НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ Из книги "У НАС ВО ДВОРЕ" 1973. Это коллективный труд (организор и составитель книги Р.В.Соколов). В ней содержится обобщение опыта работы первого экспериментального студенческого педагогического отряда (ЭСПО) МГПИ. Просмотров 374.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Коммунарское движение

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Макаренковская секция Педагогического общества РСФСР
Центральный совет Студенческого научного общества МГПИ им. В.И Ленина
Творческое объединение СНО МГПИ им. В.И. Ленина “Макаренковские среды”

У НАС ВО ДВОРЕ

Обобщение опыта работы
Форпоста студенческого педагогического отряда  им. С.Т. Шацкого
с детьми и подростками по месту жительства

(из рукописи книги “У нас во дворе”, написанной членами педагогического отряда Форпоста культуры им. С.Т. Шацкого в начале 70-х годов)
Составитель Р.В. Соколов – комиссар первого экспериментального педагогического отряда (ЭСПО) МГПИ им. В.И. Ленина

Научный руководитель – доцент кафедры педагогики МГПИ им. В.И.Ленина, председатель макаренковской секции педагогического общества РСФСР Э.С. Кузнецова

Москва, 1974.

 

--------------------------------------------
Примечание: Ниже приводится часть текста последней редакции книги,
неоднократно намечавшейся к изданию в издательстве МГПИ, но так и не изданной им.
Тем не менее книга была напечатана дважды.
Первый раз серией отдельных статей в газете МГПИ “Ленинец”.
Второй раз – в усечённом варианте и без титульного листа в типографии Дальзавода
г. Владивостока под названием “Для тех, кто работает с пионерами” в 1976 г.

В начале 70-х годов комиссар ЭСПО (экспериментального студенческого
педагогического отряда МГПИ) Р.В. Соколов организовал работу педотрядовцев
по обобщению опыта своей работы и была подготовлена к печати книга “У нас во дворе”.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Э.С. КУЗНЕЦОВА

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Белова Т.

Берёзкин Ю.

Боденко Б.

Болдычева В.

Вьюнова Н.

Дерябкин Ю.

Дятлова Е.

Завьялова Е.

Зубакова Л.

Кодакова Г.

Кузнецова Э.С.

Миронова Т.

Максимова А.

Мовчан Е.

Пермесская Т.

Подмазов А.

ПоляковС.

Проценко М.

Рябова И.

Соколова Е.

Соколов Р.

Стурова Т.

Сургучёва Е.

Тарасова Т.

Фёдорова Т.

Яшин Б.

ФОТО: Ю.Берёзщкина, Ю.Дерябкина, Д. Журавлёва, С.Икрянникова, В.Купцова, В.Лененко, В. Панова, К. ПОДЫМЫ, Е.Соколовой, Р.Соколова, С.Фролова, С.Шведова и других

РИСУНКИ: Ю.Берёзкина, О.Михайловой, А.Подмазова, Р.Соколова и других

СОСТАВИТЕЛЬ  Р.СОКОЛОВ

ВВЕДЕНИЕ

      Научный руководитель Комсомольско-молодёжного форпоста культуры им. С.Т.Шацкого, доцент кафедры педагогики МГПИ им. В.И.Ленина Э.С. Кузнецова

      Некоторые учителя считают, что организация форпостов – дело лишнее. Никакого, мол, свободного времени у ребят нет и в помине. Времени ребятам даже на приготовление уроков не хватает, и незачем их от этого отвлекать. Конечно, с нынешними учебными  программами справиться ребятам не легко, однако, факт остаётся фактом – большую часть времени после уроков многие из них всё же проводят на улице, и это в свою очередь, часто оказывается фактором, приводящим к антиобщественным поступкам и даже правонарушениям.

     “Не всё обстоит так, как хотелось бы в организации свободного аремени молодёжи…”, - говорил на XYII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. “Чрезвычайно важно, чтобы молодые люди научились рационально использовать свободное аремя. Безделье, выпивки, невесёлое, я бы сказал, “веселье” ради того, чтобы “убить время”…”. И, напротив, расширение своего кругозора, повышение культурного уровня, политической подготовки, знание родного края, физическая закалка – всё это драгоценный капитал. Нажитый в молодые годы и постоянно пополняемый, он будет служить вам, дорогие товарищи, всю жизнь.” (Л.И. Брежнев, Речь на XYII съезде ВЛКСМ. Газета “Комсомольская правда” №96 (14991) от 24 апреля 1974 г.).

      На приобретение капитала, о котором говорил Л.И. Брежнев, и  направлена вся деятельность форпоста культуры, созданного студенческим педагогическим отрядом им. С.Т. Шацкого.

    От того, как ребёнок живёт в детстве, зависит то,  каким он станет взрослым. Каждый шаг его будет шагом в будущую коммунистическую жизнь, если этот шаг будет педагогически разумно и грамотно направлен, если у него не будет “практики”, “опыта” пустого времяпрепровождения “без дел в руках, без мысли в голове” (К.Д. Ушинский), если из его жизни будет убрана скука. “В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку,  - и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педага и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой”. (К.Д. Ушинский. “О классной дисциплине”. Соб. Соч., т.6, стр. 241-257).

    Вот когда скука будет заменена   целесообразно направленной взрослыми эмоциональной, творческой деятельностью и самодеятельностью детей, тогда наступит такая пора, когда ребёнок (и подросток) начнёт ощущать потребность в общении с другими (одним, двумя, пятью) людьми, потребность в жизни, которая небезразлична (а впоследствии и полезна) для других людей (сначала немногих, а потом и для всего общества). А это, и только это, создаёт у ребят привычку жить уже сегодня с оглядкой, с мыслью – “а что я даю людям?!”. Тогда исчезает детский эгоизм, инфантилизм, иждивенчество… Более того, тогда (не отдавая поначалу отчёта в природе этого душевного состояния) ему становмится интересно (а значит – радостно) жить.

     А этим бодрым настроением, этим “мажором” он “заражает” других, создавая кругом себя “магнитное поле”, притягивающее сверстников. Он невольно превращается в организатора  игры, досуга, различных видов деятельности (спортивной, технической, эстетической и др.).

    Вспоминается, как Л.Н. Толстой определял детей по их позиции в игре: “одни дети спрашивают: -“кто со мной”, а другие – “с кем я”. Вот, при том, что из жизни ребёнка старшие (а потом и он сам) убирают скуку, количество ребят категории “кто со мной” становится значительно большим. И их жизнь начинает быть близкой к той формуле, которую дал К. Маркс: “Жизнь по законам красоты”.

    А эта жизнь свойственна, естественна для Человека: “Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд. Она его делает, потому что она пчела. Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает по-человечески, потому что ему так поступать естественнее, приятнее, разумнее” (А.И. Герцен. Собр. Соч., т.5. стр. 21).

РАЗДЕЛ Ш

КАК БЫЛ ЗАДУМАН СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД

ЧТО ОДИН НЕ СДЕЛАЕТ, СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

(Т.Белова. “Что один не сделает, сделаем вместе!”.

“Комсомольская правда от 12 ноября 1970 г.).

    “Комсомольская правда” начала разговор о воспитании юношей и девушек в возрасте “от четырнадцати до семнадцати”. Когда мы у себя в комитете обсуждали вопрос о том, как мы ведём работу с подростками, Саша Петров рассказал курьёзный случай. Однажды ходил он с однокурсницей навестить трудного подростка, над которым она шефствует. Девушка от подъезда до подъезда металась, забыла, где её подопечный живёт. Случай анекдотичный, но характерный. И, пожалуй, он говорит не только об отношении одного человека к общественным обязанностям. Как часто мне самой доводилось выслушивать исповеди хороших добросовестных студентов, у которых ничего с шефством не получается. Сходил раз, сходил два. Разговор с мальчишками по душам увы не складывается, с пенсионерами из жека переругался. А там глядишь, рукой махнёт и номер подъезда забудет. Одна девушка даже пожаловалась: “Дали мне трудного, а он на год меня младше. Говорит: “Выходи за меня замуж, вот тогда и будешь шефствовать”.

         Всё это происходит оттого, что не очень-то оправдывает себя индивидуальное подкрепление одного студента к одному подростку. Далеко не всегда он становится настоящим авторитетным воспитателем.

         Сегодня наша шефская работа импульсивна и бессистемна. Лишь меньшинство вузов ведёт её глубоко и последовательно.  Но координации между нами практически нет. Я имею в виду не теоретические дискуссии и рекомендации на различных семинарах разговоров о том, как работать с подростками, предостаточно. Я говорю о реальном единстве действий.

           Мы считаем: настало время перейти от разговоров к действиям. Поэтому предлагаем: создать студенческие педагогические отряды по работе с подростками и направить их во дворы.                      

         Они должны быть построены по типу студенческих целинных коллективов.

         Постараюсь ответить на вопросы, которые эта идея, как мне кажется, неизбежно вызовет. Почему именно отряд? Когда во двор или в несколько дворов придёт студенческий педагогический отряд в 15-20 человек со своим уставом, в котором определены задачи отряда, права и обязанности его членов, формы совместной работы с ЖЭКами, милицией, то это уже не борец-одиночка, а борец-коллектив. Отряду легче влиять на отношения  и законы, которые действуют между ребятами данного двора. Мы ведь обманываем себя, утверждая, что студент встречается один на один с трудным подростком. Нет, он встречается с целым комплексом причин, сделавших этого подростка трудным, с детским коллективом, сложившимся во дворе и нередко находящимся под влиянием совсем не безобидной хулиганской компании. Принять такой бой сможет не каждый. Коллективу это под силу.

      Не надо забывать и другую сторону. Во многих ЖЭКах “при детях” сейчас люди далёкие от педагогики, но недостаточно это понимающие. Нам в одном ЖЭКе так сказали: “Можете организовать авиамодельный кружок? Не можете? Тогда уходите, вы нам не нужны!” А в другом натолкнулись на ещё более сложную ситуацию:никак не могли объединить ребят двух дворов, т.к. “шефствовали” над ними две пенсионерки, и между ними, как оказалось, существовали “принципиальные”, непримиримые разногласия по вопросам воспитания. Одному человеку задача “мирного завоевания” ЖЭКов, естественно, не под силу. И здесь отряду – карты в руки.

     …мы верим, что педагогические отряды смогут стать новым движением вузовской молодёжи!) рождено растущей активностью нашего студенчества. И в том, что студенты не стоят в стороне от этих проблем, стремятся уже сегодня внести свой вклад в их решение.

       А что касается педагогических институтов, то для них дворы нашего города могут стать и новыми учебными аудиториями, дадут обычную практику для студентов.

    И участники отрядов должны готовиться к роли воспитателей не менее серьёзно, чем завтрашний физик-теоретик или автостроитель к роли каменщика или плотника на далёкой казахстанской стройке.

……

    И потом, почему отряды должны быть только студенческими? Их могут создавать и молодые инженеры, учёные, врачи, артисты. Нам видятся даже комплексные отряды, объединяющие людей различных профессий.

      Здесь для нас открываются очень заманчивые перспективы: стать для каждого из своих младших друзей проводником из детства во взрослый мир больших дел и великих идей, мир настоящих чувств, мир подвигов и открытий”.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДАХ

(Извлечения. Из текста, опубликованного в газете МГПИ им. В.И.Ленина “Ленинец” от 17 марта 1971 г.)

Принципы работы СПО

1.      Общественно-политическая направленность.

“СПО ставит своей задачей не только организацию досуга подростков, развитие их интересов, но и воспитание “ребячьих комиссаров” – помощников в организации работы с ребятами по месту жительства.

2.      Многопрофильность работы СПО.

СПО привлекает ребят не в узкоспециализированные кружки и секции, а даётвозможность попробовать себя в самых различных видах деятельности.

3.      Добровольность вступления в отряд.

4.      Учитывая возрастные особенности ребят, СПО в методах своей работы опирается на романтику, красочность и использование ролевых игр.

5.      Деятельность СПО является систематической в течение всего года при  чётком и последовательном планировании. Это включает в себя преемственность в работе и руководстве.

6.      СПО даёт почувствовать подростку, что он активный участник большого и нужного дела – создания многочисленных форпостов культуры.

СПО работает как:

1.      Бригада энтузиастов коммунистического воспитания – коллективный организатор внешкольной воспитательной работы. Эта сторона деятельности СПО считается главной;

2.      Школа организаторов и общественников (студентов и старшеклассников), изучающих и творчески применяющих передовую теорию воспитания, изучающих педагогический опыт;

3.      Лаборатория методики коммунистического воспитания в условиях внешкольной работы.

Соотношение различных направлений в работе СПО строится так, чтобы способствовать развитию интеллектуального, нравственного и общественно-практического опыта ребят, а также равномерного физического развития и приобретения технических навыков.

     Для этого рекомендуется вести работу по следующим направлениям.

МИФ (мечта и фантазия); КУЭС (культура, эстетика); МАГ (мастерство, артистичность, грация); ТУЗ (труд, упорство, закалка); ОЖ (оперативность, журналистика); ИПО (инициатива подросткового отряда); ПБК (принципиальность будущего коммуниста); РОИК (ребячье общество изобретателей-конструкторов); ССБ (сила, сноровка, быстрота). (Примечание: о работе по этим направлениям см. в четвёртой главе третьего раздела этой книги.)

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

    Общественно-педагогическая практика студентов на базе Форпоста культуры экспериментального студенческого педагогического отряда включает в себя в качестве основных видов деятельности:

1   курс. Знакомство с форпостом через проведение дежурств, участие в коллективных творческих делах отряда, посещение Совета Старших Друзей (педагогического совета).

2 курс. Стажировка у руководителей форпостовских кружков, клубов, секций, руководство проведением разовых культармейских операций, осуществление деловых связей с одной из школ или одним из внешкольных воспитательных учреждений района.

3 курс. Руководство одним из кружков, клубов, секций или штабов по направлениям и участие в конкурсе студенческих научных работ по тематике Форпоста культуры.

4 курс. Работа комиссарами разновозрастных культармейских отрядов, работа “лоцманами” по “направлениям коллективного освоения культуры”, индивидуальная работа с детьми из наиболее трудных семей, проведение методических занятий для первокурсников в Форпосте культуры и работа над дипломом по проблемам внешкольного воспитания.

РАЗДЕЛ Ш

ОПЫТ ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

   “Четыре года назад студенты Московского педагогического института имени В.И. Ленина обратились ко всем   комитетам комсомола педагогических вузов страны с призывом создать отряды по работе с подростками и направить их во дворы. Штаб студенческого педагогического отряда в этом институте успешно действует и сейчас”

                                                         “ПРАВДА” 23 октября 1974 г.

ГЛАВА 1.

ФОРПОСТ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ

(московские газеты и журналы о ходе эксперимента)

ОБЫЧНОЕ И НЕОБЫЧНОЕ

НО ЧТО ЕСЛИ

ПЕРВОЕ, ЧТО СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ

ИЗ ИСТОРИИ РОСТА

ЛЮБОЕ НАЧИНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ТРУДНОСТИ

СТАТЬЯ НАШЛА ОТКЛИК

ТЕПЕРЬ СТУДЕНТЫ СТАЛИ ПРИВЛЕКАТЬ В РАБОТУ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ЛЕТОМ

ПО СУББОТАМ

НО РЕБЯТА РАСТУТ

ГЛАВНЫЙ ДЕВИЗ ФОРПОСТА: “Наша цель – счастье людей!”

ОПЕРАЦИЯ “ЗОНА ФОРПОСТОВСКОГО ДЕЙСТВИЯ”

Я ПРЕДСТАВЛЯЛА ОБЫЧНОГО ПОДРОСТКА

КАК-ТО ВЕРА СЛУЧАЙНО ПОПАЛА НА ОДИН ИЗ ВЕЧЕРОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

ОБЪЕДИНИВ УСИЛИЯ

ГЛАВА 2.

КООРДИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В МИКРОРАЙОНЕ

  “Если ставить перед школой задачу участия в строительстве жизни, то надо согласиться с тем, что школа одна выполнить её не может. Она её может выполнить лишь вместе с теми элементами социальной жизни, которые в широком смысле воспитывают детей – это семья, детское общество и общественные организации. И надо учиться работать вместе с ними.

                          С.Т.Шацкий (Избр. Пед. Соч. –М., 1968, с. 291)

1.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ КУЛЬТАРМЕЙСКИХ ДОГОВОРОВ

2.      ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ ФОРПОСТОВЦЕВ

    Даже планируемые педагогами формы общения в учебно-воспитательных коллективах трудно выразить единой структурой, ведь, с одной стороны, дети являются объектами педагогического воздействия, а с другой стороны, субъектами своей собственной общественной деятельности.

     Поскольку  каждый член Форпоста является воспитанником (перенимая опыт старших) и культармейцем (участвуя в операциях на пользу и радость окружающим людям) и, таким образом, оказывается участником несколько отличающихся структур общения, то мы считаем целесообразным сделать объектом преобразования обе эти структуры.

         

3.      СОВЕТ СТАРШИХ ДРУЗЕЙ

КАК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОРГАН

 

       Первоначально Совет старших друзей назывался Школой ребячьих комиссаров (ШРК) и состоял из 10-15 студентов. Но т.к. поначалу многие приходили либо случайно, либо просто посмотреть на новое начинание, либо с интересом, но без желания тратить силы на обилие черновой работы, состав ШРК постоянно менялся, обновляясь чуть ли не полностью каждые из первыз з-х, 4-х семестров. Эта текучесть очень мешала работе, но естественных путей для её немедленного при остановления мы не видели.

      Постепенно коллектив старших форпостовцев стабилизировался, появилось определённое единство взглядов и некоторый опыт коллективной (совместной) организаторской деятельности. ШРК стала выполнять в Форпосте культуры функции Совета командиров и вскоре в соответствии с этим изменила своё название.

     Организованный в Форпосте в конце первого года Большой совет, в который входили представители всех подразделений Форпоста, в начале второго года окреп в качестве руководящего органа и в связи с этим отряд старших форпостовцев имел возможность все больше и больше заниматься учебно-методической работой.

     Когда Форпосту исполнилось три года, Совет старших       друзей, называвшийся также отрядом “Ветер”, был переименован в отряд “Орион”. Этим названием стремились увековечить память предшественника Форпоста – клуба “Орион”.

     “Руководители, – писал С.Т.Шацкий, –  должны быть членами колонии, подобно детям, но они в то же время регулируют общую жизнь и изучают ее, чтобы самим не стоять на месте, вводить все новые и новые пути для совершенствования нашей жизни”.  (С. Т. Шацкий. Избр. пед. соч.    М., 1958,  с.197). Имея своих представителей в Большом совете наравне с остальными объединениями форпостовцев, “Орион” становился органом, руководящая роль  которого проявлялась уже не столько прямыми командами и распоряжениями, сколько советами и консультациями комиссаров в отрядах, более умелым руководством кружками и факультетами общественных профессий. Когда Форпосту пошёл четвёртый год, в составе “Ориона” было уже около тридцати взрослых, из которых две трети составляли студенты МГПИ, а остальными были представители общественности, работающие на производстве. К этому времени в “Орионе” появилась категория студентов, которых назвали стажёрами. И не только из-за того, что готовились эти студенты к самостоятельной работе в  другом ЖЭКе, но и потому, что отношение к работе со стороны с тудентов стало более серьёзным. “Воображать что сегодня пришедший педагог может воспитывать, – это ошибка, – говорил А.С.Макаренко. –  Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив”. ( А.С.Макаренко. О коммунистическом  воспитании. – М., 1956, с. 289 ).

    Приходящие работать в Форпост имеют разный опыт и не всегда представляют себе задачи Форпоста во всех деталях. Для того, чтобы обеспечить единство воспитательных действий и их развитие в правильном направлении, еженедельно проходят заседания “Ориона”. Их посещение для всех взрослых, работающих с детьми в Форпосте обязательно. Здесь они получают самую необходимую для своей работы информацию, отчитываются о своей работе, обсуждают спорные вопросы.

    Анализ каждого участка в отдельности и всей работы Форпоста в целом является составной частью  у ч е б н о – м е т о д и ч е с к о й   деятельности “Ориона”.

     На заседаниях часто зачитываются рефераты по психолого-педагогической тематике, подготовленные членами отряда или специально приглашёнными консультантами (так, например, аспирантом научно-исследовательского Института общих проблем воспитания АПН СССР С.Д. Поляковым, который провёл цикл семинаров по актуальным педагогическим проблемам и последним научным исследованиям).

     Все решения, принимаемые на заседаниях отряда старших друзей, являются обязательными для его членов. Председателем этих заседаний является командор Форпоста культуры (педагог-организатор ЖЭКа). Командор имеет право окончательного, решающего слова, т.к. именно он несёт юридическую ответственность и за жизнь воспитанников, и за состояние воспитательной работы, и за сохранность форпостовского имущества.

     В целях укрепления руководства коллективом старших форпостовцев, а также для гарантирования выполнения Форпостом планов работы, в начале четвёртого года работы был введён порядок подачи заявлений всеми взрослыми, желающими вести воспитательную работу с детьми в Форпосте культуры. Заявление подаётся на имя командора и в нём указывается в каком качестве и в какой срок податель заявления обязуется работать. Заявление, утверждённое командором, является как бы “Договором чести”, заключённым между коллективом Форпоста культуры и взрослым добровольцем-общественником, желающим внести в дело Форпоста культуры свои силы и время. Подающий заявление доброволец может отключиться от работы и до истечения срока, указанного в заявлении, но при этом он должен за две недели до фактического приостановления работы предупредить об этом (за исключением тех случаев, когда исключение происходит по требованию коллектива).

     Все эти меры были вызваны необходимостью гарантировать стабильность работы Форпоста культуры. Работа ребячьих объединений не должна страдать оттого, что у кого-то из старших вдруг пропал интерес к работе или появились неожиданные обстоятельства, отвлекающие от Форпоста культуры.

        В повестке каждого заседания отряда старших друзей “Орион” ряд традиционных вопросов: сообщение с заседания Большого совета, информация о положении дел в Форпосте культуры, отчёт комиссаров отрядов, обсуждение студенческих научных работ, сообщение приглашённого специалиста-консультанта, решение актуальных для воспитательного коллектива  Форпоста  культуры педагогических задач, подготовка к очередным общефорпостовским операциям и др.

    Загруженность студентов работой в Форпосте культуры в учебное время составляет в среднем по два вечера в неделю. В период летних каникул – до 5 – 6 дней в неделю. На время зимней и весенней сессий студенты получают в Форпосте культуры “академический отпуск” и появляются в нём лишь по мере возможности. В это время основной груз текущего руководства Форпостом культуры берут на себя командор (педагог-организаторЖЭКа), комсомольцы-производственники и комсомольцы-старшеклассники.

4. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

     “Не дублировать школу, не подменять её, а дополнять и помогать школе” – вот принцип и главная цель Форпоста. Однако удовлетворительное осуществление её возможно лишь в том случае, если внешкольный коллектив способен решать задачи как : организация досуга; привитие полезных навыков и умений; воспитание юных общественников и организаторов, воспитание воспитателей.

      Решение каждой из этих задач требует специальной организационно-педагогической инструментовки, т.е. в коллективе должны быть  специальные целевые органы.

     Взаимодействие двух десятков самых различных постоянных сводных объединений Форпоста даёт возможность решать все фундаментальные задачи.

4.1. ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

    

     Почти всё, что делает Форпост, можно считать работающим на организацию досуга, но далеко не всё сводится к решению этой задачи. Даже такие традиционные для жэков объединения как электроинструментальные ансамбли, хоккейная команда и секция самбо не только занимают и развлекают ребят, но ещё и в какой-то мере способствуют их развитию. Если же посмотреть, что дают организованный для малышей киноклуб “Чебурашка” и Клуб интересных встреч (для тех, кто учится и работает), то при всей бесхитростности методики работы этих любительских объединений нельзя не заметитьь влияние их на интеллектуальное и эстетическое развитие подростков. Казалось бы чего особенного в том, что малыши смотрят обычные мультфильмы, играют обычными игрушками или в обычные подвижные игры? Ничего особенного, за исключением того, что играют с малышами их старшие и добрые друзья. И не однажды, а на протяжении всех трёх лет . И не где-нибудь, а в специально оборудованной и оформленной комнате игры и сказки.

        И в том, что старшие подростки заходят на вечера послушать ансамбль и потанцевать, тоже нет ничего особенного.  Но если учесть, что кроме музыки и танцев, на таких вечерах  ребята могут послушать испанского поэта – участника войны в Испании, шофера-участника автопробега в Париж 1912 года, генерала авиции  (в прошлом лётчика-истребителя), основателя советской школы самбо, участника кругосветного путешествия, преподавателя  из ГДР, бывшего контрразведчика, членов клуба подводного плавания (и так более 230 раз за три года), то это уже  не просто “организация досуга”.

     Загородные походы с  “олимпийскими играми” или киносъёмками – тоже не пустая забава.

     И всё-таки форпостовцы хорошо понимают, что привлечь ребят, занять и заинтересовать их – это только начало.

4.2. ПОМОЩЬ ПРИВИТИИ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

      Даже для того, чтобы работали простейшие кружки и клубы, нужны условия. Для создания этих условий Форпост культуры организовал: ремстройцех, оформительский цех, фотоцех, радиоцех, отдел снабжения. Цеха похожи на небольшие кружки, только содержание их работы определяется не столько учебными целями, сколько практическими потребностями Форпоста культуры. Да и состав цехов меняется в зависимости от необходимости в той или иной работе.

      В тех объединениях, где есть и постоянный состав, и постоянный руководитель, и перспективная программа работы, обучение идёт более эффективно.

     С приходом, например, студентки химфака Иры Рябовой Форпостовская агитбригада смогла подняться от обычного праздничного концерта  к созданию тематической композиции “С чего начинается   Родина”.

     Постепенно кинокружок  перерос в факультет кинооператоров, редколлегия – в факультет юнкоров, секция самбо –  в факультет  оформителей. А кроме того, на форпостовских курсах общественных профессий появились факультеты вожатых и культоргов, организаторов туристической работы.

      И это уже не просто кружки. Здесь каждый получитт знания, умения и навыки, которые уже завтра он должен отдать на пользу и радость окружающим людям. Кинооператоры снимают и показывают фильмы, культорги и вожатые придумывают интересные коллективные дела, оформители украшают место проведения коллективных творческих дел, юнкоры описывают все интересное в заметках для стенных газет.

      Только вот, чтобы все это осуществилось, совершенно необходимо решить еще одну задачу.

4.3. ПОМОЩЬ В ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ ОЩЕСТВЕННИКОВ – ОРГАНИЗАТОРОВ

         Можно, конечно, сказать, что какие-то элементы общественных и организаторских “инстинктов” появляются уже в любительских объединениях, носящих, в общем-то, потребительский характер (даже там есть какое-то разделение труда, нужно что-то готовить, помогать, выполнять какие-то обязанности). Но лучше всего качества общественника-организатора формируются в дружине юных культармейцев, содержание деятельности которой, по существу тимуровское —  забота об окружающих людях, работа на пользу и радость им.

       Членами дружины юных культармейцев ребята становятся по-разному. Одни выросли из бывших “чебурашек” или посетителей КИВа, другие — придя на курсы общественных прфессий, третьи — сразу в культармейские отряды. И уж здесь самый большой простор для роста. Отряды по системе чередования культармейских поручений организуют интересные дела, то для малышей-чебурашек, то для рабочей молодежи, то для ребят младшего класса у себя в школе. Кроме того, каждую неделю проводится сбор культармейского отряда и участие отряда в общефорпостовском сборе.

      Почти все члены дружины работают в различных штабах по направлениям или цехам и там вместе со старшими друзьями-студентами готовят творческие дела по коллективному и индивидуальному освоению культуры.

      Вот что говорит о помощи форпоста школе заместитель директора по воспитательной работе школы № 54 Б. А. Братинская: “форпост проводит интересную и полезную работу с учащимися 6-8 классов во внеурочное время… ребята (среди них есть и трудные) посещают факультеты общественных профессий с интересом, работают там увлеченно… ученица нашей школы Ира Кузнецова заинтересовалась работой факультета вожатых и после 8 класса поступила в педучилище”.

4.4. ПОМОЩЬ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ

      Плодотворная работа форпоста долгое время невозможна без специальной деятельности по повышению педагогического мастерства студентов-руководителей ребячьих объединений. В дополнение к обучению, проводимому институтом, необходимы специальные теоретические и практические знания на базе форпоста.

        Методическая подготовка студентов ведется через еженедельное участие в совете старших друзей форпоста и участие в заседаниях отделения НСО “Макаренковские среды”. Здесь же планируется и практическая работа по повышению педагогического мастерства студентов, работающих в форпосте.

                        

Комплексные культармейские операции

дружины юных культармейцев

Еженедельные субботние сборы - “огоньки”

Самый оживленный день в Форпосте - суббота. День сбора дружины Юных Культармейцев. Начиная с трех часов непрерывно слышится культармейское приветствие: “Здравствуй и свети!” - “Свети и здравствуй!”. В четыре часа звучит горн на линейку. Отряды рапортуют о своей готовности к проведению предстоящего традиционного субботнего “огонька”. В отличие от Коммуны имени А.С. Макаренко, в Форпосте “огоньком” называют не только ту часть сбора, на которой подводятся итоги дня, но и весь вечерний сбор (со всеми его компонентами). На линейке зачитываются решения Малого Совета, замечания, предложения, сообщения Контрольной комиссии и Совета Старших Друзей (ССД). Здесь же объясняется распорядок “огонька”, отряды получают задания по подготовке к коллективным творческим делам.

После линейки отряды расходятся по своим комнатам на “отрядное время”, которое всегда начинается отрядной песней. С четырех до шести часов отряды решают свои вопросы, проводят отрядные “культармейские операции”, “Часы просвещения”, готовятся к “общему творческому делу”, проводят полит-спорт-культинформациии.

Общедружинные тематические “огоньки” готовят отряды, “лоцманы по направлениям” (индивидуально или со своим штабом), а также факультеты общественных профессий.

Общедружинные “огоньки” состоят обычно из двух—трех частей. Это могут быть коллективные творческие дела, “Часы просвещения”, встречи с интересными людьми, откровенные разговоры и так далее.

Заканчиваются “огоньки” обсуждением дня сначала по отрядам, а затем - на общем сборе. При свете красного фонарика выносятся оценки дню, отряду и дежкому. Оценки ставятся по семибальной цветовой шкале. Красный цвет - самая высокая оценка.

Здесь же поют песни по заявкам именинников и дежурных командиров. На “огоньке” отряды предлагают вопросы для обсуждения На Малом Совете. В конце  объявляется тема следующего “огонька”.

Осенние многодневные культармейские сборы

Традиционные культармейские осенние 3-х дневные сборы - одна из комплексных форм работы Форпоста. Во время сборов ребята живут вместе и учатся проведению коллективных творческих дел.

Сборы по своей насыщенности - самые яркие, эмоциональные  странички жизни Форпоста. Это и проверка достижений и обмен опытом, и эмоциональный заряд на долгое время. Если спросить ребят, почему они остались в Форпосте, то окажется, что у многих решающим моментом был какой-то сбор (или похожие на него лагерь, дальняя экспедиция, агитпробег). Многие студенты с удивлением смотрят на энтузиастов, отказавшихся в праздничные дни от домашнего уюта, от тесного круга друзей и отдающих все силы на то, чтобы побыть с ребятами на сборе. Им не понятно, что сбор - это самая лучшая школа будущих педагогов.

Старшеклассники и студенты пробуют свои силы в умении быть дежурными командирами, комиссарами отрядов, организаторами отдельных коллективных творческих дел, репортерами фотокорреспондентами и так далее.

Новички знакомятся с коллективом, его законами, традициями, песнями, делами. Видят что могут сделать такие же, как они, ребята, их сверстники, заражаются  их энтузиазмом, взрослым отношением к делу и к себе. Можно вспомнить немало примеров, когда ребячьи клубы создавались после того как несколько ребят побывало на сборе в каком-нибудь другом клубе.

По старой коммунарской традиции Форпост проводит сбор не только для себя, но и приглашает гостей из 10-12 других городов. Гости активно участвуют в жизни культармейских отрядов, помогают в проведении сбора. В один из дней сбора обязательно проводится пресс-конференция, на которой выступают делегации всех городов.

Сборы бывают разные. Просто учебные(цель которых научить ребят многим практическим умениям и навыкам, новым творческим делам) и тематические и тематические (у которых дела посвящены какой-то определенной теме). В 1973 году провели сбор, на котором почти все формы работы были тимуровскими. Это и труддесанты,  и концерт в больнице, и операция “радость детям”, и операция “Звонят, откройте дверь” (во время которой форпостовцы поздравляют с годовщиной Великой Октябрьской  революции многих жителей микрорайона, узнают кто нуждается в тимуровской помощи, приглашают ребят, которые еще не были в Форпосте).

Подготовка к сбору начинается за долго до начала.

Создается Совет дела, который разрабатывает программу сбора, распределяет обязанности между отрядами. Заранее назначаются дежурные команды  сбора на каждый день. Приглашаются гости, готовятся места для их ночлега, договариваются со столовой о питании, с музеями о посещении их и так далее.

На сборе вся работа идет по культармейским отрядам. Если на сборе слишком много взрослых людей, то они могут объединиться в особый отряд, но так, чтобы работа остальных отрядов не пострадала. Отряд старших друзей принимает участие в делах сбора, задавая тон.

На время проведения сбора назначается комиссар сбора (обычно это командир Форпоста), который отвечает за проведение всех дел, за психический климат на сборе. Комиссар сбора вправе отменить решение общего сбора (который проводится в конце каждого дня). Для детального планирования следующего дня собирается Совет дежурных командиров. Работой отряда руководит командир отряда, комиссар, дежурный командир дня (из форпостовцев или гостей).

День начинается с линейки, на которой выносится  знамя Форпоста, сдается рапорт дежкому сбора и объявляется программа дня. В течение дня проводится большое количество самых разнообразных дел, поэтому при планировании учитывается, что к концу дня ребята сильно устают. И поэтому творческие дела располагают по степени уменьшения их сложности. Если в начале дня проводятся дела, требующие большого напряжения, размышлений, то к концу дня больше развлекательных дел, или дел, где требуется относительно пассивное участие.

Познавательные дела чередуются на сборе со спортивными, трудовыми, развлекательными. Наибольшей бывает нагрузка в первый и в последний день, а в середине сбора нагрузка уменьшается.

В течение дня выделяется время, которое отряды проводят по своему усмотрению. Гости в это время знакомятся с городом, посещают музеи и выставки, изучают материалы форпостовского методкабинета.

На сборе бывают дни, посвященные определенной теме.

Вот, например, как выглядит планирование 7 ноября:

Подъем, зарядка, завтрак.

Торжественная линейка у памятника В.И. Ленину, возложение цветов.

Агитвыступления во дворах, поздравление жителей.

Операция “Радость детям”.

Подготовка и проведение “Политпутешествия”.

Конкурс агитплакатов.

Вечер политпесни.

Поездка на салют (на Ленинские горы).

Во время сборов проводятся как старые, известные во многих клубах коллективные творческие дела-игры (см. Книгу “Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко” изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, Л-д, 1907г.) так и придуманные в “Орионе”.                  

Летние трудовые лагеря

         За время с начала “Ориона” их было уже два.

         В жизни “Коммунара‑68” и “Коммунара‑72” было много общего. И тот и другой лагерь проводились со старшеклассниками, из которых предполагалось создать актив будущего коллектива.

        И тот и другой лагерь не имели никаких дотаций и потому вынужденный хозрасчет ставил очень высокие требования к производственной дисциплине. Лагерь должен был быть рентабельным при четырехчасовом труде ребят на простых сельскохозяйственных работах (прополка, уборка сена и другие).

И в том и в другом лагере около 50 человек (из которых 10-15 студенты) жили около месяца. Жили в палатках, которые сшили сами ребята из отходов прорезиненного материала (к лагерю “Коммунар‑68”). Режим был тоже похожим. До обеда - работа, после обеда - отдых, спортивные часы, кружковая работа. После ужина - коллективные творческие дела у лагерного костра.

Вот что говорила секретарь парткома совхоза “Уваровский‑1” Л.П. Игнатова (из статьи “Некрасовские каникулы”, опубликованной в “Московском комсомольце” 19 июля 1972 года): “Мы приветствуем такой отряд. Работают ребята с энтузиазмом, с огоньком. Людей у нас не хватает и помощь нам очень нужна. Но не только за хороший труд благодарны мы ребятам... Знаем, что ребята привели в порядок братскую могилу, что они взяли шефство над начальной школой - колют дрова на зиму, внутри украшают ее... А еще мы им благодарны за наших ребятишек. Летом с ними некому заниматься, родители с утра до поздней ночи на работе. А в лагере для них и мультфильмы, и концерты, и спортивные мероприятия, и кукольный театр. Дети полны впечатлений. Такого у нас еще никогда не было...”

Да, именно дружба с сельскими ребятами отличала “Коммунар‑72”. Правильный извлекли ребята урок из опыта “Коммунара‑68”, в котором не ладились отношения с местными ребятами. На этот раз как только приехали на разведку, сразу пошли к сельским ребятам: “Вы тут все знаете, покажите, посоветуйте...” Ну, а потом, конечно, и кружки для них организовывали, и все остальное.

Но были у “Коммунара‑72” (в сравнении с предшественником) и слабые места. Если в “Коммунаре‑68” и все ребята, и все взрослые были добровольцами, то в “Коммунаре‑72” несколько человек были присланы (ребята детской комнаты милиции на  перевоспитание, а студенты - на прохождение летней пионерской практики). Были и совсем посторонние люди (присланные по заданию редакции подготовить статью). Они не считали зазорным вмешиваться в руководство жизнью лагеря. В результате сложилась ситуация, напоминающая басню Крылова “Лебедь, рак и щука”. Но это была не вина организаторов лагеря, а их беда. И если главную задачу - помощь совхозу - лагерь выполнил, то в деле усовершенствования коллектива “Коммунар‑72” сильно отстал от своего предшественника.

Летом 1974 года мы попробовали провести двухнедельный лагерь отдыха на Рузском водохранилище. Так как в лагере невозможно было организовать производительный труд, у нас были опасения, как бы это не привело к созданию нежелательной атмосферы в ребячьем коллективе.

Но наши опасения оказались напрасными. После напряженной работы коллектива Форпоста  в течение учебного года, две недели отдыха оказались очень полезными. Кроме купания и чтения, на которое выделялось время до обеда, проводились различные коллективные творческие игры. Среди них было много известных (в объединениях КМС) и несколько изобретенных тут же.

В сентябре, когда ребята обсуждали лето, участники лагеря в один голос предложили провести в Форпосте еще раз игры, в которые играли в лагере. Успеху лагеря способствовало еще и то, что среди ребят и студентов не было ни одного, присланного помимо его желания.

Лагерь 1974 года был лишь одним из элементов летней операции “ЗФД”, о которой мы и расскажем в следующей главе.

    

Многодневная летняя операция

“Зона форпостовского действия” (“ЗФД”)

В буквальном смысле ЗФД - это часть Ленинского района города Москвы, ЖЭК‑20. Но кроме того, название ЗФД подразумевает целую систему операций и дел, которые проводят культармейские отряды в зоне пионерского и комсомольского влияния своих школ. Операция  “ЗФД” проводится с целью организовать ребят, которые на лето остаются в городе.

Надо сказать, что форпостовцы не первые, кто проводит подобные операции. Еще в 1970 году в подмосковном городе Щелково подростковый клуб “Орион” провел операцию “ЗОД‑Л‑70”. Каждый “экипаж” выбрал зоной своей деятельности или домоуправление, или городской пионерлагерь, или детскую комнату милиции. Вместе с ребятами, живущими там, проводили походы, киносъемки, экскурсии, концерты под открытым небом (для мам, пап, бабушек и дедушек), для малышей устраивали киносеансы мультфильмов. Когда лето кончилось, многие ребята не захотели расставаться со своими старшими друзьями и стали членами их  “экипажей”.

И вот, спустя два года, зеленые рубашки, так напоминающие орионовские, замелькали по московским переулкам и дворам.

Снова можно увидеть стайки ребят, облепивших киноаппарат и небольшой экран, на котором мелькают знакомые герои любимых мультфильмов. А вот мальчишки и девчонки, привлеченные звуками горна и спешащие посмотреть неприхотливое выступление форпостовских “артистов”, нарушивших летнее царство тишины и спокойствия.

Форпостовцы долго и серьезно готовились к операции в зоне своего влияния. На Курсах общественных профессий набирались разных умений и знаний. Потом разделили микрорайон на зоны, в которых должны были работать культармейские отряды. Каждый отряд должен был составить программу проведения операций, в которой рассказывается, кто, что и когда будет делать. Чтобы составить такую программу, надо познакомиться с обстановкой, в которой придется работать, то есть узнать расположение дворов, количество и состояние спортивных и детских площадок, места, особенно любимые жителями. Кроме того, надо познакомиться с общественностью этого микрорайона, узнать ребят, остающихся на лето, придумать и провести такие операции, чтобы ребятам захотелось провести свои летние каникулы с форпостовцами. Такие дела придумывать и проводить не очень-то легко. Но запоминаются они надолго, как, например, операция “Человек в проходном дворе” (летом 1973 года), День культуры и отдыха (лето 1974 года).

Когда программы уже составлены, отряды защищают их. В ходе защиты выявляется то ценное, что можно перенять другим, и то, над чем стоит подумать.

Большое и важное место в работе отрядов занимает подготовка к операции “ЗФД”, но самое интересное и полезное - это ее проведение. Ведь не только радость другим доставляют культармейцы. Надо видеть, как загораются их глаза, когда после совместных трудов над созданием картин-аппликаций, довольные малыши пищат им вслед: “Приходите к нам еще!”

Но форпостовцы хотят не только развлекать. Они хотят, чтобы ребята могли сами организовать свой досуг, нашли радость в работе на пользу и радость окружающим людям. Поэтому они стараются сделать так, чтобы и малыши принимали участие в планировании, организации, проведении различных дел. Этого не добиться без различных организационных форм. Одна из них - отряд-спутник, то есть разновозрастная группа ребятишек, проживающих в зоне культармейского отряда и имеющая организационные начала (дежурный командир, план работы, общее собрание и так далее).


ИЗ ПОЛЕЗНОГО ОПЫТА ПРЕЖНИХ ЛЕТ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ Р.В. СОКОЛОВА

Комплексные культармейские операции

дружины юных культармейцев

(из рукописи книги “У нас во дворе”, написанной членами педагогического отряда Форпоста культуры им. С.Т. Шацкого в начале 70-х годов)

В начале 70-х годов комиссар ЭПО Р.В. Соколов организовал работу педотрядовцев по обобщению опыта своей работы и была подготовлена к печати книга “У нас во дворе”. Её не удалось напечатать в качестве книги, но почти все её материалы были опубликованы в тематической странице “Ребячий комиссар” газеты МГПИ им. Ленина “Ленинец”. Привожу фрагменты из этой рукописи.  

Еженедельные субботние сборы - “огоньки”

Самый оживленный день в Форпосте - суббота. День сбора дружины Юных Культармейцев. Начиная с трех часов непрерывно слышится культармейское приветствие: “Здравствуй и свети!” - “Свети и здравствуй!”. В четыре часа звучит горн на линейку. Отряды рапортуют о своей готовности к проведению предстоящего традиционного субботнего “огонька”. В отличие от Коммуны имени А.С. Макаренко, в Форпосте “огоньком” называют не только ту часть сбора, на которой подводятся итоги дня, но и весь вечерний сбор (со всеми его компонентами). На линейке зачитываются решения Малого Совета, замечания, предложения, сообщения Контрольной комиссии и Совета Старших Друзей (ССД). Здесь же объясняется распорядок “огонька”, отряды получают задания по подготовке к коллективным творческим делам.

После линейки отряды расходятся по своим комнатам на “отрядное время”, которое всегда начинается отрядной песней. С четырех до шести часов отряды решают свои вопросы, проводят отрядные “культармейские операции”, “Часы просвещения”, готовятся к “общему творческому делу”, проводят полит-спорт-культинформациии.

Общедружинные тематические “огоньки” готовят отряды, “лоцманы по направлениям” (индивидуально или со своим штабом), а также факультеты общественных профессий.

Общедружинные “огоньки” состоят обычно из двух—трех частей. Это могут быть коллективные творческие дела, “Часы просвещения”, встречи с интересными людьми, откровенные разговоры и так далее.

Заканчиваются “огоньки” обсуждением дня сначала по отрядам, а затем - на общем сборе. При свете красного фонарика выносятся оценки дню, отряду и дежкому. Оценки ставятся по семибальной цветовой шкале. Красный цвет - самая высокая оценка.

Здесь же поют песни по заявкам именинников и дежурных командиров. На “огоньке” отряды предлагают вопросы для обсуждения На Малом Совете. В конце  объявляется тема следующего “огонька”.

Осенние многодневные культармейские сборы

Традиционные культармейские осенние 3-х дневные сборы - одна из комплексных форм работы Форпоста. Во время сборов ребята живут вместе и учатся проведению коллективных творческих дел.

Сборы по своей насыщенности - самые яркие, эмоциональные  странички жизни Форпоста. Это и проверка достижений и обмен опытом, и эмоциональный заряд на долгое время. Если спросить ребят, почему они остались в Форпосте, то окажется, что у многих решающим моментом был какой-то сбор (или похожие на него лагерь, дальняя экспедиция, агитпробег). Многие студенты с удивлением смотрят на энтузиастов, отказавшихся в праздничные дни от домашнего уюта, от тесного круга друзей и отдающих все силы на то, чтобы побыть с ребятами на сборе. Им не понятно, что сбор - это самая лучшая школа будущих педагогов.

Старшеклассники и студенты пробуют свои силы в умении быть дежурными командирами, комиссарами отрядов, организаторами отдельных коллективных творческих дел, репортерами фотокорреспондентами и так далее.

Новички знакомятся с коллективом, его законами, традициями, песнями, делами. Видят что могут сделать такие же, как они, ребята, их сверстники, заражаются  их энтузиазмом, взрослым отношением к делу и к себе. Можно вспомнить немало примеров, когда ребячьи клубы создавались после того как несколько ребят побывало на сборе в каком-нибудь другом клубе.

По старой коммунарской традиции Форпост проводит сбор не только для себя, но и приглашает гостей из 10-12 других городов. Гости активно участвуют в жизни культармейских отрядов, помогают в проведении сбора. В один из дней сбора обязательно проводится пресс-конференция, на которой выступают делегации всех городов.

Сборы бывают разные. Просто учебные(цель которых научить ребят многим практическим умениям и навыкам, новым творческим делам) и тематические и тематические (у которых дела посвящены какой-то определенной теме). В 1973 году провели сбор, на котором почти все формы работы были тимуровскими. Это и труддесанты,  и концерт в больнице, и операция “радость детям”, и операция “Звонят, откройте дверь” (во время которой форпостовцы поздравляют с годовщиной Великой Октябрьской  революции многих жителей микрорайона, узнают кто нуждается в тимуровской помощи, приглашают ребят, которые еще не были в Форпосте).

Подготовка к сбору начинается за долго до начала.

Создается Совет дела, который разрабатывает программу сбора, распределяет обязанности между отрядами. Заранее назначаются дежурные команды  сбора на каждый день. Приглашаются гости, готовятся места для их ночлега, договариваются со столовой о питании, с музеями о посещении их и так далее.

На сборе вся работа идет по культармейским отрядам. Если на сборе слишком много взрослых людей, то они могут объединиться в особый отряд, но так, чтобы работа остальных отрядов не пострадала. Отряд старших друзей принимает участие в делах сбора, задавая тон.

На время проведения сбора назначается комиссар сбора (обычно это командир Форпоста), который отвечает за проведение всех дел, за психический климат на сборе. Комиссар сбора вправе отменить решение общего сбора (который проводится в конце каждого дня). Для детального планирования следующего дня собирается Совет дежурных командиров. Работой отряда руководит командир отряда, комиссар, дежурный командир дня (из форпостовцев или гостей).

День начинается с линейки, на которой выносится  знамя Форпоста, сдается рапорт дежкому сбора и объявляется программа дня. В течение дня проводится большое количество самых разнообразных дел, поэтому при планировании учитывается, что к концу дня ребята сильно устают. И поэтому творческие дела располагают по степени уменьшения их сложности. Если в начале дня проводятся дела, требующие большого напряжения, размышлений, то к концу дня больше развлекательных дел, или дел, где требуется относительно пассивное участие.

Познавательные дела чередуются на сборе со спортивными, трудовыми, развлекательными. Наибольшей бывает нагрузка в первый и в последний день, а в середине сбора нагрузка уменьшается.

В течение дня выделяется время, которое отряды проводят по своему усмотрению. Гости в это время знакомятся с городом, посещают музеи и выставки, изучают материалы форпостовского методкабинета.

На сборе бывают дни, посвященные определенной теме.

Вот, например, как выглядит планирование 7 ноября:

Подъем, зарядка, завтрак.

Торжественная линейка у памятника В.И. Ленину, возложение цветов.

Агитвыступления во дворах, поздравление жителей.

Операция “Радость детям”.

Подготовка и проведение “Политпутешествия”.

Конкурс агитплакатов.

Вечер политпесни.

Поездка на салют (на Ленинские горы).

Во время сборов проводятся как старые, известные во многих клубах коллективные творческие дела-игры (см. Книгу “Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко” изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, Л-д, 1907г.) так и придуманные в “Орионе”.                   

Летние трудовые лагеря

         За время с начала “Ориона” их было уже два.

         В жизни “Коммунара‑68” и “Коммунара‑72” было много общего. И тот и другой лагерь проводились со старшеклассниками, из которых предполагалось создать актив будущего коллектива.

        И тот и другой лагерь не имели никаких дотаций и потому вынужденный хозрасчет ставил очень высокие требования к производственной дисциплине. Лагерь должен был быть рентабельным при четырехчасовом труде ребят на простых сельскохозяйственных работах (прополка, уборка сена и другие).

И в том и в другом лагере около 50 человек (из которых 10-15 студенты) жили около месяца. Жили в палатках, которые сшили сами ребята из отходов прорезиненного материала (к лагерю “Коммунар‑68”). Режим был тоже похожим. До обеда - работа, после обеда - отдых, спортивные часы, кружковая работа. После ужина - коллективные творческие дела у лагерного костра.

Вот что говорила секретарь парткома совхоза “Уваровский‑1” Л.П. Игнатова (из статьи “Некрасовские каникулы”, опубликованной в “Московском комсомольце” 19 июля 1972 года): “Мы приветствуем такой отряд. Работают ребята с энтузиазмом, с огоньком. Людей у нас не хватает и помощь нам очень нужна. Но не только за хороший труд благодарны мы ребятам... Знаем, что ребята привели в порядок братскую могилу, что они взяли шефство над начальной школой - колют дрова на зиму, внутри украшают ее... А еще мы им благодарны за наших ребятишек. Летом с ними некому заниматься, родители с утра до поздней ночи на работе. А в лагере для них и мультфильмы, и концерты, и спортивные мероприятия, и кукольный театр. Дети полны впечатлений. Такого у нас еще никогда не было...”

Да, именно дружба с сельскими ребятами отличала “Коммунар‑72”. Правильный извлекли ребята урок из опыта “Коммунара‑68”, в котором не ладились отношения с местными ребятами. На этот раз как только приехали на разведку, сразу пошли к сельским ребятам: “Вы тут все знаете, покажите, посоветуйте...” Ну, а потом, конечно, и кружки для них организовывали, и все остальное.

Но были у “Коммунара‑72” (в сравнении с предшественником) и слабые места. Если в “Коммунаре‑68” и все ребята, и все взрослые были добровольцами, то в “Коммунаре‑72” несколько человек были присланы (ребята детской комнаты милиции на  перевоспитание, а студенты - на прохождение летней пионерской практики). Были и совсем посторонние люди (присланные по заданию редакции подготовить статью). Они не считали зазорным вмешиваться в руководство жизнью лагеря. В результате сложилась ситуация, напоминающая басню Крылова “Лебедь, рак и щука”. Но это была не вина организаторов лагеря, а их беда. И если главную задачу - помощь совхозу - лагерь выполнил, то в деле усовершенствования коллектива “Коммунар‑72” сильно отстал от своего предшественника.

Летом 1974 года мы попробовали провести двухнедельный лагерь отдыха на Рузском водохранилище. Так как в лагере невозможно было организовать производительный труд, у нас были опасения, как бы это не привело к созданию нежелательной атмосферы в ребячьем коллективе.

Но наши опасения оказались напрасными. После напряженной работы коллектива Форпоста  в течение учебного года, две недели отдыха оказались очень полезными. Кроме купания и чтения, на которое выделялось время до обеда, проводились различные коллективные творческие игры. Среди них было много известных (в объединениях КМС) и несколько изобретенных тут же.

В сентябре, когда ребята обсуждали лето, участники лагеря в один голос предложили провести в Форпосте еще раз игры, в которые играли в лагере. Успеху лагеря способствовало еще и то, что среди ребят и студентов не было ни одного, присланного помимо его желания.

Лагерь 1974 года был лишь одним из элементов летней операции “ЗФД”, о которой мы и расскажем в следующей главе.

    

Многодневная летняя операция

“Зона форпостовского действия” (“ЗФД”)

В буквальном смысле ЗФД - это часть Ленинского района города Москвы, ЖЭК‑20. Но кроме того, название ЗФД подразумевает целую систему операций и дел, которые проводят культармейские отряды в зоне пионерского и комсомольского влияния своих школ. Операция  “ЗФД” проводится с целью организовать ребят, которые на лето остаются в городе.

Надо сказать, что форпостовцы не первые, кто проводит подобные операции. Еще в 1970 году в подмосковном городе Щелково подростковый клуб “Орион” провел операцию “ЗОД‑Л‑70”. Каждый “экипаж” выбрал зоной своей деятельности или домоуправление, или городской пионерлагерь, или детскую комнату милиции. Вместе с ребятами, живущими там, проводили походы, киносъемки, экскурсии, концерты под открытым небом (для мам, пап, бабушек и дедушек), для малышей устраивали киносеансы мультфильмов. Когда лето кончилось, многие ребята не захотели расставаться со своими старшими друзьями и стали членами их  “экипажей”.

И вот, спустя два года, зеленые рубашки, так напоминающие орионовские, замелькали по московским переулкам и дворам.

Снова можно увидеть стайки ребят, облепивших киноаппарат и небольшой экран, на котором мелькают знакомые герои любимых мультфильмов. А вот мальчишки и девчонки, привлеченные звуками горна и спешащие посмотреть неприхотливое выступление форпостовских “артистов”, нарушивших летнее царство тишины и спокойствия.

Форпостовцы долго и серьезно готовились к операции в зоне своего влияния. На Курсах общественных профессий набирались разных умений и знаний. Потом разделили микрорайон на зоны, в которых должны были работать культармейские отряды. Каждый отряд должен был составить программу проведения операций, в которой рассказывается, кто, что и когда будет делать. Чтобы составить такую программу, надо познакомиться с обстановкой, в которой придется работать, то есть узнать расположение дворов, количество и состояние спортивных и детских площадок, места, особенно любимые жителями. Кроме того, надо познакомиться с общественностью этого микрорайона, узнать ребят, остающихся на лето, придумать и провести такие операции, чтобы ребятам захотелось провести свои летние каникулы с форпостовцами. Такие дела придумывать и проводить не очень-то легко. Но запоминаются они надолго, как, например, операция “Человек в проходном дворе” (летом 1973 года), День культуры и отдыха (лето 1974 года).

Когда программы уже составлены, отряды защищают их. В ходе защиты выявляется то ценное, что можно перенять другим, и то, над чем стоит подумать.

Большое и важное место в работе отрядов занимает подготовка к операции “ЗФД”, но самое интересное и полезное - это ее проведение. Ведь не только радость другим доставляют культармейцы. Надо видеть, как загораются их глаза, когда после совместных трудов над созданием картин-аппликаций, довольные малыши пищат им вслед: “Приходите к нам еще!”

Но форпостовцы хотят не только развлекать. Они хотят, чтобы ребята могли сами организовать свой досуг, нашли радость в работе на пользу и радость окружающим людям. Поэтому они стараются сделать так, чтобы и малыши принимали участие в планировании, организации, проведении различных дел. Этого не добиться без различных организационных форм. Одна из них - отряд-спутник, то есть разновозрастная группа ребятишек, проживающих в зоне культармейского отряда и имеющая организационные начала (дежурный командир, план работы, общее собрание и так далее).