НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ О КЛУБЕ С.Т.ШАЦКОГО. Статья Р.В.Соколова в газете "Жизнь Марьиной рощи" (страница из прежнего сайта, созданная в декабре 2010г.). Просмотров 351..

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О КЛУБЕ С.Т.ШАЦКОГО

 

Эта рубрика создана  на прежнем сайте 10  декабря 2010г.

 

 

 

На данном сайте есть ВИДЕО по С.Т.Шацкому
---------------------------------------------------------------------
 

 

В 2010г. исполнилось 105 лет со времени создания
на северной окраине Москвы детского клуба для детей и подростков
из семей московской бедноты.

 

 

 

 

 

СОКОЛОВ Р.В. О ПЕРВОМ КЛУБЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ В МОСКВЕ И РОССИИ И ЕГО СОЗДАТЕЛЯХ

(из газеты “Жизнь Марьиной рощи”)

В начале века Марьиной рощей называли всю северную окраину Москвы
от того места, где сейчас Рижский вокзал и на Запад чуть ли не до
Белорусского вокзала.

Здесь преобладали маленькие деревянные домишки,
окруженные садами и огородами.

 


Самым крупным архитектурным сооружением был женский монастырь
Скорбященской Божьей матери.
В его зданиях позже расположился Станкостроительный институт,
а на его территории - детский парк.

И кто бы тогда мог подумать, что вторым самым значительным
архитектурным сооружением, которому суждено будет стать
памятником архитектуры и культурной достопримечательностью столицы
станет детский клуб!

то здание, выросшее в 1907 году в Вадковском переулке
прямо под стенами монастыря рядом с купеческим особняком (
в котором сейчас Турецкое посольство) сразу удивило своей необычностью.

Оно было построено в стиле "модерн" и напоминало сказочный замок.

Кому принадлежало это красивое здание со сводчатыми окнами
и цветными витражами.

Какой богатей мог позволить себе паровое отопление и электрическое освещение?
(Этот дом был первым в Марьиной роще, в котором появилось электричество -
силовой кабель специально был протянут чуть ли не из центра Москвы.)

А принадлежало это здание (и было выстроено специально для него)
детскому клубу. Одному из первых не только в Москве,
но и в России детскому клубу.
Правда, назывался он тогда не клубом, а сетлементом.

От английского слова settlement, что означает в переводе "культурное
поселение".
Дело в том, что один из основателей клуба архитектор А.У.Зеленко
познакомился в Америке с многочисленными досуговыми центрами,
которые создавались общественными организациями для жителей окраин
крупных городов и предложил своим московским друзьям создать
нечто подобное и в Москве.

Первыми откликнулись на это предложение студент С.Т.Шацкий
(он тогда учился одновременно в консерватории и в Петровской
сельскохозяйственной академии, выпускница консерватории пианистка
В.Н.Демьянова и учительница Л.К.Шлегер.

Они-то и создали 90 лет назад (в середине 1905 гн.) в Марьиной роще детский клуб. Зарегистрирован он был под названием "Общество сетлемент"
и действовал первое время в домике бывшей бани.

А вот в 1907 году по проекту А.У.Зеленко было выстроено то самое здание
с актовым залом, 27 комнатами для кружковых занятий и даже вертящимся
металлическим куполом над крышей - самой настоящей обсерваторией.

Под этим куполом у телескопа проходили занятия кружа по изучению звездного неба.
Но были и вполне "земные" кружки. Ребята рисовали, лепили,
делали макеты из природного материала, ставили спектакли.

При клубе были мастерские, где ребята могли сшить себе сапоги,
сделать для дома табуретку, сшить рубаху или платье.

При клубе была игровая площадка и детский сад.

Была своя медицинская амбулатория. И даже - своя школа.

В этой школе было много необычного. Учителя здоровались с учениками за руку.

Отметок не ставили. Даже хороших.
Но многие родители предпочитали переводить своих детей из обычных школ в эту.

Здесь дети не только быстрее научались читать и писать.

Здесь они серьезно "приохочивались" к самостоятельным занятиям с книгой,

\к посещению выставок, театров, к слушанию серьезной музыки.

Создание школы при клубе было ценным еще и потому,
что в те годы обязательным было только трехлетнее обучение,
а в школе при клубе ребята могли бесплатно получить образование
еще за 4,5 и 6 классы.

У клуба была своя загородная "колония", которая называлась "Бодрая жизнь"
Это что-то среднее между загородным "оздоровительным лагерем"
и "лагерем труда и отдыха".
Туда ребята уезжали на 4 месяца с мая по сентябрь.

Там они они трудились на огороде, в саду, на ферме и на полях.

В своем "детхозе" они учились сеять и печь хлеб,
ухаживать за растениями и животными, шить одежду, чинить и стирать ее.

А еще учились дружбе, взаимопомощи, умению ставить цели и достигать их.

Вечерами слушали музыку и пели. Для местных жителей часто устраивали спектакли.

Об этой работе Клуба и ее летней колонии с восторгом отзывался
известный американский философ и педагог Джон Дьюи.

А выдающийся индийский мыслитель и писатель Рабиндранат Тагор
в разговоре с Шацким отозвался так: "Ваше учреждение имеет
исключительно важное значение с точки зрения той цели,
которую я ставлю перед собой".

Уже в 1907 г. о клубе была напечатана книга "Дети-работники будущего".

Написал ее С.Т.Шацкий. Автор вступительной статьи - А.У.Зеленко.

Книга была иллюстрирована фотографиями. И, что особенно удивительно -
в качестве типографских наборщиков прекрасно проявили себя
воспитанники клуба.

Позже была напечатана книга и о колонии.
Она так и называлась "Бодрая жизнь".

А еще при этом клубе действовали педагогические курсы Университета
им. генерала Шанявского. По вечерам собирались те,
кто интересовался внешкольным
воспитанием и слушали лекции С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой

и других руководителей клуба.

Возникает вопрос, а на какие деньги был построен и содержался клуб,
откуда взялся земельный участок для летней колонии.

При обществе был создан "Финансовый комитет", в который вошли люди,
которых в этом обществе называли "соревнователями".

Это были купцы и другие состоятельные люди.
Они выделяли деньги на приобретение участка под строительство клуба,
на строительные материалы и содержание клуба,
выделили участок под летнюю колонию.

Раньше таких людей в России называли меценатами, теперь - спонсорами.
А еще было много помощников.

Это были родители ребят. Например, группа родителей,
имевших строительные профессии и работавших на заводе Листа (позже завод "Борец") помогали строить здание клуба и оборудовать его.

В прежние годы не принято было говорить, что клуб для детей бедноты
московской окраины организовали дворяне, а содержали купцы.

Говорили, что клуб создала группа московских интеллигентов...

Да, конечно, организаторы клуба были настоящими интеллигентами. А.У.Зеленко

написал много книг об американских клубах, о детских музеях разных стран,

о научной организации труда.

Позже он защитил докторскую диссертацию по архитектуре.

В.Н.Шацкая в те годы окончила Московскую консерваторию
с золотой медалью и ездила повышать свою квалификацию
в качестве пианистки-виртуоза во Францию.
А позже - стала профессором, академиком, автором большого числа учебников
по эстетическому воспитанию.

С.Т.Шацкий уже тогда был принят по конкурсу певцом в Большой театр.

Вскоре стал всемирно известным педагогом.
В последние годы жизни был директором Московской консерватории.
Вот такие интеллигенты (все они по происхождению дворяне)
совершенно сознательно отдали лучшие годы своей жизни детям
московской бедноты, детям Марьиной рощи.
И никогда об этом не жалели.
Об этих Старших Друзьях и об этом клубе можно рассказать
еще очень много интересного. И мы будем рассказывать.
У нас хранятся десятки катушек с уникальными магнитофонными записями
воспоминаний самой В.Н.Шацкой и воспитанников клуба.

Есть и несколько часов видеозаписей с воспоминаниями этих
"солнечных людей" (так они себя называли).
Они ушли из жизни, но наш долг сделать так, чтобы о них не забыли,
чтобы начатое ими в Марьиной роще педагогическое дело дело продолжалось.

У нынешних ребят Марьиной рощи потребность в таких Старших Друзьях
не меньше, чем у их сверстников начала века.

И у детского клуба "Ровесник", который принял эту эстафету есть потребность в таких Сотрудниках, таких Помощниках и таких Спонсорах.

 

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

 

ДВА НАШИХ ВЗГЛЯДА НА ФЕНОМЕН СОЗДАНИЯ В 1905 году В РОССИИ

(в северной части Москвы – районе Марьина роща)
ПЕРВОГО ДЕТСКОГО КЛУБА ДЛЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ БЕДНОТЫ

Первый – относится к 70-90-м годам прошлого века.

Второй (и более глубокий) к концу первого десятилетия века нынешнего.

 

ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН

(взгляд с прогрессистских позиций «социального оптимизма»
ПРИОБЩЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДВИЖЕНИЮ
ОРГАНИЗАТОРОВ СЕТЛЕМЕНТОВ

 

Вот как С. Т. Шацкий (в брошюре “Новая общественно-педагогическая работа
для “детей работников будущего”) в 1910г. описал первое знакомство
Ъмосковской интеллигенции с движением организаторов сетлементов
Англии, Америки и других стран.

“В начале 1905 года А. У. Зеленко, вернувшись из двухлетнего путешествия
по Америке, Австралии и Индии, сообщил своим близким знакомым
о своих наблюдениях над жизнью американского общества,
и этой жизни его поразил тот огромный интерес, огромный труд и средства,
которые вкладывают американцы в дело воспитания и обучения детей.

Привезенные им книги, иллюстрации, отчеты различных школ, библиотек,
колоний, площадок для игр и т. п. развернули поразительную картину
необычайной настойчивости американцев, серьезного труда, бодрости и силы,
которую вкладывают в это дело все слои их общества — от миллиардеров,
дающих огромные деньги, до простых работников на этом поприще,
общими усилиями создающих великое национальное дело”

2

. Позже о движении организаторов сетлементов А. У. Зеленко написал
большую статью “Новая педагогическая работа”, которая под заголовком
“Вступление” была помещена в книге “Дети — работники будущего”

3. По свидетельству С. Т. Шацкого, дело, которое называ- 1, 2 Шацкий С. Т.
Пед. соч., т. 1, с. 272, 2 М., 1908 г. 3 Там же, с. 55. _______________________________________________________________________

лось, “сетлементом”, оказалось привлекательным для него и других
молодых московских интеллигентов прежде всего тем, что “оно носило
бесспорно общественный характер, давало простор творчеству
каждого участника, избрало для своей деятельности бедные рабочие слои
населения, имело своим заданием провести в жизнь трудовое воспитание,
детское самоуправление и удовлетворение детских интересов”.

Термины С. Т. Шацкого “общественно-педагогическая работа” и
“общественный характер” (дела) считаем по смыслу именно тем,
что мы имеем в виду, говоря об “общественно-педагогическом движении”.

ИДЕЯ “ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ” Для общественно-педагогического
движения весьма характерна идея о том, что воспитание должно опережать
жизнь в ее “наличном бытии”. Для С. Т. Шацкого, который еще в 1903 г.
записал в своем студенческом дневнике мысль о том, что “новый уклад жизни,
новых людей должна дать новая школа”' и что настоящее “воспитание человека
должно быть воспитанием его самодеятельности”, привезенная А. У. Зеленко
из Америки мысль о том, что “дети являются работниками будущего”,
воспринималась, по его словам, как “учебно-воспитательное знамя”.


И можно сказать, что это “знамя” С. Т.Шацкий со своими коллегами пронес
через всю жизнь. После 13 лет практической педагогической
(и в то же время опытно-экспериментальной) работы (по созданию детских воспитательных коллективов) С. Т. Шацкий не без основания писал,
что “эта работа тем интересна, что мы присутствуем при создании
таких общественных взаимоотношений, которые далеко опередили условия
нашей жизни. ..”4. “Общественные взаимоотношения”, которые имели место в воспитательных коллективах С. Т. Шацкого оказались как бы прототипом тех,
что позже проявились в воспитательных коллективах А. С. Макаренко,
И. П.Иванова и многих других.

С. Т Шацкий не ошибся тнося в понимании того, что имел в виду А. У. Зеленко,
формулируя “дети — работники буду- 1 Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, с. 148. 2, 3
Там же, с. 272. 4 Там же, т. 2, с. 54.

___________________________ ___________________________________________

щего”- Во вступительной статье “Новая общественная работа” в книге
“Дети — работники будущего”, изданной в 1908 г. с подзаголовком
“Первая книга московского общества “Сетлемент”, А. У. Зеленко пишет:
“...работая с детьми, приготовляешь будущих граждан, работников и людей,
которые, постепенно эволюционируя и превращаясь во взрослого человека,
сумеют и воспользоваться реформами, введенными для них,
и разумно изменить и проконтролировать их в случае необходимости”.

Это в конце статьи. А в начале статьи как бы ее продолжение:
“В жизни общества всегда есть определенное течение, выражающееся
в желании непосредственно, практически прийти на помощь более обездоленным элементам,
не дожидаясь, пока социальный строй вообще переменится и улучшится”.
В том и другом случае говорится об “опережении жизни”.

В первом — об “опережающем воспитании” детей, а во втором
— об “опережающем социальном течении” (в пашей терминологии

— об опережающем общественно-педагогическом движении).

это для Шацкого и таких, как он (мечтавших о создании, новой школы
— школы воспитания самодеятельности) было своего рода выходом из,
казалось бы, совсем безвыходного положения.

Ведь если все, что связано с созданием школы, является монополией
государства и бдительно охраняется от подобных самозваных новаторов,
но при этом может быть создано нечто воспитательное инициативным
общественным путем вне школы (как в Америке, например, сетлемент),
то появляется потенциальная возможность реализации своих идей и подходов.

И даже — надежда на появление в дальнейшем “детей — работников
будущего”, их объединения в “течение”.

Что дальше? А дальше “возбуждение среди населения инициативы
в работе улучшения условий своей жизни”, что в свою очередь “подымает
среди инертных и обездоленных энергию, бодрость. гордость

и самолюбие в лучшем смысле слова как стимул поддержания своей личности,
ее смысла и ценности в жизни”*. Вот так была представлена в России идеология организаторов зарубежных сетлементов и организаторов первого
в России “Сетлемента”. 1 Стр. 17. 2 Там же, стр. 3. 3, 4 Там же, стр.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ВТОРОЙ ВЗГЛЯД

(взгляд с культурологических позиций социального реализма)

ОПЫТ С.Т.ШАЦОГО И А.С.МАКАРЕНКО – РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ОБ ОБЩИННОЖИТИИ

Начнём с того, что замалчивалось советскими педагогами в «советские годы»
когда говорилось и писалось о создателях первого детского клуба
на северной окраине Москвы.

Во-первых, и А.У.Зеленко и С.Т.Шацкий имели дворянское происхождение.

Отец Зеленко был преподавателем военной академии,
а отец Шацкого был военным чиновником.

И, что весьма примечательно, поляком и католиком, получил дворянское звание.

За что? За многолетнюю верную военную службу России.

Во-вторых, отец Шацкого был не просто католиком.

Как вспоминал сам Станислав Теофилович, их многодетная семья была
исключительно религиозной. Христианской.

.е. оба основателя детского клуба получили в детстве христианское воспитание.

Да, годы обучения в гимназиях и высших учебных заведениях
не очень-то способствовали в те годы развитию юношей в христианском духе.
Но то, что они получили в своей семье, не могло улетучиться бесследно.

И это проявилось не только в том, что С.Т.Шацкий венчался с В.Н.Демьяновой.

Известно, ведь, что и В.И.Ленин венчался с Н.К.Крупской – тогда венчаться
приходилось и многим атеистам…

А вот то, что позже Шацкий (после революции 1917-го года) написал письмо
в газету «Известия» (и оно было опубликовано, а вырезка из газете
представлена на стенде в краеведческом музее г.Обнинск),
что он считает большевиков разрушителями, наркома просвещения
А.В.Луначарского – дилетантом, и не хочет сотрудничать с новой властью
– это поступок.

И как бы потом (когда он для спасения, созданной им в 1911г.

детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» вынужден был стать
служащим у нового режима) он ни пытался доказывать свою лояльность,
как бы за него не вступались сильные мира сего, ему до конца жизни
продолжали (мягко говоря) не верить пролетарские идеологи.

В одном из писем последних лет жизни он писал, что его с кровью,
с мясом оторвали от любимого дела…

Да он умер в должности директора Московской консерватории.
Но ведь любим его детищем была не консерватория, школа-колония
«Бодрая жизнь», которая за два года до его смерти была «реорганизована».

А на самом деле из неё убрали всё, что было самым дорогим
для Станислава Теофиловича.

Не даром сказано «по плодам их узнаете их».

А каковы были плоды? От чего оторвали Шацкого?

Для этого надо понять, что создавали Зеленко Шацкий,
начиная сотрудничать в 1905г. Надо понять, что стоит за такими названиями,
как «клуб», культурно-просветительное общество «Сетлемент» (1907),
Общество «Детский труд и отдых» (1909), летняя колония «Бодрая жизнь» (1911).

И, наконец, чем были, выросшая из летней колонии школа-колония (1919)
и созданная на её базе «Первая опытная станция Наркомпроса по народному образованию». Для полного, обстоятельного ответа на эти вопросы
нужна большая книга и нужны новые диссертации.

Конечно, было бы упрощением считать, что они «просто хотели создать
детское царство».

Да, Шацкий пишет, что весной 1905 г. они с Зеленко как-то пили чай и мечтали
о «детском царстве».

То, что у них получилось летом 1905 года и позже царством назвать нельзя.

Это не была монархия. Даже тогда, когда С.Т.Шацкий стал директором
Опытной станции. Но и название «республика» тоже не подходит.

Из того, что есть в русском языке, более подходит старинное слово «община».

Это слово чаще употреблял в конце 20-х и начале 30-х гг. А.С.Макаренко
по отношению к созданной им колонии им. А.М.Горького.

Но если сопоставить содержание того, что творили «социальные реформаторы»
(как иногда называют Шацкого и Макаренко), то окажется, что наиболее подходит
слово «колония» (которое они по многу лет включали в названия своих «детско-взрослых» поселений). Последняя фраза может вызвать сомнения у кого-то
из читателей (особенно у тех, кто знакомился с деятельностью Шацкого и
Макаренко по советским учебникам), но я и не предлагаю принимать её
без сомнений.

Тем более, что сейчас (при создании этой рубрики на данном сайте)
я не могу «выложить сразу» все свои аргументы. Но надеюсь,
что пополняя эту рубрику текстовыми материалами и фрагментами
видеозаписей воспитанников Шацкого (которые есть в моём архиве),
мне постепенно удастся доказать, что и колония Шацкого,
и колония Макаренко были общинами, что их именно так и следует называть. хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

\хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

НИЖЕ – ДОКУМЕНТ ИЗ АРХИВА

«Дом замечательного российского педагога Станислава Теофиловича
Шацкого должен быть не только сохранен государством, но и возвращен тем,
для кого был построен, – московским детям!

В Москве, в Вадковском переулке, недалеко от станции метро Савёловская,
стоит дом, уникальный по своему предназначению и истории.

В начале XX века, в 1907 году, он был построен архитектором А. У. Зеленко
не для богатого промышленника, не для государства, а для детей.
Много ли существует зданий в мире, специально спроектированных
для детской жизни?

Вместе со своим другом и единомышленником С. Т. Шацким он создал там
чудесное общество “Сетлемент”, объединившее один из первых в России
детский сад, передовую, даже по сегодняшним меркам, школу,
клубы по интересам для детей и родителей, трудовые мастерские,

научные и творческие силы. Благодаря удобству помещений,
центр развивался успешно. “Дети не были отдельными посетителями,
– как писал С. Т. Шацкий, – это было живое детское общество,
еская школа, школа жизни, школа игры, школа радости, школа будущего,
дом свободного ребенка, социальная школа – школа для детей,
а не дети для школы”. Вот идея, которая объединяет и сегодня
передовых педагогов в мире.

Именно в этом доме могли бы создаваться новые технологии,
новые модели образования и развития личности, тем более,
что дом идеально приспособлен для такой цели.

………………………………..»

 

Могила С.Т.И В.Н.Шацких

http://cs9285.vkontakte.ru/u5886709/122982077/x_5f8b706d.jpg