НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___ФОРПОСТ (ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯД А И ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ). Статьи Р.В.Соколова для словаря-справочника "Детское движение" ). Просмотров 407

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Коммунарское Макаренковское содружество

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Р.В.Соколов

В ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ДЕТСКОМУ ДВИЖЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД И ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ.

ФОРПОСТ

 

 

Первый экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) был создан в самом начале 1971 г.

По решению комитета комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для работы с детьми во дворах.

Принцип организации и управления отрядом был взят из опыта “тимуровского движения” (“Тимур и его команда”) и строительных отрядов, но нужно было найти соответствующее содержание воспитательной работы и методику.

То, что студенты знали по опыту своей работы в пионерских отрядах и комсомольских группах для работы с “трудными” “дворовыми” детьми годилось мало. По инициативе доцента кафедры педагогики Э.С.Кузнецовой комитет комсомола пригласил руководителей и лидеров щёлковского городсткого клуба “Орион”, имевшего опыт создания “дружин юных культармейцев” и работы с безнадзорными детьми во дворах. Так группа старшеклассников из подмосковного Щёлкова “высадилась десантом” в московском районе “Лужники” и стала ядром будущего “ЭСПО”. Летом того же года педагогическим отрядом была названа группа студентов Челябинского педагогического института, работавшая вожатыми в летнем загородном лагере. У московского “ЭСПО” появились последователи. Студенты Калужского пединститута организовали “ЭПОСС” (Экспериментальный педагогический отряд студентов и старшеклассников. Появились педотряды при педагогических училищах, например, при педучилище Владивостока. Вскоре подобные отряды стали возникать во многих городах и в печати появилось понятие ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ. Первоначально эти отряды входили в КМС (Коммунарское макаренковское содружество), которое два раза в год проводило республиканские слёты педотрядов в разных городах. Слёты проходили в Москве, Ленинграде, Бресте, Белополье, Калуге, Перми, Белебее, Череповце, Рязани, Липецке. На слёты собирались делегации от нескольких десятков педотрядов. Обычно слёт проходил 10 дней и проходил “стационарно”, но однажды (летом 1975 г. ) слёт прошёл в форме “агитпроплыва” (плавали 20 дней по Волге на теплоходе школьного завода “Чайка”. В качестве оплаты за аренду теплохода участники слёта прямо на борту подготовили несколько стендов для макаренковского музея завода. Во время этого слёта был разработан и единогласно принят первый Устав КМС. Через год (в связи с тем, что ЦК ВЛКСМ издал Постановление “О движении комсомольских педагогических отрядов” и утвердил Примерное положение о комсомольском педагогическом отряде) на слёте в Перми было решено переименовать КМС в “Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов” (ТС МКПО) и было принято Положение о ТС МКПО. Если до этого движение педотрядов проходило под “курированием” Макаренковской секции при Центральном совете Педагогического общества РСФСР, то терерь “куратором” движения и слётов стал ЦК ВЛКСМ. Комсомол стал энергично насаждать педотряды “повсеместно”, “бойцы” в отряды “рекрутировались” чуть ли не принудительно, дети стали избегать таких “наставников” и скоро в печати появились публикации руководителей комсомола о том, что движение педагогических отрядов себя не оправдало. Созданные “изподпалки” отряды вскоре “развалились”, но отряды, созданные “инициативно” продолжали действовать и лидеры нескольких из них даже обратились в ЦК ВЛКСМ с просьбой помочь создать ассоциацию педотрядов. Комсомол помощь пообещал, но назначенные им “ответственные организаторы” сделали всё, чтобы такая ассоциация так и не появилась. В настоящее время существует сравнительно небольшое количество “самодеятельных” педагогических отрядов (некоторые из них входят в РСМ). Наиболее многочисленны педагогические отряды, объединяющие студентов, выезжающих летом работать вожатыми в загородные лагеря, но есть и другие отряды (работающие во дворах, школах, детских домах). Есть основания прогнозировать новый “всплеск” в движении педотрядов, т.к. среди студенчества наблюдается очередное повышение интереса к работе с детьми и подростками. ФОРПОСТ. В прошлом века термин употреблялся в военном и пограничном деле для обозначения укреплённых пунктов на линии фронта и на границе. В отечественном “детском движении”.термин появился в 20-е годы, когда пионерские организации, работавшие, как правило, на базе рабочих клубов, стали создавать свои филиалы (“пионерские форпосты”) в школах. После переведения пионерской организации в школу термин утратил это своё значение. В конце 60-х годов под впечатлением яркого рассказа одного из героев художественного фильма “Звонят, откройте дверь” (роль которого играл Р.Быков) о довоенном дворовом пионерском форпосте руководители подросткового городского клуба “Орион” при щёлковском Дворце культуры Московской области назвали первый филиал своего клуба, организованный ими в соседнем дворе, Форпостом. Когда старшие воспитанники клуба “Орион” стали студентами и организовались (в начале 1971 г.) в первый Экспериментальный студенческий отряд (“ЭСПО”) МГПИ, то помещение красного уголка в микрорайоне “Лужники”, где начали проводить клубную работу с детьми, так же как и в Щёлково стали называть Форпостом (или “Форпостом педагогического отряда”). Созданные по примеру москвичей педагогические отряды Калуги и других городов тоже стали называть свои дворовые клубы форпостами. Некоторое время в помещении московского форпоста “ЭСПО” висел лозунг “Превратим наш микрорайон в форпост культуры!” и таким образом появилось название “Форпост культуры”. Решением комитета комсомола МГПИ в 1972г. Клубному досуговому центру, созданному “педотрядовцами” в Лужниках было присвоено наименование “Форпост культуры имени С.Т.Шацкого”. Это наименование сохранилось и до настоящего времени, хотя и состав руководителей Форпоста сильно изменился, и содержание его деятельности сильно отличается от того, что было в первые годы и что зачинателями “форпостовского движения” называлось “коллективным освоением культуры”. Организаторы считали наиболее правильным и указывающим на специфику нового типа досугового центра название “Форпост коллективного освоения культуры”, но оно не прижилось, т.к. форпост в Лужниках был таковым всё меньше и меньше, всё -больше и больше (превращаясь усилиями новых руководителей и местной администрации ) в “досуговое учреждение нового типа” (в “социально-педагогический производственный комплекс” (СППК), где вместо “ставки” на развитие деятельности по коллективному освоению культуры самих детей и подростков и “ставки” на “социальное участие” “волонтёров” (на педагогическую “самодеятельность населения”) стала делаться “ставка” на “координацию усилий” “заинтересованных организаций и ведомств”, на “кооперирование средств” и на работу “хорошооплачиваемых” педагогов Самодеятельная молодёжная организация превратилась фактически в “межведомственное учреждение дополнительного образования”. За 27 лет самодеятельная “неформальная” молодёжная организация превратилась в свою противоположность - “заформализованное” “казённое” учреждение. Название “Форпост коллективного освоения культуры” более приемлемо для Первой опытной станции по внешкольному воспитанию” (работающей с 1986 г. В районе “Марьина роща” Москвы, которая продолжает традиции общественно-педагогического движения, Форпоста культуры имени С.Т.Шацкого” начала и середины 70-х годов, (и которой по представлению группы воспитанников С.Т.Шацкого решением собрания членов Отделения теории и методологии воспитательных воспитательных систем Академии педагогических и социальных наук совместно с Ассоциацией “Воспитание” в январе 1998 г. Присвоено имя С.Т.Шацкого). Но слово “Форпост” оказалось слишком “нагруженным” нежелательными ассоциациями. Те, кто мало знаком с историей пионерских форпостов начала века и форпостов культуры его конца иногда используют звучное слово “форпост” в названиях своих досуговых центров.