружка в десятом классе сам стал руководить этим кружком. Получаемой на Станци зарплатой, он оплатил подготовительные курсы в Московский энергетический институт, в 1998 г. окончил его с отличием. На следующий год окончил МВТУ им. Баумана. В том же году стал аспирантом МЭИ и поступил работать программистом в одну из фирм и активно помогает в ремонте и настройке компьютеров клуба Станции.

На базе Станции ежегодно проходят практику студенты Университета культуры и педагогических институтов. По итогам преддипломной практики трое с отличием защитили дипломные работы.

В-третьих, - опытно-экспериментальная работа (по созданию нового типа института социализации и отработке содержания и методов проводимой в нем социализационной деятельности).

В некоторые годы многопрофильный детский клуб Станции имел одновременно до 30 объединений разного профиля.

Специально создавались объединения для детей разных возрастов, обоего пола, любой степени общественной активности или педагогической запущенности. Особое внимание уделяется безнадзорным детям.

Кроме детской и подростковой игротек, обязательно действуют какие-либо спортивные объединения, объединения художественного, прикладного и технического творчества. Летом 1999 г. начала активно работать детская студия компьютерной анимации «Юные волшебники мульти-пульти». Шесть – семь раз в год по методике коллективной организаторской деятельности на открытых площадках проводятся массовые праздники подвижных игр. Игры и конкурсы проводят дети, подростки и родители. После окончания каждого праздника проводится его обсуждением с участием большой группы детей и подростков.

В-четвертых, - работа по методической систематизации полученных результатов (их сбору, “обобщению” и превращению в информационные и учебно-методические пособия).

Все проводимые Станцией массовые мероприятия записываются на видеокассеты. Обсуждение проведённых мероприятий также записываются и хранятся в методическом кабинете Станции.

Результаты научно-методического анализа позволяют создавать методические рекомендации и учебные пособия. Подготовленное к изданию учебно-методическое пособие «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства» имеет уже объём около 400 страниц. А материал всё прибавляется.

Заметим, что школа-колония “Бодрая жизнь” С.Т. Шацкого была построена как школьное учреждение интернатного типа. Оно было “выведено” за пределы города в сельскую местность, а мы считали, что нужно создавать досуговые центры социализации непосредственно в городе, по месту жительства детей и подростков (в пределах пешеходной доступности). И не как “закрытые” интернаты, а как “открытые” общедоступные клубные центры. И не для детской и молодёжной элиты, а для самых обычных детей, для тех, кого социологи называют «аутсайдерами», а милиция «безнадзорными».

Считаем, что нужны общедоступные и привлекательные для детей досуговые центры социализации.

В целях создания научно-практического и учебно-методического комплекса (Опытной станции) и при ней детского клуба как действительно открытой и действительно общедоступной социализацирующей структуры по месту жительства (досугового центра социализации) пришлось осуществить длительную (протяженностью более 35 лет) поисковую социально-педагогическую работу.

В этой работе методом прогнозного социально-педагогического проектирования (в сочетании с методом включенного наблюдения-участия) была последовательно реализована целая серия (12) разных моделей досуговых центров социализации. Можно сказать, что разработано 12 разных типов клубных объединений.

Этот процесс прогнозного социального проектирования чем-то напоминал процесс инженерного проектирования. При создании каждой модели поэтапно ставились конкретные задачи, реализация которых позволила в какой-либо мере приблизиться к поставленной цели.

Опытная станция – самая последняя модель, но самая совершенная из них. Её мы предлагаем и как наше «прочтение» наследия С.Т.Шацкого, и как современную социально-педагогическую модель.

В январе 1990 г. по решению Центра системного подхода к воспитанию в Москве была учреждена Первая опытная станция по внешкольному воспитанию. С 1997 г. Станция – базовое учреждение Отделения методологии и теории воспитательных систем и пространств Академии педагогических и социальных наук. Опытная станция возникла и развивается под научным руководством академика-координатора АПСН, доктора педагогических наук Ю.П.Сокольникова.

Опытная станция была создана на базе детского многопрофильного клуба «Ровесник» в районе «Марьина роща», где в начале века известный педагог С.Т.Шацкий и его коллеги создали один из первых в Москве и России детский клуб и культурно-просветительное общество «Сетлемент». Там же в 1915 году С.Т.Шацким были разработаны основные подходы к созданию нового типа опытно-экспериментальных комплексов, первый из которых позже (в 1919 г.) получил название «Первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе РСФСР».

Все «элементы», составляющие педагогический комплексОпытной станции С.Т.Шацкого, были совсем не случайны.

Об этом чётко написал сам С.Т. Шацкий.

«Элементы, из которых складывается работа системы учреждений станции: непосредственная педагогическая работа с разными возрастами, связанная с широкой общественной работой, - практика; непрерывная курсовая работа, дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять свой запас знаний в зависимости от выдвинутых жизнью моментов, - курсы; учёт, анализ опыт, подготовка материала для научной обработки, изучение среды, изучение психофизических особенностей ребёнка в его проявлениях и пр.- исследование; организация использования опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения - пропаганда» (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.2. с.326).

Во второй половине ХХ века такую систему учреждений назвали бы научно-практическим учебно-пропагандистским комплексом. В сочетании и чередовании этих разных видов деятельности педагогами станции С.Т.Шацкий видел важное условие того, что мы теперь называем прогнозным социально-педагогическим проектированием, инновационной педагогической деятельностью.

В опыте С.Т.Шацкого мы можем выделить как зону активного действия и зону влияния. В первой - не только учреждения Первой опытной станции в калужской губернии, но и в Москве. В Вадковском переулке с 1922 г. помещался Центральный детский сад Опытной станции, Первая трудовая школа и её пионерский форпост, которой шефствовал над детским садом. В Центре Московского отделения (на м. Дмитровке) помещались кабинет педагогических материалов Опытной станции, педагогическая выставка и педагогическая библиотека с иностранным отделом. .

В зону активного действия С.Т.Шацкого, полагаем, следует включить и Государственный учёный совет (членом которого он был), и Московскую консерваторию (которой он руководил в последние годы жизни).

Что же касается зоны влияния педагогического комплекса С.Т.Шацкого, то к ней, как минимум, можно отнести тех, кого имела в виду Н.К. Крупская, когда говорила, что С.Т.Шацкий воспитал целую плеяду учеников. Определение места в этой «зоне» восхищавшихся опытом С.Т.Шацкого Д.Дьюи и Р.Тагора ещё ждёт своих исследователей.

В конце века в той же Марьиной роще появились разновозрастный многопрофильный клуб «Ровесник» и оригинальное общественное учреждение «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».

Обыкновенно обращают внимание на то, что это станция не по «народному образованию», а по «внешкольному воспитанию». Но это не принципиальное различие. Все 10 лет Станция дружит и со школой, и с соседним учреждением дополнительного образования. Часть руководителей детских и подростковых объединений детского клуба Опытной станции оплачиваются (по договору) учреждениями образования.

Укажем на действительно важное отличие нашей опытной Станции.

Если Опытная станция Шацкого - государственное учреждение, то Первая опытная станция по внешкольному воспитанию была учреждена как общественная организация. В 1992 г. Станция была перерегистрирована и получила статус некоммерческой (и негосударственной) организации. И это очень важно, ибо организаторы Опытной станции считают нужным развитие 3-го сектора, появление подобных негосударственных структур (фактически – общественных воспитательных учреждений) одним из механизмов преобразования общества в гражданское.

Не случайно диссертацию руководитель станции защищал не «по педагогике», а «по социологии» (социология культуры, образования, науки) и не в Академии образования, а в Академии наук РФ (в Российском институте культурологии). И тема диссертации была определена так «Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства».

Защите предшествовали два издания книги «Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства» (М.,1992, 1993).

Если смотреть на педагогическую систему нашей Опытной станции через «призму» предложенную С.Т.Шацким, то мы без труда увидим признаки всех перечисленных С.Т.Шацким «элементов».

Во-первых, работа теоретическая (по постановке целей и задач социально-педагогического проектирования, созданию теоретических моделей и анализу эффективности вновь создаваемых).

Опытная станция зародилась в той части социокультурного пространства, которое занимает наука. В том же 1990 г. в «зоне её влияния» оказался Российский институт культурологии АН РФ, где вскоре появилось специализированное научное подразделение (Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства), возглавляемое руководителем Опытной станции Р.В.Соколовым. Опытная станция получила статус экспериментальной площадки этого НМЦ. На 1995-2000 гг. была определена тема исследований НМЦ: «Социально-педагогическая самодеятельность населения». Опубликовано несколько статей, две брошюры и две книги научно-методического содержания. Заканчавается работа над справочным учебным пособием в форме лазерного диска.

Во-вторых, - работа по подбору и обучению кадров, которые могли бы успешно воплощать теоретические положения в практической опытно-экспериментальной работе с детьми и подростками.

За 10 лет к работе с детьми и подростками были привлечены десятки жителей района. Среди них старшеклассники, студенты, рабочие, служащие, ветераны труда. Обычно это «общественники». Некоторые воспитанники, вырастая, стали руководителями детских объединений. Успешно вели кружки аппликации и фото, кукольный театр, секции настольного тенниса и футбола. Один из воспитанников отряда скаутов теперь сам руководит этим объединением. Один из участников фотокружка в десятом классе сам стал руководить этим кружком. Получаемой на Станци зарплатой, он оплатил подготовительные курсы в Московский энергетический институт, в 1998 г. окончил его с отличием. На следующий год окончил МВТУ им. Баумана. В том же году стал аспирантом МЭИ и поступил работать программистом в одну из фирм и активно помогает в ремонте и настройке компьютеров клуба Станции.

На базе Станции ежегодно проходят практику студенты Университета культуры и педагогических институтов. По итогам преддипломной практики трое с отличием защитили дипломные работы.

В-третьих, - опытно-экспериментальная работа (по созданию нового типа института социализации и отработке содержания и методов проводимой в нем социализационной деятельности).

В некоторые годы многопрофильный детский клуб Станции имел одновременно до 30 объединений разного профиля.

Специально создавались объединения для детей разных возрастов, обоего пола, любой степени общественной активности или педагогической запущенности. Особое внимание уделяется безнадзорным детям.

Кроме детской и подростковой игротек, обязательно действуют какие-либо спортивные объединения, объединения художественного, прикладного и технического творчества. Летом 1999 г. начала активно работать детская студия компьютерной анимации «Юные волшебники мульти-пульти». Шесть – семь раз в год по методике коллективной организаторской деятельности на открытых площадках проводятся массовые праздники подвижных игр. Игры и конкурсы проводят дети, подростки и родители. После окончания каждого праздника проводится его обсуждением с участием большой группы детей и подростков.

В-четвертых, - работа по методической систематизации полученных результатов (их сбору, “обобщению” и превращению в информационные и учебно-методические пособия).

Все проводимые Станцией массовые мероприятия записываются на видеокассеты. Обсуждение проведённых мероприятий также записываются и хранятся в методическом кабинете Станции.

Результаты научно-методического анализа позволяют создавать методические рекомендации и учебные пособия. Подготовленное к изданию учебно-методическое пособие «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства» имеет уже объём около 400 страниц. А материал всё прибавляется.

Заметим, что школа-колония “Бодрая жизнь” С.Т. Шацкого была построена как школьное учреждение интернатного типа. Оно было “выведено” за пределы города в сельскую местность, а мы считали, что нужно создавать досуговые центры социализации непосредственно в городе, по месту жительства детей и подростков (в пределах пешеходной доступности). И не как “закрытые” интернаты, а как “открытые” общедоступные клубные центры. И не для детской и молодёжной элиты, а для самых обычных детей, для тех, кого социологи называют «аутсайдерами», а милиция «безнадзорными».

Считаем, что нужны общедоступные и привлекательные для детей досуговые центры социализации.

В целях создания научно-практического и учебно-методического комплекса (Опытной станции) и при ней детского клуба как действительно открытой и действительно общедоступной социализацирующей структуры по месту жительства (досугового центра социализации) пришлось осуществить длительную (протяженностью более 35 лет) поисковую социально-педагогическую работу.

В этой работе методом прогнозного социально-педагогического проектирования (в сочетании с методом включенного наблюдения-участия) была последовательно реализована целая серия (12) разных моделей досуговых центров социализации. Можно сказать, что разработано 12 разных типов клубных объединений.

Этот процесс прогнозного социального проектирования чем-то напоминал процесс инженерного проектирования. При создании каждой модели поэтапно ставились конкретные задачи, реализация которых позволила в какой-либо мере приблизиться к поставленной цели.

Опытная станция – самая последняя модель, но самая совершенная из них. Её мы предлагаем и как наше «прочтение» наследия С.Т.Шацкого, и как современную социально-педагогическую модель.