НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ Соколов Р.В. ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ: С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.П.Иванов, Р.В.Соколов (опыт сравнительного анализа... ) // Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь ...: материалы Международной конф. в НижнНовгороде2013г., с.105-109. Просмотров 730

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ жизни и деятельности

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Р.Соколов. ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ".
Текст к Международной конференции в Нижнем Новгороде (посв.125- летию А.С. Макаренко)

04.01.13

Авторский текст, подготовленный к выступлению и печати.
Опубликован почти без изменений, но в названии убрано:
"в одном строю", "подвижники соцвоса", а в скобках дано:
"сравнительный анализ социально-педагогической деятельности".
Автор вполне согласен с редакционной правкой его текста.

Текст  был зачитан 28.03.13г. автором с дополнениями.

Выходные данные опубликованной статьи

 Соколов Р.В. Звенья одной цепи: С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко,
И.П.Иванов, Р.В.Соколов (опыт сравнительного анализа социально педагогической деятельности)
// Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения А.С.Макаренко (28-29 марта 2012г.) /сост. Е.Ю.Илалтдинова, С.И.Аксёнов. Под ред. А.А.Фролова. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 20013, с. 105 - 109.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


НИЖЕ - авторский текст статьи к Международной научно-практической
конференции в Нижнем Новгороде "Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)

28-29 марта 2013г.

============================================================

Соколов Р.В., Москва

ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ. С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов,

Р.В. Соколов…»

(опыт сравнительного анализа социально-педагогической деятельности)

In Ont Chain (comparative analysis of socio-pedagogical reality

Жизнь и деятельность указанных деятелей охватывает период
с 1878г. по настоящее время, т.е. более 140 лет.

Активная социально-педагогическая деятельность с 1905
по 2012, т.е. 107 лет.

За это время Россия дважды участвовала в мировых войнах,
и в стране дважды радикально поменялся общественный строй
(1917 и 1991).

Но, несмотря на такие обстоятельства, «цепь» традиции,
о которой речь в этих тезисах, не прерывалась.

1.Основания для сопоставления дают, прежде всего,
следующие «внешние признаки».

1) Инициативный характер возникновения объединений.

В 1905 г. -детский клуб, а позже общество «Сетлемент»
С.Т.Шацкого и ещё позже (1911) - при нём летняя колония
«Бодрая жизнь.

В опыте А.С.Макаренко -  возникновение колонии им. Горького
(вместо школы-интерната №7 для социально-дефективных детей).

В опыте И.П.Иванова - создание по его инициативе в 1959 г.
пионерской районной Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ).

В опыте Р.В.Соколова - создание всех его воспитательных
объединений (например, городского многопрофильного
подросткового клуба «Орион» в г. Щёлково в 1968г.)

2) Значительная продолжительность опыта, созданных ими объединений.

У С.Т.Шацкого - клуб, общество и школа-колония «Бодрая жизнь»
(с 1905 по 1932).

У А.С.Макаренко - с 1920 колония и позже до 1939 Коммуна.

У И.П.Иванова - КЮФ с 1959 и студенческая Коммуна
им. А.С.Макаренко  (КИМ) с 1973 г. по 1992 г.

У Р.В. Соколова - с 1968 городской подростковый клуб «Орион», «выросший»
в Первый экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО).

Под его руководством 10 лет.

А позже -  более 20 лет клуба «Ровесник» и Опытной станции.

Это, не считая  предшествующих, промежуточных и последующих
опытов по созданию «экспериментальных моделей досуговых
центров социализации».

2. Более веские основания для сопоставления даёт то,
что было общим в  «педагогических воззрениях»
(термин А.С.Макаренко) этих социальных педагогов
и в их практическом опыте.


1) Общинность (коллективизм).

2) Представление о том, что детская община может «опережать окружающую жизнь в социальном творчестве»,
«педагогика социального творчества (так называется
ассоциация последователей И.П.Иванова).

3) «Творческое содружество поколений»  (термин И.П.Иванова)
в разновозрастном коллективе.

4) «Педагогика общей заботы» (не только друг о друге
внутри коллектива, но и заботы об улучшении окружающей жизни).

5) Трудовое воспитание в направлении от «труда-работы»
к «труду-заботе».

6) Приоритет воспитания над обучением.

7) «Бодрая жизнь» (С.Т.Шацкий), «мажор» (А.С.Макаренко),
«радость людям» (И.П.Иванов, Р.В.Соколов).

8) Игра, не только как инструмент воспитания,
но и как важнейший элемент образа и стиля жизни коллектива.

9) Педагогически целесообразная перемена деятельности воспитанников («комиссии» у С.Т.Шацкого;

«отряды постоянные» и «сводные», «кружки и секции» у А.С.Макаренко; «отряды» и «советы дела» у И.П.Иванова;

«отряды», «штабы», «цеха», «кружки», «секции» и др. у Р.В.Соколова).

У всех в тех или иных вариантах многопрофильность, реально способствующая всестороннему развитию воспитанников.

10) «Освоение культуры» (культурного наследия
и культурной среды).

11) «Наступательность» как экспансия в распространении
своего  культурного влияния на ближайшую среду обитанию,
«активное преобразующее освоение окружающей культурной среды» (Р.В.Соколов).

В опыте С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко -  праздники и театральные постановки для населения.

В опыте И.П.Иванова -  «операции» «Радость детям села» и т.п.

В опыте Р.В.Соколова -  «культармейские агитпоходы
с концертами по сельским клубам и пионерским лагерям
Щёлковского района, совместные игры и творческие дела
с сельскими ребятами во время летних лагерей труда и отдыха,
«вечера для родителей».

А в период 1986 – 2007 -  117 массовых праздников подвижных игр
под девизом «Радость детям Марьиной рощи».

12) Стремление к теоретическому осмыслению своего опыта,
его систематизации, описанию его в виде целостной
развивающейся педагогической системы
(применительно к окружающей социокультурной ситуациии
и её динамике).

13) Деятельность по научно-методическому описанию
идей и опыта в виде доступном для трансляции.

В опыте С.Т.Шацкого книги «Дети-работники будущего»,
«Бодрая жизнь» (с приложением статей и стенограмм
выступлений 4 тома).

В опыте А.С.Макаренко - 8 томов.

У И.П.Иванова - кандидатская и докторская диссертации,
статьи и две книги, изданные при жизни и несколько уже посмертно.

У Р.В.Соколова - тематические страницы «Юный коммунар»,
«Ребячий комиссар», «Старший друг» в газетах.
Это свыше 40 газетных полос с 1968 по 1998 гг.

Сотни отдельных статей в СМИ.
Три брошюры и три книги.

Общее число научных и учебно-методических публикаций около 190.

4-й год действует личный сайт, на котором представлено
уже свыше 70-ти из этих публикаций и видеозаписи десятков
выступлений на различных конференциях.

И множество других материалов, отражающих содержание и методы работы.

14) Стремление «раздвинуть рамки», обусловленные
типом учреждения  вплоть до изменения установленных «свыше» нормативных документов (положения, устава и пр.)
и даже - статуса учреждения  (его ведомственной подчинённости).

В опыте С.Т.Шацкого - наделение колонии «Бодрая жизнь» статусом «Первой опытной станции по народному образованию» Наркомпроса.

В опыте А.С.Макаренко - аналогичное наделение его колонии
статусом образцового учреждения при Наркомпрсе Украины
с выходом из-под подчинения местным органам.

В опыте Р.В.Соколова - переход клуба «Орион» в статус
«Первого экспериментального студенческого отряда» (ЭСПО)
при МГПИ им. В.И.Ленина в 1971г.

А через 20 лет переход детского клуба «Ровесник» (при жилконторе)
в статус общественной организации с юридическим лицом,
а через год перерегистрация с получением статуса некоммерческой организации (НКО), что позволило создать независимое общественное воспитательное научно-методическое учреждение
«Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».

Благодаря Станции (которой позже было присвоено имя
С.Т.Шацкого), многопрофильный клуб «Ровесник» активно
Ъразвивался до 2003 г. (когда от большинства подобных клубов
в Москве остались одни воспоминания).

Опытная станция подобно Станции С.Т.Шацкого была комплексом, который, помимо практической  педагогической работы с детьми, занимался научно-педагогической деятельностью,
подготовкой кадров и несколько лет по договору с Комитетом
по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы.

Наш акомплекс был ещё и Московским городским консультационно-методическим центром (МГКМЦ).

15) «Десант в педагогику» - активная пропаганда своих
педагогических инновационных воззрений, и социально-педагогических технологий через общение с работниками социальной сферы
и теми, от кого зависит их деятельность через выступления
на совещаниях и конференциях, через журнальные
и газетные публикации.

16) Стремление к «воспроизводству» не только «детского актива»,
но и кадров воспитателей. У С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко некоторые воспитанники становились педагогами (в колонии и коммуне),
а кто-то стал педагогом позже.

Так было и у нас.

Воспитанники становились педагогами уже на 3-м году «Ориона».

Позже Т.Стурова стала учителем, С.Фролов стал директором школы, Е.Борисова - преподавателем в МГПИ, Ю.Берёзкин директором
СППК и т.д.

В более чем 20-летнем опыте клуба «Ровесник» и Станции
педагогами в ней стали воспитанники О.Файницкий,
сёстры С. и А.Соколовы.

Они, получив уже некоторый педагогический стаж, поступили в педколледжи, затем в педуниверситеты.

Закончив их с отличием, стали работать по специальности
социальными педагогами.

Воспитанница А.Соколовой по клубу Ю.Макаренко тоже закончила педучилище и пединститут. И тоже - с отличием .
И тоже организовала подростковый клуб.

3. Специфические (отличительные) черты

Они обусловлены:

а) конкретной политической ситуацией в стране и социокультурной ситуацией в регионе;

б) спецификой учреждения (его организационно-правовой
формой, наличием    кадровых и материальных ресурсов)
и др.

Отличия в опыте С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и И.П.Иванова
уже многократно освещались в публикациях автора данных тезисов.

Полагаю, наступило время написать и о нашем опыте.
С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко, будучи «по природе» новаторами и,
по сути, яркими представителями общественно-педагогического
движения, в тех условиях были вынуждены сотрудничать
с государством, пытаясь вести инновационную деятельность
в государственных учреждениях (где до поры до времени им
что-то удавалось).
Но из этих учреждений их потом (по словам С.Т.Шацкого)
«оторвали с кровью и мясом».

И понятно, почему их последователь И.П.Иванов
в годы начавшейся «оттепели» пытался создавать сугубо
общественные объединения.

Он избегал не только возможности стать учреждением
или его структурным подразделением, но даже – оформления
КЮФа  в организацию.

Вся работа - исключительно на «волонтёрских началах».

Вот почему и мы, поработав в учреждениях школьных,
внешкольных, культурно-просветительных и при жилконторах,
при первой же возможности (в 1990г.) создали своё общественное учреждение.

Такого счастья, (увы!) после опыта С.Т.Шацкого в 1905-1917 гг
не удалось испытать ни А.С.Макаренко, ни И.П. Иванову.

А нам довелось.

И благодаря этому нам удалось не только создать Станцию
как воспитательное учреждение нового типа, но и получить
небывалые возможности для поисковой опытно-экспериментальной работы.

Мы продолжали работу по проблемам и методике коллективного
освоения культуры, над 15-летней программой «культармейской подготовки» лидеров детских объединений.
Через их деятельность  по девяти «направлениям» (с целью
всестороннего и гармоничного развития личности).

Разработали свою концепцию освоения культуры
(как освоения культурной среды).

Много занимались проблемой работы с теми детьми,
которых А.С.Макаренко называл «серыми и сопливыми»
(и признавался, что не знает, как с ними работать).

Таких социологи и психологи называют ещё «аутсайдерами».

В последнее десятилетие активно работаем над программами патриотического воспитания с использованием метода
«длительной игры» на материалах отечественной истории
«Богатырские поляны» и «Путешествие в Древнюю Русь».

Обо всей этой работе теперь можно найти материалы на сайте
sokolovr.ru.

Литература

1. Соколов Р.В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения или духовной культуры // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1986. -Вып.1. - С.28-30.

2. Соколов Р.В. Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение. Материалы советских ученых к Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 августа 1988 г. / Ин-т философии АН СССР и Философское о-во СССР. - М., 1988. - C.I04-II4.

3. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. – М., 1992. –190 с. (Учебно-методическое пособие / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Сектор методологии и методов исследования культуры НИИ культуры РАН и МК РФ, Кафедра социальной инноватики Института молодежи.
2. Соколов Р.В. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию:идейные истоки, предыстория, опыт организации //
Выпуск под рубрикой «Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга». – М., 1990. – 17 с. Вып. 6 / ГБЛ; НИО "Информкультура".
3.
Соколов Р.В. Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту  жительства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности “Социология культуры, образования, науки.(Защищена в Российском институте культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.)

4.Соколов Р.В. Из опыта работы форпоста культуры им. С,Т. Шацкого // Роль педагогической системы А.С.Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. -М., 1975. - С. 70-
5. Соколов Р.В. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения / Ин-т философии АН СССР // Культура и мировоззре­ние. Вып.2. - М.„ 1986. - С.98-101.

6. Соколов Р.В. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса / Ин-т социолог, исслед. АН СССР, ОСА. - М., 1987. - Кн.2. - C.I92-2I2.