НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО МИКРОРАЙОНА. Статья Соколова Р.В., опубликованная в сборнике научных трудов НИИ культуры "Культурно-спортивный комплекс". -М., 1986г. (Обобщение опыта работы в 70-е годы Просмотров 318

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Публикация

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Р.В.Соколов

Организация работы с детьми и подростками
в условиях городского микрорайона

(Статья в сборнике научных трудов “Культурно-спортивный комплекс:
состояние, проблемы, возможности”:
Москва, НИИ культуры, 1986 г.)

ПРИМЕЧАНИЕ: Статья была опубликована до окончания Р.В.Соколовым
Московского государственного института культуры (МГИК)
и за 4 года до поступления работать в НИИ культуры и за 9 лет
до защиты диссертации в этом институте .

Как подчёркивается в материалах XXVII съезда КПСС,
принципиально важное значение придаётся сегодня развитию инициативы
и самодеятельности масс во всех сферах жизнедеятельности.

Не составляет исключения и сфера досуга.
Причём речь в данном случае идёт не только о развитии творческих
способностей людей, но и о творчестве в области самих форм досуга,
форм управления (точнее, самоуправления) этим досугом.

 

Примером такой творческой организации досуга детей и подростков
по месту жительства может служить Комсомольско-молодёжный
форпост культуры имени С.Т.Шацкого, созданный в 1971 г.
на территории нынешнего ДЭЗ-12 Ленинского района Москвы,
опыт которого и является объектом анализа в данной статье.

Работа по месту жительства считается одним из основных направлений
деятельности культурно-спортивных комплексов,
особенно в условиях большого города.

Однако для того чтобы эта работа была целенаправленной
и эффективной, необходимы координация и кооперация усилий
всех воспитательных учреждений и организаций, осуществляющих функции воспитания.

Особенно это важно в рамках такой территориальной целостности,
как микрорайон.

Форпост культуры как раз и представляет собой территориальный комплекс
(в последнее время его стали называть микрорайонный КСК),
в рамках которого в организационном единстве функционируют
некогда разрозненные учреждения и организации, занимающиеся воспитанием
детей и подростков.

Безусловно, форпост культуры можно и нужно рассматривать,
учитывая уровень воспитательной работы по месту жительства
(как работу педагога-организатора в обычной дирекции
по эксплуатации зданий), современной шефско-педагогической работе
комсомола (как работу комсомольского педагогического отряда),
внешкольной работы пионерских и комсомольских организаций
школы микрорайона в "зоне пионерского действия" и "зоне  организаций
трудовых коллективов микрорайона (как работу воспитателей
комнат школьника, находящихся на профсоюзном бюджете
трудовых коллективов) и т.д.

Рассмотрение каждого из перечисленных аспектов деятельности
позволяет определить, во-первых, как через форпост культуры
реализуются заложенные в нормативных документах (перечисленных
учреждений и организаций) цели и задачи, во-вторых, как используются
кадровые и материальные ресурсы, в-третьих, как выявляются
потенциальные резервы, в-четвёртых, как осуществляется
рационализация освоения ресурсов, в-пятых, как осуществляется
опытно-экспериментальное совершенствование методического арсенала.

По этой схеме и построено большинство публикаций
о форпосте культуры (в зависимости от ведомственной
принадлежности или тематической направленности издания).

Но как бы ни были подробны описания, целостное представление
о деятельности этого территориального подразделения районного
(городского) КСК не выглядит достаточно убедительным.

Поэтому в данной статье попытаемся проанализировать деятельность
форпоста культуры, отобразить её главные направления (в их развитии) в виде обобщённых теоретических моделей.

Имеются в виду краткие, схематические описания основных
процессов жизнедеятельности форпоста культуры как развивающегося
социального организма, без которых, более того, без органической
взаимообусловленности которых невозможно ни появление
(и тем более развитие) внешкольного разновозрастного
воспитательного коллектива, ни осуществление сколько-нибудь
эффективной в воспитательном отношении организации досуга
по месту жительства.

Перечислим эти процессы и отображающие их динамические модели:

1) модель процесса интеграции реальных и потенциальных "воспитательных сил" микрорайона;

2) модель генезиса воспитательного коллектива форпоста культуры в качественном и количественном выражениях;

3) модель процесса "ассимиляции" воспитательным коллективом его потенциальной аудитории и её последующей в коллективе социализации, переходящей в самореализацию;

4) модель процесса "культармейской подготовки" (воспроизводства в достаточной степени подготовленных, всесторонне и гармонически развитых энтузиастов организации досуга).

Абстрагируясь от взаимообусловленности перечисленных подсистем деятельности форпоста культуры, перейдём к их поочередному схематическому отображению, оговорившись, что последовательность моделей в данном описании продиктована лишь предполагаемым удобством изложения и восприятия информации.

Целенаправленную работу, начатую в 1971 г. по интеграции "сил", призванных заниматься в микрорайоне воспитанием детей и подростков, можно логически описать в виде трёх имеющих качественное своеобразие этапов, последний из которых характеризуется как микрорайонный культурно-спортивный комплекс (со степенью интеграции, достигшей органического единства).

Первый (исходный) этап, на котором начинается работа педагогического отряда по созданию социального организма будущего форпоста культуры и микрорайонного культурно-спортивного комплекса, характеризуется исторически сложившейся несогласованностью в действиях школы, педагога-организатора жилищного хозяйства, общественных организаций жильцов микрорайона, детской комнаты милиции. Каждая из этих "сил" действует сама по себе, смутно представляя планы, возможности, методы и реальные действия других партнёров.

Педагогический отряд в качестве посредника и связующего звена налаживает процесс интеграции, означающий начало этапа координации, который характеризуется установлением контактов, обменом информацией и попытками объединить усилия с учётом свойственных каждому из партнёров возможностей. На этом этапе организуются микрорайонные "культармейские конференции", на которых потенциальные партнёры знакомятся, обсуждают проблемы культурно-воспитательной работы в микрорайоне и заключают договор о сотрудничестве и взаимопомощи в деле "превращения микрорайона в форпост культуры". Подписание договора означает, что его участники выступают в качестве учредителей некоей общности, нового социального организма (комсомольско-молодёжного форпоста культуры) и вступают в "отношения ответственной зависимости".

На этапе координации самоуправление развитием социального организма представляет собой как бы "соуправление" равноправными "соучредителями". Помимо микрорайонных культармейских конференций, которые проходили два раза в год (перед началом осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов), "соуправление" осуществлялось благодаря целому ряду специализированных по своим функциям органов. Функции анализа результатов деятельности и проблем воспитательной работы в микрорайоне, требующих решения, а также социального проектирования - создания программ перспективного социально-педагогического развития микрорайона - выполнял педотряд (преимущественно через своё научно-методическое объединение "Макаренковские среды"). Функцию утверждения подготовленных проектов программ осуществлял микрорайонный педсовет (в составе школьной администрации и руководителей педотряда). Функцию обеспечения (в основном материально-технического) выполнял совет содействия, в который входили представители территориальной депутатской группы, общественных организаций головного шефского трудового коллектива и жильцов микрорайона. Функцию обеспечения кадрами (общественными воспитателями) осуществляла микрорайонная культармейская конференция. В заключаемом на ней коллективном договоре оговаривалось в первую очередь: какая комсомольская организация, сколько и каких выделяет комсомольцев-общественников, над какими кружками и секциями шефствует.

Функции текущего планирования (в соответствии с перспективными программами и реальным их выполнением) и повседневного руководства жизнедеятельностью воспитательного внешкольного коллектива осуществлялись через систему органов самоуправления (в соответствии с компетенцией каждого из них), а также командора (педагога-организатора) и комиссара форпоста.

Этап интеграции характеризовался включением в совместную работу районного отдела культуры, выделившего ставку заведующего клубом, и профсоюзных организаций нескольких трудовых коллективов микрорайона, выделивших по одной ставке воспитателя комнаты школьника, а также поступлением на работу в должностях организатора внеклассной работы и старшей пионервожатой школы микрорайона бывших воспитанников форпоста культуры, его энтузиастов. Закрепление группы энтузиастов на штатных должностях разных ведомств и в то же время их совместная работа как основа внешкольного педагогического коллектива микрорайона позволили значительно поднять уровень интеграции. Это проявилось и в оперативном выполнении перечисленных выше функций, и в более полном использовании возможностей каждого "ведомства". На этом этапе внешкольная воспитательная работа в микрорайоне характеризуется достатком. Есть помещения, предназначенные для художественного и технического творчества и спортивных занятий (свыше 1000 м2). Приобретено достаточно оборудования и инвентаря. Созданы все необходимые органы управления для идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, социализации и самореализации детей и подростков. Внешкольный разновозрастный коллектив перешёл на самообеспечение и укомплектован педагогами-общественниками, которыми становятся преимущественно бывшие воспитанники, т.е. люди, живущие в микрорайоне.

Можно сказать, что "социальное строительство" микрорайонного культурно-спортивного комплекса закончилось, наступает этап "эксплуатации", переход от экстенсивного развития к интенсивному. Теперь многое зависит от методического обеспечения, повышения педагогической культуры, освоения психологии, от опытно-экспериментальной, научно-методической работы культурно-спортивного комплекса.

Прежде чем мы перейдём к описанию моделей содержательной деятельности форпоста культуры, хотелось бы вкратце остановиться на тех установках, которые легли в основу его педагогических программ.

Всё описанное выше можно отнести к основополагающим организационным и содержательным принципам деятельности форпоста имени С.Т.Шацкого, который обобщим и творчески переосмыслил опыт пионерских отрядов 20-х гг., тимуровских команд и клубов юных коммунаров недавних лет. Рассмотрим, как эти принципы реализуются в практической деятельности форпоста культуры.

Модель генезиса воспитательного коллектива микрорайона (в его количественных и отчасти качественных измерениях) может быть целостно представлена древовидной схемой. Корни, ствол без ветвей и ствол, несущий крону, - аналоги, иллюстрирующие основные "эпохи" жизнедеятельности такого воспитательного коллектива, в том числе "инкубационный период" (корни), когда благодаря инициативе организатора (зерно), вооружённого программой, создаётся как бы зародыш будущего коллектива организаторов. Прежде чем появившийся росток превратится в могучий ствол (педагогический отряд, способный сознательно и целеустремлённо приступать к созданию микрорайонного разновозрастного многопрофильного воспитательного коллектива и к интеграции "воспитательных сил" микрорайона в его комплекс), он эволюционирует. С позиций сплочения коллектива и превращения его в субъект преобразования окружающей среды эта эволюция описана психологом А.Н.Лутошкиным как последовательное прохождение стадий развития, образно названных им "песчаная россыпь", "мягкая глина", "мерцающий маяк", "алый парус", "горящий факел". Со стороны организационной эта эволюция выражается в последовательном переходе от клуба неформального общения к сети микроколлективов по проблемам, к их интеграции в многопрофильный клуб с единым самоуправлением, а затем к созданию активом клуба курсов общественников, из которых на третий год вырастают дружина юных культармейцев и педагогический отряд. Кончается "инкубационный период", и педагогический отряд в качестве инициативного "самодеятельного кружка энтузиастов" сознательно и целеустремлённо берётся за создание микрорайонного воспитательного коллектива и интеграцию "воспитательных сил" микрорайона.

С этого времени педагогический отряд выступает в качестве коллективного педагога-организатора, "обрастая", как дерево листвой, различными клубами, кружками, секциями, постоянными и "сводными" отрядами, органами самоуправления и вспомогательными органами, а также в качестве координатора, выступая в роли заинтересованного связующего звена со школой, общественными объединениями жильцов микрорайона, комсомольскими организациями трудовых коллективов и т.д. Многочисленные материалы, отражающие развитие форпоста культуры, показывают, что процесс "разветвления" с ежегодным нарастанием числа подразделений и численности участников протекает особенно бурно в первый год, а затем темпы роста снижаются и наступает своеобразное "насыщение", после которого (лет через пять после начала работы педотряда) количество подразделений (от 30 до 50) и реальная аудитория (около 500 человек) эпизодических и постоянных участников остаются практически неизменными, если не считать того, что весной и летом происходит относительное сокращение функционирующих подразделений и их состава. Схематическое изображение деятельности внешкольного воспитательного коллектива позволяет показать и количественный состав каждого объединения на любой момент годового цикла, и количество подразделений.

Модель процесса "ассимиляции" потенциальной аудитории, её последующей в воспитательном коллективе социализации и самореализации как перехода от пассивного усвоения к активному усвоению культуры может быть целостно представлена в виде ступенчатой пирамиды.

Первый этаж пирамиды отведён тем, кто участвует в проводимых непосредственно во дворах массовых праздниках, спортивных состязаниях, агитвыступлениях. Можно сказать, что это не только вся молодёжь микрорайона (тысяча с лишним человек допризывного возраста), но и значительная часть взрослого населения.

На втором этаже находятся те, кто, заинтересовавшись массовыми мероприятиями, организуемыми форпостом культуры во дворах, стал регулярным посетителем его клубов (из 200-250 человек, пользующихся услугами клубов, от 40 до 100 приходят на конкретные мероприятия).

На третьем этаже - те, кто из массовых клубов перешёл в специализированные кружки и секции (от 150 до 200 человек).

На четвёртом этаже поместились те, кто захотел стать юным культармейцем и поступил на курсы общественников (от 30 до 60 человек).

Пятый этаж пирамиды - дружина юных культармейцев (в разные годы от 20 до 50 человек.

Такая ступенчатость отражает не только постепенный переход воспитанников от эпизодических посещений к систематическим занятиям и от позиции потребителя к позиции общественного работника, от пассивного усвоения культуры к его активному освоению, но и является одним из критериев эффективности воспитательной работы. Успешная деятельность объединений каждого предыдущего этапа является предпосылкой успешной деятельности объединений следующего. Считается, что из нескольких объединений этажа лучше работает то, из которого больше воспитанников-добровольцев поднимается на следующий этаж. У руководителя каждого микроколлектива есть сверхзадача, намечен конечный результат, по которому оценивается его работа.

Оценка работы по конечному результату (по тому, сколько ребят изъявило желание осваивать культуру на более высокой ступени и как они подготовлены) избавляет микроколлективы от мелочной опеки, излишней отчётности, позволяет по мере необходимости корректировать планы текущей работы, изменять время проведения занятий и их интенсивность, применять разнообразные формы и методы работы, т.е. позволяет создать неформальную творческую атмосферу, стимулирует творческий поиск руководителей, способствует не только более эффективной социализации воспитанников, но и создаёт условия для проявления ими инициативы и для других способов самореализации.

Организационные формы, содержание деятельности и стиль отношений старших и младших на каждом из последующих этажей пирамиды создают всё более благоприятные условия для самореализации. Если в предметных кружках и на занятиях курсов общественников воспитанники форпоста являются преимущественно объектами передачи знаний и опыта старших (объектами обучения и воспитания), то в подготовке и проведении культармейских операций на пользу и радость окружающим людям, в работе органов самоуправления, в повседневной деятельности дружины юных культармейцев, а затем и педагогического отряда воспитанники форпоста выступают преимущественно субъектами активного освоения культуры. Таким образом, форпост культуры, имея в своей структуре средства социализации и самореализации, оптимизирует их влияние через перемену деятельности по горизонтали (чередование учебных занятий и общественно полезной деятельности, "распредмечивания" и "опредмечивания" способностей), по вертикали (чередование ролей руководителя и подчинённого) и во времени (переход от пассивного усвоения культуры к её активному освоению). Форпост культуры в качестве социальной системы оптимизирует условия социализации и самореализации.

Социальное творчество населения микрорайона, позволившее интегрировать все "педагогические силы" в комплекс, перейти на самообеспечение общественными воспитателями и организаторами, нельзя понять правильно без учёта "педагогической технологии", без представления о той методике, которая легла в основу организации работы в "инкубационный период" (когда подростковый клуб перерастал в коллективного организатора будущего культурно-спортивного комплекса) и которая, совершенствуясь по ходу созидательного эксперимента, использовалась и в дальнейшем. Основой этой методики можно считать так называемую программу культармейской подготовки, которая является как бы моделью формирования не только общественно активной личности (личности-организатора коллективного освоения культуры), но и личности, всесторонне и гармонически развитой. Эту программу можно представить в виде девяти лепестков-векторов, исходящих из одной точки и обозначающих направления коллективного освоения культуры, и четырёх окружностей, делящих каждое направление работы на четыре ступени культармейской подготовки. Каждая ступень обозначена требованиями, отражающими степень активности и самостоятельности осваивающих культуру, и указанием видов деятельности, в которых (по каждому направлению) может осуществляться освоение культуры. Так, на первой ступени достаточно пассивного участия в делах по любому направлению, на второй - уже требуется активное участие с выполнением конкретных обязанностей (поручений или добровольно взятых на себя функций), на третьей - необходимо быть организатором разовых дел или ответственным за участок работы, на четвёртой - обязательно умение быть организатором всей работы. В идеале каждый культармеец должен достичь четвёртой ступени и уметь организовать деятельность по всем девяти направлениям освоения культуры. (За все годы этого уровня достигли лишь единицы, но третьей ступени - многие.)

При определении направлений брали за основу два принципа. Во-первых, принцип создания условий для формирования интеллектуального, нравственно-эстетического и общественно-практического опыта. Во-вторых, принцип создания условий как для "распредмечивания", так и для "опредмечивания". Требования по формированию интеллектуального опыта были заложены в программу направлений деятельности - "Принципиальность будущего коммуниста" и "Инициатива разновозрастного коллектива". Для формирования опыта нравственно-эстетического были выделены направления - "Культура, эстетичность" и "Мастерство, артистичность, грация"; опыта общественно-практического - "Оперативность, журналистика" и "Труд, коллективизм, забота". Через несколько лет работы по этим направлениям появилась необходимость дополнить их такими, которые вооружают воспитанника опытом физического развития своего организма ("Натиск, глазомер, быстрота"), опытом владения инструментами, станками, приборами, навыками рационализаторской деятельности и по благоустройству среды обитания ("Ребячье общество изобретателей и конструкторов"). Умение фантазировать и прогнозировать формировали по направлению "Мечта и фантазия". В названии каждого из направлений перечислены качества личности, которые и должны развиваться. Это было сделано как напоминание общественникам о педагогической стороне процесса коллективного освоения культуры. Конкретизация работы по направлениям осуществляется через самые разные организационные формы (постоянные, временные и разовые, коллективные, групповые и индивидуальные). В делах по направлениям участвуют все форпостовцы. У старшеклассников часто появляется потребность сознательного освоения программы и желание защищаться на звание культармейца второй или третьей степени. "Культармейские защиты" являются очень ценным средством не только диагностики личного опыта, не только общественно значимым средством самоутверждения личности, но и средством пропаганды внутри коллектива нравственных идеалов, ценных качеств, стиля жизни. Младшие воочию видят возможности развития для себя самих перспектив "завтрашней радости".

Программа культармейской подготовки позволяет каждому юному культармейцу не только осознавать, как он "продвинут" (насколько богат у него тот или иной опыт) по тому или иному из направлений коллективного освоения культуры, но и точно представлять себе, посредством каких видов деятельности можно приобрести недостающий опыт, т.к. она является ориентиром в самовоспитании, в освоении культуры. Для "старших друзей" (в первую очередь для комиссаров культармейских отрядов) эта программа является ориентиром "осваивания в культуре" их младших товарищей (т.е. ориентиром при решении вопросом о создании наиболее благоприятных условий для освоения культуры конкретным подростком на конкретном этапе его развития). "Осваивание в культуре" младших при помощи старших осуществляется прежде всего косвенно (через совместную с младшими заботу об улучшении жизни в коллективе), но иногда используются методы и индивидуальной работы. На основе индивидуального подхода "старшие друзья" пытаются целостно представить каждого своего подопечного (учитывая влияние, которому он подвергается, предыдущую и возможную последующую его эволюцию). "Старший друг" по отношению к младшему выступает советчиком, консультантом.

Благодаря программе культармейской подготовки и представлению о том, какой опыт того или иного подростка требует актуального стимулирования, воспитательные действия старших становятся предметными. В этих случаях отпадает необходимость в абстрактно-воспитательных мероприятиях. Основу жизнедеятельности коллектива составляют как педагогическое воздействие, так и коллективные творческие дела и культармейские операции, которые имеют самодеятельный преобразовательный характер.

Можно сказать, что по мере того, как форпост культуры становится всё старше и старше, система воспитания в нём приобретает всё большую запрограммированность. "Сетка традиций" заполняет не только годовой цикл (зимние агитпробеги по сельским клубам, весенние экспедиции в другие города, маёвки, празднование Дня Победы, летние трудовые лагеря, осенние культармейские сборы), но и жизненный цикл от поступления в школу до окончания вуза.

Но не делает ли эта "сетка традиций" с её годовым и многолетним циклами жизнь детей вне школы такой же, как в школе, регламентированной, лишённой свободы выбора?

Во-первых, нужно оговориться, что участие детей и подростков в организуемых форпостом культуры праздниках, утренниках, вечерах, кружках и секциях добровольно. Можно не приходить на эти мероприятия, можно из одного кружка переходить в другой. Несколько иная обстановка на курсах общественников, в дружине юных культармейцев и в педотряде. Занятия на курсах общественников, работа в дружине юных культармейцев (и в этом смысле участие в деятельности форпоста культуры) определяются не только желанием, но и дисциплиной детской и молодёжной политических организаций. Комсомольцы и старшие пионеры, работа которых в форпосте культуры оформлена в их первичных организациях как общественное поручение, отчитываются за свою общественную деятельность перед советом дружины школы или комитетом комсомола своей комсомольской организации (школы, института и т.д.). Форпост культуры может напомнить тому или иному комсомольцу о том, что участие в делах форпоста - общественное поручение и что он должен выполнять его в соответствии с Уставом ВЛКСМ, но, как правило, в форпосте культуры никого насильно не держат. Напротив, подавляющее большинство гордится своей работой в форпосте культуры, делая значительно больше того, что требуется в соответствии с поручением. Многие из тех, кто когда-то пришёл в форпост культуры по поручению школы или института, остались в нём работать и после окончания учебных заведений.

Во-вторых, следует отметить, что работа в форпосте культуры даже тех, кто пришёл по поручению (а чаще ребята, уже ранее занимавшиеся в форпосте культуры, просят, чтобы им закрепили работу в форпосте как поручение), связана с весьма широким полем деятельности, чередованием различных её видов и переменой направлений деятельности по мере движения их от этапа к этапу культармейской подготовки.

Что означает возможность выбора сферы деятельности, чередования и перемены направлений деятельности?

Если пионер получил задание работать в зоне пионерского действия (ЗПД) или комсомолец - в зоне комсомольского влияния (ЗКВ), то им предоставляется на выбор один из девяти штабов по направлениям деятельности (перечень направлений приведён выше). Если речь идёт о курсах общественников, то и здесь можно выбрать себе специальность по душе (культорга, вожатого, юнкора, радиста-звукооператора, кинооператора, художника-оформителя). Работа в разновозрастном отряде по месту жительства и в дружине юных культармейцев сопряжена с подготовкой самых разных культармейских операций "на пользу и радость" ребят (и взрослых) своего двора, микрорайона. Здесь чередуются "трудовые десанты" по благоустройству двора с культармейскими операциями "Радость детям", Радость людям" (это могут быть различные игры, праздники, концерты, поздравления ветеранов и т.д.) Коллективные творческие дела и культармейские операции готовятся "советами дела", в которые, как правило, входят все желающие. Каждый может принимать участие в работе разных "советов дела". Каждый бывает и дежурным командиром отряда, а на сборах и в лагере многие выполняют функции "дежкома" сбора, лагеря. Работы по кухне, столовой, уборка помещений и некоторые другие выполняются в порядке чередования поручений (дежурными отрядами). По мере освоения программы культармейской подготовки и присвоения коллективом участнику звания по приверженности культармейской деятельности ("искатель", "орлёнок", "энтузиаст", "коммунар") участники может получать и весьма ответственные поручения (руководить "советом дела" важной операции, клубами, кружками, секциями, штабами по направлениям, курсами общественников, сбором, педотрядом, быть комиссаром отряда и т.п.). Таким образом, в микрорайоне появляются культармейцы, желающие и умеющие организовывать досуг, превращать его в коллективное освоение культуры.

Следует подчеркнуть, что перечисленные динамические подсистемы форпоста культуры могут существовать лишь в их органическом единстве. Без культармейской подготовки невозможны дружина юных культармейцев и педагогический отряд, иначе говоря то, что будет создавать разновозрастной воспитательный коллектив, интегрировать потенциальные культурно-воспитательные силы и средства микрорайона.

Недооценка процесса ассимиляции потенциальной аудитории и её последующей в коллективе социализации и самореализации может привести к тому, что социальный организм станет испытывать демографический голод (из коллектива будет уходить больше людей, чем в него вливаться). Есть и другая опасность: воспитанники могут остаться на том уровне социализации, где они являются потребителями услуг, предоставляемых им коллективом, и не перейти к самореализации в качестве культармейцев.

Точно так же недооценка закономерностей развития воспитательного коллектива может обусловить торможение и распад коллектива как в "инкубационный период", так и после создания педотряда.

Недостаточная интеграция потенциальных сил и средств, имеющихся в микрорайоне, может отрицательно сказаться (недостаток помещений, кадров, средств, понимания и помощи) на всех остальных процессах.

До сих пор мы говорили о проблемах, которые форпосту культуры удавалось решить, используя средства, имеющиеся в микрорайоне, но есть и такие проблемы, которые пока не решены и которые микрорайонный культурно-спортивный комплекс решить не может.

Прежде всего это проблема распространения опыта рассматриваемого форпоста культуры. Удалось ли за 17 лет воспроизвести этот опыт? На этот счёт существует два крайних мнения: 1) опыт форпоста культуры нашёл повсеместное распространение; 2) опыт этот уникален. Каждое из этих суждений можно считать по-своему верным. Первое верно, поскольку опыт педагогического отряда форпоста культуры способствовал появлению таких отрядов (социальных образований нового типа) и развитию Всесоюзного движения педотрядов. Но верно и второе суждение, ибо, во-первых, в модель создания педотряда, сформулированную в "Положении о комсомольском педагогическом отряде", не включён "инкубационный период" (педотряды по Положению не вырастают из подростковых клубов, а создаются из взрослых комсомольцев в порядке комсомольской нагрузки), а во-вторых, форпост культуры не ограничился в своём развитии уровнем педотряда, а продвинулся значительно дальше (и с этой точки зрения действительно продолжает оставаться уникальным).

Для начала остановимся на вопросе об "инкубационном периоде". Так ли уж это важно? Нужно ли воспроизводить эволюцию клуба юных коммунаров, если конечным результатом развития форпоста культуры стал педотряд?

Организаторы из Пермского пединститута, приступая в 1976 г. к созданию педотрядов, были уверены в ненужности "инкубационного периода". Каждая созданная комсомольская группа была объявлена педотрядом и "высажена педагогическим десантом" в микрорайоны города. Но вскоре выяснилось, что созданные в октябре педотряды прекращали свою работу уже через один-два месяца, ненадолго возобновляли работу после зимней сессии и каникул, а весной исчезали. И так продолжалось целых восемь лет. О чём это говорит? О том, что студенты не смогли создать воспитательные коллективы на местах, в которых появился бы актив из старшеклассников, рабочих, служащих, способный заменить студентов на время сессии, каникул, летних работ. Но в принципе такое вполне возможно. Тому примером служит не только опыт педотряда московского форпоста культуры, но и пермского клуба юных коммунаров, который в равной степени интересно работает и во время сессий, и во время каникул. "Инкубационный период" становления педотряда в процессе прохождения этапов от "песчаной россыпи" до "горящего факела", от клуба свободного общения до дружины юных культармейцев необходим для создания живого воспитательного коллектива, способного развиваться и в качестве социального организма осваивать культурную среду. К сожалению, этот этап не пройден многими педагогическими отрядами. Сами не обладая качеством самореализации, такие педотряды и для своих воспитанников создают не более чем атмосферу социализации (воспитательные мероприятия, кружки, секции).

Теперь о возможности воспроизведения опыта форпоста культуры в его наиболее сложных формах.

Можно сразу сказать, что в готовом виде (в каком он существует последние годы) опыт форпоста культуры как микрорайонного культурно-спортивного комплекса повторён быть не может. И в то же время если подразумевать воспроизведение всех этапов развития в их последовательности и углублении, то в опыте форпоста культуры нет ничего принципиально невоспроизводимого. От клубов юных коммунаров, распространённых до недавнего времени очень широко, работу форпоста культуры отличает прежде всего фактор времени. Если коллективные творческие дела коммунаров длятся самое большее день, а будучи объединёнными в комплексы сбора и лагеря до месяца и все могут быть реализованы в годовом цикле, то цикл форпоста культуры рассчитан на 10-15 лет. Это, конечно же, усложняет целостное восприятие опыта и его воспроизведение на пути простого подражания, тем более на основе кратковременного знакомства, но не исключает такой возможности.