НОВОЕ НА САЙТЕ за последние 6 месяцев ТЕКСТЫ И ВИДЕО (в обратной хронологической последовательности)

___НЕЗАКОНЧЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (статья Соколова Р.В. «Социокинетика»: стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003, с. 168-180. Просмотров 392.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Публикации - Статьи о И.П.Иванове

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Соколов Р.В.
Незаконченный эксперимент.
«Социокинетика»:  стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003, с. 168-180.

 

Соколов Р.В.

НЕЗАКОНЧЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

До сих пороб этом движении появлялись публикации преимущественно педагогов, реже - социологов и культурологов.

Но вот теперь появилась монография политического историка - доктора исторических наук А.В. Шубина «Отзастоя к реформам», в которой автор связывает «коммунарское движение» с такими социальными явлениями, как «коммунализм» и «гражданское общество».

В специальной главе едва ли не впервые исследуются социально-политические аспекты «коммунарскогодвижения», эволюция его взаимодействияс «руководством» Пионерии и комсомола.

И в приведенных ниже размышлениях автор счел целесообразным   использовать  ряд  положений  названного историка и прокомментировать их.


Чем
было «комммунарское движение» до сих пор в «массовом» сознаниипедагогической общественности?

Проявлением, частью детского движения.
Подчеркнём слово «детского».


А.В.Шубин приводит интересное суждение активного участника коммунарского движения известногожурналиста В.Р. Хилтунена: «коммунарство стало инвалидной формой коммун двадцатых годов. У них сохранилась игроваяформа, но был отрезан материальный базис. Они прорвались в будущее, но оказались кроной, зависшей без самого ствола».

И добавляет от себя: «Это была игровая модель бессеребреннического коммунизма, альтруистического общества будущего».

Читая статью историка А.В.Шубина, видно, что это  социальноедвижение имело и некоторые «политические аспекты», связанные с периодом «оттепели» после XX съезда КПСС.

«Коммунарское движение» трактуется историком ещё и как реакция на идеологию тех летвообще, а не только как реакция на некоторые педагогические технологии в сферевоспитания, в детском движении.

Коммунарское движение прочно связано с именем Игоря Петровича Иванова. Что это был за человек?

И.П. Иванов был, прежде всего, философом.
И нетолько по образованию. Он всегда был и оставался мыслителем.

А.В.Шубин пишет, что Иванов «был инакомыслящим, но смотрел на власть«слева». Он былмарксистом и коммунистом больше, чем руководство страны».

«Он мечтал, что когда в созданнойим педагогической коммуне вырастут коммунары, они изменят общество». Был у Иванова и другой «университет». Его отец был репрессирован, но «вовремя» реабилити­рован. И И.П.Иванов на всюжизнь сохранил веру в возможность торжества справедливости в странеСоветов. Если за неё бороться.

Известно, что некоторое время И.П.Иванов работал в аппарате Ленинградского обкома комсомола, а  затем - аппаратеЦК ВЛКСМ, но ушёлоттуда по собственному желанию. А это в ЦК ВЛКСМ случалось  не часто. Ушёл, как многое не принимавший.

Недаромв сводной районной пионерской дружине «Фрунзенскойкоммуне», созданнойИ.П. Ивановым, был и такие (сформулированные Ивановым) законы: «Формалист и бюрократ - самый ядовитый гад!», «Дряни любой - давай бой!». А позже в студенческой«Коммуне им. А.С.Макаренко» был и такой закон: «Огнём Макаренко пылать, штурмуя небо не пищать!»

Созданием этих коммун и выросшим из них массовым движением И.П. Иванов дал бой формализму и бюрократизму, бытовавшим тогда в пионерии и в комсомоле.

Уходя и зЦК ВЛКСМ, он, наверное, ещё не мечтал ни о «коммунарскомдвижении», ни о «коммунарскойметодике». Даже слова такие появились лишь через 8-10 лет.

«Союз энтузиастов» появился в 1956 г., а первое употребление термина «коммунарскоедвижение» мы находим только в 1964 г. (в статье Виктора Малова и Любы Балашковой  «Мы живём не помаленьку», опубликованной журналом«Комсо­мольская жизнь»).

А термин «коммунарская методика» появился ещё позже. Сам И.П.Иванов очень редко употреблял этот термин, предпочитая называть своё детище «методикойкоммунистического воспитания».

Он ведьзанимался проблемами коммунистического воспитания, а не какого-то иного.

Термин «коммунарская методика» был «придуман» высокими комсомольскими чиновниками, когда им понадобилось как-то отделить разонравившееся «коммунарское движение» (его стал иназывать «организацией в организации», вкладывая в этовыражение смысл аналогичный термину «злокачественная опухоль»).

В 1965 г., работая вожатым в«Орлёнке», я неслышал термина «коммунарское движение» и сам опасался его произносить. При этом о«коммунарской методике» слышать приходилось, но все предпочитали его заменять на термин «орлятскаяметодика» или «методикаорганизации коллективных творческих дел».

Вот как это объясняетШубин: «Официальным структурам удалось взять на вооружение «технологию», аккумулировав часть движения в систему«школ комсомольского актива и пионерского», придавив наместах неконтролируемые группы, отказавшиеся от унификации подэгидой ЦКВЛКСМ». Но это было пот ом (вовторой половине 60-хгг.).

А чегохотели добиться задесятьлетдотогоИ.П. Иванов и его сподвижники («на первых порах»)?

С чего начинались созданные И.П.Ивановым «Союз энтузиастов (1956 г.), «Коммуна юных фрунзенцев» (1959 г.)?

Начинали со стремления«оживить» пионерскую и комсомольскую работу в школе.

Оживление детского движения (поначалу внутри этойсамой пионерской организации) было дляИ.П.Иванова едва ли не главным делом егожизни в т егоды.

Реализация такой миссии не  простонаучно-методическая деятельность и даже не просто серия социальных инноваций п осозданию «Союз аэн­тузиастов», пионерской «Фрунзенской коммуны», студенческой «Коммуны имени Макаренко», «движения юных коммунаров», педагогического «Коммунарского-макаренковского содружества».

Это, безусловно, ещё и инициативная «политическая самодеятельность», нацеленная   на борьбу за возрождение настоящего детского движения, за «настоящую коммунистическую педагогику».

Более того, - за«улучшениеокружающейжизни» силами детей и их старших друзей.

И вообще у И.П.Иванова, как ни у какого другого педагога, встречаются часто такиеслова как «борьба!», разведка боем», «атака», «бой», «штурм», «победа».

К сожалению, эта сторона его жизни, деятельности, учения ещё какследует не изучена и не описана. А«бороться» приходилось не только с формалистами и бюрократами.

Как отмечаетА.В.Шубин, «в коммуне столкнулись две  тенденции - неортодоксальный коммунизм и западнический либерализм.

Часть  вожатых сблизилась   с журналистом  С.Соловейчиком. ПомнениюВ. Хилтунена: «Сима Соловейчик узнал о бэтом  опыте в 1960-м, приехал  иначал популяризировать. И участвовать. И.П. Иванов очень болезненно относился   к попыткам  разрушения важных длянего идеалов.

А у  Симы был а близосьть к  либерально  йсреде. Вкоммуне усилилисьлиберально-западнические настроения.

И постепенно Сима сделал из  этого всесоюзную   диссидентскуюорганизацию.

Хотя и умеренную, ориентированную в первую   очередь на творчество, а не  на

коммунализм.

 

Смощнымлабораторно-учебнымцентромввиде«Орлёнка». Онперехитрил всех, когомог. Докакой-топорыИ.П. Ивановувсёэтобыло понятноиинтересно, потомучтоондумал, чтоэтоидётвразвитиеего